20. 26. Пушкин. Командировка 2 на юг Арзрум

Командировка на юг №2 – Арзрум - сватовство в 1829 – странности любви =

пока коней  на переправе = пока коней или покаканей ...

1828. В декабрьский вечер в Москве произошла встреча, роковым образом изменившая весь ход жизни Пушкина: на одном из московских балов поэт увидел 16-летнюю красавицу - Наталью Гончарову.

1829. В январе АСП пишет «Вы избалованы судьбою…» в альбом Ек.Ушаковой, потом Е.П. Полторацкой «Я ехал к Вам», потом  «Подъезжая под Ижоры» Ек. Вас. Вельяшевой, двоюродной сестре А. Н, Вульфа (тверского со-ловеласыча), потом в апреле -  «Приметы» после встречи вечером с А. Керн …

1829, май. Но вот близится весна и все её обострения. 1 мая 1829, впервые обратившись к Гончаровым с прошением руки Натальи и сделав брачное предложение (сватом был гений дуэльных поединков Ф. И. Толстой - «Американец»!), АСП не получил ни отказа, ни согласия … Мать будущей невесты и женки Надежда Ивановна (ханжа и церковница, грубая и властная, прозванная поэтом Карсом) рассчитывала продать красавицу дочь подороже.Что может быть хуже подобного сватовства без «да, твоя» и без абшида. По классике мифологии пушкинианцев, впав в отчаянный психоз, АСП выбежал на Перекресток и с кучей любимых им бесов и с саблей наголо рванул … на Кавказ, в Арзрум, в армию Паскевича. Не спросив разрешения у властей!  Но до этого … застрял до мая в Москве …

Прим. в слове Арзрум слышатся два = Карс и рум….
Пушкинианцы толкуют: это явное свидетельство безумной любви, внушенной огончарованному юной девой - ННГ… Но…подождем торопиться с сильно водевильными выводами. Убедившись в верности онегинской догадки  «Любовью Шутит Сатана», поэт поскакал не на розовом коне за новым бесом:
Я перестану быть поэтом,
В меня вселится новый бес,

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (у слияния Арагви и Куры). МЮЛ 1837

Ре-изюм: командировка с подорожной от начала марта 1829 и сватовство в мае – звенья одной цепи.

Пушкин. Путешествие в Арзрум, гл. I.: Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел, и сделал таким образом 200 верст лишних… Не лишних – встреча с будущей Врой Молчальницей в Белеве на могиле Охотникова была также явно запланирована = Пушкин начал подготовку к своей последней роковой игре. С Роком.
Наконец АСП направил свои стопы на юга…

В дороге уже в Грузии (после встречи в степи с юной калмычкой, угостившей его трубкой и затем Джомбой с бараньим жиром и давшей понять = Жизнь прекрасна и без домашней ма-Донны…) нагнала его муза и надиктовала ставшее знаменитым:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Так эти 8 строк иктов подают в средних навеки школах. Однако, первоначальную редакцию стиха, имевшего название «Отрывок» нашел Бонди С. (см. Черновики Пушкина. Статьи 1930-1970 2-е изд, 1978):
Всё тихо - на Кавказ идет ночная мгла,
Восходят звезды надо мною.
Мне грустно и легко - печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою -
Тобой, одной тобой - унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Прошли за днями дни. Сокрылось много лет.
Где вы, бесценные созданья?
Иные далеко, иных уж в мире нет.
Со мной одни воспоминанья.
Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь
И без надежд и без желаний.
Как пламень жертвенный, чиста моя любовь
И нежность девственных мечтаний.

Выделим интересующее нас в теме «И сердце вновь горит и любит…». Это признание и обращено оно не к НН! Султан-Шах М.П. в статье Волконская М.Н. о Пушкине уверяет нас фомо-образных – надо сохранить верность мифу и мундиру НВН. Однако, в свежем издании «А.С. Пушкин. Стихотворения (1829-1836). Подробный иллюстрированный комментарий (2019)  составитель Леонид Рожников пишет:  Прекрасная вариация того же замысла лишает Н.Г. права считаться единственной вдохновительницей знаменитых строк. Именно выдающая тайну замысла «И сердце вновь горит и любит» получившая в иной редакции свое развитие и уточнение, дает все основания предполагать, АСП обращался в нем к предмету ранней своей юности – Марии Волконской. А слова  Сокрылось много лет +  Со мной одни воспоминанья  + Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь не оставляют шанса усомниться в версии = Пушкин по-прежнему любит иную = не ГНН! Его избранница в женки = ГНН = это следствие гона… любовью тут не пахнет. Увы.
Это доказывает и сам автор = на автографе есть силуэт дамы с крыльями ангела с подписью «Волконская»!
 «На холмах Грузии...» Автограф с рисунком А. С. Пушкина.
1829 г., сентябрь.  Пушкин, навоевавшись,  возвратился с Кавказа в Москву и по прибытии сразу нанес визит Гончаровым: «Сколько мук ожидало меня по возвращении! Ваше молчание, ваша холодность, та рассеянность и безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали… У меня не хватило мужества, и я уехал в Петербург в полном отчаянии. Я чувствовал, что сыграл очень смешную роль, первый раз в жизни я был робок, а робость в человеке моих лет никак не может понравиться молодой девушке в возрасте вашей дочери…» (Пушкин – Наталье Ивановне Гончаровой).
1830, апрель. В Москве в то время было две красавице: Алябьева красоты классической и Гончарова красоты романтической. Вяземский считал, что у первого поэта России должна и жена быть первой красавицей и непременно романтической… Фрак для второго  сватовства Пушкину дал по его просьбе друг Нащокин. Фрак оказался «счастливым». Для врагов …
Роковое событие = на Пасху 6 апреля Пушкин снова сделал Наталье Г. предложение и оно было принято!  Прошло лишь чуть более полугода, а НН уже согласна и, более того, сама просит поэта взять ее без приданного!  Какой крутой разворот оглоблей холодной безразличной  юной девушки  к сватующейся знаменитости!  Всё, фра, проще простого: Карс и АСП наконец сторговались и та, которая была с ним столь откровенно холодна и безразлична, была ему продана. Продана! Причина проста: состояние г-жи Н.И. было сильно расстроено и находилось  отчасти в зависимости от состояния ее свекра, а за зиму 1829-1830 на ярмарке невест бесприданнице НН найти жениха, которому не нужно было приданное невесты, так и не удалось. Содержать же НН до следующих торгов с возможным очередным «пролетом» было для Карс еще дороже…

Ре-изюм:  "Коней на переправе не меняют".  И »на юга» запросто так не посылают: только чрез ЗАГС.
Не посылай сватов к кому и куда ни попадя …
Фраза "Коней на переправе не меняют" впервые прозвучала из уст Авраама Линкольна, который выдвинул свою кандидатуру на пост президента во второй раз. Имелось в виду, что нельзя менять руководителя в решительный, ответственный момент. Путин довел девиз до практического совершенства и опричнины с Росгвардией в першем ряду.
Психологи и семейные консультанты, считают что фраза “коней на переправе не меняют” может быть использована как девиз для людей, которые входят в кризисные периоды своей жизни.


***
merci beaucoup pour votre attention


Рецензии