О башкирских конях и... карасях во льду!

Друзья!

Более 130 выпусков любимого читателями альманаха "Ураловед" вышло в свет с 2011 года. На его страницах были помещены сотни статей, фотографий и видеофильмов со  всех уголков Большого Урала.
От создателя проекта.
"Ура-ура! Проекту "Ураловед" сегодня,3 февраля, исполняется уже 11 лет. Как же быстро летит время!..
Именно в этот день, 3 февраля 2011 года, родилось название проекта, вскоре появился сайт, затем странички в соцсетях. С 2013 года зародилось походное направление, а в 2016 году вышла первая книга. За эти годы прошли и проехали многие тысячи километров, увидели множество интересных мест, узнали много интересного...
В планах посетить почти все интересные места Урала и подробно рассказать о них в статьях и видео, а также изучить издававшуюся про Урал литературу с XVIII века по наши дни. Так что всё только начинается :)
Друзья, хочу поблагодарить всех, кто читает статьи, смотрит видео, организует поездки, поддерживает лайками, репостами, пожертвованиями, кто так или иначе принимает участие! Благодаря вам и может существовать проект. Спасибо!
Павел Распопов".
...Други!
Меня лично очень увлекает история нашего знаменитого края, его прекрасная Природа. И,конечно, люди, творившие и сохранявшие эту историю: уральские земледельцы,  петровские (демидовские) металлурги, охотники и рыбаки, краеведы, писатели, поэты, журналисты и т.д.
Вот взять башкирское коневодство! Оно не так известно, как в других российских регионах- Владимире, Орле, Ставрополе (терская порода), Якутске и др. Но это ещё одна аборигенная, примитивная порода – башкирская. Будучи коренным обитателем России, она, как и вятская лошадь, привыкла к нашим морозам. Зимой башкиры пасли коней в степи. Кони научились разгребать копытами снег и питаться подснежной травой.Башкирские лошади были участниками Отечественной войны 1812-го года и заслужили славу резвых, смелых, послушных и решительных животных. В течение долгого времени они могли носиться галопом или рысью, позволяя всадникам совершать более продуктивные атаки.
Да, сегодня в мире существует несколько сотен пород лошадей, около 30 из них — российской селекции. Российское коневодство создало и сохранило множество породных линий, обеспечив русским породам лошадей мировую известность и сделав их востребованными в России и за рубежом.

Вл.Назаров
****************
1.Коневодство в Дуване

В этой статье мы расскажем о красивом и увлекательном занятии – коневодстве. Дуванский ипподром является единственным на северо-востоке Республики Башкортостан и по праву считается визитной карточкой Дувана и Дуванского района.
Заселившие Дуван крестьяне-кунгуряки переселялись в наши края на лошадях, везли в новые края весь необходимый скарб. На лошадях пахали, боронили, сеяли. Позже появились лошадиные жнейки и молотилки. Зимой на лошадях возили лес, ездили на ямщину.
Но история коневодства как направленной селекционной работы всё-таки, наверное, начинается позже, с появлением в селе и волости крупных, зажиточных хозяйств. Появились лошади, частично или полностью освобождённые от работ сельскохозяйственного цикла, появились деньги на закупку молодняка элитных пород…. Вот как эта ситуация описана в книге Г. Долгова:
«"Кобылицу ему придётся дать…". И вдруг широкая, умильно-добродушная улыбка озарила мясистое лицо мечтающего властелина. В памяти всплыла сладостно-незабвенная минута, когда вчера рука его почувствовала еле уловимое биение жизни в животе Чайки, долгожданного, годами выношенного в мыслях рысака орловского, который утрёт нос Андрею Петровичу с его Чалым. Каких трудов, мучений совести и унижений чести стоило ему добиться случки Чайки с почти единственным, не считая тастубинского конного завода Щелконогова, по красоте и бегу Серого в яблоках Василия Васильевича Рязанова, туза хлебного из Метелей. Мрачная туча закрыла лоб мыслителя при воспоминании о звезде восходящего счастья этого метелинского пройдохи, разбогатевшего на скупке зерна здесь, в Дуване, и на поставках его заводовладельцам Урала, которому в ноги пришлось поклониться с просьбой о Чайке… "Нет, кобылицу нельзя доверять Саньке…. Да где же он?"»
Затем была революция и рубились в боях белые и красные и гибли кони…. Но кони считались стратегической силой и сразу после гражданской войны разведению лошадей уделялось большое государственное внимание. В каждом крупном колхозе и совхозе вёлся учёт родословной коней, учёт чистоты породы, создавались племенные конефермы. Даже в годы войны было сохранено поголовье племенных породистых орловских и русских рысаков, после войны закуплена американская рысистая порода.
Всё это рассказал нам Михаил Никитич Кузиков, старейший и знаменитейший наездник Дувана и района. Михаил Кузиков тянулся к лошадям с детства, всё свободное время проводил на дуванской рабочепользовательской конеферме. Сам Михаил Никитич родился и вырос в деревне Ивушкино, расположенной между южным концом Дувана и Сосновым озером. В годы войны, когда всех мужчин забрали на фронт, их заменили женщины и подростки.

