Спасти пишущего человека? А выполнима ли миссия?!
Хочется верить, что мы находимся не в эпицентре системного коллапса, не на краю ментальной пропасти, а на новом витке развития цивилизации. Попытаемся взглянуть на текущий момент через временно-пространственную призму с несколько большего отдаления. И здесь, как ни парадоксально это звучит, лучше всего подходит именно клиповое мышление!
Казалось бы, в древности письмо должно появиться, в первую очередь, для записи сакральных мифов, постепенно принимающих форму священных текстов. Но не тут-то было! Это наследие предков по размеру оказалось конечным, и специально обученные люди запоминали наизусть немыслимые, по современным представлениям, объёмы информации. А вот бухгалтерские операции были безграничны! Тут и понадобилась письменность: для фиксации движения утилитарной информации. Учёта материальных ценностей, контроля над армией, сбором налогов. Писцы являлись сословием малочисленным, замкнутым, с высоким уровнем жизни.
Впервые всеобщего начального образования свободных мужчин добились эллины эпохи Сократа, Платона, Аристотеля. Ненамного отстали в этом вопросе и евреи. В правление Маккавеев все мальчики, а девочки по желанию, обязаны были уметь читать и писать.
Для справки: в Европе к реализации подобных проектов приступили в конце 19 века уже нашей эры, то есть 2-2.5 тысячи лет спустя! Это означает, что большую часть истории человечества подавляющее большинство людей были безграмотны!
Вряд ли кто станет спорить, что длительное существование и развитие линейной алфавитной письменности наложило неизгладимый отпечаток на способы мышления человека.
Именно письменность породила современную науку и литературу. Да и развитие теологии монотеистических мировых религий жёстко детерминировано рамками письменного слова.
Но ставить знак равенства между письменностью и цивилизацией нет оснований. Арии не менее полутора тысяч лет сохраняли устную религиозную традицию с невообразимой точностью.
Объём информации, который жрец обязан был выучить наизусть со слов учителя и затем передать ученику, в несколько раз превышал по размеру содержание Библии!
Количество брахманов мерилось тысячами. А весь процесс, напомним, длился около 15 веков. С точки зрения современного человека, который, направляясь в магазин, помечает в записной книжке предстоящие покупки, всё это просто невообразимо.
Мы восторгаемся подвигом 70 толковников. Тех, что под страхом смертной казни перевели Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Каждый работал самостоятельно и знал, что, при сличении текстов, первая ошибка станет и последней. Так вот, когда арии укрепились в Индии, одновременно во многих местах устные знания были записаны. Тексты абсолютно идентичны!
Мы не без затруднений понимаем язык времён Петра Великого, ещё сложнее - эпохи Ивана Грозного. А смысл «Слова о полку Игореве», вообще, едва улавливаем. Но ведь это всего лишь 300, 500, 850 лет назад. А здесь полторы тысячи лет непрерывной устной традиции и ни одного искажения!
Нет нужды уноситься мыслью вглубь веков. Казахи, киргизы, якуты и многие другие народы создали огромные по объёму эпосы в устной традиции. Сказители являлись отдельной социальной группой. Им некогда было пасти скот, охотиться и даже воевать. Общество содержало их, как интеллектуальную элиту.
Индейцы Северной Америки и те имели весьма значительный эпос. «Песнь о Гайавате» в переводе Лонгфелло, тому яркое подтверждение.
Если самый выдающийся жрец способен запомнить пусть два-три десятка книг, то даже средних размеров библиотека может вмещать многие тысячи томов. Письменные цивилизации выиграли у бесписьменных интеллектуальную гонку вооружений. Это была такая же историческая предопределённость, какой стало технологическое превосходство оседлых народов над народами кочевыми.
Вся западная философия, и в виде либерализма, и в форме марксизма, пропитана духом Прогресса. Само собой разумеется, что мы должны жить лучше, то есть материально обеспеченнее, чем наши отцы, а дети ещё сытнее нас.
Также нет сомнений, что новые знания прибавляются к старым, которые только копятся и, ни в коем случае, не забываются.
А вот как раз здесь есть о чём поспорить.
Кто сегодня может легко распрямить бивень мамонта, ну, слона? Конечно, если задачу поставить, она будет решена. Но технология утеряна.
Как и способы строительства мегалитических сооружений. Когда обыватель, почесав затылок, тут же вспомнит об инопланетянах.
А ведь плиты весом в тысячу тонн каждая в основание храма Юпитера в Баальбеке положили уже римляне сто пятьдесят лет спустя после деяний Христа!
