Стихи о совершенных человеках
(Марк Полыковский. Древние греки — не боги, человеки. От Фалеса Милетского до Диофанта Александрийского. — Израиль, Издательство "Книга Сефер", 2023)
Давно известно, что между мифом и современной наукой пролегает временная пропасть как минимум в 30-40 тысяч лет. Через эту неимоверно глубокую, и широкую пропасть протянуты незримые и прочные нити своеобразного логического, психологического мифологического мышления и пещерного наивного донаучного способа познания самого себя и окружающего нас мира. И не потому ли многим из нас, ещё в детстве, в школе и вузе, в ранней юности и зрелости, всегда была близка античная мифология и древнегреческая натурфилософия?
Ведь, по сути, она являлась магическим кристаллом Радости Познания и Легенды о совершенном Человеке, навсегда осталась для многих поколений людей волшебной и сказочная прелюдией к истории науки и научных знаний.
О специфике первобытного мифологического мышления и о его своеобразной интеллектуальной логике писали многие учёные — крупнейший специалист по античной мифологии А.Ф.Лосев, французские этнологи Леви Брюль и Леви-Строс, немецкий философ Э.Кассирер и швейцарский учёный Карл Юнг. В мифе, по их мнению, идеальное и косное (натуральное) неразделимы, общая идея совпадает с чувственными образами и пробуждает мысль, которая в свою очередь в процессе поиска Истины порождает интуицию и догадку.
Сквозь призму мистической партиципации (Partizipation — нем.) во всей своей красе проявился исходный интеллектуальный смысл своеобразных, мифологических мыслительных и практических познавательных операций. Не будем забывать, что медицина и химия, все точные науки, математика и физика микро и макромира, — все ведут своё начало из антропогонических и космогоническим мифов. Мифы о происхождении мира и вселенной породили Логос, магические символы и счёт (математику и астрологию). Мифы о культурных героях и «земных божествах» породили историю и хронологию, летописаниме и политику, книги чисел и книги царств. Высшая мифология в своей синкретической природе сыграла значительную роль в генезисе научных представлений о времени-пространстве, о смысле жизни и смысле истории, о политической идеологии и о природе человеческого сознания.
Эту революцию интеллекта в дремотном человеческом сознании хорошо отразила история науки и культуры древней Греции. Именно тогда, 25 веков назад, случилось это чудо из чудес на одном из семи первых «интеллектуальных пятен» на планете, в демократических рабовладельческих Афинах, где многочисленные боги, культурные герои и демиурги волшебным образом породили на земле древнегреческую натурфилософию и пайдею — науку о воспитании человека человеком, о «восхождении к доблести» воспитуемого младенчика.
Удивительно, но факт — безрассудные, бесчестные и бесстыдные, порой преступные, умышленные и неумышленные, поступки богов и богинь являлись поводом для разработки социумом нравственных законов, основных правил этики и морали. Религия не помешала значительной части свободных афинских граждан заниматься наукой, не только прикладной математикой и геометрией, — но и физикой, астрономией, философией, «многобожная идеология» не вмешивалась в жизнь народа и государства и не душила любую дерзкую гуманитарную и научную мысль. Боги не навязывали людям свою идеологию и свой божественный образ жизни. Они, согласно учению Эпикура, в основном, заняты только своими божьими делами, а дела человеческие их никогда не волновали. Одним словом, какие боги во дворце, такие времена и люди по городам и весям. Не было в ту пору на земле лютых и свирепых «земных божеств», монстров власти в лице обычных граждан, а было множество славных и мудрых мужей, носителей уникальных знаний и учителей нравственности, светильников Разума, ставших на все времена гордостью всего человечества. Именно о них, о гениальных, замечательных и уникальных людях древности, рассказывает нам в доступной и понятной, лёгкой стихотворной форме маленькая книга-хрестоматия по древнегреческой натурфилософии Марка Полыковского «Древние греки — не боги, человеки». ( Израиль, Издательство "Книга Сефер", 2023)
В ней 27 стихотворных персоналий, 27 знаковых имён древнего мира, условные портреты тех мыслителей и ученых, без которых невозможно сегодня представить стремительное, но, увы, односторонне искривлённое, прерывистое развитие нашей цивилизации. По сути, в книжку М. Полыковского заключена вся краткая история древнегреческой натурфилософии в стихах. Это не только поэтическая хрестоматия по истории древнего мира, это ещё и «памятная книжка», читая которую, поневоле вспоминаешь полузабытую школьную (и вузовскую) программу — закон Арихимеда и теорему Пифагора, решето Эратосфена и пятый постулат Эвклида. Вспоминаешь кроме теоремы Фалеса и формулы Герона, также и апологию Аристокла, наставления и поучения учителей нравственности — Сократа, Аристотеля и Платона, идеи первых атомистов Левкиппа и Демокрита, многие гениальные научные догадки и открытия тех других великих греков, которые в книжку стихотворных персоналий Марка Полыковского не вошли.
