Зимородок

   Сколько помнил Бануш, столько чувствовал на себе любопытные взгляды селян. Приемный сын у бездетных Айбалы (лунный ребенок, красивая луна), и отца Тимура (железный). Мать, простуженная в детстве по недосмотру родителей, ушедшая из аила в тайгу и найденная  через три дня, детей иметь не могла, отчего страдала и просила верховного бога Кудая  хоть чем-то ей помочь. Отец переживал не меньше, оттого глушил тоску и гулял с незамужними бабенками села да ближайших деревень. Злые языки утверждали, что семя свое он оставил не в одном доме, подрастали мальчики и девочки на радость матеренкам. Только верная жена не верила пересудам.

   Может, услышали Айбалу боги, да странным способом. Не носила она в себе плод от любимого мужа, не вскармливала грудью ребенка. Вышла темным утром дров набрать для очага и обомлела от постороннего звука. Словно кутенок  попискивает в поленнице среди свежевыпавшего снега. Присмотрелась и увидела сверток перепоясанный. В ватном одеяльце шевелится кто-то, поняла сразу, подхватила и юркнула в дом. Родная мать, видно, караулила, когда Айбала выйдет. Довесок  теплый, только подбросили. Чудом не увидела кто. Да не до того – сама в детстве намерзлась, так что торопилась находку в тепло перенести.

   Развернула. Батюшки! Мальчонка в пеленках, месяцев двух от роду, бутылочка молока. Беленький волосами, крупный и крепкий.  Да записка, где написано, что малой рожден от мужа ее. Мол, не суди! Вырастишь, а мне нет возможности никакой! О родной матери не услышите, не беспокойтесь. Айбала прижала ребеночка к груди и прошептала: «Бануш. Ванюша…», - заплакала с болью и отчаянием. И с радостью. Тимур прижимал жену к себе,  радуясь не менее ее, обнаруженной находке.

   Так наполнился детскими звуками дом, счастье заглянуло,  поднималось на ноги, день ото дня радуя родителей. Отец вкладывал опыт и умение мужчины, мать лаской и заботами окружила сына…

   Что пошло наперекосяк сегодняшним утром? Подвернулась под ногу кошка, бестия домашняя, едва удержался, не растянулся на полу. Ухватился рукой за шкафчик, чтобы устоять. А он возьми да наклонись и посыпалась из открытых дверок разная мелочевка. Чертыхаясь на бесовское дитя, взялся порядок наводить, негоже оставлять разбросанное жене. И без него забот много.  Трудится  в местной школе учителем физкультуры: уроки, кружки, соревнования. Горит огнем на работе, с утра до вечера с детьми пропадает.

   Перекладывая вещицы, случаем обратил внимание на небольшую связку писем. Почерк его любимой Аржаны (источник),  неровный, напоминающий детский. Кому писала верная женщина? Не думал читать, только словно злой шулмус под руку толкнул и Бануш оплошал – открыл чужое. Ему не принадлежащее. Поступил хуже любопытной женщины. Прочитал одно письмо, второе и с нарастающим отчаянием, давимый ревностью взялся читать подряд листочки исписанные мелким красивым почерком.

   «…Ты примчишься утром с охапкой маральника, и я утону в розовом цвете всеми мыслями и надеждами. А потом обниму тебя и не отпущу не на минутку. Обниму и зацелую, ты только мой. Никому не дам до тебя дотронутся, все косые и завистливые взгляды отведу рукой. Сейчас ты далеко, но я думаю о тебе.  Пусть мысли мои помогут тебе преодолеть трудности» .   
               
