Стихи о совершенных человеках

                СТИХИ  О СОВЕРШЕННЫХ  ЧЕЛОВЕКАХ*

(Марк Полыковский. Древние греки — не боги, человеки. От Фалеса  Милетского до Диофанта  Александрийского. —  Израиль,  Издательство "Книга Сефер", 2023)

   Давно известно, что между мифом и  современной наукой пролегает  временная пропасть  как минимум в  30-40  тысяч лет.  Через эту неимоверно глубокую,  и  широкую пропасть  протянуты незримые и прочные нити  своеобразного  логического, психологического  мифологического мышления и  пещерного наивного донаучного способа познания самого  себя и окружающего нас  мира.   И не потому ли многим из нас,  ещё в детстве, в школе  и  вузе,   в   ранней юности и зрелости,  всегда была  близка античная  мифология и древнегреческая натурфилософия?
      Ведь, по сути,  она являлась    магическим кристаллом  Радости  Познания и     Легенды о совершенном  Человеке,   навсегда осталась  для многих поколений людей   волшебной и сказочная прелюдией к истории науки и научных знаний.
     О специфике первобытного мифологического мышления и о его своеобразной интеллектуальной логике  писали многие  учёные — крупнейший специалист  по античной мифологии  А.Ф.Лосев, французские этнологи  Леви Брюль и Леви-Строс, немецкий философ Э.Кассирер и швейцарский учёный  Карл Юнг. В мифе, по их мнению,  идеальное и косное  (натуральное)  неразделимы, общая идея совпадает с чувственными образами и пробуждает   мысль, которая в свою очередь в процессе поиска Истины  порождает   интуицию и догадку.
     Сквозь призму мистической партиципации (Partizipation — нем.) во всей своей  красе проявился  исходный интеллектуальный смысл  своеобразных,  мифологических мыслительных   и  практических познавательных  операций. Не будем забывать, что  медицина и химия, все точные науки, математика и физика микро и макромира, —  все  ведут своё начало  из антропогонических  и космогоническим мифов.  Мифы о происхождении   мира и вселенной породили Логос,  магические символы и счёт (математику и астрологию). Мифы о культурных героях и «земных божествах» породили историю и хронологию, летописаниме  и политику, книги чисел и книги царств. Высшая мифология  в своей синкретической природе  сыграла  значительную роль  в генезисе  научных представлений  о времени-пространстве, о смысле жизни и смысле истории, о политической идеологии и  о природе  человеческого  сознания.
        Эту революцию  интеллекта в  дремотном человеческом  сознании  хорошо отразила история  науки и культуры древней Греции.  Именно тогда, 25 веков назад, случилось это чудо из чудес на одном из семи первых «интеллектуальных пятен» на планете, в демократических  рабовладельческих    Афинах, где многочисленные   боги, культурные герои и демиурги  волшебным образом породили на земле   древнегреческую натурфилософию и  пайдею — науку  о воспитании человека  человеком, о «восхождении к доблести» воспитуемого  младенчика. 
       Удивительно, но факт — безрассудные, бесчестные и бесстыдные, порой преступные, умышленные и неумышленные,  поступки  богов и богинь являлись  поводом для разработки социумом  нравственных законов, основных правил этики и морали.    Религия не  помешала значительной части свободных афинских  граждан  заниматься наукой,  не только прикладной  математикой  и геометрией, — но и физикой, астрономией, философией,   «многобожная идеология» не вмешивалась в жизнь народа и государства и не душила любую дерзкую  гуманитарную и научную мысль. Боги не навязывали людям свою идеологию и свой  божественный образ жизни.  Они, согласно учению  Эпикура,       в основном,   заняты только своими божьими делами, а дела человеческие их никогда  не волновали. Одним словом, какие боги  во дворце, такие времена и люди по городам и весям.   Не было  в ту пору  на  земле  лютых и свирепых «земных божеств», монстров власти  в лице обычных граждан, а было множество   славных и мудрых мужей, носителей уникальных знаний и учителей нравственности, светильников  Разума, ставших на все времена гордостью всего человечества.  Именно о  них, о   гениальных,  замечательных и уникальных людях  древности, рассказывает нам  в доступной и понятной,  лёгкой стихотворной форме маленькая  книга-хрестоматия по древнегреческой натурфилософии Марка Полыковского «Древние греки — не боги, человеки». ( Израиль, Издательство "Книга Сефер", 2023)
         В ней 27 стихотворных персоналий, 27 знаковых имён древнего мира, условные портреты тех мыслителей и ученых, без которых невозможно сегодня представить стремительное, но, увы,  односторонне искривлённое, прерывистое   развитие  нашей цивилизации.  По сути, в  книжку  М. Полыковского заключена   вся краткая история древнегреческой натурфилософии в стихах. Это не только поэтическая хрестоматия по истории  древнего мира, это ещё и  «памятная книжка», читая  которую, поневоле вспоминаешь  полузабытую  школьную (и вузовскую) программу — закон Арихимеда и теорему Пифагора, решето Эратосфена  и пятый постулат Эвклида. Вспоминаешь кроме  теоремы Фалеса и формулы Герона,  также и  апологию Аристокла, наставления и поучения учителей нравственности — Сократа, Аристотеля и Платона, идеи первых атомистов Левкиппа и Демокрита, многие гениальные научные догадки  и открытия тех других великих греков,  которые в книжку стихотворных персоналий  Марка Полыковского не вошли. 
