11 Москва Малая Ордынка Островский

Параллельно Ордынке проходит Малая Ордынка. И здесь в доме 9 находится музей Александра Николаевича Островского, нашего знаменитого драматурга. Я там, рядом на Пятницкой родился и жил, но в музее ни разу не был. Да и не мог бывать, поскольку музей открылся только в 1984 году.
Сначала – о его творчестве. Так получилось, что я сначала прочитал несколько прозаических вещей Островского, посвященных Замоскворечью. Это получилось как бы предисловием к его драматургии.
- «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг» [1843]  – Фигня.
- «Биография Яши» [1847] -  Тоже не очень.
- «Кузьма Самсоныч» [1847]  – Сатира на купеческую жизнь Замоскворечья. Тупорылая. «За Москвой-рекой не живут своим умом, там на все есть правило и обычай, и каждый человек соображает свои действия с действиями других». – Это уже интересно.
- «Не сошлись характерами» [1847] – Начало незаконченной повести. На основе этого была сочинена пьеса «Не сошлись характерами» (1857).
- «Замоскворечье в праздник» [1847] - Рассказ о том, что обычно происходит в течение праздничного дня. Познавательно.
- «Записки замоскворецкого жителя» [1847] Проза – Тоже какие-то наброски, зарисовки замоскворецкой жизни..
Какие-то это все грустные произведения. Жизнь в Замоскворечье тупая и тоскливая. Москва на кремлевской стороне – это «город», а здесь какое-то  сонное царство.

Пьесы.
«Семейная картина» [1847]. – Одноактная пьеса, первая у Островского. Разговоры о жульничестве купцов, воспитании детей и выдаче замуж молодой сестры. Ерунда.
«Свои люди -- сочтемся» [1849]. – Поначалу, опять всякие досужие разговоры в купеческой семье. Проблема в том, что надо выдавать дочь замуж за кого-то. Дочь и мать хотят благородного (не купца), а отец хочет купца. Есть ловкий приказчик, который положил глаз на дочку. У отца много долгов, векселей. Он, вроде короля Лира, отдает все приказчику, чтобы он расплатился с долгами и по векселям. Все имущество переводит на приказчика и отдает ему дочь. «Свои люди – сочтемся». Приказчик договаривается со свахой, которая уже нашла благородного жениха, что она скажет, что жених отказался. И за это обещает ей 2 тысячи и соболью шубу. А стряпчему обещает тоже 2 тысячи за то, что тот организует банкротство хозяина. В итоге все сделалось так, как задумал стряпчий. Векселя не оплачены, отец попал в долговую яму, и ему грозит Сибирь. Но бывший приказчик не хочет платить большой процент по векселям, и отец – в яму. Дочь его поддерживает мужа. И свахе он не дает обещанного. И отказывается от обещания стряпчему. Такой вот печальный конец. Звериный оскал замоскворецкого купечества.
«Утро молодого человека» [1850]. – Какая-то фигня. Похоже на незаконченную вещь.
«Неожиданный случай» [1850]. – Это некий этюд об отношениях слабовольного молодого человека и его друга с ловкой вдовой. Ерунда.
«Бедная невеста» [1851]. -  В этой пьесе есть некий конфликт, напряжение в первых четырех действиях, хоть речь идет опять о выдаче красавицы-дочери замуж.  Он влюбилась в какого-то пройдоху, а сватают ее за богатого чиновника, который, в случае женитьбы, обещал уладить их проблемы с банкротством и отбором у них всего имущества. Этот пройдоха в решающий момент отказывается от девушки, и она выходит замуж за чиновника. Правда, такое впечатление, что пьеса не закончена. Свадьба, вроде есть, а исполнение его обещания уладить дела не видно. Логичнее было бы закончить тем, что он ничего не делает, и мать остается ни с чем.
«Не в свои сани не садись» [1852]. – Это опять о выдаче дочери замуж. Есть влюбленный положительный молодой купец и вертихвост, промотавший все и приехавший в уездный город с целью выгодно жениться. Отец категорично отказывает вертихвосту, а он силой увозит недалеко дочку. Но когда выясняется, что денег он не получит, то он отказывается от нее. В конце концов, все проясняется, и все счастливы.
«Бедность не порок» [1853]. – Какая-то странная вещь. Опять про выдачу замуж дочери. Но у отца поехала крыша. Ему ударило, что все в уездном городе не так, необразованно, некультурно. Не то, что в Москве. И он пьет-гуляет с пожилым человеком. И хочет отдать за него дочь. А она любит приказчика, и он любит его. Но все уже, вроде бы, свершилось, уже свадьба вот-вот. Но что-то между ними разладилось, и отец-самодур отдает дочь первому попавшемуся. А это оказывается случайно тот приказчик, которого она любит. И вдруг отец мгновенно перерождается. И все счастливы. Как-то не логично.
 «Не так живи, как хочется» [1854]. – Тоже какой-то неожиданный благополучный конец. Сначала все плохо. Молодой муж, который год назад увез девушку от родителей, женился, а теперь вдруг загулял. Жену бросил. Влюбился в другую. Жена с горя поехала к родителям. А те, обеспокоенные отсутствием писем, поехали к ним. На постоялом дворе встретились. Дочь хозяйки двора и есть та, с которой спутался муж. Он ей говорил, что неженат. Девушка эта его послала. Он озверел, схватил нож и побежал резать жену, чуть не утонул в проруби. Вдруг очнулся и вернулся к жене. Ерунда.
«Доходное место» [1857]. – Сильная пьеса против всеобщего взяточничества в России. Начинается с типичного для Островского процесса выдачи замуж необразованных и необеспеченных дочерей. Обе влюблены в молодых людей. Одна – в романтика, не приемлющего взяточничество и думающего жить только честным трудом, хотя дядя его большой чиновник, пожилой. Правда, он не приемлет рассуждений племянника и прогоняет его. Другая сестра выходит замуж за человека, угождающего начальству, получающему место столоначальника, позволяющее брать взятки и обеспечить жене роскошную жизнь. Первая за год измучилась от бедной жизни и ставит условие: или он идет к дяде и просит его простить и дать место, или она уходит от него. Они едут к дяде, но того уличили в коррупции и вот-вот отдадут под суд. Муж начинает просить, но скатывается к своим обычным речам. Дядю хватает удар. И это расплата за его грехи. Его молодая жена не одобряла тоже мужа. И в итоге есть надежда, что после его смерти всем честным будет хорошо. Хотя это вряд ли…
«Праздничный сон -- до обеда» [1857]. – Это про Бальзаминова. Первая часть трилогии. Он ухаживает за купеческой дочкой. Она тоже его любит. За ней дают 300 тысяч. Но все портит брат ее матери. Он раскалывает, что у него ничего нет, и брат выгоняет Бальзаминова.
«Не сошлись характерами!» [1857]. – Дочь богатого купца была замужем за старичком, который скоро умер. Она вышла замуж за бедного красавца, но денег ему не давала. А он стал требовать. И она сразу так бросила его ни с чем. Как-то у слишком резко. Не убедительно.
