Полуоткрытое письмо министру ВО и науки

                Валерию Николаевичу
                На деревню дедушке Константину Макарычу.

                Милый дедушка, Константин Макарыч!

И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
А с тех пор, как отдали вы меня в подмастерья в Москву к сапожнику Аляхину, много напастей разных случилось со мной. Колотил меня хозяин, сироту несчастную, и кушать страсть как хотелось. Как-то выволочку мне устроил, выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности уснул. А потом хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала мне в харю тыкать.
Ну а потом выгнал меня сапожник Аляхин, так я пошел и записался в университет Московский, благо меня барышня Ольга Игнатьевна выучила читать, писать и считать до ста.
В общем, выучился я в этом университете и начал там господских чад учить – студентов, значит. Все бы ничего, нравится, и жалованье платят. Да есть тут одна такая заковыка, что жисть у сапожника Аляхина раем земным покажется – РПД и ФОС называется. Эта такая штука навроде пятой ноги у собаки, камня у одного греческого мужичка, Сизифа, и это как носить дрова в лес или лить воду в колодец. В общем, за бесплодный труд и спасибо нет, а голой овцы не стригут.
Так что же это за зверь такой – РПД+ФОС? Расскажу тебе, дедушка, городскими словами.
РПД – это так называется программа, по которой учитель как бы учит. А ФОС – это такая штука, по которой этот самый учитель как бы оценки ставит.
На самом деле учитель учит и оценки ставит как он сам видит и знает, потому как – учитель.
Ну а их всех, фосов этих, нужно на машинке печатать – компьютер зовется. И ежели извести все это на бумагу, то одно получается 12 страниц, а второе – целых 15-18. И каждого из них нужно написать по тридцати, а то и сороку штук. А ежели посчитать всего, то получится ажно целая тысяча страниц.
Но это только написать. А то ведь еще и думать нужно, что писать! На одно РПД+ФОС уходит 1-2 дня. И чтобы все это написать, нужно потратить, при шибко скорой работе, пару недель, и при том, больше ничего не делать. А
2
как же другая работа – подготовка занятий (особливо, когда новые предметы), лекции, семинары, написание писулек разных? И сделать все это надоть как в сказке про Золушку – за ночь разобрать мешок риса с пшеницей. А коли не успеешь – грозятся жалованье урезать, а то и подчистую выгнать.
Но тут другой вопросец: кому это нужно? В Расее-матушке несколько десятков тысяч горемычных репреподавателей университетов, институтов, академиев разных; бают лиди, столько же в колледжах, техникумах, лицеях, школах церковно-приходских. И, соображаю, каждый из них возглаголет: Истинный Крест – никому не нужно! Хотя нет, нужно шобы жизня медом не казалась, шоб учильщики и наставители дурью не маялись от безделья. А еще для инспекций разных, что идут круглый тебе год.
Ах да, забыл! Еще ж есть и отчеты, которые время отымают и здоровье опять же, ничуть не меньше чем планы. Это зовется новомодным фасонистым словом наукометрия – ну, когда тебя наперёд спрашивают: а чиво ты в нонешнем годе научно придумаешь? А я-то откель знаю, чё оно придумается? А потом, где-нибудь к Рождеству Христову, говорят – а отвечай-ка, раб Божий, што напридумал? А ежели нет – опять выволочка, што ж ты, окаянный, науку не открываешь?
Но как же так, скажешь ты, не может быть, чтобы все это было бесполезно и никому не нужно. Как же без планов-то и отчетов?
Ну так вот, старые люди говорят, што есть такой закон жизненный: личность может сформировать, научить, только личность. Каждый педагог имеет свои методы знания передавать. И тем более, он знает, как оценивать бурсака того или иного. Все это у педагога в голове и на бумаге. Когда от него требуют заполнять графы разные, которые придумали шибко грамотные людишки, никогда не занимавшиеся преподаванием, но обязанные отрабатывать свое жалованье, педагог в панике и искреннем недоумении спрашивает: почему ему не дают заниматься своими прямыми обязанностями – учить, а вместо этого он убивает время и силы совершенно пустыми и непродуктивными делами?
Если перемножить преподавателей, время на планы и отчеты и сравнить то с количеством рабочего времени, то получится, что все они занимаются своей непосредственной работой по остаточному принципу! Причем, в процентном отношении это приблизительно 70/30, и не в пользу прямых обязанностей. И, что интересно, все это происходит годами! Одно кончается –другое тут же начинается. Прям как в армии: сделал дело… берись за другое.
