3. Социум

   3. СОЦИУМ


   Сначала объединение в стаю было необходимо для простого выживания человеческого существа. Так часто бывает у животных.
   Потом человеческое существо стало превращаться в человека, а стая – в социум. Со временем социум принял форму государства.

   В одиночку человек не станет «самим собой». Чтобы стать человеком, ему надо «отразиться» в других людях. Значит, он должен быть в социуме.

   После обеспечения выживания, основной обязанностью социума становится помощь человеческому существу становиться Человеком. 
   Это предполагает огромную нравственную работу по превращению вчерашнего зверя в Человека. Для этого обществу надо обладать нравственным потенциалом. Как правило, его недостаточно. 
   Недавно социальная безнравственность была демонстративной: очевидное имущественное и социальное неравенство практически выставлялось напоказ. И это было непровозглашённой классовой идеологией.
   Сегодня очевидна ущербность социальной безнравственности. Её пытаются маскировать, но социум не становится нравственнее, потому что его господствующей формой остаётся иерархическое государство.
   
   Общество ответственно перед человеком, потому что социум формирует его: весь диапазон личностей формируется социумом, и, если возникают социально нежелательные типы личностей, значит, в обществе действуют силы, создающие эти личности. И эти силы должны быть «погашены». Это возможно только тогда, когда развитие социума имеет направление, то есть - социум имеет идеологию. Или, хотя бы – осознаваемое «поле нравственности».   
   Но когда его нет, социум, не проделывая никакой работы, просто объявляет человека ответственным перед государством и требует соответствия своим установкам. 
   «Бревно» торчит из «глаза» социума, но социум продолжает многотысячелетний неустанный поиск и наказание «стрелочников», объявляя их виновниками всех бед, совершающихся в нём.

   Современное государство, отделив от себя церковь, свои духовные обязанности перекладывает на человека и в этой важнейшей функции упраздняет себя перед ним.
   Правда, церковь, будучи одним из государственных институтов, не лучшим образом выполняла свои обязанности духовного пастыря, стремясь подчинить духовную жизнь человека своду догм и обрядов, вместо духовного развития человека.
   Объективно это объяснимо: для духовного развития человека пастырю необходимы: дар (талант), собственная духовная развитость и самоотверженность. Во все времена, во всех сословиях, таких людей было немного.

   Если у социума нет духовной пищи, угасающий социум провозглашает свободу индивида: когда раба нечем кормить, гуманный, но безответственный, рабовладелец отпускает его на волю.
   И вольноотпущенник, нередко, проявляет не лучшие свои качества.

   Ценности человека и ценности государства - различны.   
   Человек – не враг человеку. Если враг, то – не человек.
   Государство государству, как правило – враг.
   Человеческие ценности – стабильны, ценности государства зависят от обстоятельств.   
   Отношение государства к человеческим ценностям также нестабильно: убивать - в мирное время – преступление, в военное время – обязанность. И это настолько противно сущности человека, что в образе государства всё отчётливее проступают черты архаичного чудовища, время которого проходит.

   В жизни каждой культуры наступает время духовного поиска, когда развивающийся человек с ужасом видит рукотворных идолов в том, в чём ещё вчера видел Бога.
   В этом поиске возникают новые великие религии. Но «молодое вино» остаётся в «старых мехах» - в прежнем социуме по имени государство, которое быстро и умело приспосабливает новое духовное пламя к решению своих эгоистических утилитарных задач.
 
   Человеку приходится жить с отвагой зайца в мире, в котором множество хищников хотят его сожрать.
   И всё более опасным становится государство, которое никак не должно было бы быть врагом, но всё больше проявляет готовность принести человека в жертву архаичной форме своего существования, уже не соответствующей времени и сегодняшнему человеку.
   Из-за этого сегодня всё человечество оказалось под угрозой исчезновения.

   У человека всегда есть претензии к существующему социуму.
   Почему, для того, чтобы мой голос был слышен, я должен занимать заметную должность в этом социуме, а то, что я - полноправный член социума значения не имеет? И почему мои обязанности становятся безмерно большими при неожиданно закончившихся правах?

   Наверное, потому что, при любых названиях социума, сохраняется иерархическое общество. Сегодня привилегированной стала наименее творческая часть общества - чиновничество. А вся живая часть социума – само общество – как всегда, была и остаётся отстранённой от решения своей судьбы.
   Людей, способных решать свою судьбу, гораздо больше, чем должностей. При таком положении вещей социальное напряжение не может не возрастать, и история не может не повторяться.

   Тысячелетиями сменяющие друг друга социумы повторяют один и тот же путь.

   Антропологи находят человеческие кости со следами человеческих зубов.
   Даже если зубы были человеческими, кости грыз не человек. Не может человек грызть человека.
   Но и сейчас, среди нас ходит немало существ, похожих на людей. Потому что и сегодня на человеческих судьбах столько следов зубов, похожих на человеческие.

   С возрастом, социум, как и человек, начинает болеть.

   Нездоровый социум – гнездо социальных эпидемий. Живя в нём, люди заражаются разнообразными социальными недугами и, часто, подчиняют свои желания и дела целям странным, необъяснимым и опасным.
   Достижение этих целей является развитием болезни социума, которая приводит его к гибели.
   
   Стохастические процессы, происходящие в жизни общества, гасят вспышки индивидуальной гениальности. Если эти вспышки попадают в резонанс с большими общественными процессами, они могут оказать влияние на развитие социума. Но попадание в резонанс – тоже  случайность.

   Холодный ум сегодняшнего социума сильнее умов разрозненных членов общества. И он не делает людей добрее друг к другу. А тем более – к людям другого социума, другой культуры.
   Доброта, как и всякое человеческое качество – вещь бескорыстная.
   Сегодняшний социум устроен рационально и, значит – кОрыстно.
   Когда человеческие качества членов общества возьмут верх над холодной рациональностью социума, возникнет Социум Будущего.
   Поэтому, главное в жизни каждого из нас – быть Человеком.   

   В Социуме Будущего значение случайности должно уменьшаться: в нашем мире всё вероятностно, но в обществе людей ничто не должно быть случайным.
   Социум Будущего обязан быть не только умнее, но и доброжелательнее своих членов. Иначе человеческим существам нет смысла объединяться в общество, которое не помогает им стать Людьми.


Рецензии
Правильные, хорошие мысли!
С уважением, Влад.

Владислав Крылышкин   06.05.2022 14:05     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и доброе слово.

Александр Гаврилов 7   06.05.2022 16:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.