Заметки мимоходом. 1-31 января 2022 года

1 января
Ощущение радостное. Может быть, в этом году закончится пандемия? Стране, то есть режиму будет хуже, а человек - лучше. Ведь он развивается. Информационное поле ширится...

* * *
Напиши художественную книгу:)) Обмани себя и других выдуманным смыслом в бессмысленном мире.

2 января
По большому счёту развитие – это скорость сбора и обработки потока данных.

4 янвая
Наиболее правдиво о выдающемся поэте современности Александре Кабанове написал критик Иван Полторацкий. В это надо вникнуть:
"Есть поэты полифонические, использующие множество разных поэтических стратегий и поющие на все голоса. Такие как Пригов. Дмитрий Александрович.

Есть поэты монофонические, достигшие одной совершенной формы, и заполняющие её различным содержанием по мере поэтической необходимости. Допустим, Бродский, чтобы не ходить далеко.

Конечно, если внимательно прислушаться, то модуляции одного целостного поэтического голоса распадутся на множество вариаций, а многоголосие превратится в монолитный хор, но в поэзии вообще нет готовых рецептов и “все противоречия вместе живут”.

Александр Кабанов из тех поэтов, что уже достигли совершенства в выборе формы и пишут великолепно и много, находя особое удовольствие в формальном единообразии. Можно сказать, что в лице Александра Кабанова русскоязычная силлабо-тоника достигла очередной вершины своего развития.

Новые стихи Александра Кабанова узнаваемы слёту. Человек, имевший счастье читать Кабанова, не спутает его ни с каким другим поэтом. Это особая радость узнавания – в стихах Кабанова оживает древняя память метра. В каждой строфе, как в картине Филонова, – несколько лиц, но все они – одно лицо.

Кабанов наливает новое вино в старые меха и они – о чудо – не рвутся. На лексическом уровне это выражается в обилии неологизмов, метафорически оживлённых и мастерски встроенных в ткань повествования за счёт фонетических и смысловых сдвигов (см. первую строку первого стихотворения в подборке).

Механизм создания метафоры у Кабанова тоже работает безупречно, удивляет смелость поэтического воображения, с которой Александр Кабанов монтирует и рифмует казалось бы несопоставимые вещи: “в тебе активирован свет, а во мне активирован уголь”. Это сопоставление кажется очевидным только на первый взгляд. Сложносоставная метафора связывает значения на многих уровнях, из-за чего сильно возрастает плотность стихового ряда. А ещё – остроумная постмодернистская игра с цитатами, помещёнными в самые неожиданные контексты

Отдельные фрагменты из стихотворений Александра Кабанова просятся в учебник стилистики или, лучше, поэтического мастерства, ведь тонко и талантливо организованная современная поэзия выглядит именно так.

Но Александр Кабанов любим народами не только поэтому, ему ещё удаётся держать руку на пульсе времени и передавать его мельчайшие биения прямо в сердце читателя".

* * *
Кроме развития бурят-монголов меня больше ничто не интересует. Но и навязываться неудобно...

5 января
Прочитал очередного автора, знатока и любителя споров о Наин-Нава. Ничем не отличается от предыдущих. Из племени яйцеголовых.
Все авторы «трудов» об истории бурят несут привычную и несусветную чушь, опираясь на совершенно бездоказательные мифы, легенды, предания и т. д. Какие-то монгольские учёные сказали, писали, старики слышали, не то шэнэхэнские, не то агинские буряты где-то и что-то пели.
Это всё равно что «одна баба сказала». И эта «баба» бормочет, не умолкая, чушь уже десятки лет, а денег бюджетных этой особе отвалено немерено, получила она и научные звания, и учёные степени, и государственные награды, и квартиры, и все не заслуженные блага. Но истории бурят как не было, так и нет…
Да, хори и не только, жили в Наян-Нава. Цыбикжап Доржин прав. И на это есть, частично косвенная, доказательная база, которой совершенно не владеют авторы, любящие сказки и зурхаи (предсказания). Как такие люди (с какими-то высшими (!) образованиями (!)) могут быть в ладах с аналитикой, логикой, не говоря об антропологии, археологии, сравнительной лингвистике, генетике, а также иностранных языках или исследовательских экспедициях в разные страны и уголки мира.
 Очень надеюсь и верю, что в нашем народе появятся другие авторы – учёные, историки, и у них будет совершенно иные, нежели сегодня, мировоззрение и менталитет, не взращённые в тюрьмах этнического сознания, но совершенно свободно говорящие на уровне достижений мировой цивилизации, владеющие алгоритмами, где не бывает ошибок, тем более предположений типа «одна баба сказала».
Повторяю: ни одна проблема не может быть решена на уровне того сознания, которым она создана, авторы их могут только умножать проблемы, а потому публиковать и читать «их труды» не имеет никакого смысла. Они напоминают стариков СССР с толстыми очками, которые толстыми красными карандашами подчёркивали строки из статей газеты «Правда»…