      Читателя подкупает  глубоко продуманная языковая концепция автора, помогающая ему адаптировать особый язык высшей философии, социолологии  и  математики для массового читателя,  восхищает его   талант говорить о весьма сложных и  непонятных вещах  просто и понятно, живо, логично и убедительно. Язык  Марка Полыковского — язык поэта  и ученого, для творчества которого характерна убеждённость в единстве математики и философии,  естествознания и искусства, лингвистики  и архитектуры. Его  поэтический язык метафоричен, зрим, местами ироничен с едва заметной долей здорового скептицизма, он полон ярких  образов и метафор.
    Все тексты-персоналии написаны поэтом Марком Полыковским  на высоком  творческом подъёме   в духе «математического стиховедения»  поэта и математика  Сергея Боброва (1889-1971),  великого математика Андрея Колмогорова (1903-87) и выдающегося математика, историка науки и педагога Алексея Маркушевича (1908-79). По их твёрдому убеждению именно «математическое стиховедение» является  самым трудным разделом теории русской изящной словесности, но  именно оно (вкупе с научным анализом и логическим интеллектом) помогает  нам  найти  волшебную, сакральную  дверь в Запретный Мир, чтобы  там,    в поисках универсальной  Теории  Всего, изучить хотя бы бегло и общо  механизмы и природу подсознательной (научной, творческой)  деятельности  человека. Не будем забывать, что  физика  света, физика макро (космоса) и микромира (атомного ядра), теории времени-пространства и «гармонии трёх  миров» волновала не только  древние умы, греческих поэтов и философов, но и поэтов Серебряного века, футуристов и эгофутуристов, акмеистов и имажинистов:
     Могучий и громадный, далёк астральный лад.
     Ты ищещь объясненья —   познай  атомосклад
                (Велемир Хлебников)
    Среди самых  удачных стихотворных персоналий Марка Полыковского  можно особо выделить  его стихи об угрюмом скептике и диалектике   Гераклите Эфесском (544-483 до н.э.) и  атомисте Левкиппе  Милетском (500-440 до н.э.).  Хорош его   элегический сонет   о  философе-кинике  Диогене Синопском (412-323 до н.э.) и    элегия   об основоположнике естествознания  Аристотеле Стагирите (384-322 до н.э.). Стихотворение   о метафизике, детерминисте и материалисте  Эпикуре Самосском  (341-270 до  р.э.). Благородны и изящны по своему стилю, строю  и форме стихи-персоналии    об отце акустики и механики, о «царе учёных» Арихите Тарентском  (435-350 до н.э.),  о создателе первых автоматов по продаже священной воды, первого пожарного насоса и паровой турбины — аэолипила Героне Александрийском (10-75 н.э.).
      Книга  Марка Полыковского — это,  скорее, книга для  доброго и полезного чтения, причём  книга яркая и наглядная, увлекательная и поучительная.    
     Как известно политическая история  с её главными героями —политическими баламутами,  провокаторами и шулерами, ничему доброму и хорошему  не учит, ибо  в ней много ложных постулатов, в ней множество  обманчивых и обманывающих знаний. Всемирная история учит, но только  тех, кто желает  и умеет   у неё учиться.  Учит по-настоящему только история науки —  история  проблем, озарений и прозрений, научных достижений и провалов, поисков и заблуждений, надежд и  разочарований. Глубокое уважение  к людям и прошлому, к культурным традициям  и национальному наследию  даёт человеку история  искусства, наук, ремёсел, теории. В ходе постижения  этой истории знания о законах  мира и познания, предстают перед нами как бы в замедленной  киносъёмке  и раскрывают драму людей и идей, причины великих успехов и великих поражений  человечества  в отвоёвывании тайн  у незнаемого и  непознанного.