«Воспитанница» [1858]. – О жизни в какой-то усадьбе, где всем командует своевольная барыня. Никому не дает продыху. Воспитанницу хочет отдать за пьяницу, своего крестника. К барыне приезжает молоденький сынок и влюбляется в воспитанницу. Они гуляют ночью в саду. И их видит наушница барыни – зловредная тетка, сволочь. И воспитанница в горе прогоняет возлюбленного. И все плохо. Слабоватая вещь.
 «Гроза» [1859]. – Это классика. Проходили в школе. Смотрели фильм 1935 года - Тарасова, Царев, Жаров, Тарханов. А все равно, при чтении пронимает. Фильм 2019 не смотрели. Пересказывать не буду – и так всем известно. Одна из лучших пьес Островского.
«Старый друг лучше новых двух» [1860]. – О том, как окрутили перспективного (в смысле денег) жениха. Он, по началу, обещал одной. А потом родители ему сосватали из благородной семьи. А от первой он отказался. Но он любит выпить, фактически – пьяница. И он явился к будущей невесте вдрызг пьяным. Они его выгнали. Тогда он вернулся к первой. Она сначала сделала вид, что не прощает его, но в итоге все сладилось. Невеста рассчитывает, что отвадит его от пьянства, но это вряд ли… Занятно, не более.
«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» [1861]. – Вторая часть про Бальзаминова. Здесь он ударил за богатой вдовой. Написал ей записку со стихами. Ей понравилось и она его позвала. Но оказалось, что за ней уже давно ухаживает сослуживец Бальзаминова. Они поругались недавно от того, что он к ней не пришел во вторник, а она видела кого-то на него похожего с девушкой. Но выяснилось, что он весь вторник дежурил в суде. И они помирились, а Бальзаминову - опять отлуп. Как-то не очень.
«За чем пойдешь, то и найдешь» (Женитьба Бальзаминова) [1861]. – Ну, все. Женили дурака. Тоже очень хорошая трилогия. В последней части Бальзаминов ввязывается в авантюру знакомого, который хочет увезти одну из богатых сестер. Этот знакомый просто использует главного героя в своих целях. А реальное сватовство к богатой вдове проходит. И слава Богу! Фильм 1964 года тоже очень хорош. Вицин, Шагалова, Смирнова, Мордюкова, Савинова и еще много известнейших артистов.
 «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» [1861, 1866]. – Университетские годы привили Островскому интерес к историческому прошлому русского народа. Эта пьеса о том, как собиралось второе ополчение в Нижнем Новгороде в 1611 году. Как переживали все и особенно Козьма Минин. Очень подробно рассказано. Какие были препятствия, изменники, сомнения в успехе после поражения первого ополчения, призыв князя Пожарского, раненного при первом походе, сбор народных денег. Написано белым стихом. Немного затянуто, но очень проникновенно.
«Грех да беда на кого не живет» [1862]. – Молодой человек приезжает в городок на несколько дней по судейским делам. Года три назад он жил в деревне недалеко, и  был роман с девушкой. Он уехал, а родители этой девушки и ее сестры умерли, и они опустились в нищету. Младшая с горя вышла замуж за лавочника. И вот теперь возобновляется между ними чувство. Муж любит жену, но очень приревновал ее к этому молодцу. И когда все открывается, то он убивает ее. Средненькая вещь.
 «Тяжелые дни» [1863]. – Ничего себе комедия. По началу, кажется, что это опять мучения молодого человека, которого тиранит отец. А он хочет жениться на небогатой девушке. Однако этот отец любит побуянить с посторонними людьми. И нарвался на афериста, который требует за побои 300 тысяч. Его знакомый стряпчий требует за улаживание дела очень много. Отец его выгоняет. Сын приходит с другом, тоже человеком, занимающимся такими делами. И тут же приходит аферист. Но друг, у которого на афериста есть компромат, заставляет подписать отказ от претензий. А за это друг организует женитьбу и ничего себе не требует. В общем, хороший конец.
«Шутники» [1864]. – Отец и две дочери бедствуют. Младшую любит молодой человек, тоже бедный чиновник. Отец согласен отдать дочь, и она согласна. Но ему нужно отдать одному помещику 300 рублей, которые растратил. А занять не у кого. Два бездельника подшутили над ним, напоили и отправили к отцу невесты пьяного. Все плохо. Подшутили также и над отцом, подкинув ему пакет с якобы деньгами, а, на самом деле, с резаной бумагой. У отца - сердечный приступ. Есть богатый купец, который может дать 300 рублей, он оскорбляет старшую дочь предложением пойти к нему экономкой, т.е. любовницей. Она и отец оскорбляются, выгоняют его из дома. А он говорит, что пошутил и предлагает выйти за него замуж и заплатить приданое 20 тысяч. Оказывается, он давно хочет жениться. Неожиданно все счастливы.
 «Воевода (Сон на Волге)» [1865]. – Из русской жизни первой половины 17-го века. Где-то в большом волжском городе, возможно, Костроме. Воевода (губернатор) своевольный, всех обирает, отбирает жен у мужей, из девушек устроил гарем. Ему противостоит боярин с сыном. Боярин отправляется в Москву с челобитной на воеводу, а сын хочет украсть невесту, которую насильно забрал воевода. Воевода ушел на два дня на богомолье и там заночевал в избе. И приснилось, что его свергают. Он поспешил обратно, успел как раз к похищению невесты, всех повязал. Но тут появился посланец из Москвы, всех освободил, а боярина по царскому велению сверг и встал вместо него. Счастливый конец. Написано опять белым стихом. Тоже местами затянуто, но, в целом, хорошо.
«На бойком месте» [1865]. – Хорошая вещь, известная. Про дела на постоялом дворе «Бойкое место». Хозяин-жучила заманивает проезжающих, чтобы те подольше оставались и побольше тратили денег. Хозяйка в тайне от мужа заводит шашни с богатыми. Еще живет с ними сестра хозяйки, молодая, красивая, которая влюбилась в  проезжего помещика. И он тоже полюбил ее, а хозяйка наговорила ему на сестру, и он спутался с ней. Но ее интриги выплывают наружу, и она чуть не нарвалась на страшную месть хозяина, но пронесло пока. А барин увозит молодую с собой в жены. Так что тоже можно считать хороший конец. Говорят, что толчком к написанию этой комедии была случайная встреча Островского с отказом в приюте на ночлег по пути из Осташкова во Ржев и с хозяином постоялого двора, имевшим разбойничий вид и торговавшим пятью дочерями.
 «Пучина» [1865]. – Очень грустная вещь. О бедных, нищих людях в Замоскворечье. Из двух небогатых приятелей один женится, не закончив учебы. Второй ему не советует: «Упадешь в пучину» Но он не слушается. Жена оказалась зловредная, его все время помыкала. Тесть такой-же. И тоже бестолковый. Жена умерла от того, что тесть не дал денег на доктора. Из детей осталась только дочь. Она работает не покладая рук, но нищета не проходит. Знаменитая цитата: «Сынок! Я на себя приму твой грех – бери взятки.» - «Да я, маменька, брал бы, да не дают». На их счастье бывший приятель спасает дочь от шутников и в итоге женится. Забирает к себе мать приятеля и дочь, а отец ее от невзгод лишился разума, и с тестем остаются в нищете. Конец, вроде бы, счастливый, но как-то невесело.