* * *
В молодости я писал тексты (романы и повести) для социального статуса, который спасал меня от неприятностей, ибо с рождения я человек другой лиги, а потому в действующую никак не мог попасть. Но теперь зачем? Зачем подавать одно неустойчивое представление какой-то отдельной темы, когда мир непрерывно меняется, и каждая последующая информация одной темы опровергает предыдущую, расширяя мировоззрение общества.
В относительной древности, прочитав только одну религиозную книгу-опиум, скажем Библию, человек уже имел полное представление о мироздании, затем книг стало десять, двадцать, сто, двести, тысячи, миллионы, миллиарды, возникли интернет, сети, мессенджеры, блокчейн и, что самое, на мой взгляд, важное – децентрализованная валюта.
Сегодня поток информации меняется непрерывно. В этом хаосе человеку нужно устойчивое представление об истории развития Вселенной, окружающей его среды и его самого, которое предоставляет и расширяет наука.
Раньше за человека думали боги, цари, генсеки. Ещё недавно он по умолчанию не мог иметь ни ума, ни чести, ни совести, ибо умом, честью и совестью эпохи была партия, обласканными шестёрками которой была вся борзо пишущая братия, подающая опиум народонаселению.
Теперь человек должен думать сам. Он давно должен думать сам. Теперь, дорогой мой друг, писатель, – свобода, думай, пиши для себя, Заказчиков. Развивай свою биохимию.

6 января
Только в России пишут: "Неважно кто по нации". Нацизм тут бессмертен. (Фраза вызывала в социальных сетях ожесточённые высказывания, хотя в ней нет какой-то стоящей мысли, просто констатация факта).

* * *
Написал обычное выражение. И сразу заподозрили в национализме...

* * *
В истории отец нации всегда оказывается врагом нации...

* * *
Ельцин. Нормальный был мужик. Ушёл и забыл о кресле…

* * *
Игорь Чиннов. Зачитывался в молодости! Это помню наизусть:
Спор сумасшедших с полоумными,
Спор одержимых с бесноватыми;
Не надо вмешиваться, милый.

Займёмся летними полуднями,
Займёмся зимними закатами,
Луной на улице застылой.

Пусть шизофреник параноику
Изложит новую теорийку
О политическом прогрессе —

Пройдём по солнечному дворику,
Пройдём к цветущему шиповнику,
К цветистой бабочке ванессе.

Пускай вороны с мериносами
К шакалам пристают с вопросами
Об историческом процессе —

Гляди на нежные соцветия,
На отдалённые созвездия,
На знаки смерти и бессмертия,
На облачное поднебесье.

7 января
Даже самое обыденное выражение, традиционно присущее нашему обществу и не только, вызывает самые разные и противоречивые отклики, по которым можно судить о скрытых процессах в сознании людей, их реальном умонастроении, хотя алгоритмы можно вычислить и без применения слов и выражений. Итоги истории, как говорится, налицо…

8 января
Район - это не только тупые начальники, но и много хороших, самых разных, людей.

* * *
СТЕНА ПАМЯТИ бурят-монголов будет продолжена. Идёт выборка из списков жертв репрессий Бурятии и Иркутской области. Предварительный список бурят-монголов, ставших жертвами репрессий в Монголии, есть. Тоже будет опубликован. Сложнее с бурят-монголами Китая. Надо думать.

* * *
Недовольство всегда находит выход. Где-нибудь да проосочится или даже прорвёт.

* * *
В связи с обстановкой в Казахстане количество политиков увеличилось в разы:))

9 января
История приемлет только результаты, как данность.

10 января
Это не Казахстан или Россия. Это продолжает рушиться наш СССР. Это не елбасы, это мы, живущие  от колбасы до колбасы...

