Практика Осознаной речи

Сегодня я хочу написать о практике «осознанной речи», которая, как может показаться, не имеет прямого отношения к психологии человека. Но это не так. Практика осознанной речи – это основополагающая практика, которая может помочь широкому кругу людей обрести такие состояния психики, как внутренний покой, умиротворение, радость проживания и получать удовольствие от процесса собственной речи. Люди освоившие эту практику значительно меньше начинают конфликтовать, ругаться, затягиваться в чужие, не нужные им проблемы, учатся смотреть на себе и свою жизнь со стороны, что дает возможность принимать качественно другие решения, более эффективные и выверенные. Осознанная речь делает людей более внимательными, учит слышать другого, человек становится более любящим.
Данная практика занимает ведущее место в учениях многих духовных школ.
В буддизме принято говорить о трехчленном разделении человека на тело, речь (равно энергию), ум. Совершенная речь является третьей ступенью восьмеричного пути Будды.
Почему такое пристальное внимание уделяется речи? Всем ли нужна такая практика?
Человек в течении дня может менять чистоту и качество своих вибраций или энергонасыщенности, или осознанности. Проснуться утром отдохнувшим с высоким уровнем энергонасыщенности, перед сном послушать оперу и заснуть на высоком уровне вибраций, что полезно для качества сна, сохранения осознанности во сне. В течении же дня может падать в осознанности, уставать. Подобная усталость может быть причиной проживания нежелательных событий, конфликтов, неприятных эмоций, злости, обид, неосознанных действий, поступков, решений.
Чаще всего человек теряет осознанность во время процесса говорения- речи. Самостоятельно проблема не фиксируется, человек считает себя вполне осознанным, в то время, как он спит. Те люди, кто обладает энерго- видением, употребляют именно такой термин- засыпание. Люди засыпают в речи, произнеся первое слово, далее за них говорит программа ума, в терминах духовных учений можно сказать- суть или происходит захват посторонними для человека энергиями. 
Чистой, осознанной речью обладают немногие: духовные учителя, практикующие, оперные певцы, некоторые актеры, поэты, переводчики. Даже в среде высоко образованных гуманитариев чистая осознанная речь встречается не часто.
В чем заключается метод. Теория –простая. С практикой немного сложнее, о чем напишу ниже.
Для осознанного говорения необходимо изменить центровку речи, то есть то место, от куда человек будет говорить. Для сохранения осознанности, устранения засыпаний в речи, человеку желательно научиться говорить из своего центра (самости, есьности, истинного я и т.п.).
Это достигается с помощью определенного типа дыхания при процессе говорения. А именно: человек вдыхает носом (и только носом. Нет, ртом нельзя. При вдохе ртом происходит автоматическое засыпание). Вдох носом, на мгновение пауза, дальше речь на выдохе. Вдох носом, пауза, речь на выдохе. Менять в схеме ничего нельзя. Она перестает работать.
Так учат петь и говорить оперных певцов, именно поэтому в дополнение к красивому голосу звуко извлечение из своего истинного центра оказывает мощное положительное воздействие на слушателя. Меняется сила воздействия речи. Речь звучит естественно. Уходит излишняя страстность, захваченность, размытость, запутанность, нечеткость энергии, из которой человек себя выражает в процессе говорения.
В чем сложность практики, если теория такая простая. В том, что переучиться говорить, это как переучиться ходить (об осознанной ходьбе я не буду писать в этой статье) или переучиться водить автомобиль водителю со стажем в несколько десятилетий. Очень сложно менять свои автоматизмы- привычные действия.
 Без внутренней мотивации это сделать почти невозможно. Пока человек не поймет и не решит для себя, что быть осознанным для него или нее важнее всего, без такого изменения приоритета, обрести устойчивый навык мало вероятно. Если решение принято, нет сомнений, что результат будет достигнут.
Как удобнее тренироваться. Во –первых, во время чтения вслух. Берется текст, и человек в течении какого-то времени (несколько дней, неделя) читает вслух, строго следя за новым типом дыхания (вдох носом, пауза, на выдохе читает фразу). Сколько читать- на усмотрение практикующего. Второй вариант практики: вдох носом, пауза, на выдохе абракадабра (человек произносит любые сочетания звуков). Цель- переучить себя иначе дышать, не отвлекаясь на подбор слов на первоначальном этапе. Во время произнесения абракадабры или чтения на подбор слов внимание не отвлекается, человек полностью сосредоточен на типе дыхания, процессе, а не смысле говорения.