Сам Михаил Никитич рассказывает об этом так: «Приезжает баба с поля или из леса, совсем без сил, а ведь ей ещё к семье идти…. Вот мы у неё лошадь принимаем, распрягаем, поим, корму зададим. Нам это в охотку и взрослым помощь…».
Но всерьёз заняться лошадьми Михаилу Кузикову сразу не удалось. Приходилось подрабатывать в артели сапожником, шить обувь для фронта, чтобы получить бронь и не угодить в ФЗУ. Отслужил четыре года в армии. Потом в совхозе требовались рабочие других специальностей, приходилось зарабатывать, думать о семье…. С женой, Пелагеей Сергеевной, Михаил Никитич вырастили, выучили восемь детей. А коневодство оставалось любимым увлечением. По воспоминаниям детей, в доме было огромное количество кубков за победы в конных соревнованиях различного ранга.
В 1961 году Уфимский республиканский ипподром был закрыт на генеральную реконструкцию и весь конефонд был переведён в Дуван. Двадцать лет Дуванский ипподром был единственным в республике и одним из трёх ведущих на Урале. Здесь проводились соревнования республиканского и межобластного масштаба.
Михаил Никитич рассказал нам о режиме тренировок и соревнованиях. На каждого наездника-тренера приходилось до двенадцати-тринадцати лошадей и один-два конюха, чтобы за этими лошадьми ухаживать. Сам Михаил Никитич долгие годы тренировал лошадей крупного Абдразяковского совхоза из соседнего Кигинского района. Потом в его «команде» стали появляться лошади Уфимских крупных конезаводов – породистый молодняк специально привозили тренироваться к знаменитому дуванскому мастеру-наезднику. Со своими питомцами Михаил Никитич объехал весь Урал и Западную Сибирь.

В 1983 году была закончена реконструкция Уфимского республиканского ипподрома и лучших лошадей перевезли туда. Переехали в город Уфа и некоторые молодые наездники. В Уфу забрали практически всех лошадей Михаила Никитича, как он сам сказал: «оставили трёх плохоньких». Ипподрому был присвоен статус межхозяйственного, на нём содержались лошади от всех совхозов и колхозов Северо-Востока Башкирии. Всего около 80 голов. Самые трудные времена ипподром пережил в 90-е годы, когда его присоединили к межхозяйственному племпредприятию.
До пенсии Михаил Никитич работал конюхом на ипподроме. По его стопам пошёл лишь один из сыновей – Владимир. Как и его отец, Владимир с лошадьми с самого детства. И работать сразу начал на дуванской племенной конеферме. Даже дом с братом построили буквально в двух шагах от конефермы. Эта конеферма являлась ведущей по племенному коневодству в Башкирии.
Мы встретились с Владимиром Михайловичем у него дома. Как в старые годы в отцовском доме, главным украшением служат кубки – призы различных соревнований. Множество медалей и грамот, наградных сертификатов, всего не перечислить. Владимир вспоминает, что свой первый приз выиграл в пятом классе, работать с лошадьми начал официально после окончания техникума и не прекращает до сих пор. Работал на племенной конеферме до её закрытия в 2002 году, тогда часть лошадей перевели в совхозные коровники, часть распродали за совхозные долги частникам.

С 2004 года можно начинать отсчёт нового этапа коневодства в Дуване и районе. Были законодательно определены понятия «коневладелец», тренер-наездник, определены их взаимоотношения….
Сейчас Владимир возрождает племенную и наездническую работу на Северо-Востоке Башкирии. Трудится в паре со знаменитым наездником Уфимского ипподрома Матусевичем Владимиром Францевичем. Сам Владимир Михайлович является бригадиром-наездником, у него 2 наездника-помощника и 2 конюха. На бригаду – 20 лошадей. Четыре лошади – самого Владимира Михайловича, остальные – частных коневладельцев из Уфы, Челябинска, Екатеринбурга…

Коневладение становится престижным и выгодным занятием. За каждую значительную победу лошади в соревнованиях коневладелец получает сертификат и 90% призовых денег. Наездник получает кубок, славу и 10% призовых. Своими самыми запомнившимися достижениями Владимир Михайлович назвал Первое место на Кубке Урала в 1989 году и Первое место по России в соревновании троек в том же году. А вообще на каждую лошадь бригады приходится в среднем по восемь летних и пять-шесть зимних соревнований. График достаточно плотный, все старты расписаны на год вперёд, приезжаешь с одних соревнований и начинаешь сразу тренировать лошадей к следующим, другая дистанция, другой порядок. Каждая лошадь имеет свой график тренировок, в общем – всё как у спортсменов-людей. Во дворе мы увидели грузовик – коневозку с комфортным крытым кузовом.