* * *
Это не Казахстан или Россия. Это продолжает рушиться наш СССР. Это не елбасы, это мы, живущие  от колбасы до колбасы...

* * *
Да, несомненно, события в Казахстане, Украине, России и других странах СНГ связаны с большим общежитием – СССР, который продолжает трескаться, рушиться, падать. Ещё не грохнуло. Пока только разваливается. Мало ли, что разбежались по своим комнатам и закрылись, кто крепко, кто не очень. Всё слышно! Общежитие осталось, и оно медленно обваливается. Падать будет долго.
Косметический ремонт в комнатах идёт, воровство повсеместное и одинаковое, сознание не меняется. Переселения из ветхого жилья в новое ещё не было. Время от времени слышатся обвалы. На этот раз в Казахстане…

18 января
Иногда хочется сказать с максимальной доброжелательностью: «Дорогие буряты! Если кто-то не способен стыдиться того, что нас делает посмешищем в глазах цивилизованного сообщества, то не выносите свои инициативы за рамки тех, кто всё еще одобряет их. Потомки будут благодарны вам, ибо у них станет меньше причин для задержки развития…»

* * *
Говорю чиновнику: «Дав мне эту информацию, вы избавитесь от меня». Соглашается...

* * *
«Мне нужно выполнение ваших обязанностей, а не деньги», – обращаюсь к чиновнику. Не понимает…

* * *
«Война – это способ богатых людей защитить свои интересы, посылая детей среднего и бедного классов на смерть». Дж. Карлин

* * *
Во-первых: кто нас хочет победить? Во-вторых: кому мы нужны?

* * *
Выгрузил большую машину дров. Иммунитет буду поднимать.

19 января
Заказная книга – это изучение огромного объёма материала. Автор должен знать о заказчике намного больше, чем он или они сами, не говоря об общих или специфических интеллектуальных знаниях… Следовательно, заказная книга всегда неизмеримо больше, чем периодика или художественная книга. Это увековечение и взгляд в глубину времени и в будущее, ведь книга рассчитана на современников и потомков.

* * *
Полжизни я прожил в мастерских русских художников. Они писали, и я писал. Работали и отвечали друг другу, не отвлекаясь от дела и не оборачиваясь, хотя у каждого была своя тема. Это были лучшие годы жизни. Большинство моих друзей умерли. Но запах и дух мастерских никогда не умрут в моей душе…

* * *
Дух непобедимого воина + ум и культура цивилизованного человека - образ моей мечты о монголах.

* * *
В своё время я был широко известным писателем в узком кругу своих друзей-эрудитов.

* * *
В 1990-х годах моя комната была обклеена красными обоями, а на них повсюду белели обрывки страниц со стихами Рубцова. Все посетители, а это, в основном, русские художники, читали эти стихи, со временем заучивали их наизусть. Особенно - "Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны, неведомый сын удивительных вольных племён..." Также среди стихов Рубцова - строки Глазкова: "И неприятности любви в лесу забавны и милы: её кусали муравьи, меня кусали комары..." К стене была прикреплена тумба с откидной столешницей, на ней - печатная машинка. Любой мог напечатать свои строки... Кстати, с писателями, ни с русскими, ни с бурятскими, я не дружил, хотя общался и ездил с ними. Дружил с художниками. Они писали лучше писателей. Уровень...

* * *
Зачем связываться с дураками, когда они тебя сами настигнут?

20 января
Поэзия - это не сознание, это то, что до сознания...

* * *
Как забыть Николая Рубцова?

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!
Как прежде скакали на голос удачи капризной,
Я буду скакать по следам миновавших времен...

Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность,
И сам председатель плясал, выбиваясь из сил,
И требовал выпить за доблесть в труде и за честность,
И лучшую жницу, как знамя, в руках проносил!

И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме
На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке,
А мимо неслись в торопливом немолкнущем шуме
Весенние воды, и бревна неслись по реке...

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звездная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели.

И храм старины, удивительный, белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, —
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..

О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
Что, все понимая, без грусти пойду до могилы...
Отчизна и воля — останься, мое божество!

Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!..

Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
И тайные сны неподвижных больших деревень.
Никто меж полей не услышит глухое скаканье,
Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень.

