Шелковское ау... Не первая часть

–У иных народов  клич «Ау» явно не используется
и даже не из-за того, что «иные народы»
не ходят по грибы. – Учил Хачапуркин. – Хотя «ау»
восходит к немецкому  «Augen» = "глаза"…

     (Поучения  Хачапуркина т.6 ч.5-я, гл.49)

Не у каждого есть возможности Генсека.  Не всякие воспоминания прочитает на грампластинку товарищ Каюров.
Как  и  когда  браться за реставрацию старого  архива?.. Пачка писем, обрывки газет, открытки, три тетради, исписанные вдоль и поперёк  и  сверху донизу.  Остаётся  всё это слегка утрамбовать и созвучное  зазвучит, а бессловесное канет в забвение.
Тетради  В.Т.Петрова.  Воспоминания.  1923-2006г.г. (48 олбс; 5 Уд.А.)
Эх,  Каюров, Каюров…  У  каждого  солдата  своя  «Малая  Земля»,  свой  сказ,  своё  повествование.

=1980  год – 8-летняя  школа  / наши  Коби… =

–Владимир  Тимофеевич!  Расскажите   нам  про  войну.  Вы  вон  восьмиклассникам  рассказывали…
–Они  скоро  школу  закончат  и  разъедутся,  а  вам  ещё  учиться  и  учиться.
–Нам,  что  целый  год  ждать,  чтоб  вы  нам  рассказали.  Мы   на  той  неделе  пластинку  Каюрова  слушали. 
«Малую  Землю»  Леонида  Ильича  Брежнева. Целых 4-ре пластинки. Понравилось!  Правда,  мы  думали, 
он  будет  сам  рассказывать…   
–Вот  в  субботу  у  нас  два  урока  не  будет.  Наталья  Васильевна  заболела.  Совместим  труд  и  домоводство. 
А  я  расскажу  несколько  моментов.
–Владимир  Тимофеевич,  а  мы  только  слушать  будем?
–Нет,  что  уж  вы,  на  самом  деле…  Вы  кушанье,  какое  можете  готовить?
–Я  чай!
–А  я  только  греть!
–За  нас  родители  готовят.  Мы  ещё  не  умеем!
–Пора,  ребята,  учиться самостоятельно готовить!   Вы  подумайте,  если  бы  Золушка  готовить  не  умела  и 
дела  хозяйственные  вести,  разве Фея  какой-то  неумёхе  платье  бальное могла  бы  дать  и  хрустальные  башмачки  в  придачу?
–Да  то  ж  сказка!..
–Сказка…  в  одной  умной  книжке   сказано: «Самопознание – есть  первый  шаг  к  самоусовершенствованию». 
Вы  же  хотите  после  восьми  классов  продолжить  учёбу,  стать  хорошими  специалистами,  помогать 
своим  трудом  своим  родителям,  своей  родине? 
–А  как  помогать  родине?  Золушки,  что  тоже  помогают  родине?
–Золушки,  может  быть,  и  нет,  а  вот:  Зоюшки,  Раечки,  Мадинки и  Заринки  помогают.  Я  давно
за  Бекмухановым  наблюдаю.   Вижу, он рисовать  любит.  У  него  хорошо  получается.  Я  его  работы  в  районной 
детской  библиотеке  развесил.  Недели  две  повисят.  Пусть  другие  дети  посмотрят.  Может,  кто-то  лучше  нарисовать  захочет.  Вот  представьте,  ваш  товарищ  через  двадцать  лет  станет  заслуженным  художником  Чечено-Ингушетии.  В  Грозном  его  выставка  пройдёт.  Вы  придёте  туда  и  будете  за  него  радоваться. 
–Вы  нам  месяц  назад  про  калмычонка-художника  рассказывали…  Из  царских времён.  Юсуп  сказал: 
«что  я  хуже  других  пацанов?  я  тоже   хочу  красивое  изображать».
–Ребята,  всё  в  ваших  силах.  Вот  вы  пришли  в  первый  класс,  что  вы  много  знали?  Начальное  образование  уже  позади.  Посмотрите,  какие  мы  сегодня  с  вами  серьёзные  задачки  решаем.  Восьмилетка,  конечно,  дело  хорошее,  но  у  нас  здесь 
в  Коби  нет  десятилетки.  В  Терновке,  в  Лесхозе  тоже  нет.  Кто  хочет  доучиваться  в  девятом  и  десятом,  те  будут  ездить  в  районный  центр,  в  среднюю  школу.
–А  в  Гребенской  сколько  классов?
–Ты,  что,  Хизир,  в  Гребенскую  переезжать  хочешь?
–Нет,  Владимир  Тимофеевич,  просто  интересно.
–Нет,  там  тоже  восьмилетка.  Я  знаю,  дети  оттуда  даже  пешком  в  Шелковскую  ходят.
–Конечно…  там  километра  три  от  силы  или  четыре,  а  от  Коби  не  находишься.  Вон  и  вы  без  своего  «Запорожца» 
сюда  бы  не  ездили.
–Хизир,  тебе  про  Гребенскую  интересно  узнать,  а  мне  интересно,  почему  ты  и  Акбулат  прошлый   урок  математики  прогуляли.  Только  не  говори,  что  опять  коз  и  овец  пас.
