Маленький Шут

                Маленький Шут.
                Сказка.

                Глава 1. За дверью подъезда.

 -  Ты один слушаешь меня. Ты мой самый лучший друг, – тихо разговаривал мальчик
с маленьким пауком, который жил за дверью подъезда.
  Каждый день Никита говорил с паучком. Тот медленно ползал по своей паутине, иногда  останавливался и внимательно смотрел на мальчика черными глазками, а потом снова неспешно перебирал лапками, молча ползая по своей тоненькой паутине.
 Никита мог обо всем говорить со своим другом - паучком:
   - Сегодня мне приснился мальчик. На его голове вместо волос жили маленькие, теплые, пушистые зайчики. У мальчика были серые глаза и длинные ресницы.
  Паучок остановился, поднял голову и посмотрел прямо в глаза Никите, и тот понял, что паучок и в самом деле понимает все, что рассказывает Никита, и что все это, действительно, важно.
  Никита каждый день заглядывал к паучку в часы, когда в подъезде редко были люди. Он приносил ему мошек, осторожно клал на паутинку. Мальчик просто не знал, что еще можно сделать для своего единственного друга. Еще ему хотелось, чтобы паучок тоже рассказывал о своих мыслях, о своей жизни, но тот всегда молчал.
       Ни в школе, ни во дворе у Никиты не было друзей.
 Никто не хотел послушать, какие интересные мысли приходили в голову Никите, какой красивый сон приснился ему. Даже маме было интересно все: и что он ел, и чистая ли на нем одежда, и на место ли он поставил башмаки, - все, кроме главного. Однажды Никита притянул к себе мамино лицо и сказал: «Сейчас я буду говорить важное. Послушай!». Но зазвонил телефон, мама убежала к телефону, долго говорила, потом – на кухню… и даже не вспомнила про начатый разговор с Никитой. Уже за ужином мама вспомнила: «Никита, ты хотел мне что-то рассказать?» «Да, я уже забыл.  Наверное, это было неважно», - ответил Никита.   
 
                Глава 2. Нельзя жалеть всех тараканов, вшей и клопов…
 
       Был яркий, сине - золотой теплый осенний день, суббота.
Никита вошел в подъезд. Все просто сияло чистотой. Он заглянул за дверь. Там тоже было чисто, ни пылинки… Паучка не было, не было и его паутинки.
    Никита через ступеньку вбежал на третий этаж, с порога, не сняв еще обуви, почти закричал: «Мама, что у нас с подъездом?»
  - Ты заметил, как стало красиво и чисто? Жильцы подъезда, наконец, собрались отмыть  стены, окна, перила и двери.
 - Мама, там, за дверью, внизу жил паучок…
 - Ой, там было столько пыли, грязи, паутины! Мы все вычистили, вымыли, сейчас там никаких насекомых! Да ты уж не паука ли пожалел? Ника, нельзя жалеть всех тараканов, вшей, клопов!
               
Тут Никита начал сначала тихо, а потом и совсем беззвучно, плакать. Он плакал час, два…
Потом уснул. И царство снов было местом, где он прятался от невзгод жизни.

                Глава 3. Сон 1. Фарфоровая комната.

      Очень светлая, хоть и без окон, комната была так хороша, так красива, что хотелось быть здесь и никогда никуда не уходить. Светлые рельефные фарфоровые картины в прекрасных и тоже фарфоровых  рамах, где тонкая позолота подчеркивала рисунок объемных белых завитков,  изображали  принцесс и принцев, королей и королев, замки с множеством башенок и лестниц, сады с птицами, цветами и бабочками.  Эти сверкающие чистотой, белизной дорогого фарфора, картины погружали в состояние тихого, восхищенного созерцания каждого, кто смотрел на них.
   И вдруг принцессы и принцы, короли и королевы стали испуганно сбегать прямо по стенам из своих картин. И Никита знал, что это из-за него рассыпался этот изысканный мир, потому что он заглянул в их тайну. Он не знал, как вернуть все на свои места. Если все вернется, но он не сможет видеть этого, то для чего нужно все это чудо, ведь это все равно, что ничего нет.
Он еще раз посмотрел на картины с пустыми садами, залами, замками и подумал, что тайны притягивают разгадки, а разгадки уничтожают тайны. И проснулся.

                Глава 4. Сон 2.   Подземная галерея.

