Сов. детский психолог и педагог П. Ф. Каптерев

"Первые годы жизни человека остаются покрытыми мраком неизвестности, и личная история человека оказывается без начала; несколько первых листков в ней выдрано, повествование прямо начинается с пятой или десятой страницы. Вспоминает, вспоминает человек - и всё же никак не может уяснить себе начала и первоначального хода в развитии того или иного свойства. Едва ли родители вправе осуждать детей на такое бесплодное припоминание, оставлять для них в темноте первые основы и ступени их личного развития. Нам кажется, что родители должны вручать детям по достижении ими совершеннолетия краткую, но обстоятельно составленную историю их развития - от рождения до совершеннолетия. Такая история должна занимать видное место между приданым, которое родители дают своим дочерям при выходе замуж; она не только выяснит им их собственную личность, но послужит ещё прекрасным руководством при обращении с детьми молодой матери. Многие дочери, выйдя замуж и сделавшись матерями, чувствуют недостаток в таком руководстве и очень сожалеют, что матери, пережив некогда всё, что переживает теперь дочь, не позаботились снабдить своих дочерей соответствующим руководством...".

"Если впечатления, действующие на дитя помимо знания и желания родителей, благоприятного характера, то бороться с ними, конечно, нет нужды; но во всяком случае дитя будет развиваться своим собственным путём, мало известным и понятным родителям, оно будет формироваться в такого человека, душа которого темна для родителей, - они будут сами по себе, а он сам по себе, у всех будет свой особенный психический мир, мало понятный и доступный другим; и таким образом в конце концов родные люди сделаются друг другу чужими, стремления одного неинтересными для другого, и семья разбредётся врозь, хотя бы и физически она помещалась под одною кровлею. То, что составляет душу семьи - взаимное понимание с полуслова и даже без слов и горячее сочувствие друг другу, отсутствуют в такой семье.
Родители, желающие сохранить дружбу своих детей, гармонию между двумя поколениями, взаимное понимание и сочувствие, должны тщательно следить за своими детьми, их развитием и деятельностью. Детская душа должна быть для них совершенно открытой книгой, в которой они свободно могли бы читать. Ни одно новое явление в психике дитяти не должно от них ускользать. При тщательном наблюдении детей последние не будут удивлять их сюрпризами, проявлением неожиданных свойств, добродетельных и порочных, развитие дитяти представится родителям одним строго последовательным и законосообразным процессом".

"Каждой семье следовало бы вести свою историю, отмечать важнейшие факты в ее складе и развитии, характеризовать наиболее выдающихся членов и указывать те пути, те влияния, силой которых они сделались выдающимися деятелями..."

"Между тем тщательных наблюдателей за детьми среди родителей мало, и богатые своим содержанием явления пропадают бесплодно. А явления совершаются так близко, так часто, что не наблюдать их, пропуская мимо ушей и глаз, как будто грешно...

Хороший наблюдатель не тот, ум которого совершенно свободен от всяких представлений о предмете наблюдения, правильных и ложных, в сознании которого, как в зеркале, наблюдаемые предметы просто отражаются; хороший наблюдатель тот, который в наблюдаемом ищет известные свойства, оценивает их важность и значение, который знает, в какую сторону нужно смотреть, по какой дороге идти, чтобы добыть ценные и нужные сведения о предмете наблюдения..."

П.Ф.Каптерев "О наблюдении за детьми"

***

(19) июля 1999 г. Петру Федоровичу Каптереву исполнилось 150 лет со дня рождения. Этот человек был не только педагогом, но и психологом. Теоретики-педагоги знают его как историка педагогики и дидактики. Но он сам исследовал психологию детства, рассматривал образовательный процесс с точки зрения психологии.

Нередко открытия соответствуют историческому моменту развития науки: идеи П.Ф. Каптерева повторил Л.С. Выготский
Л.С. Выготский самостоятельно открывает значение восприятия для развития психики ребенка. Он пишет: «Восприятие ребенка до трех лет отличается от нашего восприятия не тем, в первую очередь, что оно бывает менее острое, менее дифференцированное, а тем, что восприятие до трехлетнего возраста играет совершенно другую роль в системе сознания, в системе личности ребенка — оно играет в раннем возрасте доминирующую центральную роль. Можно сказать, что все сознание ребенка этого возраста имеется лишь постольку, поскольку оно определяется деятельностью восприятия. Всякий знающий детей этого возраста согласится, что ребенок преддошкольного возраста вспоминает большей частью в форме узнавания, то есть в форме восприятия, к которому присоединяется акт памяти. Ребенок воспринимает вещь как знакомую и очень резко вспоминает то, что отсутствует перед его глазами или повод к чему отсутствует; он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Точно так же мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер. Ребенок разбирается и устанавливает мыслительные связи между наглядно воспринимаемыми элементами. Можно было бы показать, что все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Это ставит восприятие в благоприятные условия развития в данном возрасте. Восприятие как будто бы обслуживается всеми сторонами деятельности ребенка и поэтому ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия»15.

Конечно, жизни и научная деятельность двух талантливых людей разминулись: П.Ф. Каптерев жил в Петербурге, а затем в Воронеже до своей кончины в 1922 году, а молодой Л.С. Выготский именно с начала двадцатых годов переезжает из своего родного Гомеля в Москву для работы в Институте психологии. Однако, как известно, идеи витают в воздухе: возможно, Л.С. Выготский никогда не слышал об идеях П.Ф. Каптерева и он самостоятельно аналогичным образом описал феномен психического развития ребенка.

Как бы то ни было — первым был П.Ф. Каптерев.

В.Мухина


Рецензии