И подозрения какие-то навеваются: а уж не вредительство ли это какое? Уж не враги ли просвещения и науки окопались и рушат все, что народец наш наваял? Самородки расейские, Ломоносов да Ушинский с Макаренко строили-строили, а кто-то пришел да и на слом пустил все – начиная от воспитания и образования и заканчивая самой страной! Может быть, может быть…
3
А потом подумал, нет, наверное не враги заведомые, а дураки инициативные, которые бездумно берут заморские педагогические бананы и ананасы, выращенные в жарких краях, и пытаются привить их к сибирским кедрам да тундровому ягелю. Вот, дескать, наша прогрессивная многотрудная работа.
Ты знаешь, дедушка, пока писал тебе письмецо – еще весточка пришла из Первопрестольной: нужно взять эти самые ФОСы, с которыми мы давеча мараковали, по 20 штук на рыло, и написать туда вопросики, тесты зовутся. Да не просто так, а, как бы штобы студиозусы – филолухи и мехматянины там разные, совсем умные были – много вопросиков нужно придумать. Оставил я писать письмо и думаю, что бы такое отложить, чтобы не оконфузиться перед начальством – статью ли, или книжку какую, а может лекцию или семинар какой пропустить? Ан нет, нельзя, начальство и так, и так розгой высечет. О, точно, ночью начальство спит – самое время вопросики придумывать! А с другой стороны ежели посмотреть – жонка заругает – ты, дескать, не токмо днем сидишь, корпеешь над бумагой, а еще и ночью, до петухов!
А что же делать-то – ума не приложу. И кто остановит это безумие?
Ну ладно, буду продолжать писать письмо тебе. Может само рассосется…
Ну так вот, я и говорю, что ж показывает анализ уровня абитуриентов и студентов? А показывает он что этот самый уровень становится все ниже и хуже. И видят это все, и говорят об этом, нет – кричат все, кто хоть немножко радеет об судьбе образования и, в конце концов, – об Расее-матушке! И что же? Васька слушает, да ест, как говаривал дедушка Крылов. Доценты с аспирантами маются, как бы успеть подготовиться к занятиям, сделать статейку в журнал (еще и где деньги на нее взять), написать план с отчетом, а то и книжицу какую… А дьяки, чернильная их душа, бумагомаратели-пачкуны, гоняют свою извилину на предмет, чего еще придумать, дабы халдеям, то бишь преподавателям с преподавалками, некогда было учить спудеев!
Если серьезно, по-городскому, то все эти манипуляции с РПД-ФОСами, при всей их кажущейся необходимости и прогрессивности, преследуют другую цель – унификацию учебно-методической работы. Люди, не являющиеся педагогами-практиками и не ведающие сути процесса обучения, пришли к следующей идее: если расписать каждую деталь учебного процесса и методов оценивания результатов, то любой индивид, вооружившись этими бумагами сможет вложить в ученика знания и, что полный абсурд – компетенции! (Вообще-то, умные люди говорят, что компетентным человек становится, приобретая опыт в практической деятельности на основе полученных в учебном заведении знаний, т.е. сделать человека компетентным, давая ему только теорию, невозможно по определению (учебная практика не в счет, это – игра).
4
Ну и, вооружившись ФОСом, такой индивид адекватно оценит знания ученика и, в конечном итоге, мы все двинем вперед прогресс (?).
При таком раскладе педагогический талант необязателен, индивидуальный подход – излишняя роскошь (все и так расписано) и на выходе мы будем иметь… что выросло – то выросло.
Если предположения твоего внука, дедушка Валерий Николаевич, верны, то лучше поступить по-другому. Пусть эти самые дьяки-писари сами разработают по всем предметам единые РПД-ФОСы и спустят их в вузы-техникумы-колледжи для исполнения. Те преподаватели, кому это подходит по складу их ума и характера, вооружатся и будут проводить в жизнь эту идею всем своим горячим сердцем.
Преподаватели же, имеющие какой-никакой педагогический талант, все равно будут вкладывать знания и оценивать ученика-студента индивидуально, исходя из понимания, что они формируют не только ремесленника, даже мастера (что вряд ли), но и личность.
Такое предложение высвободит те самые 70% времени, которые уходили на пустую и вредную писанину, для действительно полезной работы – подготовке к занятиям, написанию научных статей, учебников, монографий ets.
Ну а чиновники от Минобрнауки и Минпросвета будут совершенствовать свое детище без ущерба для педагогов-практиков. И все будут при деле.
Ну, вот и заканчиваю тебе письмо, милый дедушка. Не зову тебя приехать, а то увидишь долю мою сиротскую и расстроишься. Намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…
Да, чуть не забыл. Ты забери отседа к себе на деревню тех писарей из Приказной палаты по ведомству образования, что эти самые РПД и ФОСы стряпают. Слыхал я, Федька в пастухи вышел, дык ему подпаски нужны. Или к приказчику сапоги чистить – самое место.