 «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» [1866]. – О событиях 1605-1606 годов. О воцарении самозванца в Москве, разговорах и действиях Шуйского, возглавившего в итоге бунт в Москве и убийство самозванца. Написано также белым стихом. Также проникновенно.
«Тушино» [1866]. – О событиях 1608 года. В Москве царствует Шуйский. В центре повествования – отец и двое сыновей. Они сначала примыкают к царю, а потом старший уходит к тушинскому вору – Лжедмитрию 2. Младший влюбляется в дочь врага старшего – боярина московского царя, который сидит в Ростове. Тушинцы начинают осаду Троицкого монастыря, но безуспешно (они там будут стоять до 1610 года). Часть их войска отправляется на штурм Ростова и побеждают. В итоге младший брат убивает старшего, а отец и дети сгорают в пожаре. Это слабее предыдущих рассказов о смутном времени. Здесь уже коллизии между вымышленными героями. Лучше бы Островский взялся за развитие событий при осаде Троицкого монастыря в 1608-1610 годах и последующего разгрома тушинцев, а также и последующего вторжения поляков и свержение Шуйского.
 «На всякого мудреца довольно простоты» [1868]. – Это классика. Многократно видел по телевизору фильм-спектакль Малого театра 1952 года. Царев, Ильинский, Пашенная и другие знаменитые артисты. Великолепно. Впрочем, этот спектакль показывали в 60-х годах, и многие его не видели. Хотя есть и вахтанговский фильм 1968 года (Яковлев, Максакова, Гриценко). Есть, оказывается, и более поздние постановки – театр на Таганке, Маяковского. Но по телевизору я что-то их не помню. «На всякого мудреца…» - это о том, что если хочешь многих одурить, то не нужно записывать все в дневнике.
«Горячее сердце» [1869]. – Действие происходит, якобы, в городе Калинове 30 лет назад. Купец третирует дочь от первого брака. А жена путается с приказчиком, крадет у мужа деньги. За эту кражу сажают в тюрьму парня, милого дочери. Она уходит из дома и хочет пойти за парнем в солдатки, когда милого возьмут в солдаты. Отправляется на богомолье с уволенным приказчиком, который ее любит, но она, вроде бы, ему не отвечает. Но парня выкупает из тюрьмы еще один барин, который кутит на своей даче. И этого парня он вместо солдата берет к себе шутом. Тот соглашается, тем самым изменяя договору с невестой. Гуляющий барин устраивает маскарад в виде разбойников и берет ночью едущего по лесу любовника жены купца, напаивает его, и тот сознается в кражах у купца. Все это выплывает наружу. Жену и любовника ловят. А дочь берет в мужья не первого возлюбленного, а того, который с ней шел на богомолье. И получается, что «горячее сердце» - это сердце приказчика, с которым она шла на богомолье. Тоже счастливый конец, вроде бы. Но вещь средняя для Островского.
 «Бешеные деньги» [1869]. – Отличная пьеса о «роскошной» московской жизни людей без достаточных для этого средств. В центре – избалованная красавица и небогатый труженик из провинции. У семьи красавицы большие денежные проблемы. Их имение, которым управляет отец, разорено и продается за долги. А мать с дочерью привыкли жить в Москве шикарно. Долгов куча. И стоит проблема выйти замуж за богатея, который заплатит за все и позволит продолжать такую жизнь. Егор Глумов (из «На всякого мудреца») шепчет матери, что некий влюбленный в дочь промышленник является миллионщиком, владельцем золотых приисков. На самом деле этого нет, но мать верит и склоняет дочь выйти за этого человека. Быстро выяснятся, что золотых приисков нет (странно, что это не обнаружилось до свадьбы; видимо, мамаша побоялась раскрыть свою бедность). Муж ограничивает дочь и мать, переселяет в бедный дом. Они бросают его в надежде на некоего ухажера, который пообещал им полное обеспечение. На поверку оказывается, что это тоже вранье. Другой ухажер открывает им глаза, но сам он не в состоянии их обеспечивать. У этих всех ухажеров бешеные деньги, в отличие от трудовых. И оказывается, что муж совсем не прост, а своим трудом пробил строительство железной дороги и вскоре будет много зарабатывать. Дочь соглашается вернуться к мужу, но он ставит ей условие поработать вначале экономкой в деревне с его старой матерью, а спустя некоторое время уже постепенно вывести ее на богатую жизнь. Жена соглашается, поскольку деваться некуда. И, видимо, думает как-то ускорить прохождение «испытательного срока». А Глумов, кстати, находит какую-то больную женщину, которую везет в Париж и рассчитывает после ее смерти стать богатым.
 «Лес» [1870]. – Классика. Малый театр, постановка Ильинского. Богатая помещица гнобит племянницу и хочет от нее избавиться: выдать ее замуж, не давая приданого. А сама хочет выйти замуж за молоденького прощелыгу. И это все ей удается. А племянница выходит замуж за любимого – сына купца, который приобрел у помещицы лес. А приданое ей обеспечил ее брат, который приехал, а фактически пришел в имение. Этот брат – актер, исполняющий трагические роли, путешествующий по России в поисках работы в театре. И вместе с ним еще актер-комик. Помещица, вроде бы, хотела сначала написать завещание в пользу племянника, но жадность этого не позволяет. Она дает тысячу пламеннику отступного, а он отдает деньги племяннице в приданое. И племянница счастлива с сыном купца. А мечты артистов, что у них будет труппа с актрисой, не суждено сбыться. «Мы артисты, благородные артисты, а комедианты -- вы.»
«Не все коту масленица» [1871]. – «Бывает и великий пост» - это окончание пословицы. Речь о том, что не все покупается. Но старый богач думал именно так, нацелившись на дочь знакомой бедной вдовы. В дочь влюблен племянник этого купца, который служит у него приказчиком, а фактически ведет все его дела. Но платит богач ему копейки. Тогда с отчаяния племянник заставляет его с ножом отдать ему 15 тысяч. И мать невесты прогоняет богача и отдает дочь племяннику. А пословицу эту говорит мать богачу в конце пьесы.
