Дети будущей России по рассказу Леонида Каганова

Недавно просматривая фантастические произведения, я узнал, что в начале 21 века дебютировал молодой новый фантаст в стиле неореализме: Леонид Александрович Каганов 1972 г.р., Москва.
Он — хороший фантаст, поэт и сценарист, юморист, телеведущий, политик.

Первым делом я скачал его ранний сборник рассказов и повестей «День академика Похеля». Москва: АСТ, 2004.

И первым в этом сборнике оказался рассказ "Хомка". Он начинается, как обычный детский рассказ о жизни и буднях детей 8 лет, лет этак через 80.
У них проблемы с школьной дисциплиной и продвинутые домашнии хоби. В их руки попадает новейшая домашняя научная техника, которая может оказаться опасной для их сознания и для окружающих.

Ещё в далёком 1986 году русских читателей об опасности компьютерных технологий в руках подростков предупреждал американский фантаст середины 20 века Дэвид Фредерик Бишоф в повести "Военные игры" [WarGames] (1983; рус.1986 - "Недетские игры"). В этом произведении малолетний хакер 17 лет чуть не развязал мировую атомную войну. Своим предупреждением Бишоф предложил нам разработать меры безопасности при использовании компьютерных сетей. Сейчас кое что сделано.

Герои рассказа "Хомка" далеки от милитаризма (слава Богу), но готовы поиграть во что-то вроде оживших игрушек, на подобии героев фильма "Солдатики". В семьях этих детишек: Стасика и Анны-Марии оказались автоматические инкубаторы для выращивания хомячков из яиц. Но мальчик оказался смышлёным и способным к компьютерным новациям. Он изменил заводские настройки инкубаторов, и что в результате получилось...

Сайт:
  "ЛАБОРАТОРИЯ ФАНТАСТИКИ" в 2005 году рассказала и охарактеризовала этот рассказ, а также публикует комментарии читателей. Разрешите познакомить Вас с этим.
 ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж    Н А Ч А Л О   Ц И Т И Р О В А Н И Я    ж ж ж ж ж ж ж ж ж
Рассказ, 2003 год; цикл «Майор Богдамир»

Жанрово-тематический классификатор:
Жанры/поджанры: Фантастика  («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика)
Общие характеристики: Психологическое
Место действия: Наш мир (Земля)  (Россия/СССР/Русь )
Время действия: Близкое будущее
Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации  | Клоны и клонирование
Линейность сюжета: Линейный
Возраст читателя: Любой
Всего проголосовало (оставило рецензии): 114

Критика:

"Рассказ "Хомка" был написан в 2003 году и вошел в авторский цикл "Майор Богдамир". Данное литературное сочинение, на мой взгляд, с явным элементом трэша в финале. Мне трудно дать оценку тому, что я прочитала, поскольку написано, в принципе, талантливо. И детская психология, по- видимому, тоже знакома автору. И, все же, концовка меня сильно смутила. Рассказ небольшой, читается быстро, с интересом, но... да, далёкое будущее, да живые игрушки - зверьки... и... да, эксперименты, ещё какие, но... Думаю, вам лучше прочитать данное литературное сочинение самим и сделать о нем собственные выводы. Есть проблема с этикой. Общее впечатление: Трэш".

[Извините читатели, это не мягкая гуманная фантастика и даже не треш, а оправдание жестокого обращения с высокоорганизованными животными и человеческим детёнышем. Странно, неужели дипломированный психолог Леонид Каганов не видит и не понимает этого.

Ведь он окончил Московский государственный горный университет по специальности САПР  и факультет психологии МГУ. С 1995 зарабатывает на жизнь литературным трудом. Член Союза писателей России (1998). Автор 5 романов и 3 повестей. С ноября 2007 по июль 2008 Леонид Каганов и Светлана Гудкова вели ежедневную телепередачу «Ленивые будни» на телеканале О2ТВ.

Исходя из этого, нужно решить действительно ли это произведение для читателя любого возраста?

Неужели не видели это литературные критики и жури популярных конкурсов 2004 года.