И только, страдая, израненный бывший десантник
Расскажет в бреду удивленной старухе своей,
Что ночью промчался какой-то неведомый всадник,
Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей...
1963

* * *
Составляя список жертв репрессий бурят-монголов наткнулся на странное название - улус Покойники Ольхонского аймака. Это кто же так назвал улус или село? Скорее всего, по названию мыса, от слова Спокойный, покойное место в море.

* * *
Начинаешь дело - не верят. Закончишь, утверждают: "Так и было..."

* * *
Несомненно, что булагаты и эхириты – первоначальное ядро бурятского народа, а их места проживания – сердцевина древней Бурятии, имевшая другие названия. Остальные племена увеличили объём ядра и расширили территорию значительно позже, хори были последними из них, а наименование «бурят» стало общим для всех.
Так сложилась география проживания, прихода, расселения племён на территории Байкальского региона. Историческая вибрация, конечно, долго перемешивала и фильтровала всех, но ещё не уплотнила и не скрепила, а потому угроза того, что явление может рассыпаться всё ещё остаётся.

21 января
Отправил супругу покупать унты-камусы, остался с внуками. И сдуру написал пять или шесть стихотворений.

* * *
Вообще-то интернет-общение и интернет-мудрость изрядно надоели. Неужели так пройдёт жизнь? Хотел провести творческий вечер, но придётся отменить. Когда настанут лучшие времена и мы услышим смех друг друга?

* * *
Уже в достаточно пожилом возрасте мне придётся пройти через ещё одно испытание – испытание на правдивое видение истории бурят-монголов, где не может быть никакого потакания и подмахивания шаблонному официозу, уродующему сознание потомков, унижая одних и возвышая других. Не привыкать. Многое пройдено, пройдём и это. Давно пора. Тем более, что доказательная база сегодня на моей стороне, а с логикой я дружил с рождения.
Пусть история не наука и её нельзя проверить экспериментальным путём, но она благоволит фактам, а не выдумкам, которые нормальный человек просто не должен замечать.

* * *
Разница между Западными и Восточными бурятами, как два разных сюжета, сформировавшие два разных менталитета одного народа - присутствие и отсутствие субъектности. Речь не идёт о том, что хорошо или что плохо. Речь о реальных фактах истории, отражённых в текстах и изображениях.
С одной стороны (западные буряты) почти 100-летнее сопротивление колонизации, приведшая к искренней дружбе и развитию, с другой (восточные буряты)- безоговорочная покорность, после которой следует слепое копирование и исполнительность.

* * *
Пришлось заблокировать ещё одного историка, знающего что правильно и что неправильно.

22 января
Только очень недалёкие особи, изуродованные политикой, рассматривают историю с положительной или отрицательной стороны. Нормальный человек старается видеть факты.
Эволюции вообще нет дела ни до чего. Ни до чего выдуманного человеком.

* * *
Знание политики - необходимость, следовать ей - глупость.

* * *
Почему "Только для бурят?". Потому что наша история, никому, кроме нас по-настоящему не интересна... Да и зачем кому-то другому наша история?
В конце-концов надо побыть в своей семье, поговорить о своих делах самим, без чужих ушей и глаз, которые постоянно и ревниво следят за тобой.

23 января
Главный признак развития народа - опережающие других технологии.

24 января
Я уже много раз писал, что с анонимами не переписываюсь. Но они пишут каждый день. Приятно говорить с человеком, шепчущим из-за угла: "Сайн"? Они напоминают стукачей. Удаляю сразу. Тем более, я догадываюсь о принадлежности анонимов к сообществу.

* * *
Покоряет, как правило, грубая и невежественная сила, проще говоря, грабители и убийцы, открывает - наука, просвещённые люди.

25 января
Имена немцев и европейцев, отцов истории, гуманитарных, естественных и точных наук, обязан знать каждый сибиряк, тем более - бурят-монгол.

26 января
Внук бубнит Блока: "Россия, нищая Россия! Мне избы..." Сколько можно?

27 января
Что за бельё нам подсовывает Китай? Нитка лезет, через некоторое время она вся на человеке, даже в единственной российской извилине, которая делит пополам задницы… Сами уже ничего не делаем, даже нитки?