Отдельно хочется рассказать о Евгении Ивановиче Трусове. Это неисправимый энтузиаст коневодства. Как рассказал нам сам Евгений Иванович, любовь к коневодству у него «в генах» - его прадед Егор Григорьевич Мусихин был зажиточным крестьянином села Вознесенка, держал восемь лошадей, в том числе элитных рысистых пород. Сам Евгений Иванович в детстве, как и все мальчишки, вертелся возле лошадей, гонял в ночное, пас табун. Окончил школу в 1964 году, и сразу после окончания его пригласили работать учителем физической культуры в восьмилетнею школу, где он проработал год. Но потом тяга к животным, особенно лошадям, пересилила, и Евгений Иванович поступил в Уфимский сельскохозяйственный институт.
После его окончания в 1970 году молодого специалиста сразу назначили главным зоотехником Михайловского совхоза. И здесь Евгений Иванович сразу начал уделять особое внимание конеферме. Кроме рабочих лошадей, было на конеферме и племенное ядро, имелась родословная на каждую лошадь, велась племенная селекция. Под руководством Евгения Ивановича было обособлено стадо кумысных лошадей, налажено производство кумыса. Михайловская конеферма добилась права быть поставщиком курорта «Янган-Тау».

После с 1973 по 1974 преподавал в техникуме зоотехнические дисциплины, так как имел большой опыт и знания в этих областях. А в 1974-1978 годы начало свое развитие Межрайонное племенное предприятие по искусственному осеменению животных, к которому относились 7 районов Северо-Востока Башкирии. Это неосвоенное еще в то время занятие привлекло Евгения Андреевича своей новизной и стало значимой частью его жизни.
После работы на Межрайонном племенном предприятии руководство района пригласило опытного зоотехника возглавить в 1978 году Дуванский сельскохозяйственный техникум. При техникуме было своё опытно-производственное подсобное хозяйство – «учхоз». И вот уже в учхозе техникума появился небольшой табун, и даже свой кумыс. Как вспоминает Людмила Ивановна, жена Евгения Ивановича: «Уж кумыса я попила! Где бы не работал Евгений Иванович, одним из неотъемлемых дел он считал налаживание производства кумыса».
В 1983 году решением министерства сельского хозяйства Дуванский совхоз был объединён с Дуванским сельхозтехникумом, и возникло новое структурное подразделение: Дуванский совхоз-техникумом, куда директором назначили Евгения Ивановича. В годы его директорства в Дуванском совхозе-техникуме была создана племенная конеферма. Племенная работа была поставлена на научную основу, закуплены производители элитных пород с Пермского и Московского племзаводов.
В 1984 году конеферме было присвоено второе место в России по племенной работе и даже вручен приз – автомобиль «Москвич». В Башкирии и до этого и после ни одна племенная конеферма не была удостоена такой высокой награды.
Очень много зависит от руководителя: при Евгении Ивановиче в Дуване активно работали две крупных конефермы – племенная (центральная) и «нижнеконская» - рабоче-товарная. А ещё в деревне Кутрасовка был табун кумысных лошадей, да при молочно-товарной ферме – рабочие лошади….
Ушёл Евгений Иванович из директоров – и зачахло коневодство в Дуванском совхозе. Тяга к увеличению знаний о лошадях заставили его продолжить образование, и он поступил на очное отделение Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина, где проучился 1 год.
Вернувшись в 1989 году, Евгений Иванович был избран председателем исполкома Дуванского сельского совета. И снова он возле лошадей: организует тренировочную работу и проведение соревнований на Дуванском ипподроме. До этого, в годы ремонта Уфимского ипподрома, несколько лет все республиканские соревнования проводились на Дуванском ипподроме. Но Уфимский ипподром отремонтировали, туда забрали лучших лошадей и многих перспективных наездников. Дуванский ипподром стал межколхозным, и практически всю тренировочную и организационную работу пришлось начинать заново. Ипподром был визитной карточкой Дувана, и поддерживать его в надлежащем состоянии было для Евгения Ивановича делом                
И снова новое назначение – колхозники Вознесенки выбрали Евгения Ивановича председателем. И там Евгений Иванович пристальное внимание уделял лошадям. Но оставалась мечта – иметь собственную лошадь. В советские годы это было невозможно: лошадь считалась, хоть и маленьким, а средством производства и могла быть только в государственной или коллективной собственности. В Улькундах уходящим на пенсию рабочим руководство совхоза выхлопатывало это право через московское министерство, да ещё необходимо было оформить документы в военкомате – лошадь ведь стратегический транспорт. Лишь реформа начала 90-х уравняла все права собственности и узаконила понятие «коневладелец». И Евгений Иванович приобрёл свою первую лошадь – жерёбую кобылку с Пермского племенного конезавода.