Читателя подкупает глубоко продуманная языковая концепция автора, помогающая ему адаптировать особый язык высшей философии, социолологии и математики для массового читателя, восхищает его талант говорить о весьма сложных и непонятных вещах просто и понятно, живо, логично и убедительно. Язык Марка Полыковского — язык поэта и ученого, для творчества которого характерна убеждённость в единстве математики и философии, естествознания и искусства, лингвистики и архитектуры. Его поэтический язык метафоричен, зрим, местами ироничен с едва заметной долей здорового скептицизма, он полон ярких образов и метафор.
Все тексты-персоналии написаны поэтом Марком Полыковским на высоком творческом подъёме в духе «математического стиховедения» поэта и математика Сергея Боброва (1889-1971), великого математика Андрея Колмогорова (1903-87) и выдающегося математика, историка науки и педагога Алексея Маркушевича (1908-79). По их твёрдому убеждению именно «математическое стиховедение» является самым трудным разделом теории русской изящной словесности, но именно оно (вкупе с научным анализом и логическим интеллектом) помогает нам найти волшебную, сакральную дверь в Запретный Мир, чтобы там, в поисках универсальной Теории Всего, изучить хотя бы бегло и общо механизмы и природу подсознательной (научной, творческой) деятельности человека. Не будем забывать, что физика света, физика макро (космоса) и микромира (атомного ядра), теории времени-пространства и «гармонии трёх миров» волновала не только древние умы, греческих поэтов и философов, но и поэтов Серебряного века, футуристов и эгофутуристов, акмеистов и имажинистов:
Могучий и громадный, далёк астральный лад.
Ты ищещь объясненья — познай атомосклад
(Велемир Хлебников)
Среди самых удачных стихотворных персоналий Марка Полыковского можно особо выделить его стихи об угрюмом скептике и диалектике Гераклите Эфесском (544-483 до н.э.) и атомисте Левкиппе Милетском (500-440 до н.э.). Хорош его элегический сонет о философе-кинике Диогене Синопском (412-323 до н.э.) и элегия об основоположнике естествознания Аристотеле Стагирите (384-322 до н.э.). Стихотворение о метафизике, детерминисте и материалисте Эпикуре Самосском (341-270 до р.э.). Благородны и изящны по своему стилю, строю и форме стихи-персоналии об отце акустики и механики, о «царе учёных» Арихите Тарентском (435-350 до н.э.), о создателе первых автоматов по продаже священной воды, первого пожарного насоса и паровой турбины — аэолипила Героне Александрийском (10-75 н.э.).
Книга Марка Полыковского — это, скорее, книга для доброго и полезного чтения, причём книга яркая и наглядная, увлекательная и поучительная.
Как известно политическая история с её главными героями —политическими баламутами, провокаторами и шулерами, ничему доброму и хорошему не учит, ибо в ней много ложных постулатов, в ней множество обманчивых и обманывающих знаний. Всемирная история учит, но только тех, кто желает и умеет у неё учиться. Учит по-настоящему только история науки — история проблем, озарений и прозрений, научных достижений и провалов, поисков и заблуждений, надежд и разочарований. Глубокое уважение к людям и прошлому, к культурным традициям и национальному наследию даёт человеку история искусства, наук, ремёсел, теории. В ходе постижения этой истории знания о законах мира и познания, предстают перед нами как бы в замедленной киносъёмке и раскрывают драму людей и идей, причины великих успехов и великих поражений человечества в отвоёвывании тайн у незнаемого и непознанного.
