Случайные встречи. Жена героя

Среди всех других случайных встреч эта встреча была самой странной и самой неожиданной.  Произошла она 50 лет тому назад. Мы с моей будущей женой отправились в осение дни на берег Оки, неподалеку от Ступино, и там в деревне Соколова Пустынь поселились у одной местной бабки. Наша ситуация очень напоминала сюжет фильма "Осень", где когда-то с успехом дебютировала молодая Наталья Гундарева.  В этой деревне почти все жители носили фамилию Соколовы.  Наша бабка Соколова устроила нас в закутке, поила вечерами очень крепко заваренным душистым чаем с вареньем. А питались мы  в расположенном неподалёку пансионате.  В первый же день зашли там в библиотеку и  познакомились с её заведующей.

Это была приятная полная дама лет под 60.  Мы были единственными посетителями библиотеки. А ей, наверное, было скучно там в одиночестве.  Поэтому она стала нас расспрашивать: кто мы, что мы, откуда приехали.  Обрадовалась, узнав, что мы москвичи,  сказала, что и сама москвичка. Её доброжелательный тон располагал к откровенности, и мы рассказали ей всё о своих проблемах, о своей ситуации. Она почему-то прониклась к нам сочувствием. А потом стала рассказывать о себе. Её звали Елена Ивановна Стерлигова.  Оказывается, её муж Борис Николаевич Стерлигов, генерал-лейтенант, умер за год до нашей встречи. Этот знаменитый лётчик был в составе экипажа, совершившего ещё в 1929 году удивительный многодневный перелет по маршруту Москва - Нью-Йорк.  Мы с удивлением слушали её рассказ и чувствовали ее обиду: почему люди так много слышали о беспосадочном перелёте экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в 1937 году и почти ничего не знают о полёте 1929 года? Ее муж был в том полете штурманом. Он блестяще справился со своей задачей, обеспечив точную аэронавигацию  в этом перелете протяженностью более 20 тысяч километров, с многочисленными посадками, в том числе на неприметных островах в океане. С 1933 года Стерлигов был главным штурманом ВВС, участвовал в подготовке первого налета советских бомбардировщиков на Берлин в августе 1941 года. После войны он преподавал в военно-воздушной академии им. Жуковского.

Мы подружились с Еленой Ивановной, перезванивались, когда она была в Москве. Однажды она даже пригласила нас к себе, мы пришли с цветами. Она жила в ведомственном доме авиаторов у метро "Аэропорт". Посидели за чаем, все было очень скромно.

Мы никогда не спрашивали ее и никогда не узнали, почему она стала работать в библиотеке этого пансионата за сотню километров от Москвы (возможно, такая работа позволяла сохранить пенсию). Какое-то время прошло с нашей последней встречи, а когда мы снова ей позвонили, к телефону подошел сын и сказал, что Елены Ивановны больше нет - сердечный приступ.

А через много лет, когда наступила эра Интернета, мы убедились, что та несправедливость, связанная с забвением заслуг мужа, которая причиняла Елене Ивановне обиду, теперь в сети исправлена. Можно найти много материалов об этом удивительном перелете 1929 года, с подробными данными, с фотографиями.  Экипаж преодолел огромные трудности и довел машину до Нью-Йорка, где перед посадкой трижды облетел статую Свободы. "Страну Советов" встречали толпы восторженных жителей. Герой америки летчик Линдберг расписался на советском самолете. Все это было за четыре года до установления дипломатических отношений с США. По возвращении на родину каждый член экипажа был награжден орденом Красного Знамени.


Рецензии