   Назавтра Никита пережил еще один очень тяжелый для него день. В школе все время ему приходилось сдерживать рыдания, поэтому он не отвечал учителям, это всех сердило, ему поставили две двойки.
  Мама ничего не могла понять, хлопотала, пыталась разговорить его, накормить, - все бесполезно. Все было плохо, он очень устал и пораньше лег спать, чтобы увидеть продолжение сна.               
     Никита стал вспоминать сон про фарфоровую комнату и мысленно пошел туда, куда убегали жители картин. В узком коридоре было темно. Никита чуть не упал, когда его нога ступила на лестницу. Медленно, на ощупь, он спускался вниз туда, где вдалеке слабый луч света говорил о присутствии кого-то. И вот мальчик вошел в комнату, где ощущение  невероятной красоты и тайны охватило его.
 Это была сокровищница. На стенах комнаты висели картины, выполненные из золота,  серебра, рубинов, гранатов, алмазов, изумрудов и других сверкающих самоцветов. Они  переливались, светились в полумраке  подземелья. Никита стал рассматривать картину, которая светилась ярче всех. Он узнал королеву из фарфоровой комнаты, только сейчас ее лицо было написано невероятно живо неведомым мастером, фон, корона, драгоценное платье и птица в руке королевы выложены множеством бриллиантов разной величины, в оправе из какого-то белого металла. Картина была рельефной, и поэтому камни искрились и сверкали как световая симфония.  Только сейчас Никита понял, что свет шел не от  картин (они только отражали и умножали его). Источник света был в потолке и очень точно направлен на грани камней. Рядом располагался портрет смуглой красавицы. Рубины, гранаты и старое золото послужили материалами для загадочного портрета. Бордовое, почти черное, темно-красное, вспышки малинового в одежде и терракотовый цвет кожи были похожи на вечерние звуки виолончели.  Эта красавица тоже была из фарфоровой комнаты. Только образ ее сейчас был как-то значительнее, вечернее, тяжелее, чем в фарфоровом зале.
    Янтарная  картина засветилась сильнее при приближении Никиты. Это была картина из янтаря и золота. У королевы были очень живые желтые глаза с полупрозрачной глубиной янтаря, и глаза эти не были добрыми. Никита отошел от картины – свет стал слабее. Вернулся – картина засветилась ярче.
   Здесь, в подземелье, красота имела оттенок загадки и отчужденности, и хотя в этой комнате не было так легко и уютно, как в фарфоровой, хотелось без конца смотреть на драгоценные портреты. И отчего-то становилось жутковато от такой красоты, и мурашки бежали по коже.

                Глава 5. Тетя Люся.
   
  Никите так нравились его сны, жизнь во сне была намного красивее и понятнее ему, чем жизнь в школе и дома. Он стал рано ложиться спать, утром не хотел вставать, в выходные дни он спал почти целыми днями.
    Мама советовалась с врачами, знакомыми, сама не спала ночами и старалась понять, что происходит с ее сыном. Самым лучшим ее советчиком была ее подруга, «тетя Люся». Так называл ее Никита, а затем, сначала в шутку, а потом по привычке, стала называть и сама мама Никиты. Добрые женщины смогли понять, в чем главное горе Никиты.
     Трудно даже взрослому жить без друзей, а ребенку – труднее во сто раз. Решили, что роль друга возьмет на себя тетя Люся. Она была умным и  добрым человеком и, конечно, у нее все должно было получиться.
   Подружки купили билеты в театр на ближайшую субботу и стали подробно планировать поход.
               

                Глава 7.Журавль.
   
   Они поехали в театр на трамвае. В городе была осень, первый снег таял под ногами, медленно падали листья, покрывая мокрые дорожки.
А в театре яркий свет, зеркала, нарядная одежда зрителей, их оживленные разговоры – все создавало настроение праздника, приподнятости, тепла и уюта.
   Еще до спектакля мама то уходила за пирожными, то ей надо было срочно поправить прическу в туалете. Тетя Люся в это время так разговорила Никиту, что он рассказал ей свои сны, рассказал про свою жизнь в школе. Когда вернулась мама, она поразилась перемене, которая произошла в Никите. Он оживленно разговаривал, смеялся, глаза горели, ее сын был счастливым человеком.
  Спектакль был хорош! Великолепные декорации, музыка, костюмы, легкий, увлекательный сюжет пьесы – все было замечательно! Зрители  аплодировали, отбивая себе ладони.
   В антракте Никита отправился за мороженым. Он вернулся, осторожно зайдя со спины болтающих подружек. Хотел по-детски испугать их внезапным появлением. И тут он услышал отрывок разговора. Мама говорила тете Люсе: « Здорово ты его растормошила! А мой-то дурачок и раскис…»
  Никита молча переложил в руки женщин мороженое. Медленно, сильно побледнев, он пошел к выходу. Тетя Люся с мамой - за ним, что-то говорили…
Никита шел без пальто, хотя была поздняя осень, снег  падал,  таял, и было холодно. Он шел долго. Дошел до берега озера, упал… Мама с тетей Люсей подбежали к нему и увидели, что  на месте, где упал Никита, лежит белый журавль вместо Никиты.
    «Все журавли в нашем роду были великими водниками», - очень тихо, но внятно прошептал белый журавль Никитиным голосом. Никто не знал, что значат эти слова, откуда они пришли. Белый журавль на глазах у оцепеневших женщин начал таять и исчез…
               
   И в это время какие-то пласты времени и пространства сместились под действием неведомых сил.

               
                Глава 8. Желтоглазая Королева.
      