Книга Марка Полыковского — своеобразное оригинальное «воспоминание о будущем», поэтическая учебная книжка для ума и сердца, Книга благодарной Памяти о «безумцах мира», воспетых Жан Жаком Беранже, об авторах немыслимых идей и смелых гипотез, без которых было бы невозможно самообразование и саморазвитие человека.
Эта книга предназначена для любознательных и пытливых людей рано раненых Истиной и до конца жизни очарованных культурой и наукой древней Греции. Причины такого очарования и пристального, жгучего интереса к «золотому веку» человечества наших современников, людей XXI века, вполне понятны.
На наших глазах и на глазах трёх поколений людей, рушился миф о самом справедливом на земле коммунистическом обществе, и умирала в душах вечно живая Легенда о совершенном Человеке. Всё самое лучшее и светлое в этой земной жизни оставалось в далёком прошлом и никоим образом не обещало повториться. «Миф о вечном возращении» Мирче Элиаде для нас, не поверивших в благодать, навсегда остался мифом. Но зато у каждого из нас, детей Войны и детей Беды, кроме скучного школьного учебника, была своя первая и самая интересная книга по всемирной истории, с которой и начался этот наш перманентный, жгучий интерес к своему прошлому, далёкому и близкому. У каждого из нас был свой Кун и Керам, Брестэд и Тахо-Годи, Лурье и Лосев, Альтман и Зелинский. У каждого из нас были свои любимые культурные герои и демиурги, и все они были для нас по-своему прекрасны и совершенны. И у каждого из нас был свой любимый драматург и поэт, оратор и философ — свой Апулей и Цицерон, Анаксагор и Аристокл, Овидий и Софокл.
В этом отношении иллюстрированная «стихотворная хрестоматия» Марка Полыковского является для нас неким «гуманитарным мостиком» из прошлого в настоящее, такой своеобразной телеграфной лентой со скупой и сжатой информацией о самом главном и насущном, что изначально волновало человека умелого (Homo erectus) и человека разумного (Homo sapiens).
Все они, великие греки, в той или иной форме оставили нам великое наследство в области наук о мире и науки о самом человеке. Актуальны до сих пор призывы Левкиппа Милетского о сохранении культуры исторической памяти, о пользе наставничества и ученичества:
Учитель, воспитай ученика,
Чтоб было, у кого потом учиться…
Читатели, всмотритесь в эти лица,
Дошедшие до нас издалека!
Сегодня для нас, переживших марксизмы-ленинизмы, словесный бред косноязычных политических животных, одинаково ценны как софизмы Зенона Элейского, касающиеся дискретности, непрерывности и относительности (Исаака Ньютона), так и рассуждения Демокрита Абдерского о том, как стать счастливым:
Путь к счастью труден — и предельно прост,
Преодолеть его способен лишь мудрец
Зло абсолютное — всего лишь миф,
И если ты пытлив, к тому ж сметлив, —
Увянет зло, страданиям конец.
Да, счастлив тот, кто знаньем увлечён,
Кому познанье ближе, чем признанье,
Ему в трудах не нужно состраданье,
Он любомудром будет наречён.
Их познания о мире для того времени настолько велики и глубоки, что до сих пор достойны нашего глубокого восхищения и признательного уважения. Удивительны их настойчивые поиски идеального (справедливого, гармоничного) социума и понятно их глубокое отчаяние от безрезультатных поисков совершенного Человека: «Уйдите прочь! Я Человека звал, а не вас, мерзавцев!» (Диоген Синопский).
Читая эту книгу, приходишь к выводу, что некоторые из древних греков в ней упомянутых, задолго до теософа Гермеса Трисмегиста и астролога Мишеля Нострадамуса предсказали наше горькое настоящее и наше безнадёжное будущее — гибель цивилизации. О том, что все признаки этого трагического конца налицо, что они почти такие же, как и накануне гибели афинской цивилизации, мы узнаём из стихотворения о Диофанте Александрийском, где врагом афинской демократии выступает Римская империя, где царят «земные божества» мания величия и культ личности:
Где свои Лукреции,
И, конечно же, свои концепции
Преходящего и нетленного,
Основного, второстепенного.
