Степь. Байбаки

        Интересный факт! Если 2 февраля, а этот день называется днем сурка, это животное вылезет из своей норы, да еще в пасмурный день, то можно считать, что весна будет ранней(из интернета)

       Что пенсионеру дома делать? – телевизор разве что посмотреть. Вот и сегодня смотрю я свой любимый телеканал «Охота и рыбалка» - там охоту на байбАков показывали. Очень зацепила меня как охотника эта передача. Свои встречи с этими любопытными зверьками вспомнились. Разными они были, непохожими друг на друга.

                История 1.
       Вёз как-то я груз из Москвы в Казахстан. Комплектующие какого-то оборудования в кузов мне загрузили. Шибко не торопился. Еду себе и еду. Через Башкирию поехал – там солярка подешевле была, потом на Оренбуржье повернул - путь сократить себе решил, оттуда было поближе к Казахстану. Да и разницы никакой где ехать – там и там степи обширнейшие.
- Ну, ничего страшного, - подумалось мне. – И чем оренбургские степи от наших казахстанских отличаются? Да ничем, такие же, что и у нас. Всё нормально будет.
Оренбургские степи огромные-преогромные, и почему-то с пеньками. Что за пеньки эти - непонятно. Но еду спокойно, на всякую несуразность внимания не обращаю. Мало ли чего где есть, я-то по дороге еду.

        Вот таким образом доехал я до преогромного глиняного спуска. Дорога по нему спускается до небольшого, в одну улицу посёлка. И вывеска у этого посёлка «Комсомольский». Сразу до меня и не дошло, что «Господи! это же посёлок Комсомольский, где Иван Бровкин целинные земли поднимал». До сих пор, оказывается, этот киношный посёлок существует.

       Но в кино всё, мимо чего я проезжал, красивое было, а тут… Еду я по той же улице, что в кино показывали; на ней те же дома стоят, только подряхлело-обветшало там всё совсем; дома на единственной улице покосились; ток, куда хлеб свозили, совсем никакой стоит. Печально мне было это всё видеть.

       А уж дальше, через 7 километров, стоит казахстанский посёлок Комсомольский. Посёлок с таким же названием, но настоящий, где жизнь кипит, люди живут. Тут-то местные жители объяснили мне:
- Это не пеньки по степи стоят. Это наши байбаки!
- Какие такие байбаки? Что за звери? – спрашиваю.
- Ну, сурка знаешь?
- Конечно, сурков знаю, видал. Но эти ваши на сурков не похожи, очень уж огромные, до полуметра высотой будут.
- Вот мы тебе и объясняем, что это не сурки, это байбаки! – с гордостью пояснили местные. – Жирный байбак на 10-15 кг потянет. А уж как его в казане приготовит кто, то можно и гостей на той звать.
       Поехал я дальше. А уж когда на обочине дороги первого пенька увидел, то притормозил специально, чтобы рассмотреть его повнимательнее. Действительно – обычный сурок, только уж ОЧЕЕЕНЬ большой.

        Скоро свернул я на дорогу через Джетыгору в сторону Кустаная. А на дороге этой, ещё до Джетыгоры, там, километров 150-170, бешеный-бешеный грейдер есть - высоченная насыпная грейдерная дорога. На грейдере я и поближе познакомился с местными байбаками. По обочинам эти любопытные зверьки частенько там столбиками стояли.

        Как-то даже один байбак выскочил прямо перед моим мерседесом, и побежал-побежал. Бежит байбак передо мной, я скорость сбросил, еду потихоньку, его нагоняю, а он от меня бежит изо всех сил. Спрыгнуть-то с грейдера байбак не может – высоко ему, лапы короткие. Бежит всё медленнее и медленнее и вот остановился байбак, видимо дыхалка у него кончилась. Я тоже остановился, из кабины вылез, на него смотрю. Теперь стоим мы против друг друга. Я жду что дальше будет. Байбак же ко мне мордочкой развернулся, пенёчком передо мной встал, и вдруг тонко-тонко, криком жалостливым запищал:
 - Аааа!!! Ааааа!!!!...
У меня от этого его крика прям сердце зашлось. И тут же подумал:
- Зачем я его гоняю? Вон он совсем выдохся. Вон как жалостливо молит о пощаде. Сил только на этот крик и осталось.
Говорю ему:
- Ну, иди. Я тебя не буду гнать. Домой, в нору свою беги.
Байбак будто понял меня и, замолчав, тяжело, из своих последних сил, потихоньку развернулся, повернул с проезжей дороги к обочине, спрыгнул с неё. Вздохнул я облегчённо, проводив его взглядом, влез в кабину и поехал дальше на Кустанай.