 А в некотором царстве, некотором государстве, неизвестно, в каком веке, Королева в зимнем  охотничьем платье ехала   верхом на прекрасной белой лошади по заснеженному лесу. Желтые глаза Королевы устало оглядывали окрестности. Желтыми глаза были оттого, что она подолгу смотрела на золотые монеты и украшения, и золото оставляло свой цвет понемногу в ее глазах всякий раз, когда королева любовалась на его сверканье.      
    Собаки бежали впереди, за ними – слуги на конях. Охота была неудачной. Все устали. Ехали молча. Собаки что-то нашли на берегу озера и лаяли. Что это, понять было нельзя, издали казалось, что кроме снега ничего нет. Королева послала слуг посмотреть, что там. Вскоре они вернулись и привезли мальчика в странной одежде. На нем была одежда из белых перьев, местами черный цвет вплетался  в безукоризненную белизну. Мальчик был без сознания, но жив. Королева велела положить его в сани и ехать быстрее к замку. Все заспешили, заговорили…
    Замок стал виден, как только выехали из леса. Сложенный из грубого серого камня, он был выстроен на неприступной горе.  В синем вечернем пейзаже так уютно горели  его узкие желто -оранжевые окна, обещая тепло, отдых и вкусный ужин. Дорога уже плохо различалась во тьме, слуги зажгли факелы, и кто-то уже трубил в рог, предупреждая о приближении королевы.
   В замке старый доктор Королевы привел мальчика в чувство, но малыш совершенно не понимал, что ему говорят, и никто не мог понять его слов.
    Королева решила сделать этого печального мальчишку шутом. Она приказала выковать тонкий длинный серебряный поводок и ошейник, и весь день маленький шут ходил за ней на поводке. Мальчику сшили малиновый бархатный костюмчик с рогатой шапочкой. На шапочке  весело позванивали и сверкали бубенчики,  как-то плохо сочетаясь с печальными черными глазами и бледным личиком.
 Скоро Маленький Шут  (а все стали звать его так, потому что ни одно из имен так и не срослось с ним) начал понимать язык, на котором говорили все вокруг.
  На ночь Королева закрывала его в маленькой комнате. Часто ему не спалось. Однажды Королева тоже не могла заснуть, и стала медленно ходить по залам, комнатам дворца. Королям и королевам часто не спится, у них столько забот, тревог, страха и мук совести. То соседнее королевство соберется воевать, то разбойники в лесах начнут шалить, то засуха сожжет все
посевы, то праздник для всего королевства надо готовить, то дойдет весть о готовящемся отравлении, то платье новое надо обдумать…
  Идет Королева мимо чуланчика, где спал Маленький Шут и видит: свет из-под двери, и свет цветной и подвижный. Подошла она на цыпочках к двери, заглянула в окошечко-глазок… Темно-темно было в комнате, а на полу светился маленький кусочек луга.
     Роса или капли дождя светились в глубине листьев, гусеница ползла по стеблю цветка. Стрекоза с прозрачными крыльями зависала над травами, какой-то маленький бирюзовый жучок быстро перебирал ножками, то ли убегая от кого-то, то ли спеша что-то успеть. Луговые цветы небрежно и прихотливо заполняли яркими красками комнату.
    Так была раскрыта тайна Маленького Шута. Очень сильно скучая, он научился создавать взглядом живые картины прямо в воздухе.  Мальчик своими темными глазами  сосредотачивался на точке пола или стены, и там постепенно проявлялись образы то плавающих среди водорослей рыб, то огромных бабочек с пейзажами на крыльях, словно те отпечатались, когда бабочка летела среди деревьев, цветов, озер... Все образы прекрасного мира, несколько измененные его детской фантазией.
   Зимой, когда вьюга не давала носа высунуть из замка, в небольшом зале топили камин, и Маленький Шут разворачивал свои живые картины. Только Королева и ее самые приближенные придворные имели привилегию видеть эти волшебные представления. Слуги в замочную скважину  по очереди смотрели на эти чудеса, отталкивая друг друга.
  Жизнь в замке стала красивой, интересной. Все спешили хорошенько выполнить свои дела, чтобы вечер был свободными.
               
                Глава 9.Садовник.

           Длинная зима закончилась, пришла весна. Маленький Шут понемногу знакомился со всеми закоулками замка. В замке был удивительный сад. В нем особенно понравилось бывать мальчику и не только потому, что он любил цветы, деревья, птиц. Маленький Шут познакомился  с Садовником. Этот красивый, уже немолодой мужчина и мальчик могли часами разговаривать, наблюдать за бабочками, пчелами, кузнечиками. У Садовника были глаза разного цвета: один глаз был голубым, а половина второго - серо-голубой, половина – чайного цвета. 
 Садовник был не только садовником. Еще он сочинял наряды Королевы. Однажды Королева пришла на весенний праздник в  платье, которое украшали живые бабочки. Цветы на ее зеленом платье были вышиты драгоценными шелками, а вот бабочки, которые перелетали с цветка на цветок, но не улетали никуда с платья, были живыми, настоящими и создавали вокруг Королевы цветную подвижную картину. Это было изобретение садовника. Он очень много знал о природе. Целыми днями, вечерами и даже ночами он что-то записывал, ставил какие-то опыты…
        Садовник нашел запахи, от которых насекомые не могут улететь, уползти, упрыгать. Наоборот, они слетались, сползались на эти запахи. Для каждого вида бабочек, стрекоз или жучков он  подбирал свой запах.
      Королева любила все удивительное и любила удивлять. Однажды, когда у нее было мрачное настроение, она появилась в светло-сером платье с  рисунком тончайших паутин, и живые пауки разных размеров медленно ползали по рисунку паутины.  Среди ее платьев были платья: «Черные тараканы» «Стрекозы», «Кузнечики»…
    Садовник работал над новой серией, но пока не говорил о своих последних изобретениях даже Королеве. 
    Маленький Шут подружился с Садовником. Иногда Королева отпускала мальчика погулять. И тогда он помогал Садовнику во всех его работах по саду, слушал рассказы о деревьях, цветах, птицах, об истории замка.  Маленький Шут рассказывал Садовнику о своей жизни в замке, но больше о снах, чувствах, предчувствиях и мыслях. О своей жизни до встречи с Королевой мальчик не помнил ничего. Садовник очень серьезно слушал его, медленно двигаясь по своему саду. Он слушал, а вечерами писал сказки, преобразуя  рассказы Маленького Шута, до поры до времени оставляя это занятие своей тайной.