   «Любимый! Только мой! Сколько дней и минут ждать еще встречи? Смотреть на тебя и упиваться минутой, когда ты рядом! Какое это счастье. Я устала не слышать твой голос, не радоваться твоему смеху. Любовь моя сбережет тебя в том далеко, которое разлучает нас. С нетерпением, думаю и жду твоего появления в моей маленькой жизни. Всецело принадлежать тебе, восхищаться тобой. Ждать прикосновения и задохнутся от счастья, от твоего присутствия…»

   Писем много. И все кричали о большом чувстве! О любви! Он нервно читал лист за листом и сначала откладывал их в стопку, а затем просто отбрасывал в сторону. Кому Аржана могла писать такие горячие строчки? Кому она дарила свою любовь? Как он мог довериться ее коварству?

   И в гневе, почти не видя округ, не понимая, что делает, собрал спелеологическое оборудование, бросил в багажник Нивы. Толком, не понимая, что нужно прихватить с собой, отломил полбулки, вторую по заведенному обычаю оставил жене, взял сушеного мяса. Спустя пару минут, на приличной скорости выехал из поселка и направился в сторону пещер.

   Уже несколько лет они с женой водят туристов в пещеры. Заработок стабильный с той поры, как туризм получил развитие на Алтае. А с последними открытиями в Денисовой пещере и подавно превратился в туристический бренд. Начало октября – любителей уже нет, не сезон, потому у входа в Музейную тихо и безлюдно. Бануш использовал это время затишья для оборудования спуска, изучения новых маршрутов с посещением интересных залов, ходов и лабиринтов. Жена работала на основном месте, он не брал ее по этой причине  с собой. Полное одиночество приводило в порядок чувства, эмоции и впечатления от соприкосновения с таинством природы, невидимым на поверхности.

   Небольшой ростом, но хваткий и выносливый, обладающий хорошей реакцией и здравым мышлением, работал без происшествий. Водили группы в глубину горы, на определенное расстояние. Истиной глубины местные жители не знали, просто с каждым годом открывались  новые направления, требующие изучения и определенной работы по установке маячков, для ориентирования под землей. Сегодня ставил задачу подправить ограждение входа. Да работа не ладилась.

   В селе звали Бануша Зимородком. После службы в армии вернулся домой крепким, физически выносливым. Подготовленным к длительным автономным передвижениям в любой местности. Способы выживания помогали в трудных ситуациях. В одном из споров с товарищами, руками выхватил из воды хариуса. С тех пор и повелось – Зимородок. Птичка маленькая, яркая оперением и любимое занятие ловить мелкую рыбешку из ручейков. Зависнет невесомо над поверхностью, ждет. Затем бросок и добыча в клюве. Звали так все: и взрослые, и дети. Прилепилось прозвище, порой туристы, идущие на маршрут, разыскивали в селе Зимородка, а не Бануша.

   Сколько времени провел в задумчивом сидении у входа? На вечернем небе поднялась луна круглая и полная. Новолуние. В такие ночи светило столь велико своим диском, что позволяет видеть мыслимые и немыслимые пятна на поверхности. Вот и сегодня расположилась низко, зацепилась за край горы и светом холодным и ярким овеяла долину реки Каракол, сверкающей черным светом,  видимо оправдывала название  Кара – Черная. С неба струился белесый свет и искрился, опадая пушистым инеем. Мягким и теплым, не таким, как зимой. По гребню горы пронзали свечками-пиками темное небо лиственницы. Расположились по краю стежками нити, словно прихватывали темную ткань неба к белоснежным вершинкам. Пришла мысль о найденной в Денисовой пещере игле - уже пятьдесят тысяч лет назад человек сшивал шкуры. Надежность соединения подсказана  самой природой.

   Да другим славится полнолуние. Активизируются  силы злые, темные. А он возле пещер – входа в подземный мир Эрлика. Нужно поберечься, задобрить горы и огонь.
Бануш развел костер. Покормил огонь  глотком воды и кусочком мяса. Теплый воздух, поднимаясь в небо, доставал до ели и путался в ней белым. Иголки инея подтаивали у основания и, отрываясь от хвои, падали, лишали дерева защиты от холода. Но зато родилась ночная музыка осени, обозначив шелестом струящегося по ветвям снега - убаюкивающий, успокаивающий мотив. Ухнула сова, пронеслась над костром, чуть не задев головы человека, и испуганно забилась в складки камня. Пора отдохнуть. Забрался на заднее сидение Нивы, забился в спальник…

   Не хочется открывать глаза. Избежать бы действительности. Сколько суток он под землей? Запутался. Запутался не потому, что нет часов, их он заводит регулярно, механические. Электронные здесь не работают. Окончательно сел телефон, случайно оставленный в кармане. Впрочем, и от него толку мало, на глубине эта электронная штука бесполезна.  Бануша водят под землей олусы – человекообразные злые существа, проживающие в пещерах.