Там всё больше в чести ораторы,
Всюду скульпторы, императоры,
Но никак не основы алгебры.
У нас сегодня в мире и в стране происходит и обретается то же самое, что и было две тысячи лет назад, что было при Сократе и Аристотеле, все те же самые предсмертные признаки неминуемой гибели нашей цивилизации — спад, стагнация, разложение, вырождение и одичание, возврат в палеолит, в пещерное сознание. Всё то, о чем было сказано недавно нашим замечательным современником, поэтом и просветителем Михаилом Фридманом, в его Короне сонетов «Апология Аристокла или о благе как таковом» (М. 2020). Поиски новых идей и новой, «честной идеологии» по заветам философа-логика Александра Зиновьева, и бесплодные, вялые попытки его последователей построить новое общество с более щадящим механизмом управлением.
Рой бесплотных идей рыщет в поисках веры,
Диоген с фонарём ждёт от Зевса орла.
Всё когда-то пройдёт, всё истлеет дотла:
И цари, и рабы, и слова, и манеры.
Всё бывает лишь раз, бесполезны примеры.
Жизнь была бы умней, если б только могла,
Но идёт за людьми необъятная мгла —
Та, которая днём наполняет пещеры…
Утрата смысла жизни и жертвенного альтруизма, зооморализм и деградация, социальный паралич и психопатическое безволие — возврат в пещеру антропофагов неизбежен:
Для чего умирать, если не для примера!
Что посеешь — взойдет, что оставишь — увы,
Не взойдёт никогда: все кто правы, мертвы,
Бог под маской жреца — агнец в шкуре пантеры.
………………………………………………………………………………..
Из пещеры пришли и вернёмся в пещеру,
Чтобы за день сносить тридцать три головы…
(Михаил Фридман)
Великий Исход, возврат человечества за занавес Тьмы по законам Воздаяния и Возмездия, продолжается у нас на глазах. Увы, великие учителя нравственности Афинской республики были правы: несовершенство наше непреодолимо, и наш ад земной — вечен. Стремление трагически несовершенного человека стать «богом гор» («эль шаддай»), Пантократором, Богом Вседержителем, Всеведующим и Всемогущим, (великим кормчим, елбасы и туркмен-баши), мудрым Отцом Отечества, Отцом и Учителем всех народов, «всех сынов и дщерей человеческих» (2 Кор.6:18), делает несовершенство и ничтожность нашего бытия (жития) неопровержимым фактом.
За две с половиной тысяч лет ничего в человеческом сообществе не изменилось, — одни и те же понятия о счастье и несчастье и почти одна и та же жизненная позиция в зависимости от обстоятельств. Те же исторические параллели с чёрным юмором госпожи Судьбы и господина Случая, тот же миф «о вечном возращении», и те же грёзы о совершенном Человеке. И здесь нам уже никто не поможет, «ни бог, ни царь и не герой», ибо таковых, настоящих и легендарных демиургов, сегодня, кроме «земных божеств» и политических монстров, у нас нет. У нас много тех, кто мечтает в полнолуние пройтись по лунной дорожке с Иисусом из Назарета, перед ужином побеседовать с Сократом и прогуляться с Пушкиным по Летнему саду, кто любит
….о Сократе рассуждать,
о методах веденья диалогов,
но я скажу, не подводя итогов:
«Нам нового Сократа ждать и ждать…»
(Марк Полыковский)
Кто они для нас сегодня, эти древнегреческие философы и учёные, герои стихотворной книги-хрестоматии Марка Полыковского? Светочи Понимания и Знания, стоявшие у начала начал становления прикладных наук на базе ранней древнегреческой натурфилософии досократовского периода. Авторы глубоких диалектических идей и смелых трактовок природы человека, предтечи наурфилософии эпохи Возрождения, просветительской мысли и классической философии эпохи Просвещения, с её концепциями «естественного человека», естественного общества и естественной морали. Великие умы, учёные-философы эпохи эллинизма, изменившие мир людей, и пещерное сознание первобытного человечества, они никогдА не перестанут восхищать и удивлять собою нас.