                Глава 10. Тени сгущаются.
 
   Тем временем у многих придворных,  потерявших свое влияние на Королеву, и у Епископа все больше копилось раздражения и неудовольствия и на Маленького Шута, и на Королеву.  По замку поползли слухи, что все чудеса Маленького Шута от дьявола, что не принесет добра королевству этот, непонятно откуда взявшийся мальчишка.
  Постепенно меньше и меньше зрителей приходило посмотреть на «живые картины». Люди были запуганы, им было известно могущество Епископа и коварство придворных. Королеве доносили о разговорах, которые холодили, как сквозняки, разрушали очарование, и становилась очевидной хрупкость фантазий Маленького Шута рядом с фантазиями клеветников.
  Все болезни, несчастные случаи, непогоду отныне приписывали дъявольской магии необыкновенного ребенка.
 
                Глава 11. Побег.
 
   Уже неделю бушевала вьюга. Словно белой кистью закрашивала дома, словно ластиком стирала деревья с пейзажа за окном. Никуда не проехать, ни пройти. Неизвестно, что творится в королевстве.
     В замке уютно. Янтарно горит огонь в камине, отражаясь, поблескивает на золоте браслетов, перстней и золотой вышивке королевского платья.  Вот только желтые глаза Королевы не сулят ничего хорошего.
    Королева села у огня, слегка дернула за цепочку-поводок Маленького шута и сказала: «Ну!» Это было грубо. Но мальчик послушно начал создавать свои «живые картины».
    Вот из темноты засветилось бликами море, послышался плеск волн. Вот остров начал возникать прекрасным миражем…
 - Нет!  - сказала Королева. Картина исчезла.
 И новая картина  погрузила зрителей в грозовые тучи, молнии сверкали рядом, гром внушал ужас, струи дождя под ветром многократно рисовали: вниз, вниз, вниз.
 - Нет! – сказала Королева, - я и так внутри вся из молний, громов, землетрясений и извержений!
И снова что-то неясно формируется в темноте. Королева встала, подошла поближе и увидела… себя! Она сделала шаг назад, и та Королева – шаг назад. Она замахнулась, и та – замахнулась на саму Королеву!
   - Дрянной мальчишка, ты смеешь потешаться над своей королевой!?  – закричала Королева и ударила мальчика маленькой каминной кочергой. Била, пока были силы. Обессилев, она велела отнести Маленького шута в его каморку.
    В эту ночь Маленький шут бежал из замка.
    Вьюга быстро замела маленькие следы.
               
                Глава 12.   Палач.

       Холод, ветер, глубокий снег. Только сила потрясения  умножала его маленькие силы, и он шел в темноте. Один. Не зная, куда идет.  Маленький Шут уже терял последние силы, как вдруг услышал лай собаки. Он сделал еще несколько шагов и наткнулся на ворота. Собака залаяла неистово. Он долго стучал в доски ворот. Наконец, ворота открылись, и мальчик увидел старика с фонарем в руке. Тот повел его в дом. Тепло. Уютный свет керосиновой лампы. Горячая похлебка. Маленький шут уснул прямо за столом.
   Утром он проснулся в чистой теплой комнате. Старик уже что-то готовил на кухне, и оттуда доносился запах печеного хлеба, топленого молока, чего-то еще. И все обещало тепло, отдых.
    Мальчик рассказал старику о себе все, что помнил. Рассказал и о своих необыкновенных способностях. Вот только старик все слушал, спрашивал, а о себе ничего не говорил.
        Когда-то старик был палачом. Он очень любил свое ремесло и скучал по былой жизни. Без вида чужих страданий и крови жизнь казалась ему монотонной, скучной.
   Мальчик наивно открывал перед ним  виды сказочных стран, летних лугов, непостижимо прекрасных садов. А палач в это время думал, как направить чудесные способности мальчика на другие темы. Он описал Маленькому Шуту казнь одной старой женщины. Притворно заплакал, сказал, что эта женщина была его матерью, и он хочет в последний раз воочию увидеть ее последние минуты. Маленький шут выполнил его просьбу, хотя ему эти сцены кроме отвращения и страдания, не приносили ничего.
   Когда старый палач стал под разными предлогами просить мальчика восстанавливать картины всевозможных казней, Маленький Шут догадался, что почему-то эти видения доставляют наслаждение старику. Он отказался. Но бывший палач был жесток и хитер и знал, как сломать волю человека, а тем более, ребенка.
    Старик заставлял мальчика создавать картины казней и пыток. Маленький Шут страдал в это время так, как будто это его пытали и казнили. Убежать от старика было невозможно, он был очень хитрым и к тому же почти не спал.
  Тогда мальчик придумал одну хитрость. Он решил, что найдет способ заставить старика чувствовать то, что чувствовали те люди, которых он пытал и казнил. Надо сказать, что старик заставлял мальчика воссоздавать картины реальных казней, которыми палач гордился, которые особенно запомнились ему.
  Наступил вечер. Старик велел Маленькому Шуту воспроизвести самую «гениальную» из его казней. Эшафот. На нем несколько почти безумных от страха человек. Ближе лица… И вдруг палачу передались чувства одного из тех, кого он собирался казнить. Это был мальчик лет двенадцати, он украл драгоценный кинжал у одного богатого и знатного господина . Его страх перед этой процедурой, обрубающей всю его предстоящую жизнь от него, страх перед болью, ужас от несоответствия его проступка наказанию, смертельным холодом разливались по лицу, рукам, ногам, заполняли сердце, живот, голову, добираясь до корней волос. Лицо палача стало белым, даже его загорелые руки побелели. Глаза смотрели на острие топора. 
       Все-таки у Маленького Шута были задатки волшебника.
  Вот первого повели к лобному месту… Топор поднялся над его головой. И близко-близко палач увидел кровь, оставшуюся в неровностях деревянной плахи после казней. Никакие щетки не могли отмыть этих следов прошлых трагедий.
    - Нет! Не могу,- шипел палач, задыхаясь. Отныне он чувствовал все, что чувствовала его очередная жертва. Зрелище из наружного стало внутренним. Его самая сокровенная, любимая радость жизни превратилась в ужасное мучение, страдание, но он не догадывался, что виноват в этом мальчишка, которого он приютил у себя.
    – Хватит!!! Заканчивай!
Маленький Шут остановил действие. Отдышавшись, палач попросил начать все снова, только другую казнь. Все повторилось.
 - Спать.- Устало сказал палач. Этот вечер обошелся без казней.
    Когда старик понял, что нет больше радости от картин пыток и казней, он сам выгнал Маленького шута из дома.
 - Нахлебники мне не нужны; - коротко простился старик с мальчиком.
      