В 2007 году окончательно обанкротился Дуванский совхоз, его материальную базу и скот арендовали два частника. Племенной работой ни тот, ни другой заниматься не захотели. Часть лошадей раскупили частники из самого Дувана, большая часть была раскуплена приезжими. Евгений Иванович в счёт невыплаченной зарплаты при уходе на пенсию приобрёл жеребца Переката, многократного призёра соревнований высокого ранга, элитного производителя, и кобылу Прогулку элитной русской рысистой породы. Перекат и сейчас в 11 лет активно выступает. А всего в конюшне Евгения Ивановича сейчас 14 голов лошадей орловской и русской рысистых пород, все с паспортами и родословными.
Паспортизации в деле коневодства уделяют огромное значение. Нет паспорта – это не лошадь, это – «мясо». Учёт родословных ведётся с 1890 года, а иногда и раньше. На всех знаменитых производителей рысистых пород заведены альбомы, где учтены все дети, дети детей … и так до наших дней (до 100 и более поколений, до пяти тысяч потомков). А сейчас сведения о родословной породистых лошадей можно найти в Интернете. Альбомы с самыми знаменитыми родоначальниками рысистых пород и сами по себе являются уникальными экспонатами. Такие альбомы подарены Евгению Ивановичу как признание его заслуг в деле сохранения и возрождения рысистых лошадей в России.

Про лошадей Евгений Иванович может рассказывать бесконечно, а количеству материалов о лошадях, каталогов, буклетов и прочей специальной литературы позавидовал бы любой музей коневодства. Сам Евгений Иванович является членом судейской коллегии РБ и Урала. Он один из разработчиков текста Постановления Кабинета министров РБ «О развитии коневодства и конного спорта в Республике Башкортостан» от 30 сентября 1997 года.
В 2009 году Дуванский ипподром стал частным, его приобрёл предприниматель из Екатеринбурга. На ипподроме сделали ставку на туристов, проводят собачьи бега, заезды различных пород лошадей. В планах руководства – развитие конного туризма по Башкирии. В 2010 году приобретено 140 голов лошадей башкирской породы специально для развития конного туризма. Так что у коневодства есть будущее.

Дарья Конышева, Ольга Цепилова,
ученицы школы села Дуван.
(под руководством Александра Геннадьевича Калганова,
руководителя краеведческого кружка).

**********
2.Зимняя ловля карасей ямами на Урале (1909 г.)

На Урале встречаются озёра, в которых водится исключительно карась. Они мелководны, а дно их очень илистое. Автор статьи П. Стуарт рассказывает о необычном способе ловли карася с помощью «ям» во льду или иле. Такой способ использовали в окрестностях Екатеринбурга. Статья публиковалась в научном журнале «Записки УОЛЕ» в 1909 году (т. 29).

На Урале встречаются озёра, в которых водится исключительно карась, почему некоторые из таких озёр известны под названием «карасье озеро», «малое карасье» и пр. Озёра эти отличаются от других тем, что крайне мелководны, а дно их очень илистое. Рыбная ловля в таких озёрах производится исключительно разного рода сетями и ловушками.
Оставляя в стороне общеупотребительные снасти, я хочу отметить один крайне своеобразный и любопытный способ ловли карася – в «ямы», сделанные во льду или иле.

В первом случае ловля возможна тогда, когда лёд достиг уже достаточной толщины и настолько крепок, что выдержит выемку льда до необходимых размеров, а размеры эти таковы: площадь, предназначенная к вырубке, имеет сажени полторы и даже больше в длину и аршина 1 ? - 2 в ширину. Всё количество льду на этой площади выдалбливается и оставляют только тонкий пласт, в 1 вершок толщины. Делают это с большой аккуратностью, чтобы не пробить льда до воды. Когда весь сколотый лёд вынут и образовавшаяся яма очищена от осколков, в одном из углов ямы пробивают отверстие, в ? кв. аршин размером, до воды. В образовавшийся бассейн немедленно же заходит вода и самолов готов. Ямы эти делаются на более или менее глубоких местах.
Во втором случае ямы делают на самом мелком месте, в то время, когда лёд ещё тонок и его легко колоть. Ямы эти большей частью квадратные, до сажени диаметром, а вглубь они уходят настолько, насколько можно сравнительно легко взять ил из озера.
Таким образом первые ловушки должны быть отнесены к весенним приспособлениям, а вторые функционируют всю зиму, если, конечно, своевременно рыбак следит за ними и не даёт глубоко промёрзнуть. Рыбы набивается в эту ловушку-яму такая масса, что из одной саженной ямы добывают сачками или мордами целые воза или десятки пудов.
Не менее добычливы и первые ямы. Мне приходилось неоднократно видеть количество заходящей в эти ловушки рыбы, - прямо поразительно: взять из такой ямы 10-15 пудов, если она устроена на месте, дело лишь опыта и знания. Если яма сделана на месте такой глубины, которая расположена котлом в озере, вследствие чего рыба оказывается подо льдом, будучи всю зиму скученной, задыхается от недостатка воздуха и, отыскивая струи свежего воздуха, устремляется в отверстие во льду, где и попадается в ловушку. Я наблюдал за процессом выемки рыбы; вычерпывая её из бассейна сачками, рыбаки перебрасывают около входа сеть от стенки и до стенки, чтобы потревоженная рыба не жалась у лунки, так как в это время заходит всё новая и новая. Ловля этими ямами продолжается до той поры, пока толщина льда допускает ходьбу на нём.
Ямы же в иле, если к ним можно добраться и летом; нередко дают хорошую добычу в морды, хотя следует заметить и то, что большей частью ямы эти летом вновь затягиваются илом и становятся негодными.
Близ Екатеринбурга этот способ применяется на Шувакишском и Шарташском озёрах.