Перечислю, когда и в каком конкурсе этот рассказ получил признание и первую премию:]
2004 — «Итоги года» журнала «Мир фантастики» за лучший отечественный авторский сборник «День академика Похеля», куда вошёл этот рассказ.
2004 — «РосКон». За рассказ «Хомка».
2004 — «Странник». За рассказ «Хомка».
2004 — «Бронзовая улитка». За рассказ «Хомка».
2004 — «Интерпресскон». За рассказ «Хомка».

Аннотация:

"В будущем у детей появляется новое развлечение – зверек хомка, которого можно выращивать в инкубаторе. Одна беда, живет он всего три недели, а потом превращается в шоколадку и детям приходится изготавливать новых хомок.
 [Стасику и Анне-Марие по 8 лет. Они "любят" своих хомок, но это не мешает Стасу метать своего в классе из маленькой катапульты, собранной из линейки.]
Но  Стасика и Анну-Марию такая краткая жизнь  хомок не устраивает, ведь им хочется чего-то большего, чего-то более захватывающего и интересного. Что же делать? И тогда они решают создать с помощью инкубатора живого… человечка".   [Живой игрушки].
ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж   К О Н Е Ц     Ц И Т И Р О В А Н И Я  ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж
Примечание. В обрамлении Ж Ж ...Ж Ж цитата. В обрамлении [ ] - моё замечание.

Дети знают, что это делать нельзя: общество и церковь осуждает такое. Но они инфантильны и эгоистичны, как пятилетние. Стас - развитый мальчик и знаком с современными для него технологиями. Он может сгенерировать смертельно ядовитых животных. Но станет ли он решать в будущем так свои жизненные проблемы?

Инфантильность и эгоизм детей объясняется ещё тем, что семьи живут замкнуто в своих квартирах и, скорее всего, имеют по одному ребёнку, что не даёт детям никакого представления о рождении и выкармливании новорождённых. Возможно, что в будущем детей будут выкармливать в круглосуточных яслях в течении 2 или 3 лет. Кроме того, домашняя техника освободит детей от всех домашних обязанностях. Т.е. дети будут делать то, что им хочется. Т.е. их жизнь будет насыщена привычными и необременительными удовольствиями.
 
Так моя знакомая девочка 9 лет постоянно смотрит ролики "собачки со слаймом".  А уроки она делает и читает весьма неохотно ("из под палки" и за "пряники") потому, что её заставляет бабушка или мама. От всех домашних дел бабушка её освободила.
 
Бабушка советовала своим ученикам (будущим пианистам) стирать бельё ручками, чтобы руки детей стали сильнее. Но это надо лишь чужим детям, а не родной внучке. Поэтому ручки у неё, что тростиночки. Т.е. внучка растёт совершенно не приспособленной к жизни. Думаете она одна такая? Таких детей множество. Сама жизнь в "добреньких семьях" подталкивает к этому.

Это резко ухудшит этическую, социальную, а впоследствии и нормативную среду Земли ближайшего будущего.

Очевидно, что Стасик и Анна-Мария представляли младенцев как голеньких хомок, которые умеют бегать, есть и пить самостоятельно.

Итак, Стасик и Анна-Мария выращивают в инкубаторе мальчика. Это преступление перед своей психикой и человеческим сообществом. Интернет пост дежурной части Объединенной Церкви пытается прекратить это. Но Стасик уходит от ответственности, разорвав интернет связь и переведя комп в офлайн режим.

 Познакомьтесь с цитатой:

"Но тут обработка закончилась, комп яростно пискнул и выбросил на дисплей красное окошко с сообщением: "Эксперименты с геномом человека строго запрещены с Божьей помощью! О ваших действиях доложено в дежурную часть Объединенной Церкви!" Стасик многозначительно посмотрел на Анну-Марию и ехидно улыбнулся. Тут же вылетело новое сообщение: "Ошибка подключения к сети! Проверьте информационный кабель!"
 
И уже в офлайне Стасик закончил подготовку для клонирования ребёнка. Через 6 недель вылупился из крупного куриного яйца человеческий жизнеспособный младенец. Он заверещал без всякой повивальной бабки.

Стасику и Анне-Марии не нравился его писк и вид. Они относят его голенького на холодный чердак, заклеив ему рот, чтобы никто не слышал его писка, а потом отправили полуживого на куске дерева по холодной реке на корм чайкам.