В 19 веке средний российский мужчина не мог собрать из деталей простейший радиоприёмник, отремонтировать автомобиль, заменить в квартире ванную и унитаз. Все эти вещи ещё не были созданы, насущными являлись другие навыки и умения. В 20 веке он это делал легко.
Сейчас, по мере роста уровня жизни, обыватель просто не хочет всем этим заниматься, предпочитая перепоручить данные заботы специалистам. Куда важнее сегодня умение работать с гаджетами.
Женщины не только забыли, как можно ловко заштопать носки, надев их, для удобства работы, на лампочку накаливания. Они разучились шить, вязать, гладить. Многие мчатся в ближайшее ателье, теперь их везде хватает, чтобы пуговицу пришить. Другие уже и суп приготовить не в силах. Кафешек вокруг полно, на крайний случай сосиски можно сварить.
Потеря некоторых знаний и навыков, и одновременное приобретение новых, процесс естественный и диалектический.
Тракторист, заметим, не умел запрягать лошадь, а пулемётчик, только подумать, совсем не знал, как набрать меру пороха на выстрел и подсыпать его на полку мушкета.
Некоторые явления, из-за аберрации близости, кажутся незыблемыми, вечными. Например, исторический опыт привёл русских людей к мысли, что когда идёт война, каждый мужчина становится солдатом, а все женщины идут к станкам делать снаряды.
А ведь за тысячу лет нашей истории была только одна-единственная война, когда именно так и происходило. Но этой, Великой, вполне хватило!
Новый виток технологической революции сопряжён с лавинообразным нарастанием объёма информации, которая обрушивается на человека.
Появление клипового мышления, это просто адекватный ответ на ситуацию. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дописьменной эпохе. Линейная последовательность знаков постепенно перестаёт быть основой культуры.
Новый образ реальности состоит из клочков информации и нестойких обрывков впечатлений: он не требует не только воображения и осознания, но и, что куда печальнее, сочувствия и сопереживания.
Идёт безостановочное обновление информации, которая, не усвоенная и неосмысленная, исчезает как мыльные пузыри, не дав пищи ни уму, ни сердцу.
Остановимся на том, что клиповое мышление, это просто ответ человека и человечества на вызов времени. Попытка найти выход из ситуации путём развития одних когнитивных навыков за счет других, предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
Хорошо это или плохо, покажет время. Но то, что современный человек теряет способность составить элементарный связный текст, факт бесспорный.
Для того, чтобы грамотно и осмысленно писать, надо постоянно работать с письменным словом. Но где практиковаться?!
В Интернете, среди эрративов типа «превед медвед» и «аффтар жжот»» Или на эсэмэсках, состоящих из междометий и смайликов?
Мы давно смирились с тем, что любой юридический документ составляет специалист, который берёт за свою работу, не стесняясь.
Вся система юризма настроена так, чтобы посторонний ничего не смог там понять и, от безысходности, исправно платил.
Мы шагу ступить не можем без окружающих нас поваров, маляров, автомехаников, врачей, юристов и психологов.
Одновременно на наших глазах неумолимо сужается роль писателей, журналистов, библиотекарей. Их место, несомненно, займут профессиональные писцы!
Для сомневающихся можно привести ещё пару фактов. Буквально вчера были немыслимы такие виды деятельности как блогер или профессиональный зритель студии в бесчисленных ток-шоу ведущих телеканалов. А сегодня они не только приносят сопоставимый доход, но и являются вполне общественно признанными!
Свидетельство о публикации №222020301270
Ваш труд, уважаемый автор, я рассматриваю, как рецензию на свое произведение, под названием "На все условности я ставлю печать - Заметано".
"Заметая" все условности писательского "устава", я создала, своего рода "клип", основанный почти на мифической любви 80-летнего мужчины к молодой женщине, по своей сущности которая относилась к роду куртизанок с высоким уровнем ненасытности вкуса плода физического вожделения и жажды разнообразия этого порочного влечения.
Именно, "клип", как красочное шоу из легенд древнеегипетской мифологии с предисловием, главным сюжетом и трагической концовкой, уже 90-летнего, умирающего героя, последними словами которого были:
"Я погибаю от тоски по тебе. Я не могу жить без тебя. Я люблю тебя также страстно и нежно, как все эти годы. Вернись! Я наполню твою жизнь новыми впечатлениями и радостями...".