28 января
Прекрасный мир фольклора западных бурят полон магического разноцветья и демонического сияния, где устраивают шабаши и трапезы разномастая нечисть, поют и танцуют при луне ёхор красавицы-феи и юноши. Там своё Лукоморье и свои Черноморы, ждущие своих сценаристов, а может быть и Гоголя.
Читатель Зинаида Дашиева-Данилова прокомментировала: "О да ;! Мне посчастливилось вырасти в этом. По вечерам все дети собирались на ужастики, после чего приходилось друг друга провожать, или оставаться ночевать)))"

29 января
Составляя Стену памяти бурят-монголов, заметил: легко набираю тибетские имена и фамилии, но замедляюсь с чисто бурятскими, а они почти все – у западных бурят.
У восточных бурят – тибетские имена и фамилии. Например я, по паспорту – Балдоржиев Цырен-Ханда, в писательском билете добавлено Балдоржиев Виктор Борисович, и это добавление стало общепринятым. Где тут бурятское, монгольское?
А бурятские – Алханов, Асалханов, Батуханов, Шоноев, Алхаев и т. д. и т.п., то есть они все переводятся на монгольские языки.
И вот я замедленно набираю Бельдуев Дашин Дайдаевич, но машинально – Цыренжапов Цырен Цыренжапович.
С другой стороны, трудно ищу национальность среди русских имён и фамилий западных бурят, но безошибочно узнаю восточных бурят по тибетским именам и фамилиям.
Такая наша непростая история…

* * *
Вообще, чушь! Пишут, что ко времени перехода через Аргунь Бальжин-хатан была девочкой. По всем имеющимся свидетельствам, а это третья волна прихода буддизма к монголам, то есть 1578 год, Бальжин хатан ко времени перехода через Аргунь была уже зрелой женщиной. Она присутствовала на молебствии 1578 года, будучи ещё девушкой. Следовательно, она где-то 1550-х годов рождения. Через Аргунь хори перешли по одним сведениям (летопись Т. Тобоева) в 1590-х годах, по другим в 1603 или 1607 годах. Следовательно, к этому периоду Бальжин-хатан было, как минимум 40 с лишним лет. Это была уже умудрённая в интригах женщина.
Как я понимаю, в театре будут ставить какую-то пьесу о Бальжин-хатан, изображая её резвой девочкой. На какой-то картине я видел Бальжин-хатан чуть ли не в пеньюаре, да ещё на верблюде. В общем, чушь и бред. Хорошо, что я не живу в Бурятии и далёк от всякого бурятского абсурда.... Кстати, материалы о ней писали немногие авторы. Некоторые из них я обрабатывал. Не могу сказать, что это выдающиеся исследователи и исследования, но там есть рациональные зёрна, поддающиеся логике.

30 января

Движения всех племён, ставших (или ещё не ставших) бурятами связано с именем основателя Маньчжурской империи Нурхаци (1559-1626).
Конечно, и Бубэй бэйли, его сын Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан несравнимо меньшие личности по сравнению с Нурхаци, но они жили в одно время. А даты рождения и смерти Бальжин-хатан должны быть близки к датам Нурхаци. Это 1550-е и начало 1600-х годов.
Отсюда можно предположить возраст известных нам людей в разные периоды истории.по
Но если в республике бурят ставят какое-то действие, где Бальжин-хатан, к моменту перехода через Аргунь, показана девочкой, то это говорит о развитии республики вообще. Вообще!

30 января

Просят не обижаться. Обижаются на тех, кого уважают. Такие случаи со мной очень редки...

* * *
Волей исторической судьбы многие монгольские племена сконцентрировались в Байкальском регионе и стали именоваться бурят-монголами. Нас согнали и собрали здесь, назвав бурят-монголами, тектонические движения деформированных людских масс Запада и Востока, вызванные завоеваниями наших же предков – монголов средневековья.
Понимаем ли мы это? И стали мы единым народом? На этот вопрос должны ответить мы, современники, сделав всё возможное для объединения и самоидентификации наших людей. Пока мы живы…
Способны ли мы на такую большую работу? Есть ли в нас дух и воля?

31 января
Так или иначе для понимания своей истории и самих себя нам придётся ломать, рушить и уничтожать устоявшиеся стереотипы, ибо мозг человек вольно или невольно любую информацию мгновенно подгоняет под уже имеющиеся шаблоны мышления. Следовательно, двигатель развития – сомнения, приводящие к самостоятельному мышлению.

С наступающим Белым Месяцем!


Рецензии