20. 30. Пушкин чиновник мелкий и не благодарный

Чиновник - тот кто чине, с чином и честью места и чина по чести

1. Выпускник элитного лицея

В июле 1817 г состоялся первый выпуск Царскосельского лицея, открытом для "… образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной".  Из Памятной книжки 1911г: « ЛИЦЕЙ имеет счастие состоять под ОСОБЫМ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА. АВГУСТЕЙШАЯ почетная покровительница ИМПЕРАТОРСКАГО Александровскаго Лицея
ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА МАРІЯ ФЕОДОР0ВНА.»
Имена лучших из первенцев лицея вошли в нашу историю.  Они навсегда остались верны лицейскому девизу - трудиться, жить "Для Общей Пользы".
Добились наибольших успехов:
-  А. Дельвиг принимал активное участие в литературной жизни - издавал альманахи "Северные цветы" и "Подснежник", был редактором "Литературной газеты"; cовременников восхищал стихами в духе русских народных песен - к ним создали музыку Глинка, Алябьев, Даргомыжский и Варламов.
-  Вильгельм Кюхельбекер — поэт и публицист и Иван Пущин — гвардейский офицер  выбрали путь за либерализацию крепостной России и превращения её в республику на основе избирательного права и конституционного правления
- Вольховский и Данзас дослужились до генеральских званий и не были паркетными ...
- М. Корф - директор Санкт-Петербургской публичной библиотеки (1849—1861), государственный секретарь, членом Госсовета, историк, почётный член Петербургской Академии наук
- С. Ломоносов - дипломат, чрезвычайный посланник и полномочный министр при Нидерландском дворе
- Ф. Стевен - выборгский губернатор , товарищ министра статс-секретаря великого княжества Финляндского
- А. Корнилов - губернатор в Киеве, Вятке, Тамбове, декабрист
- А. Бакунин - тверской губернатор, тайный советник
- С. Есаков и С. Броглио -  погибли с честью на поле брани за Отечество
- С. Саврасов - участвовал в войне с Турцией ( умер в 1830-ом)
- Ф. Матюшкин  стал учёным исследователем-мореплавателем, адмиралом Российского флота, участником кругосветных плаваний под командованием В. М. Головнина /1817-1819 гг./ и Ф.П. Врангеля /1825-1827 гг./. Имя Матюшкина носит мыс в Восточно-Сибирском море
- А. Горчаков  - свыше 60 лет на дипломатической службе  министр иностранных дел с 1856 по 1882 год
***
   "Золотым" называли первый выпуск Царскосельского лицея в девятнадцатом веке. Здесь родился Пушкин-поэт, создавший за время обучения около 130 стихотворений, начало поэмы "Руслан и Людмила", первые публикации в больших журналах, Здесь в Пушкину пришла  первая слава ... в 15 лет. 

Пушкин значение Лицея понимал и этот свой удел боготворил:
Вы помните: когда возник Лицей, Как Царь открыл для нас чертог Царицын, И мы пришли, и встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей.
 Однако, Пушкин (А. С.), принятый в элитный царскосельский лицей, без требуемых от абитуриента параметров знатности и заслуг предков пред царской семьей Дома Романовых, завершил учебу «троешником» и в конце списка по успеваемости (25-ым из 29!), получил по выпуску от директора лицея Энгельгардта такую характеристику, что был выпущен  лишь с чином 10 класса Табели о рангах … коллежским секретарем … 

Те качества, что сам Пушкин ставил в заслугу так оберегаемого им сословия дворня -  службу Государю и Отечеству не за чин, а за совесть и честь, были им самим же и проигнорированы.   Девиз «Для общей пользы» оказался для него чужд. Он избрал себе свой алтарь — Аполлона, свою службу — Поэзии, своего судию — мусу Эвтерпу …

С точки зрения задач образования, просвещения и освоения инструментария по девизу «Для общей пользы» Пушкин оказался  неблагодарным учеником … Он учился как многие понемногу чему-нибудь и как-нибудь

В «Памятная книжка лицеистов Императорскаго Александровскаго лицея 1911» о Пушкине сказано с достоинством царско-лицейским:

«† Пушкин Александр Сергеевич, (X кл.); Камер-Юнкер, Тит. Сов. состоял при Коллегии Иностранных Дел; Великий русский поэт; умер в Санкт-Петербурге 29 января 1837 г.»

