Обыкновенное чудо

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
(Из цикла «Рас-сказки про первого космонавта»)

Мальчик неопределенного возраста, с лицом Гагарина и цветком в руке, подошел ко мне близко-близко, почти вплотную, и ласково произнес:
- Здравствуй, поросенок. Рад приветствовать тебя на моей планете. Мне и розе, которую я сумел вырастить и приручить, было так одиноко. 
- Я – девочка! Я же ваша соседка, дядя Юра, - возмущенно пульсировало в  мозгу. - Неужели Вы меня не узнаете?
Незнакомец усмехнулся и щелкнул меня по носу. Жаркое дыхание обожгло щеку.
- Какой еще дядя Юра? Какая девочка? Не понимаю. Я – принц с астероида номер В-612.
- Ой! Правда?
- А ты откуда, странное существо? Ты так похожа на маленькую свинку... Только почему-то жутко лохматую. 
- Ой-йй!!! Не может быть! Мне страшно...
- Значит, кто-то околдовал тебя?
- Не знаю... не знаю...
Я горько заплакала. Принц тряхнул головой, и внезапно возникший ветер растрепал его золотые волосы.
- Не горюй, милая. Я тебе помогу. Вот, возьми.
Яркий свет вдруг вспыхнул из-под ресниц мальчика, и на его ладони появилась сверкающая баночка, чуть больше наперстка.
- Это звездная пыль. Сегодня утром на одном из потухших вулканов насобирал.
- Ничего себе... Вот это да...!
- Ага. Я каждое утро произвожу уборку и прочищаю кратеры от всякой всячины. Моя прекрасная роза-гордячка просто обожает накопившийся там мусор. Ничего, кроме пылинок, не ест. Попробуй.
- И я тогда тоже стану цветком? Высокомерной красоткой?
- Ну, может, розой..., а может, снова капризной девочкой. Ты ведь плохо ешь и привередничаешь, как и она? Посмотрим... Но это неважно.
- А почему?
- Знаешь, если любишь единственный в мире цветок, какого нет ни на одной из миллионов звезд, то его противный характер не имеет значения. Все равно чувствуешь себя счастливым.
- Если превратишься в розу - будет у меня две зазнайки с острыми шипами. Я давно привык и понял простую истину - никогда не надо слушать, что говорят заносчивые цветы. Нужно просто смотреть на них и наслаждаться чудесным ароматом.
- Это точно. А я ведь тоже обожаю розы. И выращиваю их в тесных горшках, крохотных, как твоя планета.
- Да, у меня дома все очень маленькое. И мой цветок уже наполнил благоуханьем всю округу. Нечем дышать. Поэтому мне, если честно, хотелось всегда иметь нового друга. Но не розу, а барашка, такого же кудрявого и длинношерстого, как ты.
- Барашка? А куда же ты его денешь на своем малюсеньком пятачке?
- Ничего, в тесноте, да не в обиде. Как-нибудь втроем поместимся на нашем островке. Будем, крепко обнявшись, любоваться закатом солнца... И не сорок четыре раза в день, а семьдесят два, а то и сто, и двести раз..., не вставая со стула.
- Ладно. Согласна барашком. Только бы не оставаться свиньей.
- Тогда нужно сначала всю банку с пыльцой проглотить. Причем целиком, не жуя, а потом еще полгода вздремнуть, как удав... с надутым пузом. Надеюсь, что ты мою розу потом не слопаешь, когда проснешься... Иначе все звезды от огорчения разом погаснут.
- Хорошо. Обещаю, что не трону твою красавицу. Я шипы совсем не люблю. А цветы, мне кажется, выпускают их просто от злости.
- Нет, нет, они слабые, простодушные и очень доверчивые. Думают, если у них шипы, то люди будут бояться.
- Вот, глупые! Ха-ха. Колючки же можно срезать... для укрощения строптивых.

Принц подмигнул мне и залился раскатистым гагаринским смехом.
- И как я же я раньше сам-то не догадался. Спасибо за совет.
- Не за что.
- Ну..., хватит болтать. Глотай противоядие, дорогая свинка, и засыпай скорее. А я тебя в жерле померкшего вулкана на ночлег пристрою, подальше от розы..., на всякий случай. Авось не зажаришься и не превратишься в буженину или жаркое вместо барашка. До встречи... через полгода. Время пролетит незаметно.


Я протерла глаза и с трудом разлепила веки. За окном сквозь плотные шторы пробивались солнечные лучи, подсвечивая маленькую белую баночку, лежащую на прикроватном столике. На ее крышке виднелась головка принца... или принцессы (спросонок было не разобрать) с голубыми глазами и длинными светлыми волосами, будто развевающимися на ветру.
- Ой! Ой! Не может быть!
На крик в комнату вбежала мама с алой розой в руках.
- Проснулась, доченька? Как ты себя чувствуешь?
Я хотела ответить, что было невыносимо жарко, как на вулкане. Но не смогла произнести больше ни слова. Острые шипы царапали воспаленное горло. Получилось проблеять что-то невразумительное. Бе... Бе...Бе...