А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай.
Остаюсь твой внук Иван Жуков
Милый дедушка, Константин Макарыч!
И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
А с тех пор, как отдали вы меня в подмастерья в Москву к сапожнику Аляхину, много напастей разных случилось со мной. Колотил меня хозяин, сироту несчастную, и кушать страсть как хотелось. Как-то выволочку мне устроил, выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности уснул. А потом хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала мне в харю тыкать.
Ну а потом выгнал меня сапожник Аляхин, так я пошел и записался в университет Московский, благо меня барышня Ольга Игнатьевна выучила читать, писать и считать до ста.
В общем, выучился я в этом университете и начал там господских чад учить – студентов, значит. Все бы ничего, нравится, и жалованье платят. Да есть тут одна такая заковыка, что жисть у сапожника Аляхина раем земным покажется – РПД и ФОС называется. Эта такая штука навроде пятой ноги у собаки, камня у одного греческого мужичка, Сизифа, и это как носить дрова в лес или лить воду в колодец. В общем, за бесплодный труд и спасибо нет, а голой овцы не стригут.
Так что же это за зверь такой – РПД+ФОС? Расскажу тебе, дедушка, городскими словами.
РПД – это так называется программа, по которой учитель как бы учит. А ФОС – это такая штука, по которой этот самый учитель как бы оценки ставит.
На самом деле учитель учит и оценки ставит как он сам видит и знает, потому как – учитель.
Ну а их всех, фосов этих, нужно на машинке печатать – компьютер зовется. И ежели извести все это на бумагу, то одно получается 12 страниц, а второе – целых 15-18. И каждого из них нужно написать по тридцати, а то и сороку штук. А ежели посчитать всего, то получится ажно целая тысяча страниц.
Но это только написать. А то ведь еще и думать нужно, что писать! На одно РПД+ФОС уходит 1-2 дня. И чтобы все это написать, нужно потратить, при шибко скорой работе, пару недель, и при том, больше ничего не делать. А
2
как же другая работа – подготовка занятий (особливо, когда новые предметы), лекции, семинары, написание писулек разных? И сделать все это надоть как в сказке про Золушку – за ночь разобрать мешок риса с пшеницей. А коли не успеешь – грозятся жалованье урезать, а то и подчистую выгнать.
Но тут другой вопросец: кому это нужно? В Расее-матушке несколько десятков тысяч горемычных репреподавателей университетов, институтов, академиев разных; бают лиди, столько же в колледжах, техникумах, лицеях, школах церковно-приходских. И, соображаю, каждый из них возглаголет: Истинный Крест – никому не нужно! Хотя нет, нужно шобы жизня медом не казалась, шоб учильщики и наставители дурью не маялись от безделья. А еще для инспекций разных, что идут круглый тебе год.
Ах да, забыл! Еще ж есть и отчеты, которые время отымают и здоровье опять же, ничуть не меньше чем планы. Это зовется новомодным фасонистым словом наукометрия – ну, когда тебя наперёд спрашивают: а чиво ты в нонешнем годе научно придумаешь? А я-то откель знаю, чё оно придумается? А потом, где-нибудь к Рождеству Христову, говорят – а отвечай-ка, раб Божий, што напридумал? А ежели нет – опять выволочка, што ж ты, окаянный, науку не открываешь?
Но как же так, скажешь ты, не может быть, чтобы все это было бесполезно и никому не нужно. Как же без планов-то и отчетов?
Ну так вот, старые люди говорят, што есть такой закон жизненный: личность может сформировать, научить, только личность. Каждый педагог имеет свои методы знания передавать. И тем более, он знает, как оценивать бурсака того или иного. Все это у педагога в голове и на бумаге. Когда от него требуют заполнять графы разные, которые придумали шибко грамотные людишки, никогда не занимавшиеся преподаванием, но обязанные отрабатывать свое жалованье, педагог в панике и искреннем недоумении спрашивает: почему ему не дают заниматься своими прямыми обязанностями – учить, а вместо этого он убивает время и силы совершенно пустыми и непродуктивными делами?
Если перемножить преподавателей, время на планы и отчеты и сравнить то с количеством рабочего времени, то получится, что все они занимаются своей непосредственной работой по остаточному принципу! Причем, в процентном отношении это приблизительно 70/30, и не в пользу прямых обязанностей. И, что интересно, все это происходит годами! Одно кончается –другое тут же начинается. Прям как в армии: сделал дело… берись за другое.