ВРП = такого не удостоился более ни один выпускник ЦСЛ!
Но то ложка меда в бочке с дегтем CV нашего всего навсегда ….

2. Архивный юноша

После выпуска из Лицея Пушкин был распределен в архив Коллеги инодел.  Он единственный выпускник «попал» по мановению неведомой нам «руки» в место «для блатных» , где отпрыски дворян числятся на службе, но присутственного мест даже не посещают и о своих служебных обязанностях ведать не ведают. И о том не жалеют и в аморальностью такого существования никаким боком или частью души и мозга не озабочиваются …
Я так думаю, что такое «распределение» Пушкин получил не по блату, а по умыслу дирекции Лицея: всё равно этот Пушкин для госслужбы непригоден, ничего делать по службе не будет и может только опозорить Лицей = потому пусть числится на службе и будет предельно не нужен, не занят и не заметен... 

С точки зрения предназначения по государственной службе Пушкин оказался неблагодарным выпускником. Он имел право на свой жизненный путь, тем более с таким даром гения словесности мысли и поэтики. Он остался формально на службе, получая за это служебное жалование, не хрена при этом не делая и даже этим бравируя. И эту позицию он находил вполне … дворянской.  Хочешь быть только поэтом — увольняйся, уходи в отставку и живи трудом сочинителя… Ан нет!   И рыбку съесть и на сучок насесть!   Амурально это … Амурально ...

Такое двуличие было и потом  и главным — в главном:  видел кокетство женке с Царем, знал о роли и наставлениях Данжо, штудировал «диссертацию» аббата Пьера Брантома о «галантных дамах» и «придворном кокюаже», чесал рога кокю, ревновал и психовал … но … но  кредитной линией и милостями царя пользовался и деньги (притом немалые!) от него брал … исправно  …

Своеобразное, однако, фра,  было у АСП понимание дворянской чести  в практической жизни … Даже двуликое …  мерзкое и низкое … и ведь не как у иных = иначе … как у «могущих» …. избранников богов  … с правом избирать критерии чести по своему капризу… и нужде.


3. Госслужба

Отправленный в служебную командировку на юга «агентом под прикрытием» рвения по службе не проявил, саранчу не изловил, пил, играл в карту, дуэлянтил ( в основном театрально) и кутил … ссорился с правителем и позорил народ эпиграммами … В итоге дожил до двукратной просьбы выдающегося госдеятеля правителя Новороссии  графа-англомана М.С. Воронцова на высочайшее имя (чрез министра К. Нессельроде):

«Уберите от меня этого Пушкина!»

Этого Пушкина… Такого Пушкина …

Властям Империи и ее полновластному самодержцу было понятно это кодовое = «этого Пушкина» = существо для службы и польза Отечества потерянное, не нужное и даже опасное и  вредное

Решение: пусть поэт сидит себе с «глуши псковских степей» (так в романе Е.О.) и вершит свою стезю виршами гениальными … В том и будет польза Отечеству!

Так завершилась первая пятилетка жития Пушкина-чиновника

Он был уволен  со службы на «законном основании» министром Нессельроде  без традиционного при таком исходе повышения в чине (!) и по высочайшему волеизъявлению отправлен на житье в Михайловскую губу под надзор отца в его ИТУ: на, мол отче, твой чадо непутевое — исправляй  свои недоделки и недогляделки!

Для молодого тщеславного человека, изжившего в себе байронизм и либертинаж, погрузившегося в безверие афея, простившегося с либеральным бредом и призраками либертэ, вкусившего прелести людской славы и встречи со злом и его посланником — демоном (злым гением!) …

эта поистине неофициальная ссылка  была позорной, психотравмирующей  и безнадежной ...