Перед Новым годом я умудрилась слечь в постель с высокой температурой. Причиной стала детская болезнь с трогательным, названием «свинка», видимо, придуманным для особо пугливых малышей. Кто переболел – меня, наверняка, поймет. Милым было только название. Во всем остальном – кошмар и ужас. Надутые щеки, заплывшие поросячьи глазки и распухшая до безобразия шея...
Бедную шею разнесло до размеров головы, а лимфатические узлы-шишки стали продолжением подбородка. То есть то, что у людей по определению называется шеей, куда-то исчезло, и вместо худенького девичьего личика образовалось одно гигантское свиное рыло (по-другому и сказать нельзя), переходящее сразу в плечи. Такое и врагу не пожелаешь, и в страшном сне не приснится!
Но это еще было полбеды. Несчастная свинка не могла ни есть, ни пить (хотя нестерпимо хотелось), ни даже лекарство проглотить. Откуда свалилась эта напасть, и где я подцепила заразную инфекцию, оставалось только догадываться. Ни в школе, ни во дворе никто из ребят не болел - ни до, ни после. Не иначе, как злая колдунья проклятый морок наслала.

-А я, вот розу тебе сделала из атласных ленточек, попыталась подбодрить меня мама. - Смотри. Как раз к твоему маскарадному костюму Герды подойдет. Поправишься – и еще на новогодний праздник в школе вместе с Гагариным успеешь.
Но цветок не произвел на меня должного впечатления. Все равно пропадать. Не от болезни, так от голода... без воды и пищи. 
- А это ш-ш-то?- прохрипела я, указывая на баночку.
- А-ааа. Так это подарок от Юрия Алексеевича. Узнал, что ты прихворнула немножко, вот, и передал. Попробуй.
- З-звездная п-пыль?!
Мама расхохоталась:
- Опять ночью читала, фантазерка? – и выволокла из-под моей подушки фонарик и 2 книжки – «Маленького принца» Экзюпери и сказку Оскара Уайльда «Звездный мальчик» с картинками.
- Ну вот... последней радости ребенка лишили. Умереть спокойно не дают, - недовольно пробурчала я, притворно закатывая глаза.
- Хватит, капризничать, избалованная принцесса! Не ребенок – а сущее наказание. Ешь, а то навеки свинкой останешься!
- Ну и пусть!- хрюкнула я. – Меня только звездные пылинки могут спасти.

- Да это же настоящее космическое питание! – неожиданно пришел на выручку папа, решивший заглянуть ко мне перед уходом на службу. – Я как врач тебе говорю! Эта баночка вместе с Гагариным в ракете летала. И впитала в себя и свет звезд, и энергетику и, главное - силу духа отважного космонавта. В сто раз лучше, чем какая-то пыль. Фу, негигиенично!
Однако я не поверила.
- А почему же дядя Юра сам тогда не съел?
- Полет был короткий. Не успел проголодаться, - тут же нашелся отец. - Привез обратно на Землю. Ешь, давай, раз тебе повезло, и такая вкуснятина досталась. Сразу поправишься.
Звучало вполне убедительно. Но я все еще сомневалась.
- А пластмассовую банку целиком глотать не нужно?
- Зачем же ее глотать, глупышка? У тебя будет несварение желудка, а живот разбухнет, как у удава, проглотившего слона. Вот, бери космическую ложку и ешь по чуть-чуть, чтобы горло не травмировать.

Содержимое банки было белым, как песок в пустыне, по которой путешествовал маленький принц. Я принюхалась и осторожно лизнула.
О-оо...! У еды оказался приятный кисломолочный вкус. Консистенция чудесного продукта была такой нежной, что он таял во рту и безболезненно стекал ручейком по пищеводу. Ни жевать, ни проглатывать ничего не пришлось. И минут через пять на полу уже валялась выскобленная до блеска пластиковая тара..., а я, насытившись, провалилась в глубокий сон, как в космическую дыру.


Гагарин посадил самолет в пустыне и выпрыгнул из кабины:
- Ну, как дела, соседка? Космическая еда понравилась?- спросил он, ощупывая мой горячий лоб, покрытый испариной.
- Спа-си-бо, ма-маленький п-принц. Было очень в-вкусно, - прошептали запекшиеся губы. – А я уже хоть чуть-чуть похожа на ба-барашка?
 - Что-что? А-аа. Понятно. Бредишь немного. Жарковато здесь, как в пекле. Но ничего, к утру полегчает. Вот, еще одну порцию тебе привез. Держи. Завтра будешь, как новенькая.


- А мне дашь попробовать? - спросил старший брат Алька, с завистью оглядывая батарею стоящих в рядок пустых банок с «принцами» на крышке, как с солдатами на плацу.
- Нет, ни за что!
Я прижала початую банку к груди и нырнула под одеяло. Вдруг еще силой отнимет...
- У-уу... жадина! Вон у тебя сколько... А Юрий Алексеевич еще ку...
Но папа не дал ревнивцу договорить и вытолкал его из комнаты.
- Вылезай, принцесса. Надо горлышко твое посмотреть.
Я с опаской откинула с головы покрывало и широко открыла рот, как ни странно, уже не чувствуя прежней боли.
- Чудеса, да и только!- воскликнул отец, заглядывая внутрь и ощупывая мою многострадальную шею. – И без всяких лекарств... Вот, что значит нату... э-э-э... космическое питание. А какой эффект плацебо...
- Что ты сказал? Какой эффект, папочка?
- Тебе показалось, дочка. Энергетика космоса, я хотел сказать. А теперь вставай, хватит валяться и больной прикидываться.


