Спасти пишущего человека? А выполнима ли миссия?!

Окинем взглядом нынешние тенденции использования письменного слова.  С прискорбием осознаёшь, что в самое ближайшее время работа с текстами даже малой сложности станет уделом профессионалов. И здесь, чуть ли не в качестве жупела, рассматривается клиповое мышление. Но оно, скорее всего, не причина, а следствие развития событий.
Хочется верить, что мы находимся не в эпицентре системного коллапса, не на краю ментальной пропасти, а на новом витке  развития цивилизации. Попытаемся  взглянуть на текущий момент через временно-пространственную призму с несколько большего отдаления. И здесь, как ни парадоксально это звучит, лучше всего подходит именно клиповое мышление!



Казалось бы, в древности письмо должно появиться, в первую очередь,  для записи сакральных мифов, постепенно принимающих форму священных текстов. Но не тут-то было! Это наследие предков   по размеру оказалось конечным, и специально обученные люди запоминали наизусть немыслимые, по современным представлениям, объёмы информации. А вот бухгалтерские операции были  безграничны! Тут и понадобилась письменность: для фиксации движения утилитарной информации.  Учёта материальных ценностей, контроля над армией, сбором налогов. Писцы являлись сословием малочисленным, замкнутым, с высоким уровнем жизни.
Впервые всеобщего начального образования свободных мужчин добились эллины эпохи Сократа, Платона, Аристотеля. Ненамного отстали в этом вопросе и евреи. В правление Маккавеев все мальчики, а девочки по желанию, обязаны были уметь читать и писать.
Для справки: в Европе к реализации подобных  проектов приступили в конце 19 века уже нашей эры, то есть 2-2.5 тысячи лет спустя! Это означает, что большую часть истории человечества подавляющее большинство людей были безграмотны!



Вряд ли кто станет спорить, что длительное существование и развитие линейной алфавитной письменности  наложило   неизгладимый отпечаток на способы мышления человека.
Именно письменность породила современную науку и литературу.  Да и развитие теологии монотеистических мировых религий жёстко детерминировано рамками письменного слова.
Но ставить знак равенства между письменностью и цивилизацией нет оснований. Арии не менее полутора тысяч лет сохраняли устную религиозную традицию с невообразимой точностью.
Объём информации, который жрец обязан был выучить наизусть со слов учителя и затем передать ученику, в несколько раз превышал по размеру содержание Библии!
Количество брахманов мерилось тысячами. А весь процесс, напомним, длился около 15 веков. С точки зрения современного человека, который, направляясь в  магазин, помечает в записной книжке предстоящие покупки, всё это просто невообразимо.


 Мы восторгаемся подвигом 70 толковников. Тех, что под страхом смертной казни перевели Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Каждый работал самостоятельно и знал, что, при сличении текстов, первая ошибка станет и последней. Так вот, когда арии укрепились в Индии, одновременно во многих местах устные знания были записаны. Тексты абсолютно идентичны!
Мы не без затруднений понимаем язык времён Петра Великого, ещё сложнее - эпохи Ивана Грозного. А смысл «Слова о полку Игореве», вообще, едва  улавливаем.   Но ведь это всего лишь 300, 500, 850 лет назад. А здесь полторы тысячи  лет непрерывной устной традиции и ни одного искажения!



Нет нужды  уноситься мыслью вглубь веков. Казахи, киргизы, якуты и многие другие народы создали  огромные по объёму эпосы в устной традиции. Сказители являлись отдельной социальной группой. Им некогда было пасти скот, охотиться и даже воевать. Общество содержало их, как интеллектуальную элиту.
Индейцы Северной Америки и те имели весьма значительный эпос. «Песнь о Гайавате» в переводе Лонгфелло, тому яркое подтверждение.




Если самый выдающийся жрец способен запомнить пусть два-три десятка книг, то даже средних размеров библиотека может вмещать многие тысячи томов.  Письменные цивилизации выиграли у бесписьменных  интеллектуальную гонку вооружений. Это была    такая же  историческая предопределённость,   какой стало технологическое превосходство    оседлых народов  над народами кочевыми.
Вся западная философия, и в виде либерализма, и в форме марксизма, пропитана духом Прогресса. Само собой разумеется, что мы должны жить лучше, то есть материально обеспеченнее, чем наши отцы, а дети ещё сытнее нас.
Также нет сомнений, что новые знания прибавляются к старым, которые только копятся и, ни в коем случае, не забываются.


А вот как раз здесь есть о чём поспорить.
Кто сегодня может легко распрямить бивень мамонта, ну, слона? Конечно, если задачу поставить, она будет решена. Но технология утеряна.
 Как и способы строительства мегалитических сооружений. Когда обыватель, почесав затылок, тут же вспомнит об инопланетянах.
А ведь плиты весом в тысячу тонн каждая в основание храма Юпитера в Баальбеке положили уже римляне сто пятьдесят лет спустя после деяний Христа!
 В 19 веке средний российский мужчина не мог собрать из деталей простейший радиоприёмник, отремонтировать автомобиль, заменить в квартире ванную и унитаз. Все эти вещи ещё не были созданы, насущными являлись  другие навыки и умения. В 20 веке он это делал легко.
Сейчас, по мере роста уровня   жизни,  обыватель просто не хочет всем этим заниматься, предпочитая перепоручить данные заботы специалистам. Куда важнее сегодня умение работать с гаджетами.
 Женщины не только забыли, как можно ловко заштопать носки, надев их, для удобства работы, на лампочку накаливания. Они разучились шить, вязать, гладить. Многие мчатся в ближайшее ателье, теперь  их везде хватает, чтобы пуговицу пришить. Другие уже и суп приготовить не в силах. Кафешек вокруг полно, на крайний случай сосиски можно сварить.