       Книга  Марка Полыковского  —  своеобразное оригинальное  «воспоминание о будущем», поэтическая учебная  книжка  для ума  и сердца, Книга благодарной Памяти   о «безумцах мира», воспетых Жан Жаком Беранже,  об авторах  немыслимых  идей и смелых гипотез, без которых было бы  невозможно самообразование и   саморазвитие человека.
       Эта книга предназначена для любознательных и пытливых людей  рано раненых Истиной и до  конца   жизни очарованных культурой  и наукой древней Греции. Причины такого очарования и пристального, жгучего интереса к «золотому веку» человечества наших современников, людей XXI века,   вполне понятны.
        На наших глазах и на глазах трёх поколений людей,   рушился миф о самом справедливом на земле коммунистическом обществе,  и  умирала   в душах вечно живая  Легенда о совершенном Человеке. Всё самое лучшее и светлое в этой земной жизни оставалось в далёком  прошлом и никоим  образом  не обещало  повториться. «Миф о вечном возращении» Мирче Элиаде для нас, не поверивших в благодать,  навсегда остался мифом.   Но зато у  каждого из нас, детей Войны и  детей Беды, кроме скучного школьного учебника, была своя первая и самая интересная книга по всемирной истории, с которой и начался этот наш перманентный, жгучий    интерес к своему прошлому, далёкому и близкому. У каждого из нас был свой Кун и Керам, Брестэд и Тахо-Годи, Лурье и Лосев, Альтман и Зелинский. У каждого из нас были свои любимые культурные герои и демиурги, и все они были для   нас по-своему  прекрасны и совершенны. И у каждого из нас  был свой любимый драматург и поэт, оратор и философ — свой Апулей и Цицерон, Анаксагор и Аристокл, Овидий и Софокл. 
       В этом отношении иллюстрированная  «стихотворная хрестоматия» Марка Полыковского является  для нас  неким «гуманитарным мостиком» из прошлого в настоящее, такой  своеобразной телеграфной лентой  со скупой и сжатой информацией  о самом главном и насущном, что изначально волновало человека умелого (Homo erectus) и человека разумного (Homo sapiens).         
       Все они, великие греки, в той или иной форме оставили нам великое наследство  в области наук о мире и науки о  самом человеке.  Актуальны до сих пор   призывы Левкиппа  Милетского  о сохранении  культуры исторической памяти, о пользе наставничества и ученичества:
             Учитель, воспитай ученика,
             Чтоб было,  у кого потом учиться…
             Читатели, всмотритесь в эти лица,
             Дошедшие  до  нас издалека!
      Сегодня для нас, переживших марксизмы-ленинизмы,  словесный бред  косноязычных политических животных,    одинаково ценны   как софизмы  Зенона Элейского, касающиеся дискретности, непрерывности и относительности (Исаака Ньютона), так и   рассуждения  Демокрита Абдерского о том,  как стать счастливым:
           Путь к счастью труден — и предельно прост,
        Преодолеть его способен  лишь мудрец
        Зло абсолютное — всего лишь миф,
        И если ты пытлив, к тому ж сметлив, —
        Увянет зло, страданиям конец.
        Да, счастлив тот, кто знаньем увлечён,
        Кому познанье ближе, чем признанье,
        Ему в трудах  не нужно состраданье,
        Он  любомудром  будет  наречён.
        Их познания о мире  для того времени настолько велики и глубоки, что до сих пор достойны нашего глубокого восхищения и  признательного уважения. Удивительны их  настойчивые поиски  идеального (справедливого, гармоничного)    социума и понятно их глубокое  отчаяние от  безрезультатных поисков  совершенного Человека: «Уйдите прочь! Я  Человека звал, а не вас, мерзавцев!» (Диоген Синопский).
     Читая эту книгу, приходишь к выводу, что  некоторые из древних греков  в ней упомянутых, задолго до теософа  Гермеса Трисмегиста  и  астролога Мишеля Нострадамуса    предсказали наше горькое настоящее и наше  безнадёжное  будущее —  гибель    цивилизации.  О том, что все признаки этого  трагического конца налицо, что они  почти такие же, как и накануне гибели афинской цивилизации, мы узнаём из стихотворения о    Диофанте Александрийском, где врагом афинской демократии   выступает Римская империя, где царят «земные  божества»   мания величия и культ личности:
            Где свои Лукреции,
            И, конечно же, свои концепции
            Преходящего и нетленного,
            Основного, второстепенного.
