Рецензия на рок - оперу Юнона и Авось в ММДМ

Недолго, и довольно дорого для такого спектакля. Можно сначала так подумать о постановке рок-оперы «Юнона и Авось» в Московском Доме Музыки. Но при этом, всё же, потраченных средств и времени не жалко. Такое вот нетривиальное ощущение создается. Потому что сама по себе эта история – классная!

   В рок - опере «Юнона и Авось»  рассказывается о действительно огромной любви чужестранки и русского. Наш соотечественник - Николай Резанов (1764-1807) ,в исполнении артиста Александра Позднякова, был явно не трусливого десятка человек. Резанов плыл в Америку, чтобы основать совместную деловую компанию, и встретил там прекрасную дочь коменданта города Сан-Франциско пятнадцатилетнюю Аргуэльо Кончиту.  Такой вот пассаж. Ему сорок. Ей 15.

   Все-таки очень молодая труппа на сцене Московского Дома Музыки поёт и танцует сей спектакль, и от этого создается впечатление не соответствия обществу. Надо было ввести в ткань шоу и возрастных исполнителей, уравновесить поток юных ребят и девчонок. Наше общество из разных возрастных категорий состоит. А история сия не только о молодых, но и о людях среднего возраста, даже старшего. И вокал у старших часто более отработан, тяжеловесен, опытен.

    В рок-опере «Юнона и Авось» оказались очень сильны религиозные мотивы и есть ощущение, как будто в церковь попал на службу. А поп вообще похож на итальянского мафиози периода расцвета сицилийской мафии.

  Передвижение массовки подчас напоминает движения армии зомби в знаменитом сериале "Ходячие мертвецы".

  Сценическая часть проста  «как три копейки». Дело в том, что на сцене нет никаких декораций. Очень бедно всё: канаты, да сварной квадрат. Кажется, это урок физкультуры идёт в школе, и сейчас физрук даст команду и все полезут за пятерками под потолок. Так и происходит, в некоторых сценах.

  Но вот музыка рок-оперы динамична, и она не однородна при этом, что хорошо. Хотя есть ощущение, что исполнители перебарщивают. Не столько поют, сколько кричат.  Иногда нагрузка на барабанные перепонки весьма весомая ощущается.


  А вот костюмы артистов играют красками,  хорошая подобрана  цветовая гамма . Действительно, жизнь одна, и она то такая красочная, то довольно серая, неуютная.
   
    В проекте задействован  замысел классического любовного треугольника, и сей беспроигрышный прием в драматургии сработал. А то, что девушки падки на диадемы, усыпанные каменьями.. Это было известно с испокон веков, и еще раз доказывает это рок - опера «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова.
  Некоторые моменты весьма эротичны в опере, воздушны, особенно сцены с русским путешественником и пятнадцатилетней и Аргуэльо Кончитой (ее роль играет, поёт Диана Орловская). Терзания души сорокалетнего пилигрима вызывают некую эмпатию.


   Россия вообще «на авосе» и держится. Это тоже давно известно. Название «Авось», однако, тут не совсем в том смысле употреблено. Это были два корабля – «Юнона» и «Авось», на которых Резанов и плыл к американскому побережью. 

 
  Что точно присуще всей вещи Алексея Рыбникова, так это романтичность, сентиментальность и, я бы сказал, трагичность. История, конечно, замечательная. Есть ощущение, что кто-то перебирает по струнам души по нервам. Это душевная вещь, но исполненная при довольно посредственной, как оказалось, акустике Театрального зала Дома Музыки в Москве.

   Казалось иногда, будто исполнители «жуют» слова, и чтобы их поняли, им приходится срываться на крик. А крик  - это не совсем пение. Хотя по последним исследованиям, крик чрезвычайно полезен в наше не спокойное время. Через крик человек сбрасывает стресс.

Если оценивать спектакль по десятибалльной шкале, то я бы дал 7 из 10. Есть и минусы и плюсы. Но сама по себе история, когда женщина ждет своего любимого 35 лет, а потом уходит в постриг, монашествует, просто хватом за душу берет. 35 лет ждать чужестранца! Поразительно. А стихи Андрея Вознесенского – автора либретто рок - оперы - лиричные, с большим подчас смыслом.


Итак, 7 из 10, не более.

***

М.Берсенев. 30.01.2022.


Рецензии