Тихой заводи нет

 
  Вторую неделю стояла промозглая погода. Иван Макарович выходил из дома редко. Два раза побывал в сельмаге, кое - что делал по дому, да раз ходил за околицу, смотрел на посеревшее поле по которому надрывно гудя, ползал желтый трактор, оставляя после себя черноватую полосу пашни.
  Сегодня опять ныла поясница. Повязав её шерстяным платком, Сапожников сидел возле плиты, подбрасывал в печь сухие поленья и молча смотрел на жаркое пламя. В окно кто - то  постучал. Накинув на плечи ватник Иван вышел в сени.
    -Кто там?
    -Здесь живут Сапожниковы?- спросил за дверью мужской голос.
    -Здесь, а  что?
    -Это ты Иван Макарович?
    -Я
    -Ну так, открывай.
  Сапожников открыл дверь, в темноте сперва не узнал гостя, но чуть недовольным голосом пригласил в дом, а как  тот переступил порог дома, то Иван стазу же признал своего старого , фронтового друга - Петра Степановича Новака. Не виделись они много лет.
    -Петр, дружище, откуда ты здесь?-удивился хозяин дома, помогая гостю раздеться.
  Евдокия Петровна, увидев гостя взмахнула руками: - Да вроде Петро, проходи.  Сколько лет - то прошло, ой да что я говорю, голодный небось, - и она на кухне застучала тарелками.
    -Что удивляешься?  Проездом я . Адрес - то ещё не забыл, помню. От станции до твоего села ходу около часа, ну думаю, домой - то доеду и на день позже, а зато своего фронтового друга навещу.
    -Спасибо Петро. Ты молодец, что заехал, а то я вот сижу у печи грею поясницу.
    -Да, и у меня она шалит. Бывает так прихватит, хоть вой.
   ,,, Прошло полчаса, старые  друзья сидели за столом, на котором стояла сковорода с ароматно пахнущей жаренной картошкой, белые тарелки с соленными огурчиками и грибочками, квашенной капустой. Нашлось и по стопке. Новак поморщился:
     -Вообще - то я не пью, но уж за встречу по одной можно и опрокинуть, а ты как насчет этого?
    -Да, примерно так же.
  За окном посвистывал ветер, чуть слышно барабанил в стекла дождь. А старые друзья, которые когда - то вместе организовывали колхозы, были первыми механизаторами, затем были в тесных окопах,сидели против друг друга. У каждого из них пройден большой, трудный путь и им было что вспомнить.
    -Да, Иван, как быстро проходят годы, Давно ли мы в Каменке пахали землю?
    -Давно Петро. Вон уж волосы белые, как лунь стали.
    -Да, ты, что не помнишь, что седеть я ещё на фронте начал.
    -Это тогда, когда тебя раненого немцы утащили?
     -Да,тогда .И если бы батальон не пошел в наступление, каюк был бы мне.
    -Все тогда по острию ножа ходили. А как рана - то, нечего?
    -Болит в такую погоду. Дают в аптеке какое -то натирание, помогает, но мало.
    -Постой, Петро, а ты, что не на пенсии, что в командировку едешь?
    -Да, как тебе сказать. Проводили меня на заслуженный отдых, Хорошо проводили, спасибо, даже грамоту вручили. Но отдыхал я чуть больше месяца. Стою у окна, смотрю люди на работу идут,а я что? Пришел к директору совхоза и заявил, что отдыхать больше не желаю, согласен на любую работу. Раньше управляющим отделения был, а сейчас принимаю молоко от населения А ты как?
    -Я уже второй год, как дома. Пенсия нечего, летом на огороде, осенью в лес хожу. Привыкаю к новой жизни.
  Друзья помолчали. Каждый вспоминал свое.
Я вот , что в командировку ездил в город? Учится там соседский мальчишка и вдруг, его мать, письмо получает, что её Андрюшку исключать хотят, вот я и поехал. Действительно, распустился пацан.
-Да, что говорить, - поддержал друга Сапожников, - У меня двое. Один молодец. Внука мне подарил, работает хорошо, а второй -одна беда. Все его куда - то тянет. Хотя бы женился, может успокоился бы.
      -Дети, - продолжил разговор Новак, - они наше зеркало, дружище. Мы в ответе за них.
     -Ну, это я слышал,  Петро,- вот хлебнули бы с наше, так другими бы стали.
    -Нет, ты не прав, - вздохнул Новак, - Вроде мы свое отработали, это верно, заслужили пенсию, создали хозяйства, все это не то , если мы не оставим после себя достойную смену.
-Это что - то новое в твоем характере.   
-Может. А знаешь, я как -то раз зашел в клуб, а там одни мальчишки режутся в домино.
-Что, веселить молодежь на старости лет прикажешь,- улыбнулся Иван.
 -Нет Макарыч, веселить я их не стал. Рассказал о себе, о войне и предложил создать уголок боевой славы.
-И они ринулись в бой!
Далеко не так, много было встреч, бесед. Поняли мои мальчишки, что я к ним обратился не ради красного словца, а ради дела, вот и втянул их на поиски ветеранов, да вот тебе от их клуба приглашение на вечер привез, они собрали десятки адресов.
  Сапожников повертел в руках открытку и чтобы скрыть неловкость ответил:
     -Спасибо, молодцы!
    -Понимаешь Иван Макарыч,я когда занялся с ребятишками отчетливо понял, что мы с тобой можем выйти на пенсию, копать грядки в огороде,но наставниками остаемся. Я ,ты, мы отвечаем за молодежь. Может высокопарно звучит, но оно так. Тихой заводи для нас нет.
    -Здесь ты Петро прав.
  Утро не принесло хорошей погоды. Так же серыми лохмотьями плыли над землей тучи. Перерывами сыпался холодный дождь и ветер срывал последние листья с берез. Иван Макарович проводил гостя до автобуса и когда тот уже садился Сапожников сказал на прощание:
    -Спасибо дружище за приезд. Извини меня, ты прав, тихой заводи не должно быть. На встречу приеду, обязательно, привет своим мальчишкам передавай.
  Автобус ушел. Сапожников на обратном пути зашел в правление колхоза.
    -Михаил Спиридонович, у меня просьба.
    -Какая, - насторожился тот.
    -Да, вот подумал я , что хватит мне отдыхать. Могу поработать.
    -Это хорошо, но Ваше место занято.
    -Знаю, но я согласен и на другую работу. Я ведь не ради денег.
    -Понимаю, - председатель походил по комнате и вспомнив, что --то остановился.
    -А ведь Вы в саперах были, верно?
    -Да.
    -В таком случае сколачивай новую строительную бригаду, нужна, как воздух, фермы ещё к зиме полностью не подготовлены.
    -Можно, Михаил Спиридонович и в плотницкую.
  Дома Сапожников достал топор, брусок, поплевав на серое полотно бруска, провел им вдоль тронутого ржавчиной лезвия.


Рецензии