Колодец

Владимир Рогожкин

КОЛОДЕЦ

РАССКАЗ

  - Копай здесь - сказал Роман Гаврилович., загасив свою традиционную «козью ногу» каблуком кирзового сапога. Его мастеровитые руки, способные сладить любую деревенскую работу, напоминали наждачную бумагу, самой, наверное, крупной зернистости. По крайней мере, и цветом, и структурой от неё ничем не отличались. Причиной тому и вышеупомянутые «козьи ноги» с самосадом, и работа без рукавиц в любую погоду, и природная смуглость кожи. Да и мало ли ещё чего. Не понятно, каким образом уловив взгляд, направленный на его руки, улыбнулся
- Доски могу полировать ладонями без инструмента.
Со свойственной молодости ершистостью, задаю сразу несколько вопросов одновременно. Ответы получаю вразумительные, но теперь уже по очереди.
 - Копаем здесь потому, что колодец будет как раз на меже. Соседи ссориться не будут. Почему тебе копать поручил? Так у тебя - хотя ты и молодой, силёнка- то не мерянная, не сравнить со моей. Да и копают колодцы, с испокон века, после соблюдения поста. А ты в свои годы, когда нагрешить - то шибко успел? Да и жила водоносная как раз в этом месте находится. Ясно?
 Ясно- то ясно, но как он это определил, мне до сих пор не понятно. Бывали в нашем селе случаи, когда и более крутые спецы, неделями мерили огороды босыми пятками. В любую погоду, исключая, конечно же, зиму. Безо всякого результата. Сначала поёживаясь от холода, а потом, раскрасневшись от выпитого самого - то, спустя многие годы понимаю, что этот самый самогон и являлся  вдохновляющим, к определению местоположения водоносного слоя причиной, и её же, этой причины, следствием. А не всевозможные проволочные рамки, ветки лозы и босые пятки, применяющиеся этими умельцами в корыстных целях. Но, самого главного я не сказал, Роман Гаврилович почти ничего не видел. Осенью сорок третьего года, при обеспечении переправы наших войск через реку Днепр, в течении многих часов находился по грудь в ледяной воде. В результате сильно простудился, и остаток войны провел в госпиталях.  Умереть ему не дали. А вот проблемы со зрением преследовали его до конца жизни. Его очки с толстенными стеклами были плохими помощниками. Он вечно, что-то терял и сильно, по - детски как-то обижался, когда ему помогали. Зная об этом, я старался не заметно придвигать «потерю» поближе к его рукам. Вроде бы как он сам все нашел, а я тут ни причем. Но сдается мне, что он отлично все понимал и воспринимал мою заботу, как игру в поддавки. Есть такая детская игра, в которую порою играют и взрослые. Забегая вперёд, скажу - воду в этом месте мы действительно нашли. И не какую - то выжимную. Мощнейшая жила, буквально клокотала под нашими ногами. Прорыв в глубину  метра полтора, и набив кровавые мозоли, хотя и работал в рукавицах, был отстранён  по причине полной потери не только желания копать дальше, но и возможности это делать. А более сильные и сноровистые взрослые мужики, пришедшие к тому времени с работы,  быстро довершили начатое дело. Уложить срубленную заранее дубовую срубовину,  вообще оказалось минутным делом. Но, может минутным, это дело мне кажется теперь - спустя многие годы. А тогда всё - таки пришлось повозиться. Всё дело сладили за один день. Рано утром начали, поздно вечером закончили. Сдали, как говорится, под ключ! И ворот навесили, и цепь прицепили, и ведро. Даже воды, пусть ещё не совсем отстоявшейся, попили. И по маленькой, даже не  по одной, приняли. Но тут уж без меня обошлись. Мужики по полной, занюхав малосольным огурчиком. Бабы, лишь слегка пригубили, но как же, без этого! Вон, какую гору своротили. Шутки- прибаутки! И как всегда больше всего, своими острыми язычками прошлись по поводу роста Романа Гавриловича
- Недоразумение какое-то!
Жена его - статная, чернобровая красавица, будучи на целую голову выше невзрачного мужа, так объясняла это «недоразумение».
  - Всех красивых мужиков в войну- то поубивало, вот и пришлось за некрасивого. Да только лучше его на всём белом свете, как оказалось и нет - и уже полушутя добавляла - солидные- то мужики свалятся, светленькой то приняв изрядно. Иначе как на подводе домой не доставишь. А моего под мышкой можно «экуировать». Ноги и те по земле волочиться не будут!
  - Мал клоп - да вонюч!- гордо добавлял довольный Роман Гаврилович. Спустя многие годы, я почему- то вздрогнул, услышав это простонародное выражение, из уст Василия Шукшина, в одном из фильмов. А может мне это только показалось.


Рецензии