Разница между словами человеческий и человечий

 В последнее время я стал очень часто употреблять вместо прилагательного человеческий, другое слово – человечий. Клянусь – чисто автоматически, не задумываясь. А тут вдруг задумался – почему я так делаю, в чем разница? Искал в словарях, разницу так и не нашел, но вывел её сам.
  Вот смотрите, что у меня вышло.
  Мы произносим по отношению к животным такие прилагательные как: собачий, кошачий, заячий и.т.д, но у нас нет по отношению к ним таких аналогов как человеческий, попробуйте написать в компьютере собаческий, и программа word сразу предупредит вас об ошибке и подчеркнет это словом красным, – а по отношению к людям есть и слово человечий, и слово человеческий – почему?
  Дальше мне вспомнилась фраза бабы яги из какой-то сказки: «здесь человечьим духом пахнет». Человечьим, а не человеческим, т.е в прилагательном человечий существует какое-то животное начало.
  А дальше все просто. Глядя на этот мир в моем подсознании, автоматически, сначала неосознанно (еще раз клянусь, что я об этом раньше даже не задумывался) проскользнуло слово человечий, потому что мы, люди, вернее большая часть из нас, несмотря на все достижения этого гребаного прогресса, превращаемся в животных и в общей массе живем уже не по-человечески, а по-человечьи.
 Посмотрите в ютубе на число подписчиков у моргенштерна, их миллионы – миллионы представителей человечьего мира, которых власть имущие с помощью таких моргенштернов и пропагандистов придерживают на уровне слабоумия.
  Вот и получается, что большинство из нас, тех, кто сумел выжить от коронавируса, в этом обезумевшем мире продолжают жить уже не в человеческом, а человечьем мире, мире наживы, похоти, насилия и слабоумия.
  Мне недавно исполнилось 74 года, и я все чаще, и чаще вспоминаю нашу родину, Советский Союз, и что бы мне не говорили, несмотря на все недостатки этой страны, мы тогда были добрее, честнее и большинство из нас жили все-таки по-человечески, а не по человечьи.
  Я даже по этому поводу написал такое стихотворение:
               
               Ностальгия по СССР

              Остопи@дело гадство
              В этом "царстве свободы",
              Где под гнетом богатства
              Нищают народы,
              Где шуты - президенты,
              Залезая на троны,
              За свои дивиденды.
              Служат делу мамоны.
              Честный там погибает
              В безудержной гонке,
              Где всегда побеждают
              Ловкачи и подонки...

              Я бы мог этот стих
              Без конца продолжать.
              Пусть сочтут что я псих,
              Но хочу вам сказать,
               (Подавая раскаянья
                горький пример)
   
               «ЭХ, ВЕРНУТЬСЯ БЫ
                СНОВА в СССР!"


Рецензии
Александр, интересное наблюдение. Но словари выдают, что большой разницы между этими прилагательными нет, даже приводят цитаты из классиков 19 века. Вероятно, на данном этапе развития языка прилагательное "человечий" считается все-таки немного устаревшим или имеющим ограниченную сочетаемость словом (человечий дух, человечье мясо). А у Тургенева - человечьи лица. "Человеческий", согласитесь, звучит более благородно, интеллигентно, звучно.

Ирина Басова-Новикова   02.03.2024 23:08     Заявить о нарушении
Это где то близко от поговорки "ум за разум зашел". Там как хочешь, так и понимай... Только сейчас в этом мире умных много, а разумных "раз, два - и обчелся". Так и здесь, есть люди, которые живут "по человечески", но их очень, очень мало, а абсолютное большинство предпочитает жить "по человечьм".

Александр Блейхман 2   29.03.2024 09:20   Заявить о нарушении