4.  На попятной

В 1826-ом в пылу краха «декабризма», уголовных преследований, ссылок в Сибирь, казней  и первых похорон идеи либерализма по-русски (типа «поболтаем, но дело испохабим и замараем») Пушкин написал прошение на имя нового царя-вешателя  «верните взад, я больше не буду и даю подписку (так!) верности и благонадежности»
с намеком на свою готовность сотрудничать с дежурной частью власти …

Поэт готов быть благодарным ….

Публика ответила моментальным приговором : Пушкин — шпиён власти!  Пушкин — сервилист …
Поэт ответил презрительно «шинельными» (по Вяземскому) стихами — Стансами и потом позже Друзьям!)
Свершилось!

5. Снова на службе и снова неблагодарно

С помощью божественных красот молодой и практичной жены Натали в 1831-ом Пушкин восстановлен в чиновниках КИД и затем ему высочайше пожалован чин титулярного советника… Это еще не полный советник, но куда ближе к тому, что Пушкины будут «как все — с положением» и свои при дворе. Это дорога к камергеру!
Но цена этой ступеньки и открывающейся перспективы была для Пушкина высокой — пришлось мирится с «откровенным кокетством  женки с Царем» и жевать в мозгу его последствия…

прим. Титулярный советник - чин, а камер-юнкер в пушкинские времена уже не чин, а звание. Чин камер-юнкера был в России отменён с 1809 года. А звание — осталось...
Однако , на больший протест, чем нытье в письмах к женке о недопустимости и рисках такого кокетства поэт не шел… Не было духу и заедала беспросветность кабалы денежных долгов, отсутствия доходов от трудов и крестов,  жуткая потеря вдохновения на кухне некогда  стишистой торговли …

Так продолжалось  почти три года…  Но Новый 1834-й год последовал новый царский многозначительный подарок -  Пушкин на 35-ом году жизни сделан царедворцем со званием камер-юнкера  …  Пушкин оскорбился — это честь да не по летам!  «Третьего дня, — записывает он в дневнике 1 января 1834 г., — я пожалован в камер-юнкеры — (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Н<аталия> Н<иколаевна> танцевала в Аничкове» (XII, 318). Когда великий князь Михаил Павлович поздравил Пушкина с этим назначением, он отделался шуткой (дневник 7 января 1834 г., XII, 319). Царь при ближайшей встрече с поэтом на балу у гр. Бобринского 17 января его не поздравил, и Пушкин, нарушая этикет и традицию, «не благодарил его». Только 8 апреля 1834 г. Пушкин представлялся императрице Александре Федоровне и, как сказано в ее камер-фурьерском журнале, «благод<арил> за пож<алование> в сие звание».

