Анализ поэмы Демон М. Ю. Лермонтова

АНАЛИЗ ПОЭМЫ “ДЕМОН” М.Ю. ЛЕРМОНТОВА: СУТЬ, СМЫСЛ, ИДЕЯ

ЭССЕ

           Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» по праву считается его лучшим поэтическим произведением. Прекрасно показан любимый автором Кавказ, и глубоки философские мысли автора о добре и зле.
            Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе шедевр русской литературы.


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

           Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни.
           Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции.
           В этих редакциях более зрелый поэт не стал проводить параллель между Демоном и собой.
           Замысел поэмы базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.


ЖАНР И НАПРАВЛЕНИЕ

           В эпоху романтизма авторы нередко обращались к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождал жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».
           Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение.
           Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма.
           Одним из первых поэтов-романтиков был англичанин Джон Мильтон (поэма «Потерянный Рай»).
           К образу Падшего Ангела обращался и повлиявший на русскую литературу Джордж Гордон Байрон, не обходит стороной вечный образ и Александр Сергеевич Пушкин.
           Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).
           Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.


СЮЖЕТ

           В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь Тамара, девушка невероятной красоты. Она ждёт своей свадьбы. Двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку и пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но путников в ущелье настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.
           Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая овладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолевает эту преграду и соблазняет девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.


ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

           Демон – сложный, неоднозначный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем авторскую трактовку этого тёмного странника. Он наказан вечной жизнью, а существование его всегда должно сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать уникальной возможности с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты. Но это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствия. Однако характеристика Демона не сводится лишь к чёрным краскам. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
           Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира. Не случайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его благие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив. На пути к желанному  наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.


ТЕМЫ

           Любовь.
           Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары. Для Демона эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.

           Борьба.
           Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовлетворения. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона – орудие в борьбе с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но оказался не способным побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам, направленным против Всевышнего, отчаянно желая избежать адских мучений.

           Одиночество.
           «Дух изгнанья» уже несколько столетий скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он жил среди своих собратьев – «чистых херувимов». Любовь к смертной, этой чистой девушке, заставляет Демона ещё острее чувствовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться пред Всевышним. Он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.

           Вера.
           Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.


ИДЕЯ
            Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.
           Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим тёмным началом и тем самым губит себя и девушку.


ПРОБЛЕМАТИКА

           Любовь и порок несовместимы – эту проблему рассматривает Лермонтов в поэме «Демон». Для автора любовь – чувство скорее святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное чувство призывает к добродетели, отказу от гордыни, самопожертвованию.
           Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием впервые за много сотен лет испытать удовольствие, Демон обрывает последнюю спасительную нить.
           И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания.
           В поэме находит свое отражение моральная проблема гордыни – сила тёмной стороны души в каждом из нас.
           Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает страсть, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.


5 декабря 2021 г.


Рецензии