   Слышит их голоса постоянно, они шепчутся и зовут. Кожей почувствовал, как спускается вниз, попытался прогнать наваждение, потому остановился,  с места не двигается. Обманывает нежелательных хозяев, погружаясь в сон. Духи пещер ушли под землю давно, когда земля жаркой была, искали тени. После этого живут раздельно с людьми, злобны к ним, стали невидимыми глазу: пакостят тем, что уводят вглубь пещеры потерявшего ориентацию человека. Особенно охотятся за детьми: уведут, не вернется человек. Пропадает и дальнейшее никому не ведомо, никто не возвращался.

   На поверхности осадки, чаще с потолка капли отрываются и падают вниз. В полной темноте Бануш не видит их, но слышит удары о пол. Всякий, словно громкий выстрел,  звук от падения уносится эхом в близкие галереи. Странно, раньше думалось - под землей тишина. Сосет под ложечкой, желудок пытается найти пищу и в отсутствии ее начинает пожирать сам себя. Замедляются все жизненные процессы, попытки продлить жизнь – замирание лежа, согнувшись калачиком. Сохраняется тепло и без движения не расходуется энергия. В таком положении усиленно начинает работать мозг.

   Эх, работать бы тебе раньше, несколько суток назад. Зачем под землей? Как оказался в столь незавидном положении? Бануш тогда поправил страховку на спуске в пещеру. С поверхности вход - крутой наклонный коридор. Можно остановиться и возвращаться домой. Но подлый червячок ревности  заставил спуститься ниже. Пусть Аржана попереживает, обнаружив, что тайные мысли ее известны мужу. Тем более он собирался в соседнее село к родственникам. Подумает, задержался по делам семьи. Небольшая прогулка по пещере не повредит, успокоятся нервы. Не хотел скорой встречи с женой, а то сорвется и до беды недалеко. Передвигался по известным залам и галереям и неожиданно пришла мысль разведать новые направления.

   Зачем? Ведь знал – очень опасное занятие двигаться под землей в одиночку в незнакомом месте! Тем не менее, закрепил страховочный конец и двинулся в темноту, освещая наплывы фонарем. Спускался уверенно, ничего не вызывало волнения. Тонкая веревка длинной метров двести, не уйдет далеко. Сколько ходил? Не помнит. Шестым чувством понял – должна закончиться длина страховки. Посмотрел за поясом, показалось на карабине еще много витков. И здесь Бануш сплоховал, потянул  на себя, прослабленная веревка подавалась без сопротивления. Ему бы остановиться в тот момент и выбираться до конца по прослабленной страховке. Был бы ближе к месту, от которого вышел. Но он сгоряча выбрал свою спасительную нить.

   Олусы за руку водили и нашептали в голову, затуманили разум. И вот он в неприятном положении. Не вернуться ему домой. А так хотелось заглянуть в глаза Аржане. Спросить, как могло такое произойти. Ведь он любил, обожал ее. Он же маральник охапками по весне приносил. Стоп! Маральник?! И отчаяние охватило его...

   Аржана не беспокоилась о Бануше, знала: Ванюша всегда придет на помощь родственникам. Видимо, задержался по причине. Телефон не берет это расстояние в горах.  Когда к исходу шестого дня из отдаленного жилища приехал мужчина на закупку продовольствия, выяснилось, что мужа у родственников нет. Он вообще не приезжал. Вспомнился беспорядок, разбросанные вещи. Подумалось тогда, кошка набедокурила, оказалось все намного серьезнее. То-то Барс, лайка, прохода не давал последние дни. Неужели беда?