 «Не было ни гроша, да вдруг алтын» [1872]. – О нищенской жизни на окраине Москвы. Все действие происходит на улице этой окраины.  Молодая красивая девушка потеряла родителей, жила у дяди, который был богатым чиновником, но проворовался, его разжаловали, а девушку забрала в семью крестная мать. Воспитывалась она в роскоши. И был у нее ухажер. Однако крестная, имевшая дочерей, решила, что эта девушка мешает дочерям выйти замуж и возвратила ее обратно к дяде, который, вроде как, впал в нищету. Этот бывший чиновник тиранил всю жизнь жену, а потом и эту приемную дочь отсутствием денег. Ухажер тоже оказался без денег и с большим долгом. Посему жениться не может. И девушка с тетей стали ходить попрошайничать. Какой-то купец положил на нее глаз и предложил поселить ее в квартиру, чтобы заниматься с ней любовью. И она уже готова была идти, но выяснилось, что, на самом деле, этот дядя-жмот давал в долг и нажил много денег. Но неожиданно потерял сверток в 10 тысячами. Его подобрал соседский парень. По закону на треть суммы он имеет право. Это помогло ему жениться на другой соседской девушке. А жмот с горя повесился, и в подкладке его шинели обнаружилось очень много денег и векселей, причем один вексель на сто тысяч оказался ухажера. И все счастливы. Средненькая пьеса.
«Комик семнадцатого столетия» [1872]. - Комедия в стихах, в трех действиях с эпилогом. Дело происходит в 1672 году в Москве. В это время готовится спектакль для царской семьи – комедия. И сына одного знатного чиновника в рамках его холопских обязанностей заставляют играть роль скомороха. И учат их немцы. Но парень сам не хочет участвовать в этом святотатстве, хотя у него это получается так, что заменить его не может. Парень все время убегает, но его ловят. И заставляют отца тоже согласиться с участием сына в этом действии.   
«Поздняя любовь» [1873]. – Авантюрная пьеса из адвокатской жизни. Отец семейства адвокат, старый человек. Дел у него немного и мелкие. Но вдруг к нему обращается богатый купец. Дает ему бумаги. Он их тщательно прячет. А кроме того на следующий день дает еще заемное письмо одной дамы на 12 тысяч. Он передает его младшему сыну хозяйки дома, где они снимают квартиру, чтобы он отнес домой и передал дочери, а она спрятала его. У хозяйки дома есть еще старший сын, тоже адвокат, но гуляющий по трактирам. Еще он должен давно три тысячи, и за это его должны посадить  в яму. Кроме того, он волочится за той дамой, чье залоговое письмо упомянуто выше. А дочь старика влюблена в этого шалопая. Дама охмуряет его с тем, чтобы он выкрал этот документ, а деньги пополам. Он уговаривает дочь отдать ему документ с тем, чтобы ему спастись от тюрьмы. Она это делает, а дама забирает бумагу, бросает в печь, а деньги не отдает. На следующий день все открывается. Старик в ужасе, дочь объясняет свой поступок тем, что она спасала человека. Но оказывается, что шалопай отдал даме копию. А из тех 12 тысяч купец обещал отдать половину старику. Он отдает дочери тоже половину на приданое. Она отдает жениху, а он договаривается, что старик передает ему все дела. Дама не очень расстроена, поскольку деньги заняла где-то. В общем, все счастливы. «Поздняя» любовь потому, что девушка была немолодая.
 «Снегурочка» [1873]. – Тоже классика. Весенняя сказка о дочери Деда Мороза и Весны-красны. Поскольку эта дочка должна растаять под лучами летнего солнца, Ярила, то оно шестнадцать лет не грело людей. И только тогда, когда Снегурочка очень попросила мать дать ей способность любить, Ярило жарко посмотрело на землю берендеев. Но при этом Снегурочка, познавшая любовь к Мизгирю, растаяла, а ее жених бросился от горя в озеро. Но все жители радуются солнышку.
«Трудовой хлеб» [1874]. - Сцены из жизни захолустья. Опять мучения безденежья. Глава семейства – состарившийся учитель, промышляющий частными уроками. Две молодые девушки (племянница и дальняя родственница), которых надо бы выдать замуж, но приданого нет и женихов тоже. Есть еще хозяин дома, сдающий им квартиру. Он хотел бы жениться на племяннице, но она влюблена в прощелыгу, который только и думает о том, как бы, не прилагая усилий, обеспечить себе богатую жизнь. А девушки, наоборот, воспитаны в традициях уважения к трудовому хлебу. Но в итоге прощелыга застрелился, окончательно запутавшись в своих махинациях, а девушки выходят замуж за приличных людей. Окончание несколько сумбурно.
 «Богатые невесты» [1875]. – Дело происходит на даче. Сюда богатый, высокопоставленный человек 60-ти лет, генерал, вывозит свою воспитанницу – сироту, которую он уже несколько лет назад сделал своей любовницей. Сейчас ей 23 года. В нее безумно влюблен бедный молодой человек, который ее видел еще девочкой и с тех пор она ему кажется ангелом. Но она находится во власти генерала и при встрече с молодым человеком его отвергает. У генерала есть больная жена, которая приезжает из-за границы после лечения и которая знает о его страсти. И генерал обеспечивает ей солидное приданое и хочет пристроить воспитанницу в жены к этому бедному юноше, считая, что он будет фактически ее рабом. Это ее еще больше укрепляет в презрительном отношении к нему. Однако дачные знакомые открывают ему глаза на то, что она является любовницей генерала. Тогда уже он отвергает ее и принародно оскорбляет. Такое отношение радикально изменяет ее позицию, и она влюбляется в него. Он прощает ее, отвергает приданое и они счастливы. Тоже какой-то неожиданный счастливый конец. Правда, не понятно, есть ли у нее приданое? В общем, тоже какая-то сомнительная вещь.
«Волки и овцы» [1875]. – Это тоже классика. И фильм-спектакль Малого театра смотрели неоднократно по телевизору в 60-х годах. Пашенная, Ильинский. Впрочем, читал сейчас пьесу как в первый раз. То есть не запомнился тогда сюжет, но вещь отличная. О том, как в провинциальном городе царит всеобщий обман: помещики обманывают друг друга, стряпчие изготавливают поддельные векселя, пьяницы обманом выманивают деньги на выпивку, деловые люди женятся по расчету на богатых вдовах с целью завладения лесом, через который вскоре будет проложена железная дорога, богомольные женщины обманом женят на себе богатых холостяков. А в итоге одни обманщики оказываются обманутыми другими, более хитрыми. Островский очень изобретательно закрутил интриги. Те, кто поначалу казались волками, оказываются овцами и наоборот.
 «Правда - хорошо, а счастье лучше» [1876]. –  Богатая бабушка тиранит внучку, которая любит бедного младшего приказчика. Приказчик режет правду-матку, не взирая на лица, в том числе, хозяевам. Старший приказчик его всячески третирует. У младшего приказчика есть много долгов, за которые его могут посадить в яму. При этом сын бабушки, отец внучки и старший приказчик мухлюют с деньгами, обкрадывают бабулю, а младший вскрывает этот мухлеж. Нянька внучки приводит старика военного в качестве охранника, который оказывается давним другом бабушки и которому она когда-то поклялась страшной клятвой исполнить любое его желание. В итоге бабка отдает замуж внучку за правдолюба, делает его старшим и все, кроме жуликов, счастливы. Тоже какой-то не очень правдоподобный счастливый конец.