О разного рода ловле рыбы на уральских реках и озёрах есть мои «Рассказы» в I т. изд. 1900 г. стр. 33, 59, 88, 104 и 132, которые, при обследовании озёр Урала, может быть, до некоторой степени послужат подспорьем, чем, конечно, буду польщён.
Кроме того, необходимо обратить внимание на периодически повторяющийся мор рыбы в некоторых уральских озёрах, имеющий место исключительно зимой, когда вода покрыта льдом.
В восьмидесятых годах, хорошо года не упомню, но знаю лишь, что в это было до 87 года, - на озере Балтыме за зиму погибла масса рыбы от самого мелкого размера до особей в 5-6 ф., и которая, по стаянии льда, была выброшена на берега и местами можно было встретить толщу такой дохлой рыбы более ? аршина. Запах разлагающейся рыбы не давал возможности приблизиться к озеру, и жители Балтыма закапывали рыбы в ямы, которые рылись тут же на берегу. После такого несчастья несколько лет рыба ловилась на озере крайне плохо. Мору подверглись исключительно окунь и чебак. Ерша, щуки и карася видно не было.
Желая хоть отчасти выяснить причину такого мора, я обращался к старожилам-рыбакам озера Балтыма и вынес следующее впечатление. Причина может быть двоякая:
1) В тот год, или лучше – зиму, правильного лова сетями не было, в виду громадной толщины льда, а потому не делалось и необходимых продуктов, - которые освежают застоявшуюся воду, - что, конечно, могло влиять на рыбу.
2) Говорят, что на восточной стороне озера, по его низменному берегу масса растёт дикого «куклевана» и если с осени, перед осыпью семян с этого растения, дует продолжительное время восточный ветер, то масса семян попадает в озеро, ими-то объедается рыба, для которой они яд. В этом году именно и было так.
Последнее обстоятельство, как не проверенное мной, полагаю, при обследовании следовало бы научно установить и, если верно, то принять какие-либо меры к его устранению.
П. Стуарт
Томск, ноябрь 1908 г.
Записки УОЛЕ, т. 29, 1909.
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
4 февраля 2022 года
***************
ПРИЛОЖЕНИЕ
Русские лошади

Сегодня в мире существует несколько сотен пород лошадей, около 30 из них — российской селекции. Российское коневодство создало и сохранило множество породных линий, обеспечив русским породам лошадей мировую известность и сделав их востребованными в России и за рубежом.
В летописях Древней Руси сообщалось, что все лошади были поделены на милостных, сумных и поводных. Эти определения вполне могут считаться первыми конными породами. Но мы вспомним те, что известны и сегодня.
На милостных лошадях ездили князья, их присылали в качестве дорогого подарка за верную службу своим подданным, и только высшие чины дружины князей имели право обладать такой лошадью.
Сумных лошадей использовали для перевозки грузов – сум, вьюков, военных походов. Поводные лошади – товарные, отличались неповоротливостью, а потому годились лишь на то, чтобы их использовали исключительно в обозах. Лошадь на Руси ценилась невероятно высоко.
Так, в XI столетии князь Ярослав Мудрый издал сборник законов, в котором предписывалось виновному в убийстве чужой лошади уплатить в казну 12 гривен и еще 1 гривну пострадавшему. А что сегодня составляет основу отечественного коневодства?

Крупные, неприхотливые, пышущие здоровьем, как сами казаки, донские скакуны рождены для службы. Из них формируют полки кавалерии и конной полиции.
Их предок – степная лошадь, которую донские казаки улучшали за счёт турецких, персидских, карабахских, туркменских пород, попадавших к ним в 18-19-х веках в ходе русско-турецких войн.
Затем их скрещивали с орловской породой, с чистокровными верховыми и арабскими полукровками. Один из французских генералов – участников войны 1812-го года писал, что кони донских казаков «не уступают им в искусстве и кажутся частью их тела».

Орловский рысак.Создатель этой породы — граф Алексей Орлов-Чесменский. Он мечтал в одной лошади совместить красоту и грацию арабских скакунов с массивностью и мощью датской, голландской, норфольской и мекленбургской упряжных пород.
Родоначальником породы стал арабский жеребец Сметанка, которого граф выкупил у турецкого султана за 60 тысяч рублей. Для сравнения: в те времена конюх получал 3 рубля в год, а общий доход государства от торговли лошадьми составлял около 5 тысяч рублей в год.
Орловские рысаки широко распространились в России. Их использовали, в первую очередь, как коренников в русских тройках.