            Там всё больше в чести  ораторы,
            Всюду скульпторы, императоры,
            Но никак  не основы алгебры.
         У нас сегодня в мире и в стране  происходит и обретается то же самое, что и было  две тысячи лет назад, что было при Сократе и Аристотеле, все те же самые предсмертные признаки неминуемой гибели нашей цивилизации —  спад, стагнация, разложение, вырождение и одичание, возврат  в  палеолит, в пещерное сознание. Всё то, о чем было сказано недавно нашим замечательным современником, поэтом и просветителем  Михаилом Фридманом, в его Короне сонетов «Апология Аристокла или о благе как таковом» (М. 2020).  Поиски новых идей и новой, «честной идеологии» по заветам  философа-логика Александра Зиновьева,  и бесплодные, вялые попытки  его  последователей построить новое общество с более  щадящим  механизмом  управлением.
            Рой бесплотных идей рыщет в поисках веры,
         Диоген с фонарём ждёт от Зевса орла.
         Всё когда-то пройдёт, всё истлеет дотла:
         И цари, и рабы,  и слова, и манеры.
         Всё бывает лишь раз, бесполезны примеры.
         Жизнь была бы умней, если б только могла,
         Но идёт за людьми необъятная мгла —
         Та, которая днём наполняет пещеры…
     Утрата смысла  жизни и жертвенного альтруизма, зооморализм и деградация, социальный паралич и  психопатическое безволие — возврат  в пещеру антропофагов неизбежен:
           Для  чего умирать, если не для примера!
        Что посеешь — взойдет, что оставишь — увы,
        Не взойдёт никогда: все кто правы, мертвы,
        Бог под маской жреца — агнец в шкуре пантеры.
        ………………………………………………………………………………..
        Из пещеры пришли и вернёмся  в пещеру,
        Чтобы за  день сносить тридцать три головы…
                (Михаил     Фридман)
       Великий  Исход, возврат человечества за занавес Тьмы по законам Воздаяния и Возмездия,  продолжается  у нас на   глазах. Увы, великие учителя нравственности Афинской республики  были правы:  несовершенство наше непреодолимо,  и наш  ад земной  —   вечен.   Стремление  трагически несовершенного человека стать «богом гор» («эль шаддай»), Пантократором, Богом Вседержителем, Всеведующим  и Всемогущим, (великим кормчим,  елбасы и туркмен-баши), мудрым  Отцом Отечества,  Отцом и Учителем  всех народов, «всех сынов и дщерей  человеческих» (2 Кор.6:18),   делает  несовершенство и ничтожность нашего бытия (жития) неопровержимым фактом.
     За две с половиной тысяч  лет ничего в человеческом сообществе не изменилось, — одни и те же понятия о счастье и несчастье и почти одна и та же жизненная позиция  в зависимости от обстоятельств. Те  же исторические параллели с чёрным юмором госпожи  Судьбы и господина Случая, тот же миф «о вечном возращении»,   и те же грёзы   о совершенном Человеке.  И здесь  нам  уже  никто не поможет, «ни бог, ни царь и не герой», ибо таковых, настоящих и легендарных демиургов, сегодня, кроме   «земных божеств» и политических монстров, у нас нет.  У нас много тех, кто  мечтает  в  полнолуние  пройтись по лунной  дорожке  с Иисусом  из Назарета,  перед  ужином   побеседовать  с Сократом и прогуляться  с Пушкиным по Летнему саду, кто любит
    ….о Сократе рассуждать,
    о методах веденья диалогов,
    но я скажу, не подводя итогов:
    «Нам нового Сократа ждать и ждать…»
                (Марк Полыковский)
       Кто они для нас сегодня, эти  древнегреческие  философы и учёные, герои стихотворной книги-хрестоматии Марка Полыковского?  Светочи Понимания и Знания, стоявшие у начала начал становления прикладных  наук  на базе ранней древнегреческой натурфилософии досократовского периода. Авторы глубоких диалектических идей и смелых трактовок природы человека,  предтечи наурфилософии эпохи Возрождения, просветительской  мысли и классической философии   эпохи Просвещения, с её концепциями «естественного человека», естественного общества и естественной морали. Великие умы, учёные-философы эпохи эллинизма, изменившие мир людей, и пещерное сознание  первобытного  человечества, они  никогдА не перестанут восхищать и удивлять собою нас. 