«Последняя жертва» [1877]. – Тоже всякие коллизии вокруг женитьбы на богатых невестах. Прощелыга охмуряет одну вдову, вытягивает все деньги (якобы, это будет ее последняя жертва), которые ей достались после смерти мужа, и нацеливается на девицу с большим приданым. На самом деле, приданое маленькое (ее отца за долги сажают в яму), и он отказывается от девицы и хочет возвратиться к первой. Но она, видя его предательство, резко разлюбила, дала согласие на брак со стариком (кстати, дедом отвергнутой девицы). А в качестве приданого отдает ему расписки, которые ей выдавал прощелыга. Но он не унывает и тут же нацеливается на другую богатую 40-летнюю вдову. Под конец становится весело: действительно комедия.
 «Бесприданница»» [1878]. – Тоже классика. Этой пьесе Островского больше всех повезло на экранизации. Есть фильмы 1912 года (немой, Пашенная, не видел), 1936 года (Алисова, Кторов, Тенин – смотрел давно), 1974 года (Доронина, Гафт, Джигарханян – посмотрел сейчас, кроме Дорониной ничего особенного), «Жестокий романс» 1984 года (Гузеева, Михалков, Мягков, Фрейндлих). Великолепные романсы. В фильме 36 года – «Мне грустно потому, что я тебя люблю» (Лермонтов, Даргомыжский) и «Нет, не любил он» (итальянский старинный романс). Больше всего в «Жестоком романсе»: «А на последок я скажу» (Ахмадулина, Петров), «Любовь – волшебная страна» (Рязанов, Петров), «Мохнатый шмель» (Киплинг, Петров), «Под лаской плюшевого пледа» (Цветаева, Петров). О пьесе. В отличие от почти всех произведений Островского (за исключением «Грозы») , здесь нет счастливого конца. Убита главная героиня, которая от невзрачного жениха убежала с соблазнителем, а тот и не собирался жениться, поскольку оказался обручен с богатой невестой. Сволочь. И она захотела умереть. Когда жених выстрелил в нее из пистолета, то она стала благодарить его, взяла пистолет и сказала, что она сама себя убила. Возможно, это лучшая пьеса Островского.
«Сердце не камень» [1880]. – Какая-то странная пьеса. Старый муж гнобил молодую жену, не разрешал выходить из дома. Она занялась богомольем, раздачей денег бедным. Началось все с составления завещания. Есть еще племянник, который свое состояние промотал и теперь ездит со стариком по кабакам и думает, что все достанется ему. Но старик из зловредности не оставляет никому. Однако племянник думает, что он оставил жене, и подговаривает приказчика приударить за женой, чтобы старик застукал их и переоформил завещание. Но фокус не удался. Однако старик от этого слег. Жена ухаживала, ухаживала и старик решил все передать ей. Пьеса на троечку.
«Невольницы» [1881]. – Такая довольно ироничная пьеса о взаимных хитростях мужей и жен. О том, как молодая восторженная женщина, выданная несколько лет назад за богатого пожилого, была влюблена еще до замужества в небогатого молодого человека, являющегося подчиненным этого богача. Она думает, что он такой же романтик, как она. А он ищет богатую невесту и, кроме того, ухлестывает за другой замужней женщиной, подругой первой. Когда в конце пьесы это выясняется, первая отрекается от возлюбленного и садится играть в карты. Признак: если жена какая-то неспокойная, то значит есть любовник, а если играет в карты, то любовника нет. Интересные цитаты: «Старый-то на молодой женится, думает, что сам помолодеет; а заместо того еще скорее рушится, в затхлость обращается». «Не лета человека старят, а заботы».
 «Таланты и поклонники» [1881]. – Тоже классика. О театральной жизни. Молодая талантливая актриса влюблена в молодого бедного студента. Отвергает предложение богатого женатого человека о то, чтобы взять ее на содержание. Он перекрывает ей возможность заработать на бенефисе. Но от катастрофы ее спасает еще один очень богатый помещик – он выкупает ее бенефис. И они с матерью решают принять предложение этого неженатого богача, который предлагает ей не только руку и сердце, но и возможность продолжить карьеру актрисы. И она разрывает отношения со студентом, поскольку ей сцена – это все в жизни. Да, вещь отличная. Есть три фильма: 1955 года (видимо, Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, из известных Кадочников, Лебедев, Трофимов), 1973 года (просто экранизация, Янковский, Гриценко, Лебедев в другой роли), 2012 год (Московский областной драмтеатр, фигня). Ни одного фильма не видел.
 «Красавец мужчина» [1882]. – О красавце, живущем за счет женщин, которые теряют голову при встрече и общении с ним. Он женился на хорошей молоденькой девушке с состоянием и все растратил. Чтобы поправить свои дела он задумал развестись с ней и жениться на богатой вдове. Но появилась еще более богатая, и он нацелился на нее. Однако спасли всех родственники, которые разыграли красавца. Вдовы вышли замуж за приличных людей, красавец отправился в имение заниматься хозяйством под управлением квалифицированного управляющего. А молоденькая жена пообещала снова полюбить красавца-мужа, если он будет себя хорошо вести. Порок наказан – добродетель торжествует.
«Без вины виноватые» [1881]. –Сюжет, в принципе, давно известен. Знаменитая актриса приезжает в родной город и случайно узнает, что ее маленький сын, которого он считала умершим 17 лет назад, оказывается, выжил после тяжелой болезни. Она, когда увидела его почти безжизненным, упала в обморок и потом сильно заболела. И ее увезли. А муж-изменник написал ей письмо, что ребенок умер и похоронен. И вот оказалось, что он жив. И не просто жив, а является скандальным актером местного театра. Опознала она его по ладанке, которая была у него на шее. Ее давно она повесила ему на шею. Счастливый конец. Хорошая пьеса. Фильмы: 1945 года (Тарасова, Дружников, Ливанов, Масальский – это видел давно), телесериал 2008 года (Чурикова, Янковский). Фильм 45 года – очень хорош, до слез. Тарасова – супер, это ее лучшая роль. А 2008 год – фигня. Чурикова после Тарасовой – это катастрофа. Просто Панфилов снимал все фильмы с женой.
«Не от мира сего» [1884]. – О том, как интриги зловредных родственников довели до смерти жену. Мать ее считает, что ошиблась с замужеством дочери. Жених сестры строит всякие козни, распространяет слухи, подкидывает жене компромат на мужа. Все ради того, чтобы деньги жены не достались мужу. И их «работа» приносит плоды – она умирает. Однако эти злыдни не учли, что жена оставила завещание на мужа. Правда, как-то эта смерть выглядит уж очень неожиданной. Островский писал, будучи тяжело больным. 
Коллективные пьесы:
«Василиса Мелентьева» [1867]. Написана при участии С. А. Гедеонова. – Пьеса в стихах про события времен Ивана Грозного. Василиса – это мифический персонаж, шестая невенчанная жена царя Ивана. Предыдущую жену отравили (по пьесе), но, на самом деле, ее насильно постригли в монахини. По пьесе инициаторами отравления были Малюта Скуратов и Василиса, а помогал ей ее возлюбленный. Но после воцарения Василису стал преследовать призрак убиенной. Она сошла с ума, и сообщник зарезал ее. Средняя пьеса.