Это они наметили человеству три основных «фронта» в современной фундаментальной науке, три экспериментальных исследовательских площадки — мир предельно огромного —саму Вселенную; мир предельно малого — Микромир (мир атомов), наконец, мир объектов «средней величины» — от капель дождя и до гигантских растений, от животных и человека до планеты Земля.
Это они, задолго до нас, начали искать Теорию Всего Сущего, искать внятное и ясное объяснение эволюции жизни и ПРИРОДЫ ПРОЦЕССОВ МЫШЛЕНИЯ. Они искали то, что мы до сих пор никак не можем найти при всех наших огромных и немыслимых научно-технических возможностях. Именно они, а не цари, вожди и полководцы, с исторической точки зрения являются настоящими героями всего человечества.
Кто мы в глазах этих гигантов научной мысли и великих учителей нравственности? Кто мы сейчас для них, наблюдающих за нами из-за черного Занавеса Тьмы? Кто мы нынче в этом мире? Беспамятные и неблагодарные баламуты? Высокомерные и ничтожные в своей гордыне потомки, не оправдавшие надежд своих великих предков? Вертопрахи и расточители накопленных тЫсячелетиями богатств? Или бережливые и рачительные хозяева? Нынче мы — потребители или Созидатели? Осквернители отеческих могил и мемориалов, или хранители человеческой Памяти и богатого жизненного опыта? Кто мы нынче в этом мире? Люди нового мира и нового времени, или люди «старорежимные», представители Просвещённого консерватизма, ностальгирующие по благодати имперского рабства и по «свободной лояльности»? Нынче мы — герои своего времени, или — просто его жертвы, «живой товар» и «пушечное мясо»?
Вопросы, скажем риторические, но и не праздные. Ответ на них был дан давно, ещё во времена доисторические, когда у некоторых людей находилось время и желание отыскать всему начало в этом мире, чтобы самим многое понять и это мучительно и трудно понятое объяснить другим.
На основе древних истин и в результате долгого пути очеловечивания и совершенства получилось так, что человек стал врагом самому себе как историческому виду. Увы, это так. И надо иметь мужество, чтобы это признать и с этим согласиться. Нынче все мы — жертвы и палачи, пожирающее всё живое в этом мире. Мы, дети Крона, стали все отцеубийцами. «Нынче мы — человек, умерщвляющий время!» (Михаил Фридман)
* Эта статья была написана за год до выхода в свет книги Марка Полыковского в Израиле в издательстве "Книга Сефер". Так иногда бывает в наше время, когда рецензии пишутся по рукописям (которые не горят), но зато часто исчезают насовсем в селевых потоках Времени.
Использованная литература:
1.Марк Полыковский. Древние греки — не боги, человеки. От Фалеса Милетского до Диофанта Александрийского. — Ашдод, 2021.
2. Кун Н.А. «Мифы древней Греции»
3.Коровкин Ф.П. «История древнего мира». для 5-6 классов средней школы. М.1957
4. Апостолов Анатолий. Математическое стиховедение. Сергей Бобров + Андрей Колмогоров + Алексей Маркушевич – уникальное трио научного творчества. // журнал «Российский колокол», №7-8, Московская городская организация Союза писателей Росси, М.; 2015, с.91-129..
5. Фридман Михаил. Апология Аристокла или о благе как таковом: Диалоги. Издательство Перо, 2020.-224 с.
6. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: 1976.
7. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.,1977; его же, Античная мифология в её историческом развитии. М.,1957.
8. Бертран Рассел. История западной философии. М.:2009.
9. Бим-Бад Б.М. Философская антропология.// Педагогическая антропология. М., Издательство УРАО, 1998, СС.126-151 –Педагогика и общественное сознание: наука и философия.
10. Платон. Аристотель. Пайдейя: Восхождение к доблести./ Сост. И отв. ред. Г.Б.Корнетов - М.: Издательство УРАО.2003, СС.11-55. –Учителя человечества.
25.01.2022, Татьянин День
Свидетельство о публикации №222020400427