Я подбежала к двери и посмотрела в глазок. Мир оставался прежним. Гагарин, как обычно, надраивал до блеска зимние ботинки и крепко-накрепко завязывал шнурки перед выходом из дома.
- Привет, соседка! Ну что, пошли?
-Здрасьте, Юрий Алексеевич. Я... Я хотела сказать спасибо... спасибо за...
Он в удивлении вскинул брови.
- А ты что - до сих пор не одета? Давай, пошевеливайся. А то на праздник опоздаем.
- Я сейчас, я мигом.
Но догнать стремительного космонавта смогла только на первом этаже.


А как же «космическое питание», спросите Вы? Что это за чудо-юдо такое? Спустя время я все же узнала его «секрет». Волшебным продуктом оказался плавленый сыр «Виола». В шестидесятые годы он поставлялся из Финляндии крошечными партиями за валюту для кремлевских небожителей, а также в специализированные магазины «Березка» - для избранных.

Приобрести дефицитные продукты могли только временно проживающие у нас «несчастные» иностранцы, непривычные к российской пище, и еще более «несчастные» советские дипломаты, вернувшиеся на Родину из зарубежных стран. Прожив какое-то время за границей, «бедняги», видимо, начисто утрачивали вкус отечественной еды и, по мнению власть имущих, могли и отравиться с непривычки... по возвращению в родные-то пенаты. Им, «горемычным», во избежание подобных неприятностей с желудком выдавались сертификаты и чеки в спецраспределители, где можно было добыть заморские деликатесы, причем, бесплатно, без очередей и риска для жизни.
О существовании сыра «Виола» в то время никто из простых граждан и знать не знал. Качественные продукты в годы застоя уже начали куда-то потихоньку исчезать с прилавков магазинов. Советская промышленность выпускала лишь плавленый сырок под символическим названием «Дружба», вероятно сделанный из резины или еще какого-то малосъедобного вторсырья. Поэтому покупали его, в основном, очень дружные алкоголики - на закуску, «соображая на троих» в подъезде. Но даже те бросали отечественное «лакомство» недоеденным. И «изысканный разносол», выпущенный по ГОСТу для трудового народа, засыхал и пылился на подоконниках вместе с опустошенными бутылками водки.

Первому космонавту Земли, покорившему небесное пространство, тоже выделялись чеки в спецмагазин - в награду за осуществленный полет. Но Гагарин никогда не считал себя героем и полагал, что не вправе пользоваться какими-то особенными благами или привилегиями. И он просто делился, всем, что ему доставалось, с друзьями и ближайшими соседями. И помогал каждому, чем мог, и как мог, не считая это геройством или каким-то совершенным благодеянием для тех, кто был болен или попал в беду.
Для него это было нормой жизни, как и для наших родителей, и миллионов других настоящих звезд - обыкновенных людей до и послевоенного поколения, переживших невзгоды, голод и холод, но неутративших простые человеческие чувства.
Если любишь и веришь, то все равно чувствуешь себя счастливым, несмотря ни на какие шипы.


Рецензии
Вот я и получила очередную порцию послевкусия после этой удивительной истории из детства! И сыр "Виола" в пластиковой баночке меня вернул в моё детство. Я лежала с жестокой ангиной, высокой температурой и прочими неприятными симптомами этой коварной болезни, а рядом, на шифоньере, стояли эти самые баночки с вкусным сыром. Но на дворе были уже 70 ые. И папа был просто немного военным в глухом селе. Однако деликатесом изредко баловал. И про Юрия Алексеевича, вернее рассказам о нем, герое, в семье говорилось много. Был даже диафильм, который можно было смотреть в фильмопроекторе. Там его встречают на Красной площади с цветами и овациями. Диафильм о первом космонавте и его полете! Телевизора тогда ещё в доме не было. Довольствовались малым. Помню счастливое выражение маминого лица, когда, вернувшись из столицы, они с папой наперебой в сотый раз нам, детям, рассказывали, как в ГУМе увидели Юрия Алексеевича, он тоже стоял в одной очереди с простыми смертными, такой значимый человек и вместе с тем, удивительно простой и доступный!
Вот, Лидия, опять я расчувствовалась над Вашим рассказом о чуде обыкновенном-необыкновенном! Удивительное чудо, познавательное для всех нас и счастливое!

Галина Юрьевна   21.12.2022 11:38     Заявить о нарушении
Спасибо большое. А мне вспоминается чудесная сказка Грина "Алые паруса". Если человеку хочется чуда, сделай ему это чудо. А Гагарин это делал, не задумываясь по широте своей души.

Лидия Гладышевская   21.12.2022 12:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.