«Счастливый день» [1877]. Пьеса написана совместно с Н. Я. Соловьевым. –Почтмейстер ничем не занимается, только газеты читает. Одна дочка все спит, а другая вместе с матерью выбиваются из сил, чтобы не разориться. Приезжает инспекция: генерал и молодой чиновник. Боевая дочка охмуряет генерала и молодого. И молодой сватается. А сонную дочку берет замуж другой молодой человек. Ерунда.
«Женитьба Белугина» [1877]. Пьеса написана совместно с Н. Я. Соловьевым. – Интересная пьеса. Молодой человек из семьи фабриканта влюбляется в девушку бедную, но не из их среды – из благородных. При этом у нее есть ухажер тоже из благородных, но тоже небогатых. И он советует ей выйти замуж, а потом чувствовать себя свободной с ним, уехать за границу. Муж, видя холодность жены, решает уехать в другой город, где расположена фабрика и заняться ее спасением от разорения, которое началось после того, как он женился и отец ослаб. Но молодая жена начинает чувствовать симпатию к мужу, а ухажер для поездки за границу говорит, что того приданого, которое подарил ей муж будет маловато. И жена решает ехать вместе с мужем, тем более что, как оказалось, там тоже живут жены неплохо – заказывают себе шляпки в Париже.
«Дикарка» [1880]. Пьеса написана совместно с Н. Я. Соловьевым. – Дикарка – это девушка с неуемной энергией. Она пристает к женатому 50-летнему ловеласу, который поначалу увлекается, но не в силах обуздать ее темперамент, сдается и возвращается к жене. Однако жена, которой надоели «прогулки» мужа, отделяется от него и будет жить на другой ферме. А мужа будет ждать, по-видимому, постепенное разорение.
 «Светит, да не греет» [1881]. - Пьеса написана совместно с Н. Я. Соловьевым. –Драма с трагическим концом. Относительно молодая женщина приезжает в свое имение из-за границы, где она провела большую часть жизни. Денег нет, и она продает имение. Скучает, как говорит один из бывших ухажеров, «светит, да не греет». Она для развлечения крутит роман с молодым местным парнем, который влюблен и хочет жениться на молоденькой девушке. Эта заграничная женщина, сволочь так заморочила парню голову, что он разрывает отношения с невестой. И она бросается в реку. И парень говорит, что он убийца, поскольку он должен был понять, что сволочь – вертихвостка. Фильм-спектакль Малого театра 1972 года (Нифонтова, Коршунов, Купченко).
«Блажь» [1881]. Пьеса написана совместно с П. М. Невежиным. – А эта вещь со счастливым концом. В имении была номинально хозяйкой сестра и крестная мать двух девушек из пансиона. А фактически всем заправлял молодой прохвост, который почти разорил все. Это блажь женщины. После приезда в имение тетки сестер и самих сестер начались скандалы. И прохвост, казалось бы, выжил тетку и сестер. Но одна из них задумала комбинацию. Уговорила тетку предложить прохвосту место управляющего у себя в имении. Эта умница отказала одному помещику выйти за него замуж. А прохвост думал в случае этой свадьбы взять денег. Но раз так, то он согласился на предложение тетки. Она сказала сестрам, что будет держать его в ежовых рукавицах, а если окажется негоден и задурит, то выгонит в три шеи.
 «Старое по-новому» [1882]. Пьеса написана совместно с П. М. Невежиным. – Здесь тоже счастливый конец. Молодой девушке из провинции запудрил мозги человек из столицы. Про свободную жизнь и полеты фантазии, а на самом деле, нацелился склонить ее к судьбе любовницы. И она уж было согласилась, но во время одумалась и приняла предложение серьезного человека, занимающегося хозяйством, но, в то же время, стремящегося к высоким духовным идеалам. При этом она отказала и человеку, который не признает в женщине других интересов, кроме дел по дому. Средненькая пьеса.

Стихотворения (переводы). – Откровенная фигня.

Теперь о творчестве Островского, в целом. Несмотря на то, что он писал все о бытовухе, но находил разные образы, сюжеты, практически не повторялся. Слабые пьесы, конечно, есть, в основном, из первых произведений. За исключением нескольких пьес, все с более или менее счастливым концом.
Так что Островский – лучший русский драматург. Конечно, есть несколько великолепных пьес Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. Но для них это не главное, а по количеству отличных драматургических произведений Островский - чемпион!

Биография из Википедии:
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Замоскворечье, вблизи центра Москвы, на Малой Ордынке. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось ещё девяти лет. В семье было четверо детей (и ещё четверо умерли во младенчестве). Младший брат — государственный деятель М. Н. Островский. Благодаря положению Николая Фёдоровича, семья жила в достатке; уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет, после смерти матери Александра, отец женился на баронессе Эмили Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло — она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.
Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал склонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. В 1835 году Островский поступил в третий класс Первой Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году по желанию отца поступил на юридический факультет Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, в 1843 году Островский написал заявление об уходе. Отец определил его на службу канцеляристом в Совестный суд и до 1850 года будущий драматург служил в московских судах. Первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, после перевода в Коммерческий суд в 1845 году оно возросло до 16 рублей. В Коммерческом суде Островский сталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, мещанами, купцами, мелким дворянством; судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих о наследстве, несостоятельных должников.
К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии — «Свои люди — сочтёмся!»). Первая публикация — небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» в одном из номеров «Московского городского листка» в 1847 году. После чтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года профессор Московского университета С. П. Шевырёв торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».
Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!», опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин». Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.» Под вторыми инициалами скрывался Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество, которое не пошло дальше одной сцены, а в 1856 году дало недоброжелателям Островского повод обвинить его в плагиате. Однако пьеса вызвала одобрительные отклики Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.
Первая пьеса Островского, которой посчастливилось попасть на театральные подмостки, — «Не в свои сани не садись» (закончена в 1852 г.), впервые поставленная в Москве на сцене Малого театра 14 января 1853 г. Более тридцати лет, начиная с 1853 года, новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.
В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелева-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. А. Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве». Со второй половины 1870-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Н. И. Костомаровым. Плодом работы стали пять «исторических хроник в стихах»: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.
В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1866 году (по другим сведениям — в 1865) Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, И. Е. Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.
В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров Российской империи, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.
Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.
Скончался Островский 2 (14) июня 1886 года, в Духов день, в своём костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира — любимого драматурга Александра Николаевича. Писателя похоронили рядом с отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На погребение Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей; вдове, нераздельно с двумя детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трёх сыновей и дочери — 2400 рублей в год. Впоследствии в семейном некрополе были захоронены вдова писателя М. В. Островская, актриса Малого театра, и дочь М. А. Шателен.
После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.
Семья.
