Оссуарий Дуомон и Трептов-парк, часть 3

Когда внимательно смотришь на монумент в Трептов-парке, то поражаешься тому, как много идей одновременно удалось воплотить его авторам, и не просто свалить в кучу, но гармонично объединить их в единое целое.
С одной стороны, монумент славит триумф Красной армии в Великой Отечественной войне, о чём свидетельствует главная его составляющая – фигура воина-освободителя. Но этот триумф у авторов памятника никак не скатывается к тупому шовинизму: воин-освободитель топчет свастику – символ нацизма – а не, скажем, труп врага в немецкой форме, это победа над  разрушительной идеологией, а не над немецким народом. Триумф победителя сопровождается милостью к побеждённым – наш солдат спасает немецкую девочку. Автор, разумеется, помнит о многочисленных случаях насилия со стороны личного состава Красной армии по отношению к немецкому населению, но сейчас его интересует официальная точка зрения.
Славя триумф победителей, авторы памятника помнят, какой ценой досталась нам эта победа, о чём свидетельствуют не только могилы павших, но и фигура скорбящей матери. Авторам монумента удалось избежать и тупого самохвальства в духе «Знай наших !» и парализующего волю ужаса. В этом отношении идея мемориала в Трептов-парке полностью соответствует гениальным строкам Константина Михайловича Симонова (1915–1979): «Да, нам далась победа нелегко. Да, враг был храбр. Тем больше наша слава!».
Авторам удалось показать, что наша победа в Великой Отечественной войне была делом людей самых разных национальностей. Да, прототипом скульптуры воина-освободителя был русский, да, воин-освободитель имеет чисто русскую внешность, но в памятном зале под скульптурой показаны представители всех народов Советского Союза. Да, роль русских в победе главная, но и роль остальных народов нашей страны была огромной.
Мемориал в Трептов-парке показывает 9 мая 1945 года как неразрывное единство простого солдата и того государственного строя, во имя которого этот солдат шёл в бой. С одной стороны, главное в мемориале в Трептов-парке – фигура обыкновенного солдата-пехотинца, с другой стороны – на барельефах золотыми буквами выгравированы цитаты из речей И. В. Сталина – Верховного главнокомандующего той войны (на русском и немецком языках).
Итак, мемориал в Трептов-парке – это гармоничное сочетание, казалось бы, самых разных идей: гордости за победу и скорби о павших, милости к побеждённым, единства между всеми народами СССР, памяти о подвиге простого солдата и о триумфе СССР как государства.
А что же Оссуарий Дуомон на месте битвы под Верденом? Ничего подобного тому идейному содержанию, которое мы видим в Трептов-парке, у французов и близко нет. Оссуарий Дуомон – это просто ужас перед огромным количеством жертв чудовищной бойни и ничего больше. Независимо от субъективных желаний его создателей этот мемориал оказывал только деморализующее воздействие на  французский народ, особенно на его молодое поколение, внушал стремление избежать войны любой ценой, даже ценой безоговорочной капитуляции. Этот мемориал сыграл свою роль в превращении главных победителей 1918 года в жалких капитулянтов 1940 года.

Окончание следует...

Уважаемые читатели! Если вам понравилось, вы можете поддержать автора, переслав любую денежную сумму на карту 4276 5501 0691 5856 (Сбербанк) или  2200 2407 8217 0274 (ВТБ). Автор очень надеется на вашу поддержку.


Рецензии