–Но  у  меня - же  там  тройка…
–Хромая  тройка.  Ей  бы  выпрямиться  и  стать  красивым  лебедем-пятёркой. 
–Пятёркой?!  Да  надо  мной  пацаны  смеяться  будут.  Скажут,  вот  академик  растёт.  Ваши  сыновья  пятёрочники?
–Старший  сын  сейчас  на  курсах  по  вычислительной  технике.
Средний  в  техникуме,  а  младший  всё  норовит  «Запорожец»  разобрать,  а  потом  снова  собрать.
–Мы  его  видели.  Он  раза  два  с  вами  приезжал.  Мы  с  ним  ещё  в  футбол  играли. 
–Мои  дети  знакомы   с  одним  одарённым  парнишкой…  Он  из  Терновки.  Чеченец.  Математику  страшно  любит  и  уважает.  Сейчас  он  в  Москве  учится. 
–В  Москве?  Его  не  Аюбом  зовут?
–В  Москве  в  МГУ.  Джабраилов  Аюб…
–Он  наш  родственник  по  матери.
–Вот  видишь,  Хизир,  у  тебя  есть  такой  хороший  пример.
–А  вы  мне  четвёрку  поставите?
–За,  что?
–За  то,  что  Аюб – моя  родня.
–За  родственников  оценку  не  ставят.   
–Владимир  Тимофеевич,  а  вы  когда  учились,  троечник  были  или  до  пятёрок  доходили?
–А  давайте  я  вам  свой  аттестат  завтра  привезу.  Нет…  лучше  к  субботе.  Там  мы  обо  всём  и  поговорим. 
А  сейчас  Зарина  к  доске  пройдёт  и  объяснит  всему  классу теорему,  по  которой  у  нас  Хизир  буксует. 
–Заринка  у  нас  певица…  По  теореме  она  сама  забуксует.
–Певица?  Видите,  какой  у  вас  прекрасный  класс.  И  художники  есть,  и  футболисты,.. Только  один Герман  у  вас  сильно  озорует.  Герман,  ты  всему  классу  скажи,  почему  ты  себя  так  ведёшь,  как  …  безразмерная  молекула?..
–Я  в  классе  самый  сильный! 
–Кем  хочешь  быть?
–Я?..  я,  как  дядя  Шамиль!  В  спорт  хочу.  Борьба,  штанга,  дзю-до… 
–Ваш  дядя  Шамиль  моего  сына  на  карьере  на  себе  катал. Вернее,  заплыв  делал.  Как?..  На  шею  посадил  и  на  спине  его  широкой  мой  сын,  как  на  дельфине  плыл,  одни  волны  по  сторонам…  Шамиль,  мне  кажется,  довольно  спокойный  молодой  человек.  Но,  стоп!  Мы  немного  отвлеклись.  Так…  У  нас  Айшура  обещала  к  сегодняшнему  дню  вместо  тройки   четвёрку  получить.
–…    …    …    …
–Вот  видите,  даже  пять…  Молодец  Айшура,  если  так  дело  пойдёт,  ты  и  директором   школы  можешь  стать. 
А,  если  все  будут  стараться  как  ваша  одноклассница,  то  и  до  профессора  недалеко.  Запомните, все  профессора 
когда-то  были  студентами,  но  не  все  студенты  становятся  профессорами…
–Это  сколько  ж  нужно  ждать…  до  самой  старости!
–Кстати…  К  вопросу  о  семье  и  взрослой  жизни…  мы  с  вами  говорили  вчера  об  этом.  Помните,  я  весь  класс 
просил  подойти  к  окну?  Когда  это  было?  Когда…  Не  слышу.
–Зимой!.. 
–Что,  один  Акбулат  помнит?  Сейфулла,  а  ты?
–Помню! Вы  нас  всех  попросили  подойти  к  окну  и  посмотреть  туда.  Потом  по  вашей  просьбе  мы  трижды  крикнули –
снег-снег-снег!  Тогда  даже  наша  директриса  прибежала – думала,  что  потолок  от  снега  провалился. 
–А  сейчас  посмотрите  в  окно!  Все-все!  Нет…  сейчас  ничего  кричать  не  надо.  Что  у  нас  за  окном?
–Весна!  Птицы  поют.
–Зелень  кругом!
–Весна!..  А  ещё?
–Новая  жизнь.  Навруз!
–Навруз?..
–Навруз!  Навстречу  новому!  Новым  чувствам,  новому  времени.
–Вот  видите  разницу?  Был  снег,  теперь  весна.  Но  ведь,  когда  вы  кричали  «снег»?.. Ну-ка,  смелее!
–Да…  будто  вчера…
–Вот  это  «будто  вчера»  вас  будет  окружать  всю  вашу  жизнь.  Поэтому  граждане  ученики,  берите  головы 
в  свои  золотые  руки  и  делайте  добрые  дела,  которые  ни  когда  не  исчезают,  как  вчерашний  снег. 
Ваши  сегодняшние  и  завтрашние  добрые  дела,  станут  для  вас  Наврузом,  новой  дверью,  новой   дорогой 
к  новым  чувствам  и  новым  свершениям.      

***
Фрагмент  из  книги  «ТЕРСКАВАЗА»
от 2019 г.


Рецензии
Андрей, продолжение должно следовать... это же мгновение иной нашей жизни и его надо сохранить !

Еремин   04.01.2023 20:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.