Русскую верховую можно назвать родной сестрой орловского рысака. Её создатель – также граф Орлов-Чесменский, а родоначальники – араб Сметанка и ахалтекинский жеребец Султан.
Их скрестили с английской чистокровной и арабской кобылами соответственно. Граф-коннозаводчик стремился создать лошадь, пригодную для войны и манежной езды.
К концу XIX века русские верховые, тёмных мастей, грациозные, покладистые, были частыми призёрами не только российских, но и международных выставок. После революции и второй мировой войны порода практически исчезла, но в 80-е и 90-е годы была воссоздана.
Если русская верховая – сестра орловского рысака, то русский рысак – его сын. Эта порода сложилась в начале ХХ  века на основе орловской, скрещенной с американским рысаком и голландской фризской.
Американские рысаки, хоть и уступали орловским в красоте и грациозности, но первенствовали в скорости.
Поэтому российские коннозаводчики повально стали скрещивать кобыл орловской породы с быстрыми американцами. Их дети-метисы стали регулярно опережать орловских, но всё же оказывались медленнее американских рысаков.
За последние двадцать лет из-за несистематических скрещиваний русской и американской рысистых пород, резвость лошадей увеличилась, но изменился также их экстерьер: порода перестала быть чисто русской.
Тем не менее, русский рысак остаётся самой распространённой породой в нашей стране.

Русский тяжеловоз.Даром, что он мал ростом: лучше помощника, чем русский тяжеловоз, крестьянину не найти. Неприхотливый, плодовитый, скороспелый и в то же время энергичный, он способен тянуть груз весом до двадцати и даже до двадцати шести тонн.
Он работоспособен, как небольшой трактор, но экономичнее его. Некоторые специалисты считают русского тяжеловоза идеальной лошадью тяжелоупряжного типа.
Вятская. В «Мёртвых душах» Гоголь сравнивает со спинами вятских приземистых лошадей спину Собакевича. Вятская лошадь – одна из примитивных пород, то есть, пород, появившихся в результате естественного отбора, а не селекции. Вятская лошадь – житель лесной.
Появилась она, по одним версиям, при Петре Первом, по другим, и вовсе в 14-м веке. До появления орловских рысаков считалась лучшей упряжной породой. В русских тройках используются в качестве упряжных.
Вятские лошади способны бегать по глубокому снегу и, обладая спокойным нравом, не боятся детей.
Башкирская.Ещё одна аборигенная, примитивная порода – башкирская. Будучи коренным обитателем России, она, как и вятская лошадь, привыкла к нашим морозам. Зимой башкиры пасли коней в степи. Кони научились разгребать копытами снег и питаться подснежной травой.
Башкирские лошади были участниками Отечественной войны 1812-го года и заслужили славу резвых, смелых, послушных и решительных животных. В течение долгого времени они могли носиться галопом или рысью, позволяя всадникам совершать более продуктивные атаки.

Буденновская порода лошадей — результат скрещивания донских кобыл с английскими скакунами. Селекция этого вида началась в 1920-х гг. Ее инициатором был маршал Семен Буденный, чье имя и получили эти непарнокопытные.
Первоначальной идеей было выведение универсальной лошади, пригодной как для верховой, так и упряжной езды. Селекционная работа заняла более 20 лет, но к моменту, когда в конце 1940-х гг. порода была официально зарегистрирована, ни верховые, ни упряжные кони не пользовались спросом. Поэтому буденновскую лошадь использовали преимущественно в конном спорте.
Отличительная черта животного — крупные размеры и плотное телосложение. Жеребец достигает в холке 1,70 м. Характерным окрасом для представителей данной породы считается рыжий.
Скакунам допустимо иметь белые пятна на голове и ногах. Буденновская лошадь может быть стандартного, массивного или восточного типа.
Массивные животные отличаются грубым телосложением и увеличенными габаритами. Скакуны восточного типа выделяются изяществом и компактными размерами.
Владимирский тяжеловоз.Во Владимире и других городах центральной России был большой спрос на крупных и сильных тягловых лошадей. Они обслуживали не только сельское хозяйство, но и промышленность.
В начале XVIII в. в Гаврилово-Посаде начал работу казенный конный завод. Выращивание тяжелых упряжных лошадей стало главной задачей местного коневодства: в России породы лошадей, приспособленные к изнурительной работе, были востребованы.
Крупных местных кобыл скрещивали с европейскими породами тяжеловозных коней: шайрами, клейдесдалями, суффолками.
Переняв от европейских тяжеловозов силу, массивность и выносливость, владимирские лошади сохранили подвижность и энергичность. Этим скакунам принадлежит рекорд по срочной доставке грузов рысью, который не побит ни одной зарубежной или русской породой лошадей-тяжеловозов.
Несмотря на то, что племенная работа с этими конями велась несколько веков, официально породу зарегистрировали только в 1946 году.
Рост животного достигает 1,65 метра. Окрас владимирских тяжеловозов преимущественно гнедой или вороной, допускаются белые пятна на голове и ногах. Отличительная черта этих коней — сильная оброслость ног, как у клейдесдалей.