По форме мое изложение, опять же, не выдерживает абсолютного писательского принципа. В нем намешано столько всего, что я по праву могу считать его тем новым жанром, о котором Вы пишите в "Спасти пишущего человека?". А судить о том, правильно ли я поняла то, о чем Вы хотели сказать, судить уже Вам.
Спасибо Вам, Лев, за эту работу мысли, которая, может быть, и не выполнила миссию по спасению меня, но то, что она вскрыла память 25-летней давности, - это факт неопровержимый!
Инна Бахместерова 28.04.2025 20:42 Заявить о нарушении
Лев Хазарский 28.04.2025 20:49 Заявить о нарушении
То, что Вы профессиональный писатель, это очевидно. Я понимаю, что времени свободного у Вас не так много, как у меня, уже свободной от государственных и личностных обязательств. И все-таки, когда будет умственный разгрузочный час, пожалуйста, прочтите мое об "условностях". Оно относительно длинное, но из-за динамичности сюжета уйдет на чтение несколько минут. О Ваших впечатлениях я буду ждать здесь. А если заметите что-нибудь особенное, то можно черкануть и на "личное сообщение".
Инна Бахместерова 28.04.2025 23:26 Заявить о нарушении
Даю для разминки:
Философия как рабочий инструмент. Часть шестая. - история и политика, 10.01.2025 01:53
Философия как рабочий инструмент. Часть пятая - история и политика, 31.10.2024 01:30
Философия как рабочий инструмент. Часть четвёртая - история и политика, 11.09.2024 01:57
Философия как рабочий инструмент. Часть третья - история и политика, 22.08.2024 13:06
Философия как рабочий инструмент. Часть вторая. - история и политика, 05.07.2024 01:04
Философия как рабочий инструмент. Часть первая - история и политика, 10.05.2024 02:56
Футурология как экстраполяция истории. Часть 6. - история и политика, 14.04.2024 16:09
Футурология как экстраполяция истории. Часть 5. - история и политика, 07.03.2024 01:28
Футурология как экстраполяция истории. Часть 4. - история и политика, 21.02.2024 02:59
Футурология как экстраполяция истории. Часть 3. - история и политика, 10.02.2024 02:34
Футурология как экстраполяция истории. Часть 2. - история и политика, 02.02.2024 13:35
Футурология как экстраполяция истории. Часть 1. - история и политика, 19.01.2024 13:18
Мировая история через призму этногенеза (9)
И ПРЯМО НАВЕРХУ ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЫ:
Ну что вы так беспокоитесь? И сами вымрут! 5 - история и политика, 28.04.2025 01:52
Ну что вы так беспокоитесь? И сами вымрут! 4 - история и политика, 18.04.2025 21:54
Ну что вы так беспокоитесь? И сами вымрут! 3 - история и политика, 15.04.2025 15:16
Ну что вы так беспокоитесь? И сами вымрут! 2 - история и политика, 12.04.2025 13:13
Ну что вы так беспокоитесь? И сами вымрут! 1 - история и политика, 31.03.2025 13:47
«То, что Вы профессиональный писатель, это очевидно». Строго говоря, профессионал, этот тот, кто тексты ПРОДАЁТ. Так что мы на проза.ру все любители и чмырим один другого в категориях «бездарь», «плагиатор», «графоман».
Я однозначно в ЭТИ ИГРЫ НЕ ИГРАЮ:
Альтруизм как высшая форма эгоизма - литературная критика, 01.07.2022 00:15
Ещё раз о профессиональных искажениях - литературная критика, 04.05.2021 02:59
О литературе и литературщине - литературная критика, 21.03.2021 14:17
О талантах и их поклонниках - литературная критика, 06.12.2021 02:56
Рецензия на проза. ру как информационное оружие - литературная критика, 16.06.2022 02:18
ироническая проза
Очевидный парадокс проза. ру 2 Как бы сон - фельетоны, 04.11.2024 09:07
Очевидный парадокс проза. ру 1 - фельетоны, 01.11.2024 14:16
Грамотно о безграмотности - публицистика, 29.05.2022 16:27
Рецензия как проявление творчества. - публицистика, 16.10.2020 20:12
Графоман плагиатору не товарищ?! - ироническая проза, 27.02.2025 00:46(ЭТО СТОИТ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ)
РЕЦЕЗИЮ НАПИШУ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
До новых встреч на креативной волне…
Лев Хазарский 29.04.2025 00:02 Заявить о нарушении
Рада, что Вы меня приняли в ККЛ!
Инна Бахместерова 29.04.2025 19:31 Заявить о нарушении