Буква заглавная или строчная?

     Вы, конечно, обращали внимание на то, что в одних стихах все строки начинаются с ЗАГЛАВНОЙ /прописной, большой/ буквы, а в других – и с ЗАГЛАВНОЙ, и со СТРОЧНОЙ /маленькой/ буквы? А почему так?

     Культурная традиция начинать в стихах каждую новую строку с заглавной буквы сложилась давно. Особенно это было характерно для поэтов 18-19 веков. Например:

***
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.
/М.Лермонтов «Отчего»/

В наше время эта традиция также сохраняется.

***
Сегодня Осень в дверь мне позвонила,
Стояла на ступеньках и ждала.
Я обомлела, когда Ей открыла,
Такой она волшебною была!
Копна волос красивых, ярко-рыжих,
Точёный нос, румяность алых губ,
И взгляд такой шальной от глаз бесстыжих,
Сплошная ласка, кто здесь будет груб?..

/Л.Рубальская «Сегодня Осень в дверь мне позвонила»/

     Что даёт стихотворению начало каждой новой строки с заглавной буквы?

- Так лучше передаётся ритм строки, а ритм является, наряду с рифмой, важным признаком стихотворения. Большая буква в начале строки как раз и призвана отделить не столько строку, сколько ритмический элемент стиха. Так что, заглавная буква, с которой начинается новая строка - это инструмент поэта, интуитивно понимаемый и читателем.
- Написание каждой новой строки стихотворения с заглавной буквы придаёт ему стройность и в письменном виде. Если начинать строки с маленькой буквы /кроме начала предложений и имён собственных/, создастся совершенно другой эффект. Текст при этом может выглядеть как прозаический. И возникнет вопрос: а зачем вообще тогда писать с новой строчки? В результате будет очень трудно замечать рифмы и ритм, а следующим шагом может стать их отмена.

 Но, не всё так просто, как может показаться на первый взгляд.

     Так, в революционный период начала ХХ века низвергалось всё и вся. Не осталась в стороне от этого процесса и поэзия. Поэты того периода много экспериментировали, отменяли прописные буквы в начале стихотворных строк и, даже, игнорировали знаки препинания. В этом преуспел В.Маяковский. Однако, он понимал, что ритм стихотворения всё равно надо как-то обозначать, а потому, часто свои стихи записывал «лесенкой».

Я
          земной шар
чуть не весь
           обошёл, –
и жизнь
              хороша,
и жить
              хорошо.
А в нашей буче,
   боевой, кипучей, –
и того лучше.

       Дальнейшие времена, уже не в первый раз, показали, что хороша только «золотая середина». Вернулись в тексты знаки препинания, упорядочилось применение прописных и строчных букв в начале стихотворных строк.
       Прислушались и к аргументам специалистов, создающих учебники русского языка и литературы для детей. Авторы учебников совершенно справедливо говорили, что взрослые уже знают правописание, знают, что с прописных букв пишут первое слово в предложении и имена собственные, поэтому на подсознательном уровне воспринимают большие буквы в начале стихотворных строк только как механику записи стихов, а  маленьких детей, тех же первоклашек, написание с заглавной буквы слова внутри предложения (если это не имя собственное), в начале новой строки – это введение их в заблуждение.

       Где же выход? Этот вопрос до сих пор остаётся спорным.
       В стихах для взрослых, для детей старшего возраста, пожалуй, каждую строку имеет смысл начинать с заглавной буквы. Хотя в последнее время частенько и для взрослых начинаются стихотворные строки продолжающегося предложения с маленькой буквы.
       В стихах для детей, особенно младшего возраста, лучше, наверное, использовать заглавные буквы только в начале предложения и в написании различных имён собственных. А вот начинать строку, если она продолжает предложение, разумнее с маленькой, т.е. строчной буквы. Однако, мы, поэты, пишем для стройности каждую строку детского стихотворения часто с большой буквы.

       Но не всё зависит от автора. Есть ещё и редактор, которому бывает виднее. Например, если наши стихи печатают в сборнике, а там все строки во всех стихах начинаются с большой буквы, то и другие стихи могут напечатать по такому же принципу. Здесь уже автор индивидуально решает с редактором.

       Вообще, вопрос, поднятый в данной статье - тонкий и творческий. Конечно, дорогие коллеги и читатели, здесь каждый решает для себя сам.  Важно другое: тем, кто решил серьёзно занимается поэзией, то, о чём сказано выше, должен  учитывать. И нам надо понимать, что на учителей, воспитателей, родителей, на бабушек и дедушек, на старших детей, которые учат малышей читать,невольно переносится задача объяснения  маленькому ребёнку эти  законы написания стихотворных текстов.

       В конце этой публикации мне хочется привести несколько образцов  применения заглавных и строчных букв в начале строк у некоторых поэтов.

Белла Ахмадулина

По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден…

Людмила Татьяничева

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с подоблачных скал….

Борис Заходер

Всем известно:
Буква Я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
— Неизвестно?
— Неизвестно.
— Интересно?
— Интересно!

Людмила Барбас

Что было б,
если бы пилот
вёл кое-как
свой самолёт,
и выпекал бы кое-как
нам хлеб и булки пекарь,
и разбирался
кое-как
в лекарствах бы аптекарь...

   Всем! Всем! Всем! Больших  творческих успехов!


03.02.2022г., Дуванова Зинаида, Челябинск.


Рецензии