Очевидно, что этим детям передаётся негативное отношение взрослых к младенцам, так как на их развитие должны уйти годы, а быструю пользу с них не получить. Кроме того младенцы рассматриваются старшими детьми, как конкуренты по использованию техники, услуг... Это характерно для умирающей цивилизации.

Доцент СПБ Сергеев не далеко ушёл по человечности от этих детей. Как вы помните, он убил любовницу и решил спрятать её труп в реке.

Вот как автор завершает свой рассказ:

"Стасик наклонился над водой и собирался оттолкнуть дощечку, но Анна-Мария взяла его за рукав.
— Подожди! Так будет еще красивее! — Она размотала с запястья шнурок фонарика-светлячка, включила его и опустила на дощечку рядом с головой малыша.
— Отлично! — улыбнулся Стасик и оттолкнул дощечку.

Дощечка уплывала все дальше от берега..."

(Некоторые читатели усматривают в этом эпизоде некоторое подобие на историю Моисея из Ветхого Завета. Но надо представлять что Россия не Египет. В ней даже летом намного холоднее, а жизнь новорождённого можно сохранить только в тепле. Особенно это касается недоношенных (недоразвитых) детей. В бедных и малокультурных провинциях Индии, Китая и Индонезии когда-то существовал обычай, позволяющий матери убить новорождённую дочь. Семьям нужны были мальчики. В России такого зверства не существовало. Церковь на Руси значительно смягчала нравы даже в нищей среде).

"— Ну что, по домам? — наконец облегченно улыбнулась Анна-Мария и поежилась.
— По домам, — кивнул Стасик. — Я провожу тебя.

Возле своего дома Анна-Мария повернулась к Стасику и серьезно посмотрела ему в глаза, мотнув челкой.

— Но мы же никому-никому об этом не скажем?
— Сто процентов не скажем, — подтвердил Стасик.
— Не горюй, — кивнула Анна-Мария. — Когда мы вырастем, то сделаем нового ребенка. Нашего героя!
— Сто процентов, — кивнул Стасик. — Или нашу фею.

Они еще немного постояли в неловкой тишине, а потом Анна-Мария неожиданно чмокнула его в щеку, развернулась и поскакала к подъезду".

Я просмотрел отзывы многих читателей и понял что больше половины их в недоумении и неприятии такого ущербного воспитания детей и авторской реакции. А ведь мировая литература дала нам прекрасные образцы человечности и высокой этики поведения взрослых и детей, которые обязательно должны войти в сознание и быт взрослых и детей всех семей и стран. (Из произведений Жюля Верна...) Стасик и Анна-Мария решили скрыть свои шалости. Но не думаю, что будущие домашние компьютеры будет таким же безнадзорными, как в наше время.

Человеческие свойства населения растут с ростом достатка и ростом доступности высоких образцов поведения, а также с прочностью семейной чести. Но если честь подминается эгоизмом и гедонизмом, то следует ожидать от людей худшие проявления их качеств.

Это образно и великолепно показано в кинофильме «Синяя птица» (англ. The Blue Bird) — советско-американский музыкальный художественный фильм-сказка, снятый в 1976 году режиссёром Джорджем Кьюкором по одноимённой пьесе Мориса Метерлинка. Совместное производство советских киностудий «Ленфильм», «Совинфильм» и американских кинокомпаний «20th Century Fox» и «Эдвард Льюис Продакшн».
 
Нетрудно проследить, как меняются вкусы и востребованность слушать и смотреть "определённое то" в разные периоды СССР и России.

По сути, Леонид Александрович Каганов показал, что в нелепом мире (не только в России) продолжает происходить "ПОКОРЕНЕЕ ПРИРОДЫ", т.е. её извращение в угоду ЭГОИЗМА, ГЕДОНИЗМА и ШКУРНИЧЕСТВА.

Что будет в будущем? Очевидно, что китайское трудолюбие, клановость и сильные семейные связи позволят китайской цивилизации стать превалирующей на Земле.


Рецензии
У меня правнучка полтора года. Как лихо она со смартфонами обращается - просто жуть! И я говорю внучке - "смартфонница" у тебя растет. И как они все, ее одногодки, учится в школе будут - не представляю.

Виталий Овчинников   09.03.2023 18:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.