Потеря некоторых знаний и навыков, и одновременное приобретение новых, процесс естественный и диалектический.
Тракторист, заметим, не умел запрягать лошадь, а пулемётчик, только подумать, совсем не знал, как набрать меру пороха на выстрел и подсыпать его на полку мушкета.
Некоторые явления, из-за аберрации близости, кажутся незыблемыми, вечными.  Например, исторический опыт  привёл русских людей к мысли, что когда идёт война, каждый мужчина становится солдатом, а все женщины идут  к станкам делать снаряды.
 А ведь за тысячу лет нашей истории была только одна-единственная война, когда именно так и происходило. Но этой, Великой, вполне хватило!



Новый виток технологической революции сопряжён с лавинообразным нарастанием объёма информации, которая обрушивается на человека.   
 Появление клипового мышления, это просто адекватный ответ на ситуацию.  Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дописьменной эпохе.  Линейная последовательность знаков постепенно перестаёт быть основой культуры.
  Новый образ реальности  состоит из клочков информации и нестойких обрывков впечатлений: он не требует не только воображения и   осознания, но и, что куда печальнее, сочувствия и сопереживания.
Идёт безостановочное обновление информации, которая, не усвоенная и неосмысленная, исчезает как мыльные пузыри, не дав пищи ни уму, ни сердцу.
   


Остановимся на том, что клиповое мышление,     это просто ответ человека и человечества на вызов времени. Попытка найти выход из ситуации путём развития одних когнитивных навыков за счет других,  предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
 Хорошо это или плохо, покажет время. Но то, что современный человек теряет способность составить элементарный связный текст, факт бесспорный.
 Для того, чтобы грамотно и осмысленно писать, надо постоянно работать с письменным словом. Но где практиковаться?!
 В Интернете, среди эрративов типа «превед медвед» и «аффтар жжот»» Или на эсэмэсках, состоящих из междометий и смайликов?


 Мы давно смирились с тем, что любой юридический документ составляет специалист, который берёт за свою работу, не стесняясь.
Вся система юризма настроена так, чтобы посторонний ничего не смог там понять и, от безысходности, исправно платил.
Мы шагу ступить не можем без окружающих нас поваров, маляров, автомехаников, врачей, юристов и психологов.
Одновременно на наших глазах неумолимо сужается роль писателей, журналистов, библиотекарей. Их место, несомненно, займут профессиональные писцы!
  Для  сомневающихся можно привести ещё пару фактов.  Буквально вчера были немыслимы   такие виды деятельности как блогер или профессиональный зритель студии в бесчисленных ток-шоу ведущих телеканалов. А сегодня они не только приносят сопоставимый доход, но и являются вполне общественно признанными!


Рецензии
С удовольствием прочла Вашу статью, Лев!
Удивило -

"Объём информации, который жрец обязан был выучить наизусть со слов учителя и затем передать ученику, в несколько раз превышал по размеру содержание Библии!"

Тут же вспомнилась неожиданная встреча. Как-то пила чай у соседки. К ней пришла её знакомая - 60 лет. Образования нет. 8 классов и коридор.
За чаем зашёл общий разговор о книгах и чтении.
- А у меня дома нет ни одной книги! И не было никогда! Я их и в школе-то не читала!
И она принялась с упоением рассказывать, как они в деревне с уроков сбегали. Жарили на костре картошку, хлеб, грибы.
Вот Вам и "объём информации"!
Как учителя ни старались, но, так и не смогли "вложить" в пустую, скажем прямо, голову хоть какие-то знания.

Может, научилась чисто женским занятиям - шить, вязать, вышивать?
Тоже нет. От слова абсолютно.
Отвечу на Ваш вопрос =
"Для того, чтобы грамотно и осмысленно писать, надо постоянно работать с письменным словом. Но где практиковаться?"

Кто хочет, тот найдёт, как и где практиковаться в письме!
Кто не хочет, тот будет сбегать с уроков и жарить картошку!
(Шучу, конечно)

С улыбкой.
Всего вам доброго!

Галина Леонова   20.08.2023 18:26     Заявить о нарушении
Галина, полностью с Вами согласен:
«Кто хочет, тот найдёт, как и где практиковаться в письме!
Кто не хочет, тот будет сбегать с уроков и жарить картошку!»
Однако тем, кто не усвоил истину «ученье -свет», придётся познать и её продолжение «а не ученье – чуть свет с утра на работу».
С уважением, ЛЕВ!

Лев Хазарский   21.08.2023 02:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.