               

               
                Глава 13. Болезнь.

   И снова – снег. Усталость. Холод. А, главное, - безнадежность. Он шел день, к вечеру начала кружиться голова, стали чудиться то запахи свежего хлеба, то за снегом огни домов, то слышался лай собак. Маленький Шут ускорял шаг, где не мог идти - полз. И всегда это был мираж. Мальчик знал, что нельзя останавливаться. Это была бы смерть. Он двигался, пока мог. Незаметно все медленнее становись его шаги, потом он шел только в мыслях, и реальный мир стал замещаться мечтами. Он увидел себя в летнем саду, услышал пение птиц, почувствовал запахи цветов и прикосновение листьев к лицу… Он замерзал.
  Его нашли пекарь с дочерью. Они отправились за дровами, которые были сложены недалеко от дома. Девочка несла фонарь, а отец тащил большие деревянные санки. Маленький шут не дошел до их дома совсем немного. Пекарь и его жена были добрыми людьми. Они приютили бедного путешественника.
  У мальчика поднялся жар. Он не приходил в сознание. Потом Маленький Шут стал бредить. И вот тут-то началось такое… Бред больного превращался в  видения. Это было похоже на гигантские живые пространственные картины. Вот замок корчится от боли, как живой. Лестницы, словно змеи, обвивают и сдавливают его. И из глаз–окон замка текут ручьями слезы. Стены его покрываются трещинами, как морщинами…
  Взрослые и дети сбегались к дому и так закрывали окна своими любопытными головами, что в доме становилось темно. Миражи сменяли один другой.
   В народе стали поговаривать, что мальчик - колдун, его надо отвезти подальше в лес и оставить там.
   Пекарь с женой и сами ломали голову, как им избавиться от больного.

                Глава 14. В замке Королевы.
      
      С тех пор, как Маленький Шут сбежал из замка, вся жизнь как будто остановилась. Паутиной затягивались когда-то нарядные и роскошные залы, медленно и уныло двигались слуги. Королева по многу дней ходила в одном и том же платье. Словно какой-то паук сплел на ее прекрасном лице сеть морщин. Желтые глаза потускнели. Все это происходило быстро, и не было надежды на то, что жизнь измениться к лучшему. 
   В ее небольшой стране тоже все как-то разладилось. Голод, пожары, разбойники…
   Но вот до дворца королевы дошел слух о необыкновенном больном. Королева сразу же собралась в дорогу.
   Маленького Шута укутали в теплые шубы, положили в сани и заспешили в замок . Процессия с больным мальчиком с трудом пробиралась по заметенным дорогам, и бред больного следовал за ним. Сейчас это были языки пламени, превращающиеся в танцующих огненных людей. Огненные люди перерастали в огромные деревья из огня… Люди и кони шарахались от всей этой чертовщины, и никто не заметил, что снег слегка топился от этих миражей.
   Уже через два дня Маленький Шут был в замке. Королева не отходила от постели больного, несколько дней она не спала, пока врач не сказал, что мальчик пошел на поправку.
  Прошла неделя, другая, и мальчик совершенно выздоровел. И Королева снова привязала его на серебряный поводок. Слегка оживился замок, помолодела королева и снова заказала садовнику фантастический наряд. Но что-то было не так, что–то было сгублено. Еще месяц прошел, и все старались быть такими, как прежде, но… улыбки были натянуты, слова пусты, суть как будто была вынута из всего: из действий, из взглядов, даже из пищи.
   И Маленький Шут ушел из замка навсегда.

                Глава 15. Открытие.
   