Якутская. Некоторые российские породы лошадей сформировались в тяжелых условиях. Это относится и к якутским лошадям, которых разводят в условиях Крайнего Севера.
Невысокие коренастые кони достигают в холке не более 1,40 метра. Тело якутской лошади покрыто длинной густой шерстью, длина которой составляет 15 см. Она согревает животных в зимние месяцы, когда температура воздуха опускается до -60?С.
Даже в такую погоду эти кони живут на улице и самостоятельно добывают себе корм, разрывая снег копытами.
Коренные народы Севера разводят якутских лошадей как мясную и молочную породу. Также скакуны могут использоваться как транспортные животные. Их запрягают в повозки либо сани для передвижения между соседними населенными

Терская. Терские кони считаются верховыми животными. Селекционная работа по их выведению шла в 1920-1940-х гг. на Терском и Ставропольском конных заводах. Перед их сотрудниками стояла задача создать сильных, выносливых и спокойных лошадей для службы в армии.
За основу новой породы заводчики взяли чистокровных арабских скакунов, которые передали потомству свои лучшие качества. Их удалось дополнить за счет использования коней местных пород: кабардинских и карачаевских. Официальная регистрация породы состоялась в 1948 году.
В соответствии со стандартом породы рост жеребца в холке составляет 1,53 метра. Однако современные терские скакуны стали выше и достигли роста 1,62 метра.
Наиболее распространенным для этих животных является серебристо-серый окрас. Реже встречаются терские лошади гнедой или рыжей масти. Крепкое тело и сильные связки делают скакунов выносливыми и работоспособными.
Животные часто выступают в цирковых шоу и на конных соревнованиях по конкуру и выездке.

Современный стандарт терской породы делится на три типа:
1. Стандартный. Он был заложен заводчиками при регистрации породы.
2. Легкий, или восточный. Лошади этого типа по конституции близки арабским скакунам и выделяются сухим, изящным телосложением. Животные восточного типа не подходят для табунного содержания, но пользуются у заводчиков большой популярностью из-за высоких породных характеристик.
3. Густой. Это более массивные животные, которые отличаются хорошо развитой мускулатурой.

Карачаевская. Историки относят появление карачаевской лошади к XV в. Кочевые народы Кавказа, нуждавшиеся в выносливых и быстрых конях, использовали для ее выведения степных скакунов и арабских жеребцов.
В результате племенной работы удалось создать лошадь, которая была не только вынослива, но и способна уверенно передвигаться по горным тропам.
Карачаевские кони становились участниками многих военных кампаний, включая переход через Альпы, битву за Шипку, русско-японскую войну. Во время Великой Отечественной войны лошади этой породы пополняли кавалерийские армейские отряды.
Во второй половине ХХ в. карачаевских скакунов активно закупали государства Средней Азии. Животные также отправлялись в пограничные войска, особенно на отдаленные заставы. Интерес к породе проявили также европейские заводчики.
Как и карачаевский народ, его лошади в послевоенные годы подверглись гонениям со стороны государства. Официальное название карачаевским скакунам вернули лишь в 1989 г. Сегодня племенную работу по поддержанию поголовья этих скакунов ведет Карачаевский конный завод совместно с племенными конными фермами, существующими в регионах Северного Кавказа.

Рост животных достигает 1,52 метра. Копыта этих животных приспособлены для передвижения по горным тропам и пересеченной местности. Карачаевская порода представлена караковой, вороной и темно-гнедой мастью. Реже можно встретить рыжих лошадей данного вида.
В 1999 году группа исследователей верхом на конях карачаевской породы смогла покорить Эльбрус.
Животные способны выдерживать жару и мороз, идти по глубокому снегу, совершать длительные переходы по горной местности.
Они обладают развитым интеллектом, самостоятельно находят безопасный путь при плохой видимости, уверенно передвигаются в густом тумане.
Современные карачаевские лошади развиваются по 3 направлениям:
1. Первая группа — это верхово-упряжные животные. Их используют в горном туризме и для пароконной упряжи.
2. Второй вариант — верховой. Это рослые кони, которых привлекают к конным соревнованиям, работе в цирке и даже берут на службу в полицию и пограничные войска.
3. Третье направление — вьючные животные. Они отличаются небольшим ростом, массивной конституцией и большой выносливостью.
Лошади этого типа используются для перевозки грузов, особенно в горной местности, или работают в упряжке.