- Отец — надворный советник и кавалер Николай Фёдорович Островский, в 1847 году купил в Московском опекунском совете имение бывшего губернского секретаря Александра Сипягина Кинешемского уезда в сельце Щелыкове и селе Твердове с деревнями, с крестьянами и дворовыми людьми в числе 127 душ. Эти места позднее вошли в Островский район Костромской области, названный в честь его сына, как и село Семёновское-Лапотное, переименованное в 1956 году.
- Младший брат — государственный деятель М. Н. Островский.
- У Александра Николаевича было глубокое увлечение актрисой Любовью Косицкой, но оба они имели семью. Однако и став вдовой в 1862 году, Косицкая продолжала отвергать чувства Островского, а вскоре у неё начались близкие отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал всё её состояние; Островскому же она писала: «…Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого».
- Драматург жил в сожительстве с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имевшая образования, но будучи женщиной умной, с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, а в 1869 году, через два года после её кончины, обвенчался с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.
- На старшей дочери драматурга Марии Александровне был женат учёный-электротехник М.А. Шателен, знакомый с этой семьёй с гимназических лет, поскольку его отчим Александр Павлович Бахметьев приходился родным единоутробным братом супруге А.Н. Островского Марии Васильевне.
Пьеса «Бедность не порок» (1853) впервые поставлена на сцене 15 января 1869 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского. С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Основные идеи реформы театра:
- театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
- неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти всё о героях;
- ставка не на одного актёра;
«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть. „Отелло“, без сомнения, хорошая пьеса; но публика не желала её смотреть, когда роль Отелло играл Чарский. Интерес спектакля есть дело сложное: в нём участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес». «Записка по поводу проекта „Правил о премиях императорских театров за драматические произведения“»
Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создаёт актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Александр Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский. Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Михаил Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешённости от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы. Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.
Народные мифы и национальная история в драматургии Островского.
В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова:
«Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Появление стихотворной пьесы Островского «Снегурочка», созданной на основе сказочного, песенного и песеннообрядового материала русской поэзии, было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта, в день своего пятидесятилетия, Островский закончил «Снегурочку». Первое представление состоялось 11 мая 1873 на сцене Большого театра.
Во время работы над «Снегурочкой» Островский тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала, в том числе к «Слову о полку Игореве». Сам он высоко ценил эту свою пьесу, и писал, «Я <…> в этом произведении выхожу на новую дорогу»; о музыке Чайковского он отзывался с восторгом: «Музыка Чайковского к „Снегурочке“ очаровательна». И. С. Тургенев был «пленён красотой и лёгкостью языка „Снегурочки“». П. И. Чайковский, работая над «Снегурочкой», писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал жемчужиной творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ. Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».
Позднее, в 1880 году Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера на тот же сюжет. М. М. Ипполитов-Иванов в своих воспоминаниях пишет: «С какой-то особенной душевной теплотой Александр Николаевич говорил о музыке Чайковского к „Снегурочке“, которая, очевидно, сильно мешала ему восхищаться „Снегурочкой“ Римского-Корсакова. Несомненно,…искренняя музыка Чайковского… была ближе душе Островского, и он не скрывал, что она была ему роднее, как народнику».
Вот как о «Снегурочке» отозвался К. С. Станиславский: «„Снегурочка“ — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».
Критика.
Творчество Островского стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о нём с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статьи «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве») и Аполлон Григорьев. В XX веке — Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ»), М. А. Булгаков и В. Я. Лакшин.
Память.
- Центральная библиотека имени А. Н. Островского (Ржев, Тверская обл.).
- Московский областной драматический театр имени А. Н. Островского.
- Костромской государственный драматический театр имени А. Н. Островского.
- Уральский областной драматический театр имени А. Н. Островского.
- Ирбитский драматический театр имени А. Н. Островского (Ирбит, Свердловская обл.).
- Кинешемский драматический театр имени А. Н. Островского (Ивановская обл.).
- Ташкентский государственный театрально-художественный институт имени А. Н. Островского.
- Улицы в ряде городов бывшего СССР.
- 27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков) (жюри отдало ему предпочтение перед памятником Островскому, представленному на конкурс А. С. Голубкиной, изобразившей великого драматурга в момент захватывающего зрителя творческого порыва).
- В 1984 году в Замоскворечье, в доме, где родился великий драматург — памятнике культуры начала 20-х годов XIX века, открылся филиал Театрального музея имени А. А. Бахрушина — Дом-музей А. Н. Островского. Рядом с ним находится памятник-бюст писателю.
- Ныне в Щелыкове (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник драматурга.
- Раз в пять лет, начиная с 1973 года, зажигает огни сцены Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который курируется Министерством культуры Российской Федерации и Союзом театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийским театральным обществом).
- Мемориальная доска в Твери, на улице Советской (бывшая Миллионная), дом 7, информирует о том, что в этом доме, гостинице Барсукова, драматург жил весной-летом 1856 года, во время своего путешествия по Верхневолжью.
- Раз в два года, начиная с 1993 года, в Малом театре проходит фестиваль «Островский в Доме Островского», на который в Москву привозят свои спектакли по пьесам драматурга театры со всей России.
- Пьесы Островского не сходят со сцены. Многие его произведения экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.
- К числу экранизаций, наиболее популярных в СССР и России, относится комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли — Г. Вицин).
- Значительную популярность получил кинофильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).
- В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского „Без вины виноватые“ в фильме „Анна“» (2005, сценарий Г. Данелия и Рустама Ибрагимбекова; в главной роли — оперная певица Любовь Казарновская).

Теперь о музее, который я посещаю виртуально:
Деревянное здание было построено в конце XVII века при пятиглавой церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках. В 1931-м церковь снесли, сейчас на её месте стоит бюст Островскому. Владельцем дома числился дьякон Никифор Максимов, проживавший вместе с семьёй на втором этаже. Дом пустовал с 1850 по 1920 года, однако с установлением советской власти был разделён на коммунальные квартиры. В 1984 году Моссовет выпустил постановление об открытии музея и создании экспозиции, посвящённой жизни Островского. При формировании коллекции большую роль сыграли жители Замоскворечья, приносившие предметы XIX века для воссоздания атмосферы того времени: лампы, шандалы, подсвечники, самовары, шали

Экспозиция первого этажа Дома-музея состоит из столовой, спальни, кабинета Н.Ф. Островского, отца драматурга, и Красной гостиной.
Александр Николаевич принадлежал к среде небогатого духовенства. Его отец Николай Фёдорович был сыном протоиерея Благовещенской церкви в Костроме. После окончания духовной академии определился на службу, впоследствии занимался частной адвокатурой. Мать Островского Любовь Ивановна была дочерью пономаря и просвирни.
В комнатах, занимаемых ранее семьёй Николая Фёдоровича,  -  скромная обстановка. В кабинете, спальне, столовой разместилась мебель  -  секретер, кресла, кровать, ширма, буфет… На стене в столовой - портрет отца, в кабинете на столике секретера  - «Указатель законов Российской империи для купечества», раскрытый на первой странице, оплавленная свеча. В книжном шкафу те же книги, что и в библиотеке Николая Фёдоровича - классика, журнальная периодика, тома «Русского Феатра», содержащие лучшие пьесы XVIII в. В спальне на маленьком столике - расписная шкатулка драматурга.