 Уже наступила весна. Маленький Шут приходил в себя, скитаясь по городам и деревням, показывая фокусы, и тем зарабатывал себе хлеб. Как-то ему встретилась труппа бродячих артистов, и он примкнул к ней. Они веселили народ на праздниках, а народ кормил, одевал их и давал пристанище.
  В прохладный весенний день артисты остановились в поле, расставили палатки. До следующего города было далеко, и они решили заночевать под открытым небом.
  Маленького Шута послали за сухими ветками для костра. Он набрал приличную охапку веток. Его сил едва хватало для того, чтобы нести ее за спиной. Мальчик продрог, промочил ноги, устал и решил отдохнуть. Но у него не было спичек, чтобы развести огонь. Тогда Маленький Шут решил хотя бы полюбоваться видом огня. Мальчик уложил часть дров в основу для костра и стал своим волшебным взглядом смотреть на эти холодные, корявые ветки. И вот они вспыхнули веселым и жарким огнем! И чудо! Настоящее тепло шло от этого призрачного костра.
  Маленький Шут согрелся, и сон сморил его. Спал он недолго. А когда проснулся, увидел , что в костре тлели угли, и все еще шло тепло. Видение уже не было видением, это был настоящий костер, который не исчез, когда мальчик закрыл глаза. А до этого все вызванные им миражи исчезали, как только он закрывал глаза.
  В такое чудо просто невозможно было поверить! Маленький Шут стал пристально смотреть на кусочек поляны, и вот там появилась корзина с всевозможными вкусностями: жареной рыбой, завернутой в пергамент, овощами, зеленью, картошкой с золотистой корочкой. Осторожно, боясь, что все это исчезнет, мальчик взял в руки пергамент с рыбой. Золотилась поджаренная шкурка рыбы, запах был такой, что голодному человеку слюной можно было подавиться. А вкус был еще лучше.
   Он наслаждался едой и думал, что же сейчас делать с этим чудом собственного всемогущества. Не показывать же фокусы, когда можно сделать всех людей счастливыми. 
   Маленький Шут по-детски считал, что люди потому несчастны, что им не хватает денег.
               
                Глава 17.Волшебник.

   Маленький Шут хорошо знал окрестные деревни и города. Он вспомнил одну бедную деревню, где люди зимой иногда не выходили из дома, потому что у них не было теплой одежды, где дети умирали от голода и болезней, а взрослые уже в тридцать лет казались стариками.
   Маленький Шут весело зашагал к этой деревне спасать ее население от нужды, забот и несчастий.
  Под разными предлогами он оставлял в каждом доме по целому состоянию в виде золотых и серебряных монет: кому-то якобы он передал наследство от умершей тетки, кому-то подарок от местного господина за хорошую службу, у кого-то покупал старую драную одежду для музея за невероятную сумму. Кто с опаской, кто с ликованием принимали неожиданно привалившее счастье.
   Пока никто не успел опомниться, Маленький шут исчез из деревни, решив вернуться сюда через два года.
     А в деревне началось ликование и праздник. Денег у всех было столько, что отныне можно было жить, не беспокоясь о завтрашнем дне. Люди на деревенской площади устроили большой стол, закупили в соседнем городе всевозможных явств, оделись в яркие, богатые одежды и три дня и три ночи танцевали, хохотали, пели и жгли  фейерверки.

               
                Глава 18. Не в деньгах счастье… и не в их количестве.

   Прошло два года. С предчувствием близкой радости  Маленький Шут шел к деревне, где прошлым летом он дал людям ключи к счастью. Чем ближе подходил он к деревне, тем тревожнее становилось. Встречные собаки шарахались от людей, заброшенные поля заросли
чертополохом. Дорога была так разбита, что идти по ней было трудно, а ехать, наверное, просто невозможно. Еще немного, и показались дома . Но вместо богатой, чистенькой и благополучной деревни, которая рисовалась воображению Маленького шута, перед ним предстала грязная, покосившаяся, с наполовину упавшими заборами, деревня. Она стала еще хуже, чем два года назад. То тут, то там навстречу попадались люди, невероятно толстые, неряшливые, с потухшими глазами, некоторые спали прямо на земле. Мальчик подошел к одному из них, поднял, посадил возле спиленного дерева. Он сразу понял, что человек мертвецки пьян. Поговорить с этим человеком Маленькому Шуту так и не удалось.
   Постепенно он узнал, как жила деревня эти годы. Поначалу все накупили себе еды, дорогой одежды, вещей. Кто-то разъехался по столичным городам, заморским странам и, потратив все деньги, возвращался. Кто-то прижился на чужбине…   Слух о богатой деревне быстро облетел округу. Сюда стали привозить все: муку, молоко, овощи, меха, посуду, вино…  А зачем гнуть самим спину, вставать ни свет, ни заря, если все-превсе можно купить? Было, правда, скучновато. И тут выручили торговцы винами, ромом, спиртом, виски, водкой, коньяком, бродячие артисты и фокусники. Сначала покупное веселье радовало душу. Пили все больше, глупели и толстели, а веселья становилось все меньше. Копилось раздражение, усталость, запустение и грязь.  Приходили наемные рабочие, но все больше мошенники, пьяницы, которые норовили украсть что-нибудь или выпить. Грязь, неразбериха и запустение воцарились кругом.
   Это зрелище было потрясением для Маленького Шута. Но он становился взрослее с каждым новым испытанием.
               
                Глава 19. Учитель Марк.