Битюг — русская порода тяжеловозных лошадей, выведенная в XVIII веке крестьянами Воронежской губернии в селах по реке Битюгу. Битюги — продукт скрещивания голландских и датских жеребцов, присланных Петром Великим, и местных тяжеловозов. Впоследствии порода была улучшена примесью рысистой орловской крови.
Лошади породы битюг были крупного роста (высота в холке до 178 см), грудь широкая, ноги со щётками, но довольно сухие. Крестец и спина широкие, мускулистые; масть гнедая, пегая и серая. Недостатки — тонина (тонкость) ног, слабая спина и мало развитый окорок.
Во второй половине XIX века порода стала исчезать. Объясняется это сильным разбавлением западной крови местной крестьянской и рысистой и сокращением кормовой площади вследствие распашки степей.
Рассадниками битюгской породы, кроме немногих крестьянских хозяйств, служил Хреновский завод. Для освежения крови битюгов выписывали жеребцов датской породы. В настоящее время порода исчезла. Иногда битюгами неправильно называют лошадей других пород.
Калмыцкая — порода лошадей, живущих в степных районах к северу и северо-западу от Каспийского моря. Имеет крупную грубую горбоносую голову, сильно развитую нижнюю челюсть, короткую шею с кадыком.
Спина прямая, конечности крепкие, с развитыми мышцами. Масть обычно гнедая или бурая всех оттенков. Лошади очень крепки, легки и быстры и, подобно киргизским, способны бежать без отдыха и корма до 100 километров. Число их в XIX веке было не менее полумиллиона.
Родственна киргизской лошади. Происходит от монгольских лошадей, завезённых калмыками при их переселении из Центральной Азии в Прикаспийские степи в начале XVII века.
Отличается выносливостью и крепостью, имеет относительно большой рост, поэтому использовалась для кавалерии. В начале 19-го века для улучшения характеристик породы в селе Элиста была открыта заводская конюшня.
Однако уже к 1930-м годам характеристики коней породы сильно варьировались (рост в холке от 140 до 160 см) из-за скрещивания с другими породами, а редкие типичные представители имели разные отклонения от эталона. Сейчас ведутся работы по восстановлению породы.
Кузнецкая лошадь была выведена в Западной Сибири в XVIII веке. Своё название порода получила от исторического названия местности — Кузнецкой каменноугольной котловины, расположенной между Кузнецким Алатау на востоке и Салаирским кряжем на западе.
Переселенцы из черноземной полосы Европейской России, двигаясь в Сибирь, приводили лошадей утяжеленного типа. Скрещивание с ними способствовали ещё большему укрупнению местной лошади.
Полутабунное содержание в суровых климатических условиях Сибири выработало тип лошади крепкой конституции, выдающейся выносливости, сохранившей черты сложения местных лошадей Сибири.
Кузнецкая лошадь таким образом стала первой лошадью выведенной специально на сибирских землях без участия племенных конных заводов или государства.

Нарымская лошадь впервые была описана Петром Великосельцевым как тип сибирской породы в 1845 году. Лошадей нарымской породы разводили главным образом в бывшем Нарымском округе Томской области.
Нарымская лошадь сходна по экстерьеру и конституции с приобской породой и образующая с ней общий массив лошадей, распространенных в долине среднего и нижнего течения реки Оби.
Несколько крупнее приобской, имеет тот же выраженный упряжной тип, крепкую или грубую конституцию, преимущественно саврасую масть. Отличается выносливостью, приспособленностью к местным условиям. В целом, это некрупная, костистая лошадь упряжных форм.
По данным профессора А. А. Жилинского, в зимний период с грузом 3-3,5 центнера проходят 900 км за 30 дней или 25-40 км и сутки.

Новоалтайская, или Чарышская — российская порода мясных лошадей. Порода была запланирована советскими зоотехниками для выращивания на Алтае, она близка к тяжеловозам, но благодаря селекции отличается увеличенным весом мяса при сохранённой непритязательности.
Хотя зачатки породы встречаются с 1920-х, работа по выведению породы была начата в 1978 году, а официальное утверждение породы произошло в 2000 году.
Мускулистая лошадь со значительной головой, новоалтайская также пригодна для получения молока, верховой езды или легкой пашни. Хотя лошадь также распространилась в Казахстане, она считается редкой породой с примерно 2000 экземпляров в 2016 году.

Приобская лошадь — аборигенная порода лошадей северного лесного типа, распространённая на территории Западно-Сибирской низменности в ХМАО-Югре.
Работа по изучению нынешнего состояния приобской лошади проводится на территории Ханты-Мансийского, Октябрьского, Кондинского, Белоярского и Берёзовского районов Югры.

Тавдинская лошадь — местная порода лошадей, единственная на Урале и в Зауралье. Порода лошадей лесного типа, которую разводили в бассейне реки Тавды и Туры, в Свердловской и Тюменской областях.
Густой кроющий волос, длинные грива и хвост и щетки хорошо защищали этих лошадей зимой от сильных морозов, а летом от нападения гнуса. Тавдинскую породу с успехом использовали на транспортных работах.

Русские породы славятся не только своей выносливостью, но и привлекательным внешним видом.
Большинство из них было переквалифицированы по назначению, поскольку перестали выполнять тяжелую работу, но зато сегодня активно используются в туризме и спорте.
Спортивные кони проходят жесткую отбраковку при выведении породы, чтобы следующее поколение получило лучшие качества.
Современные селекционеры не перестают работать над совершенствованием некоторых русских пород. Заводские кони отличаются высокой производительностью, некоторые виды удалось восстановить и изменить статус «исчезающего».
Скаковые кони обладают уникальными характеристиками, некоторые из них приобрели особые отличительные черты, к примеру, кабардинские, которые имеют прочные копыта.
Каждая лошадь предъявляет свои условия к содержанию, но большинство из них прекрасно растут и размножаются в табунах при свободном выгуле. При выборе породы обязательно нужно учитывать характер и темперамент, присущий только ей.

https://zverovod.info/


Рецензии