Второй момент, на котором желательно сосредоточить внимание при говорении (после того, как тип дыхание освоен) либо одновременно. Практикующий обращает внимание на характерные для него или нее слова паразиты, звуки паразиты. Стандартный набор: «ну» или «а» или вдохом ртом перед началом каждой фразы, слова: типа, вот, значит, вообще, как бы. Человек осознает, что вдох ртом, выше перечисленные слова либо начало фразы с «ну» являются для него – триггерами, запускающими процесс засыпания, показателем сна. Если человек не может избавиться от данной привычки, следовательно, осознанное говорение пока не освоено. Внимание кроме дыхания должно быть обращено на избегание привычных автоматизмов произнесения засоряющих речь междометий, звуков.
Сколько занимает время тренировки до полного эффекта. У кого-то несколько дней, у кого-то значительно дольше. Зависит от мотивации и текущего уровня развития.
Что происходит при положительных изменениях.  Человек внезапно начинает чувствовать наслаждение от процесса говорения. Вместо усталости он или она получает прилив энергии от разговора, при этом после разговора происходит не обесточенность, а ощущается энергетическая наполненность. Речь становится лексически богаче, могут употребляться слова ранее незнакомые человеку или не входящий в его активный словарь. При самопроверке слова оказываются уместными и произнесенными в корректном контексте. Слова паразиты уходят. Уходит грубость или сюсюканье, вульгаризмы, кривляния, искажение речи. Исчезают неуместные уменьшительно ласкательные окончания лексики.  Речь становится очень чистой и точной. Человек наблюдает себе говорящим из третьей точки. Окружающие замечают изменившуюся речь.
К сожалению, бывает так, что навык приходит, а потом теряется. Причины могут быть, как в утере внимания, расслаблении, либо внешнем воздействии- болезни, изменениях в тонких телах и т.п. Но, раз приобретя навык, даже на время теряя, человек слышит и фиксирует появившуюся проблему. А значит, начинает искать возможность устранения и возвращения в осознанное говорение. Навык, к счастью, теряется не у всех. У многих, раз приобретенный, остается.
Человек может терять навык, если начинает торопиться, захватываться сюжетом, разговором. Засыпает. Бывает, что говорит себе, что сейчас у меня важный разговор: собеседование, разговор с начальством, врачом, прокурором, любимой девушкой и т.п. Сейчас поговорю, как обычно, а потом буду практиковать.  Позиция ошибочная. Это как при сложной дорожной ситуации выпустить руль. Корректируется отношение принятием важности осознования себя при проживании любой событийности. При любом разговоре осознанное говорение произведет наилучшее впечатление, приведет к наиболее благоприятному развитию событий, чем речь во сне.
Из личной практики могу сказать, что несмотря на то, что в целом мной практика освоена, и вышеперечисленные эффекты я описывала из личного опыта, процесс засыпания или некого проваливания в осознанности иногда происходит. Он мной фиксируется.  И причина чаще всего в захваченности сюжетом. Как только сюжет становится важнее сохранения осознанности, происходит засыпание.
Как человеку понять, есть ли у него или нее осознанное говорение или нет. Если человек дышит не по указанной схеме- почти сто процентов гарантии, что человек спит. При этом ему кажется, что он сам подбирает слова, выбирает выражения. Тем не менее, говорит за него автоматическая программа ума, давая иллюзию осознанной речи. Иногда человек думает, что если он или она, например, контактер или имеет передачи от учителей, выполняет сложные духовные практики, обладает красивой, сложной, грамотной речью, не употребляет слова паразиты и это является гарантией осознанной речи. Нет не является.  Тем более, что это легко проверить, если речь осознанна, то изменить тип дыхания очень просто.
Удобно практиковать осознанное говорение в семье, паре, среди единомышленников -людей, которые сразу могут поправить друг друга при захвате в речи и засыпании. Совместная практика среди близких помогает развивать и закреплять навык наиболее эффективно. Думаю, что мы все понимаем, что научить своего ребенка осознанному говорению, без того, чтобы освоить его самостоятельно, невозможно. Если мы ставим себе педагогическую задачу научить осознанной речи ребенка, нам важно обучить и родителей.
Если навык освоен, у человека появляется внутренняя потребность выражать себя в речи максимально четко, свои мысли, эмоции, чувства. Неточные слова начинают вызывать неприятие на уровне ощущений в теле. Есть ли предел совершенству? Думаю, что для человека развития не может быть такого предела. Всю жизнь он или она будут искать способы выразить себя наиболее полно, гармонично, из своей истинной природы.
Желаю всем успеха в практике, максимального раскрытия собственных способностей и счастливой жизни!


Рецензии