    Прошло несколько лет. Все эти годы Маленький Шут жил и работал в труппе бродячих артистов.
Роль факира, фокусника давалась ему легко, как всякому волшебнику. Правда, когда его просили рассказать, как он делает такие чудеса, он говорил, что дал клятву не раскрывать секретов фокусов.
Да и вряд ли кто-нибудь поверил бы ему, расскажи он правду. Правда ведь иногда бывает фантастичнее выдумки.      
  И фокусы Маленький Шут выбирал такие, чтобы никто не мог догадаться о настоящем масштабе его возможностей. Горький опыт с палачом еще жил в его памяти.
 Все свободное время он читал книги. Он изучил основы астрономии, истории, математики, биологии, химии, физики, философии, выучил несколько языков… Казалось, не осталось ни одной области знаний, в которой Маленький Шут не приобрел бы определенных знаний. Ему все было интересно. Кроме того он научился ходить по шпагату, выполнять трюки акробатов, жонглировать. Мальчик мог заменить почти любого из артистов труппы.
  Шло время. Маленький Шут стал красивым, сильным юношей. Сейчас имя Маленький Шут уже совсем не подходило ему. Он выбрал для себя новое имя - Марк.
      Однажды в чудесный майский день Марк шел по совсем незнакомой дороге и увидел неподалеку девушку у ручья. Она что-то внимательно разглядывала на берегу. Девушка была так хороша! Ее светло-рыжие волосы легким облачком  окружали лицо, живые и смешливые глаза были точь-в-точь цвета неба. А рассматривала она какое- то существо, похожее на маленькую кучку щепочек, которая двигалась к какой-то своей цели. Никогда не видел Маленький Шут таких необыкновенных насекомых. Это был ручейник в своем домике. Марк и Анна ( так звали девушку)  не заметили, как разговорились, подружились.
Марк не захотел никуда уходить от Анны. Он нанялся помощником к мельнику, у него же остановившись на постой. Каждый день Марк находил возможность увидеться со своей красавицей.
       Уже осенью они сыграли свадьбу. И не было в округе более красивой и счастливой пары. Днем Марк работал на мельнице, вечерами начал строить дом. Он мог выстроить его за мгновение, но жители деревни и так до сих пор с недоверием смотрели на чужака. Очень уж он отличался от всех.
Местные парни пытались даже пару раз побить его, но им это не удалось. Марк был таким ловким, сильным, что умудрялся выйти из любой драки, не причинив ни себе, ни другим ощутимого вреда.
   Постепенно его добрый нрав, ум и обаяние примирили с ним деревню, к Марку стали обращаться за советом, помощью, и он всегда находил наилучшее решение проблем.

   Через год дом Анны и Марка был готов. Около дома появились молодые яблони, вишни, сливы, множество цветов. Трудились они весело и дружно, достраивая дом, ухаживая за садом.
     Вскоре у них появился первенец. Это была чудесная девочка с веселыми голубыми глазками, очень похожая на тех ангелочков, которых художники так любят рисовать на своих картинах.
   Деревенские в это время начали задумываться о строительстве в деревне школы. Они понимали, что неграмотного человека каждый может обмануть, им даже казалось, что образование и грамота защитят их детей от жизненных невзгод.
  Когда люди берутся за дело сообща, оно быстро продвигается. Школа росла на глазах. Когда зашла речь об учителе, все согласились, что для деревенских детей не найти лучшего учителя, чем Марк. И он был рад взяться за новое дело. Не буду описывать, какие экзамены пришлось ему сдавать, сколько документов подписывать, чтобы начать работу, но все было благополучно закончено, и школа открылась.
    Это, скажу я вам, не школа, а сказка, в прямом смысле этого слова. Учитель Марк ( а все сейчас звали его так) в школе  не стал скрывать больше своих удивительных способностей.
  Давайте заглянем на урок истории. Сегодня учитель Марк рассказывает о школе Древнего Египта.
Ученики и учитель, одетые в древнеегипетские одежды, сидят в тени пальм, сложив ноги точно так, как нарисовано в древних папирусах. Стены класса словно растворились. Жара. Небо неестественно синее, а земля почти оранжевая. Вдали видны знаменитые пирамиды. Караван верблюдов монотонно позванивает колокольчиками. Пишут и рисуют ученики на дощечках, покрытых воском, тростниковыми палочками, а иногда на влажных глиняных дощечках. Затем они идут к храму.  И вот среди массивных колонн двора они чувствуют себя маленькими и бессильными, загадочные рисунки и рельефы на колоннах постепенно становятся понятными и от этого смотреть на них еще интереснее.
   Это что! Давайте заглянем на урок биологии. Вот перед учениками посередине комнаты яблоко. Обычное, красивое, вкусное. Вот оно начало увеличиваться, расти, пока не увеличилось до размеров небольшого дома. Ученики весело несут легкие лестницы, карабкаются на срез яблока, словно берут крепость штурмом. Дети смотрят на яблоко то глазами бабочки, то пчелы, то совы… . Потом яблоко увеличивается настолько, что можно залезть уже в клетку яблочной ткани, и ученики видят, как отличаются клетки кожуры от клеток мякоти яблока, а клетки семечка от клеток листа.  Учитель Марк рассказывает о том, как природа все это устроила.
    А уроки географии! Представьте: они путешествуют по старинным замкам Франции, летят в Африку, плывут на Карибы, собирают кедровые шишки в тайге Сибири.…
   Уроки изобразительного искусства – просто мечта любого художника. Краски всех сортов, бумага, карандаши, кисти, холсты… Ученики рисуют то музыку, то пейзажи с натуры, то портреты друг друга.
    Или слушают рассказы Учителя о великих художниках, и образы этих художников на мгновение встают перед ними, их картины они видят перед собой, рассматривают фрагменты.
  На уроках музыки ученики играют на инструментах, сочиняют музыку, пишут музыкальные этюды с натуры. Оказывается, все просто.
        На уроках танца они учатся движениям у природы: то они танцуют дождь, то ветер, то движениями рисуют цветочный луг, то море.
  А математика! Конечно, сначала они осваивают азы, правда делается все это весело, в игре. А старшим школьникам Учитель Марк показывает, как формулой можно задать форму, и они в пространстве класса выстраивают сначала кубы, шары, пирамиды и конусы, а потом все более сложные формы. Затем Учитель раскрывает своим ученикам тайну связи математики и космоса…   
   Да что рассказывать! Вы видели где – нибудь учеников, которые с радостью бегут в школу, а в воскресенье не могут дождаться понедельника, чтобы бежать к своему Учителю?
  Не все было так безоблачно. Но об этом в следующей главе нашей сказки.