И подозрения какие-то навеваются: а уж не вредительство ли это какое? Уж не враги ли просвещения и науки окопались и рушат все, что народец наш наваял? Самородки расейские, Ломоносов да Ушинский с Макаренко строили-строили, а кто-то пришел да и на слом пустил все – начиная от воспитания и образования и заканчивая самой страной! Может быть, может быть…
3
А потом подумал, нет, наверное не враги заведомые, а дураки инициативные, которые бездумно берут заморские педагогические бананы и ананасы, выращенные в жарких краях, и пытаются привить их к сибирским кедрам да тундровому ягелю. Вот, дескать, наша прогрессивная многотрудная работа.
Ты знаешь, дедушка, пока писал тебе письмецо – еще весточка пришла из Первопрестольной: нужно взять эти самые ФОСы, с которыми мы давеча мараковали, по 20 штук на рыло, и написать туда вопросики, тесты зовутся. Да не просто так, а, как бы штобы студиозусы – филолухи и мехматянины там разные, совсем умные были – много вопросиков нужно придумать. Оставил я писать письмо и думаю, что бы такое отложить, чтобы не оконфузиться перед начальством – статью ли, или книжку какую, а может лекцию или семинар какой пропустить? Ан нет, нельзя, начальство и так, и так розгой высечет. О, точно, ночью начальство спит – самое время вопросики придумывать! А с другой стороны ежели посмотреть – жонка заругает – ты, дескать, не токмо днем сидишь, корпеешь над бумагой, а еще и ночью, до петухов!
А что же делать-то – ума не приложу. И кто остановит это безумие?
Ну ладно, буду продолжать писать письмо тебе. Может само рассосется…
Ну так вот, я и говорю, что ж показывает анализ уровня абитуриентов и студентов? А показывает он что этот самый уровень становится все ниже и хуже. И видят это все, и говорят об этом, нет – кричат все, кто хоть немножко радеет об судьбе образования и, в конце концов, – об Расее-матушке! И что же? Васька слушает, да ест, как говаривал дедушка Крылов. Доценты с аспирантами маются, как бы успеть подготовиться к занятиям, сделать статейку в журнал (еще и где деньги на нее взять), написать план с отчетом, а то и книжицу какую… А дьяки, чернильная их душа, бумагомаратели-пачкуны, гоняют свою извилину на предмет, чего еще придумать, дабы халдеям, то бишь преподавателям с преподавалками, некогда было учить спудеев!
Если серьезно, по-городскому, то все эти манипуляции с РПД-ФОСами, при всей их кажущейся необходимости и прогрессивности, преследуют другую цель – унификацию учебно-методической работы. Люди, не являющиеся педагогами-практиками и не ведающие сути процесса обучения, пришли к следующей идее: если расписать каждую деталь учебного процесса и методов оценивания результатов, то любой индивид, вооружившись этими бумагами сможет вложить в ученика знания и, что полный абсурд – компетенции! (Вообще-то, умные люди говорят, что компетентным человек становится, приобретая опыт в практической деятельности на основе полученных в учебном заведении знаний, т.е. сделать человека компетентным, давая ему только теорию, невозможно по определению (учебная практика не в счет, это – игра).
4
Ну и, вооружившись ФОСом, такой индивид адекватно оценит знания ученика и, в конечном итоге, мы все двинем вперед прогресс (?).
При таком раскладе педагогический талант необязателен, индивидуальный подход – излишняя роскошь (все и так расписано) и на выходе мы будем иметь… что выросло – то выросло.
Если предположения твоего внука, дедушка Валерий Николаевич, верны, то лучше поступить по-другому. Пусть эти самые дьяки-писари сами разработают по всем предметам единые РПД-ФОСы и спустят их в вузы-техникумы-колледжи для исполнения. Те преподаватели, кому это подходит по складу их ума и характера, вооружатся и будут проводить в жизнь эту идею всем своим горячим сердцем.
Преподаватели же, имеющие какой-никакой педагогический талант, все равно будут вкладывать знания и оценивать ученика-студента индивидуально, исходя из понимания, что они формируют не только ремесленника, даже мастера (что вряд ли), но и личность.
Такое предложение высвободит те самые 70% времени, которые уходили на пустую и вредную писанину, для действительно полезной работы – подготовке к занятиям, написанию научных статей, учебников, монографий ets.
Ну а чиновники от Минобрнауки и Минпросвета будут совершенствовать свое детище без ущерба для педагогов-практиков. И все будут при деле.
Ну, вот и заканчиваю тебе письмо, милый дедушка. Не зову тебя приехать, а то увидишь долю мою сиротскую и расстроишься. Намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…
Да, чуть не забыл. Ты забери отседа к себе на деревню тех писарей из Приказной палаты по ведомству образования, что эти самые РПД и ФОСы стряпают. Слыхал я, Федька в пастухи вышел, дык ему подпаски нужны. Или к приказчику сапоги чистить – самое место.
А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай.

                Остаюсь твой внук Иван Жуков


Рецензии