Детство - это стресс

"Для того, чтобы ребенок мог совершенно свободно и беспрепятственно в физическом и духовном отношении двигаться и играть, развиваться и образовываться, для этого нужно, чтобы и его платье не было ни тесно, ни узко, ни неудобно, потому что такое платье будет стеснять, сжимать и угнетать также дух человека. Платье не должно ни коим образом резать или жать тело; ибо тоже действие, какое оно имеет на тело, оно будет иметь и на дух, и на душу ребенка, человека. Одежда, фасон, цвет, покрой платья никогда не должны быть самостоятельной целью, иначе они способствуют тому, что ребенок рано перестает быть самим собою, делают его тщеславным и любящим показной блеск, куклой, марионеткой вместо того, чтобы сделать его человеком. Поэтому отнюдь не безразлично одеяние ни для ребенка, ни для будущего человека, как оно не было безразлично даже для самого Христа, и как одежда Христа была из одного целого куска без всяких швов, таковы же были и его жизнь и поступки, таково же его учение. "

Ф.Фребель " Воспитание человека. Ребенок"

"И немного, очень немного должна давать среда ребёнку, чего требуют детские годы: только обозначать, называть нужное для ребенка, давать названия всему тому, что ребенок делает, чем он занимается, что видит и что находит. Богата жизнь ребенка, делающегося отроком, но мы не замечаем её; богата впечатлениями его жизнь, но мы не чувствуем этого; она сообразна с назначением и призванием человека, но мы не чувствуем этого... Теперь мы хотели бы, конечно, силы и соки, склонности и порывы ребенка, переходящего в возраст отрочества, повести иначе, но уже слишком поздно;ибо мы не только не познали великого значения детской жизни, но и узнали её неверно, не только не вЫходили этой жизни, но сбили её с толку и заглушили".

 Ф.Фребель "Воспитание человека"

"Непонятно, каким образом мы где нибудь можем искать или ожидать высших радостей, высшего наслаждения, больше совершенного удовлетворения наших благороднейших желаний, кроме как в занятии с нашими детьми, более отдыха, чем в кругу своих, где бы более чем вдвойне могли бы найти себе радость... "Приучить детей с ранних пор к размышлению - вот то, что я считаю главнейшим в деле детского воспитания"... Разве ребенок, воспитанный для размышления, не воспитывается в то же время и для трудолюбия, для деятельности, для домашних и гражданских добродетелей ? Прислушаемся к ним и запомним их мы, которые заставляют своих детей бродить вокруг себя без мысли и без труда и поэтому мёртвыми... Будем жить для своих детей: тогда и жизнь наших детей принесёт нам отраду, тогда мы сами начнём делаться и быть мудрыми!"

Ф.Фребель "Будем жить для своих детей".

"Каждому периоду жизни присущ свой конфликт, не разрешив который невозможно развиваться дальше. У маленьких детей существует противоречие между доверием (уверенностью, что родители всегда будут заботиться) и недоверием(страхом, что их оставят одних). Если этот конфликт решается положительно, ребенок приобретает чувство надежды. Ещё один конфликт раннего детства - между зависимостью и стремлением к самостоятельности - способствует формированию воли ребенка. В школьном возрасте конфликтом становится противостояние лени и прилежания, а целью является приобретение знаний."

Ш.Левис " Как справиться с проблемами роста".

"Быть ребенком это стресс. Вместо того, чтобы пытаться уберечь ребенка от стресса, нужно воспитывать у него сильное чувство своего "Я" и научить преодолевать трудности... Одна мама, например, решила, что не позволит собственному стрессу и волнению влиять на ее детей. Когда она расстраивалась, она не плакала, а старалась сосредоточиться, сделать успокаивающие упражнения, следить за дыханием и заняться чем-то полезным. В результате ее дети редко ссорились и дрались и помогали разрешить конфликты другим".

Ш.Левис.

"Воспитываясь с самого рождения в окружении низменных побуждений, скандалов, пьянства и драк, девочка тем самым как бы подготавливается именно к такой жизни, которая была стилем жизни ее родителей. Такое "заражение" в неблагополучной семье очень опасно, и редко кому из детей удается выработать "иммунитет" против разлагающего действия духовного убожества".

Л.А.Грищенко, Б.Н. Алмазов. " Психология общения бродяжничающих детей".

Значительное число родителей не дают детям той любви и заботы, которые необходимы им по мере роста. Эмоциональный отказ объясняется многими причинами, среди которых незрелость, нарциссизм и неприятие своей социально-биологической роли. Моральный отказ многолик. Он может проявиться как в постоянном ворчании и ругани, необоснованных претензиях к детям, так и в полной отстранённости, незаинтересованности в их проблемах, а может принять форму чрезмерной опеки. Морально брошенные дети выслушивают от родителей ужасающий приговор: "меня не интересует твоя жизнь. Скорее бы ты вырос и катился на все четыре стороны". Такие родители стремятся отмахнуться от детства своих отпрысков, от своих обязательств перед ними. Они кормят детей чем попало, не приучают к навыкам гигиены и поведения и перекладывают на них ответственность, к которой дети ещё не готовы. Предоставленная в незрелом возрасте самостоятельность вызывает у них постоянный страх совершить ошибку и поплатиться за это. Они все время ждут, что их будут ругать за что-нибудь, и заранее придумывают оправдания. Они живут с постоянным ощущением страха, как подсудимые в зале суда, где решается вопрос о самом их существовании. Они настолько озабочены исправлением прошлых "грехов" и стремлением избежать будущих опасностей, что плохо исполняют свои обязанности в настоящем. Доминирование в из сознании опасности и защиты от неё - настолько тяжёлое для них бремя, что истощает их как эмоционально, так и физически. Для того, чтобы эти дети могли получить в жизни хоть частицу счастья, им и их родителям нужна консультация профессионала."

Х.Джинотт "Дети и мы".

"Дети алкоголика страдают от внезапных и пугающих перемен в настроении родителей, от непредсказуемости их поведения. Дети понимают, что в такие минуты для родителей нет ничего важнее, чем бутылка. Они чувствуют себя одинокими и беспомощными. Сцены пьянства неизгладимы в сознании детей. Ребенок видит, как прямо у него на глазах рушится символ безопасности. Он с ужасом наблюдает, как его отец или мать качается, спотыкается, как у них текут слюни и беспричинные слезы, - и всё это за пределами понимания ребенка. Иногда родители-алкоголики очень любят своих детей, но только лишь потому, что не в состоянии заботиться о себе самих. Такие родители нуждаются в помощи профессионала, чтобы справиться со своим недугом"

Х. Джинотт "Дети и мы"

"Ребячество родителей. Дети-игрушки и покровители. Некоторые женщины, став матерями, психически не созрели до этой роли. Они способны непродолжительное время радоваться своему ребенку, играть с ним, как с забавной игрушкой, но не в состоянии постоянно нести бремя материнства. Они сами нуждаются в материнской опеке и ищут ее у собственных детей. В результате перемены ролей они ждут и даже требуют услуг и защиты от своих отпрысков. Дети обычно вынуждены предоставлять им своё покровительство, развлекать и беспокоится о них. Далеко не все дети способны к такому самопожертвованию, что оставляет в их душах чувство неудовлетворения. Такие дети вырастают лишенными детства, а таким матерям нужно помочь избавиться от своего ребячества."

Х.Джинотт " Дети и мы"


Рецензии