      Это они  наметили  человеству  три основных  «фронта» в современной фундаментальной науке, три экспериментальных исследовательских площадки —  мир предельно огромного —саму Вселенную; мир предельно малого — Микромир (мир атомов), наконец, мир объектов «средней величины» — от  капель дождя и до гигантских растений, от животных и человека до планеты Земля.
      Это они, задолго до нас, начали искать  Теорию Всего Сущего, искать внятное и ясное   объяснение эволюции жизни и ПРИРОДЫ ПРОЦЕССОВ  МЫШЛЕНИЯ. Они искали то, что мы до сих пор никак не можем найти при всех наших огромных и немыслимых научно-технических возможностях. Именно они, а не цари, вожди  и полководцы, с исторической точки зрения являются настоящими героями всего человечества.
       Кто мы в глазах этих гигантов научной мысли и великих учителей нравственности? Кто мы сейчас  для них, наблюдающих за нами  из-за черного Занавеса Тьмы?  Кто мы нынче в этом мире? Беспамятные и неблагодарные баламуты? Высокомерные и ничтожные в своей гордыне потомки, не оправдавшие надежд своих великих предков? Вертопрахи и расточители накопленных тЫсячелетиями  богатств? Или бережливые и рачительные  хозяева? Нынче мы — потребители или Созидатели? Осквернители отеческих  могил и мемориалов,  или хранители человеческой Памяти и богатого жизненного опыта? Кто мы  нынче в этом мире? Люди нового  мира и нового времени, или люди «старорежимные», представители  Просвещённого консерватизма, ностальгирующие по благодати  имперского рабства и  по «свободной лояльности»? Нынче  мы — герои своего  времени, или —  просто  его жертвы, «живой товар» и  «пушечное мясо»?         
      Вопросы, скажем риторические, но и не праздные.  Ответ на них был дан давно, ещё во времена  доисторические, когда у некоторых людей  находилось время и желание  отыскать всему начало в этом мире, чтобы самим  многое понять и  это мучительно и трудно  понятое объяснить другим. 
       На основе  древних   истин и в результате  долгого пути очеловечивания и совершенства  получилось так, что  человек стал врагом самому себе как историческому виду. Увы,  это так.  И надо иметь мужество, чтобы это признать и с этим согласиться.  Нынче  все  мы — жертвы и палачи, пожирающее всё живое  в этом мире. Мы, дети Крона, стали  все отцеубийцами. «Нынче мы — человек, умерщвляющий  время!» (Михаил Фридман) 
  
* Эта статья была написана за год до выхода в свет книги Марка Полыковского в  Израиле в издательстве "Книга  Сефер".  Так иногда бывает  в наше время, когда рецензии пишутся  по рукописям (которые не горят), но зато часто исчезают насовсем   в селевых потоках Времени.

Использованная литература:
 1.Марк Полыковский. Древние греки — не боги, человеки. От Фалеса  Милетского до Диофанта  Александрийского. — Ашдод, 2021.
 2. Кун Н.А.  «Мифы древней Греции»
 3.Коровкин Ф.П. «История древнего мира». для 5-6 классов средней школы. М.1957
 4. Апостолов Анатолий. Математическое стиховедение. Сергей Бобров + Андрей Колмогоров + Алексей Маркушевич – уникальное  трио научного  творчества. // журнал «Российский колокол», №7-8, Московская городская организация Союза писателей Росси, М.; 2015, с.91-129..
 5. Фридман Михаил. Апология Аристокла или о благе как таковом: Диалоги. Издательство Перо, 2020.-224 с.
6.  Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: 1976.
7. Лосев А.Ф. Античная  философия  истории. М.,1977; его же, Античная мифология в её историческом развитии. М.,1957.
8. Бертран  Рассел. История западной философии. М.:2009.
9. Бим-Бад Б.М. Философская антропология.//  Педагогическая антропология. М., Издательство  УРАО, 1998, СС.126-151 –Педагогика и общественное сознание: наука и философия.
10. Платон. Аристотель. Пайдейя: Восхождение к доблести./ Сост. И отв. ред. Г.Б.Корнетов -  М.: Издательство УРАО.2003, СС.11-55. –Учителя  человечества.

   25.01.2022,  Татьянин День
             


Рецензии