   В минуты опасности она умела собраться. Метнулась в аил, где хранилось спелеологическое оборудование, и обнаружила отсутствие костюма и части оснащения для спуска в пещеру. Поняла все и бросилась к другу детства, который понял с полуслова. Через полчаса трое мужчин и женщина на бешеной скорости неслись в машине по дороге в долине Каракола. В такой ситуации дорога каждая минута.

   Красную Ниву увидели издалека. Осыпанная лимонной хвоей лиственницы выделялась на сером фоне склона, рядом костровище.  Холодность углей подсказала давнее отсутствие человека.  Собака уже заходилась лаем у спуска в пещеру. Команда спешно одевала костюмы и готовилась к поиску. Аржана спускалась последняя, прижав к себе собаку с заранее одетым ошейником и поводком. Отпускать нельзя, убежит - не найдешь. Собака  гавкнула в нетерпении.  След взяла сразу,  потянула, не раздумывая,  в темноту.

   Они быстро дошли до неизвестного им прохода. Обрывок страховочного конца надежно закреплен за камень и словно кем- то отгрызен.  Где продолжение? Закрепили свой конец. Аржана с мольбой поглядела в глаза собаке, теребила за уши, прижимала голову и что-то шептала. Барс все понимал и сидел, замерев, словно прослушивал инструкцию. Начался трудный спуск, они здесь не ходили. Нагромождение камней то расступалось в стороны, открывая залы, то сужалось до узкого лаза. Собака в нетерпении перебирала лапами, отыскивая ходы между камнями. По поведению чувствовалось – след она не потеряла. Глубже и глубже! Куда же ты забрался, любимый!...

   Бануш отрешенно думал: найдут ли его? Сил шевелиться не осталось, да и желания двигаться нет. Только невесомый шепот зовет вниз. Нужно подняться и хотя бы двигаться. Вновь шорох, пугающий присутствием невидимого в темноте живого существа. Отблеск света, теперь он увидит их. Какое-то сопение. В щеку ткнулось что-то влажное. Знакомо взвизгнул Барс и принялся горячим шершавым языком вылизывать лицо хозяина. Нашли!

   К нему прижималась жена, шептала, смеялась и плакала. А он готовый все простить, но не в состоянии шевелиться.  На холоде затекли мышцы. Горячий чай,  наваристый бульон подняли Бануша на ноги. На поверхность выбрались затемно и в ночи уже въехали в поселок. Не спали люди, ждали добрых вестей. Радостно улыбались счастливому исходу и расходились, довольные, благополучным окончанием.
На неверных ногах хозяин перешагнул порог, сел посреди комнаты. С чувством вины и чего-то недосказанного смотрел на жену. Та взяла пачку писем

- На выпуске в школе ты не смотрел на меня, я много младше.  Тайком подглядывала за вашим классом. Ревновала всех девчонок к тебе, а сказать ничего не могла. Хранила в себе тайну. Тебя призвали в армию, я ждала, ты в тот момент обо мне и не думал. А я писала письма! Отправить стеснялась, да ты бы их и не принял. Потому писала, мечтала и складывала. Я за тобой в любые горы, как привязанная, пойду. Ванюша…

   Такие глаза у жены он еще не видел. Глубокие, с тайной, любовью и болью. Бануш молча прижал к себе единственную и близкую женщину, подругу, напарницу.

   Как хороши горы, всегда подскажут, как правильно жить, найти выход из трудного положения и понимать друг друга.


Рецензии
Чудесный пронзительный рассказ и окончание душевное! Успехов! С теплом

Андрей Эйсмонт   03.02.2022 16:54     Заявить о нарушении
Спасибо Андрей Михайлович! Тебе интересных находок!

Валерий Неудахин   05.02.2022 04:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.