    
               
               
                Глава 20.

     Однажды в школу приехал улыбчивый, в очках, полненький и вполне себе приятный господин. Он посмотрел несколько уроков, поговорил с учениками, походил по территории школы, похвалил учителя Марка за успехи, которые делают его ученики и откланялся.
   Все уже забыли об инспекторе, когда однажды к школе подъехала коляска с двумя мужчинами в инспекторской форме. Они не улыбались, старший инспектор строго и коротко объявил, что школа не соответствует требованиям современного образования, что один учитель не может вести все предметы… и что-то еще… В общем, закончил он словами : « Школа прекращает свою деятельность с завтрашнего дня. Ученики могут посещать школу в соседней деревне, но для этого они должны будут сдать экзамены по всем предметам.»
      Ученики со слезами на глазах и надеждой смотрели на своего учителя, ведь он был для них почти Богом. Учитель решил, что  единственный выход – обратиться к самой Королеве. Она была уже немолода, но Марк был уверен, что она узнает его, а уж он сможет уговорить Королеву.
    Учитель Марк обратился к старшему инспектору: « Прошу Вас не спешить закрывать школу, ей покровительствует сама Королева. Я  поеду к ней. Дайте мне три дня, пожалуйста».
 Старший инспектор, подумав, сказал: « Хорошо, три дня я вам даю. Но если через три дня у меня не будет подтверждения от Королевы, мы вынуждены будем закрыть школу».
  Учитель собрался быстро, простился со своей семьей, расцеловал детей в пухленькие щечки и отправился в путь. Государство было небольшое, и Марк рассчитывал за день добраться до замка Королевы.
  Он добрался до замка даже быстрее, чем рассчитывал, благо погода стояла прекрасная, конь бежал резво, дорога была ровной. Но вот в замок пускать его не хотели. Молодая стража не помнила Маленького Шута. Но Марк  вспомнил про тайный ход в сад замка. Он убрал несколько камней из  стены сада, и открылся небольшой лаз. Марк с трудом протиснулся в образовавшийся лаз, снова прикрыл его.
     Сад был чудесен, как и в дни его детства. Марк пошел по тропинке среди цветущих и благоухающих зарослей и вскоре  увидел Садовника. Тот был уже очень стар, спина его согнулась, руки покрылись морщинами, пальцы стали корявыми, лицо тоже все было изрезано морщинами, но умные, добрые глаза делали это старое лицо по-настоящему красивым. Не сразу старик узнал Маленького Шута. А когда узнал, то радовался, как ребенок. Все тогда, много лет назад решили, что Маленький Шут погиб.  В тот год была очень суровая зима, и выжить маленькому мальчику одному среди снегов и вьюги казалось невероятно. Учитель Марк и Садовник говорили очень долго. Садовник пообещал на следующий день устроить встречу Королевы и Маленького Шута в саду. Затем Садовник показал Марку свои новые изобретения, провел по саду, где каждый цветок и каждое дерево были любовно ухожены его неутомимыми руками.
    На следующее утро Марк, волнуясь, мерил шагами тропинку в месте, которое указал ему Садовник. Вот послышались голоса, и Марк через много лет разлуки увидел желтоглазую Королеву. Она уже знала, кто ее ждет, поэтому подошла к Марку, подставив руку для поцелуя. Лицо ее с годами не стало хуже. Мудрость, следы страданий, доброта сделали ее лицо даже более красивым, чем прежде. И глаза уже не были желтыми, сейчас они были прекрасного чайного цвета. Королева не держала зла на Маленького Шута за побег, только винила все эти годы себя за его гибель. 
     Королева пригласила Марка во дворец. Там они долго говорили обо все событиях, случившихся в годы их разлуки. Но Марку пора было возвращаться. У него оставалось полтора дня. Королева сказала, что она сейчас же пошлет гонца в Управление школами и запретит закрывать школу. Она велела позвать писаря, тот великолепным почерком записал приказ Королевы, свернул его в свиток, запечатал сургучной печатью. Вскоре гонец уже скакал на своей быстрой лошади в провинцию, где жил сейчас Учитель Марк.
  С тех пор Королева не раз приезжала в школу Учителя Марка, помогала, когда возникали трудности. Сердце ее успокоилось, она радовалась успехам Учителя и его учеников.
   На этой приятной ноте мы с тобой, дорогой мой читатель, расстаемся. Пока расстаемся. Если мне что-то станет известно о дальнейших приключениях Учителя и его городка, я обязательно напишу тебе.

                Конец.
    
    


               


 
               


Рецензии
Я тоже люблю пауков - никогда их не трогаю, а случалось и помогал им выбраться из воды.

Прекрасно Вы пишете! Продолжайте, пожалуйста - ваш читатель обязательно прочтет, а Вселенная конечно услышит и сохранит.

Андрей Жеребнев   04.04.2022 15:12     Заявить о нарушении
Андрей,благодарна Вам за комментарий!

Саша Княжич   06.04.2022 19:49   Заявить о нарушении