Все эти экспонаты как бы воскрешают обстановку быта семьи Островских, позволяют лучше представить среду, в которой провёл Александр Николаевич своё детство.
В Красной гостиной, подобной тем гостиным, где драматург читал свои первые пьесы, запрещённые к постановке цензурой, помещены биографические материалы.
Представляют интерес рисунок Первой московской гимназии на Волхонке, автограф с просьбой о приёме на службу в Совестной суд, литография вида Воскресенской площади, оригинальные афиши 40-х годов XIX в.
Любопытен экземпляр «Московского городского листка» 1847 г. с первой публикацией Островского. С этого дня Александр Николаевич «стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в своё призвание».
Здесь же экспонируются портреты друзей Островского по «молодой редакции» журнала «Москвитянин», в котором в 1850 г. была напечатана пьеса «Свои люди — сочтёмся!»
Деревянная лестница с резными балясинами из сеней первого этажа ведёт на второй этаж, где посетитель оказывается в старой Москве: на картинах и гравюрах того времени  -  вид на Кремль со стороны Болотной площади, Александровский сад, Кузнецкий Мост, Марьина роща, Петровский парк.
Здесь же в верхних сенях - макет Малого театра, сделанный чиновником московской конторы И. Покровским в 1840 г. С ювелирной точностью воспроизведены в нём не только фасад, но и в «разрезе»: часть сцены и зрительного зала.
Одна из комнат Дома-музея посвящена сценической истории пьесы «Гроза». По обеим сторонам афиши 1859 г., извещающей о премьере Малого театра, представлены фотографии первых исполнителей «Грозы» в Малом и Александринском театрах. Среди них — Катерина — Л. Никулина-Косицкая и Ф. Снеткова; Тихон — С. Васильев и А. Мартынов; Кабаниха — Н. Рыкалова и Ю. Линская. Спектакль Малого театра имел огромный успех. «Гроза» гремит в Москве», — писала автору Л. Никулина-Косицкая, для которой была создана роль Катерины. Здесь же экспонируются эскизы костюмов и декорации А. Головина – художника яркой театральной выразительности -  к лучшей постановке «Грозы», состоявшейся в 1916 г. на сцене Александринского театра.
Анфилада комнат уходит вперёд — у каждой комнаты есть своя экспозиционная тема — цикл пьес «Замоскворечье», «Дворяне и чиновники», «Психологическая драма» /комната Ларисы/, «Актёрская комната».
В мир замоскворецкого жителя середины XIX в. вводят посетителя неоштукатуренные и неокрашенные брёвна стен, поблескивающее бело-голубым кафелем зеркало печи; стол, покрытый вышитой по плетению скатертью; пузатый медный самовар; резное деревянное блюдо для сладостей; фикус — на расписной подставке.
Центральное место в экспозиции занимают литография панорамы Замоскворечья и здесь же сосредоточены материалы по пьесам Островского замоскворецкого цикла.
Ломберный стол, покрытый зелёным сукном, бронзовые с позолотой шандалы с толстыми оплывшими свечами, настольный сейф с двойным дном вводят нас в уголок дворянского клуба, с которым был знаком Островский. Значительный интерес представляет фотография первого спектакля «Доходное место» с П. Садовским в роли Юсова. Здесь же материалы и по пьесам «На всякого мудреца довольно простоты» /1868/, «Бешеные деньги» /1870/, отличавшиеся острой социально-политической направленностью.
Познакомившись с миром дворян и чиновников, посетитель оказывается в одной из комнат, которую условно можно назвать комнатой Ларисы. Здесь его внимание привлечёт старинная гитара фирмы «Циммерман», настольная керосиновая лампа из литого белого металла с колпаком из тончайшего розового стекла, и, конечно же, портрет знаменитой В. Комиссаржевской — лучшей Ларисы, создавшей этот образ в 1896 г. «Большие выразительные глаза Комиссаржевской, — рассказывал Ю. Юрьев в своих «Записках», — излучавшие всю глубину таившихся в ней переживаний, с ясностью доносили до нас драму мятущейся души Ларисы. Перед нами не терпящая никакой зависимости, рвущаяся на волю из клетки молодая жизнь. Вся она подобна пойманной степной птице, разбивающей в кровь свои крылья о железную решётку, преграждающую ей путь к простору».
Значительное место в экспозиции отведено теме «Общественная жизнь А. Н. Островского». Современники называли Островского «рыцарем театра». Глубокое знание актёрского быта, жизни сцены, актёрской психологии помогло ему создать пьесы, посвящённые теме театра: «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». «Все лучшие мои произведения, — писал Островский в письме к М. Савиной, — написаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта». М. Савиной драматург посвятил «Дикарку». Н. Никулиной — «Воспитанницу», Г. Федотовой — «Василису Мелентьеву», П. Садовскому — «Бедность — не порок». Прообразом Несчастливцева в пьесе «Лес» явился крупнейший провинциальный актёр Н.Х. Рыбаков, для К.Н. Рыбакова была написана роль Незнамова в пьесе «Без вины виноватые».
На пьесах Островского — сценически действенных, художественно многообразных, отличавшихся яркой языковой характеристикой, воспитывались многие поколения актёров. Драматург принимал активное участие в постановках своих пьес, создавая новый реалистический стиль актёрского исполнения и постановочного искусства. А. Н. Островский писал: «Я близко сошёлся с артистами и всеми силами старался быть им полезным своими знаниями и способностями». В экспозиции представлен групповой портрет труппы Малого театра 1879 г.: Г. Федотова, М. Ермолова, И. Самарин, А. Ленский, Н. Никулина, Н. Музиль и другие. Здесь же личные вещи и театральный реквизит этих основателей русской школы актёрского искусства.
Специальный зал экспозиции посвящён сценическому воплощению пьес Островского на сцене послереволюционного театра. В числе постановок, представленных на ней, спектакли корифеев режиссуры - К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, Вс. Мейерхольда, А. Таирова, а также постановки Б. Бабочкина, Л. Варпаховского, Ю. Завадского, Ф. Каверина, А. Лобанова, Н. Охлопкова, И. Платона, Н. Хмелёва. На образах драматургии Островского воспитывалось не одно поколение замечательных мастеров отечественной сцены.
Выдающийся режиссёр современности Г. Товстоногов отметил, что «время А. Н. Островского только наступает. Всё больше он будет необходим в своём великом наследии, и всё зависит от того, как театры, в частности, режиссёры будут находить пути к его современному звучанию».

Вот все, что я узнал о творчестве и жизни великого русского драматурга Александра Николаевича Островского.








Если Вас, читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов на электронную почту atumanov46@mail.ru, или пришлите сообщение на номер 925-700-29-04, или напишите рецензию, если Вы зарегистрированы на сайте проза.ру.


Рецензии