                История 2
       Другой раз ехал я по той же дороге, вёз в больницы Актау из Алма-Аты вентиляционные трубы. Ехал не один, вёз туда мастера-вентиляционника, молодого казаха Еркена. Еркену трубы эти монтировать надо было. Он тоже с юга, откуда-то из-под Алма-Аты. В этих местах никогда не был, всё ему интересно. Он расспрашивает, я рассказываю, за живым разговором хорошо ехали. Еркен и объяснил, что очень нужная вещь - вентиляционные трубы. Без вентиляции любая больница задохнётся от смрада и от химикатов.

        Подъезжаем к аулу. Встречаются по дороге иногда такие старые аулы, ещё сталинских времён, куда репрессивных ещё ссылали. Тут вижу на обочине байбак столбиком замер. Я  улыбаюсь и Еркену говорю:
- О! смотри! Байбак стоит.
А он вдруг обиделся. Замолчал. Отвернулся от меня, в окошко уставился. Сидит, будто и незнакомы мы с ним.

        Подивился я его перемене, тоже молчу. Едем дальше. Бывает, что на дороге, у аулов казахи руками машут, просят подвезти. Я не беру, мимо проезжаю. Когда я уже мимо двух таких голосующих проехал, Еркен меня спрашивает:
- Почему не берёшь? Человека подвезти не хочешь? Здесь никакого транспорта нет. Степь кругом. Трудно им добираться куда нужно.
- Извини, я дальнобойщик. – Отвечаю ему – Любой из них может бутылкой по затылку меня стукнуть, машину захватить и в другую сторону угнать. Нам никого нельзя подбирать.
Еркен насупился, снова замолчал.

        Едем дальше. У очередного аула старик-аксакал стоит, голосует. Решил я его подвезти. Машину остановил, аксакал к Еркену подсел. У них свой разговор по-казахски завязался. И тут слышу, как мастер мой по-казахски спрашивает аксакала:
- А кто такие байбаки?
Аксакал рукой показывает на столбики, что в степи виднеются, объясняет кто такие.
Снова мой Еркен повеселел, заулыбался, опять меня о чём-то расспрашивать начал. Теперь и я понял причину внезапной размолвки.
- Он подумал, что я казахов из аулов байбаками назвал. За свой народ обиделся. Хорошо, что я аксакала взял, который ясность внёс.

                История 3
        Был я со своей машиной в Актюбинске, в командировке. Дорогу там строили и мы на машинах туда песок, щебень, грузы разные возили. Однажды, сюда к нам, из нашего алма-атинского управления приехал большой начальник с инспекцией. Ходит он среди нас, смотрит как мы работаем. А тут на его глазах водитель один из машин выскочил с палкой и палку эту кинул в байбака (мы так на них охотились). Байбак голову наклонил, палка мимо пролетела. Начальник к водителю подошёл, спрашивает:
- Ты зачем зверя бьёшь?
- Так шкурку на шапку, а мясо кушать буду. Мы же сами кормимся, на подножьем корму мы. Что добудем, то и едим.
- А столовая у вас имеется?
- Столовая имеется. Но нас там не кормят. Сами готовим что добудем. Вот на байбаков охотимся, когда повезёт. Сварим в казане, кушаем.
Начальник покачал головой и спрашивает:
- Сколько денег вам на довольствие выделено?
- Так ничего не выделено. - Мы уже ему отвечаем - На бензин только талоны дали.

        Начальник  постоял, вечером пришёл посмотреть как и где мы обедаем. А через неделю, как он уехал, нам деньги пришли, чтобы мы в столовой за обеды платили. Вот так байбаки нам помогли тогда к рабочей столовой прикрепиться, и нормально питаться в командировке.


Рецензии