Хотя согласно «Месяцослову с росписью чиновных особ, или Общий штат Российской империи, на лето от Рождества Христова 1834. Часть 1»  и по специсследованиям Рейсер С. А. «ТРИ СТРОКИ ДНЕВНИКА ПУШКИНА»  по придворному ведомстве в течение последних трех лет его жизни имелось 161 камер-юнкер -  невольных товарищей Пушкина … Мы находим в нем представителей 8 из 12 классов Табели: в этом списке находим лиц от 5-го (так сказать серединного) и до последнего 14-го класса (коллежского регистратора) — им числился граф Мстислав Потоцкий!; в 5-ом классе (статского советника) состояли двое — правитель канцелярии департамента податей и сборов Минфина со-лицеист  П. И. Дубенский и состоявший за обер-прокурорским столом в 3-м департаменте Сената М. С. Барщов. Наиболее многочисленные группы среди камер-юнкеров составляли сорок два (26 %) титулярных советника и тридцать три (21 %) коллежских асессора; свыше восемнадцати человек (11 %) — чинов вообще не имели. Остальные чины (коллежского советника, надворного советника, коллежского секретаря и губернского секретаря) представлены в списке незначительно — от шести до девяти человек. Амплитуда занимаемых должностей (а с указа Ал-1 от 1809г камер-юнкеры обязаны были служить по госведомству на выбор!)  тоже была достаточно велика: 43 (26 %) титулярных советника и 33  (21 %) коллежских асессора; свыше 18 (11 %) — чинов вообще не имели,а остальные чины (коллежского советника, надворного советника, коллежского секретаря и губернского секретаря) представлены в списке незначительно — до 9 человек. Невысокий классный состав камер-юнкеров существенно компенсировался исключительным уровнем дворянского ценза =  в списке 1834г все самые аристократические и родовитые имена, какие только можно себе представить в России тех лет:  гр. Бобринский, кн. Волконский, кн. Гагарин, кн. Голицын, кн. Долгоруков, бар. Икскуль, бар. Корф, кн. Кочубей, гр. Голенищев-Кутузов, светл. кн. Ливен, бар. Медем, кн. Мещерский, кн. Оболенский, кн. Одоевский, кн. Понятовский, гр. Потоцкий, кн. Репнин, кн. Италийский — граф Суворов-Рымникский, гр. Толстой, кн. Трубецкой и др.
Какие имена!  В них вся история Империи!  Пушкины тут --- мелочь бедняцкая и без заслуг и титулов!

Но Пушкин оскорбился … по возрасту он был гораздо старее многих … Однако, фра, 36 камер-юнкеров, являющихся титулярными советниками, распределяются по возрасту следующим образом: 30 (36 %) родились в период 1791—1799 гг., а двадцать три (54 %) — в 1801—1812 гг.; из них только девять (21 %), родившихся после 1805 г., Пушкин мог считать гораздо моложе себя. То есть ничего из ряда вон для мотива возмущения ...

И в ответ на явную царскую милость последовала Пушкинская неблагодарность — он весной вывез женку в Полотняный завод и потом ее обрюхатил, лишив царя его удовольствия общения в интимном Аничковом  с «доброй женщиной» по-царскому же определению …  А потом Пушкин еще и прошение об отставке подал … хотя в КИДе все также лишь числился, получая жалование почти как губернатор 2-го класса …  Лишь сердитое царское предостережение: «Пусть уходит. Но тогда меж нами ВСЕ КОНЧЕНО!»  остудило горячую голову мужа-бунтовщика и возмутительного (по Дантесу) ревнивца …

Поэт-пророк вновь пошел на попятную … Но дело было сделано = неблагодарность была черной и … поэт-человека уже ждала Черная речка. Царь и людскую управу  на смутьяна нашел — в виде двух гей-баронов — пассивного в позиции «par terre” или секс-сеттера д-Антеса и  активного гол-ландца Луи Якобы ван Геккерна   в позиции «en retro” по альбому Пьетро Аретино

6. Пасквиль

В ответ на организованную травлю семьи с потоком анонимок, сплетен о гареме и слухов о доходах с кокюажа в пушкинском кругу «своих в доску»  явился … «анонимный» якобы диплом Ордена рогоносцев (кокю), который связывал рога мужа-кокю  с шаловливыми забавами женки-кокетки с самим Им — с царем полновсехвластным и загребастым … Дуло дуэльной пары мужа-ревнивца указывало на Царя и уже дымило и чадило!  Более того, неблагодарность поэта выразилась в угрозе и рисках уже международного скандала: Пушкин пошел в атаку на ординарца царя (пусть и краткого), кавалергарда его супруги и члена-стажера её интимного кружка «красных» - барона поручика д-Антеса  и посла дружеского родственного Двора голландского короля! 

7. Кончина

Все завершилось кровавой разборкой.

Место для нее Пушкин избрал возле второй резиденции Романовых на берегу Черной от ненависти и молвы речки = так сказать намеренно пометил  меткой своей жертвы за личную честь.

Но и на этом транши характерной желчной неблагодарности Пушкина не иссякли: он и в гроб лег не в мундире камер-юнкера! 


Рецензии