ЕГО Борьба 9

                Лидеры и политические партии.
           (Краткий реферат. Седьмой класс средней школы).

            Политическая партия — объединённая группа людей, ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

           Отличительными признаками политической партии являются:
           - Наличие руководящих органов и партийного аппарата, в той или иной степени разветвлённой системы местных организаций;
           - Наличие программы, отражающей цели партии и средства их достижения;
           - Агитационно-пропагандистская деятельность с целью привлечения сторонников и внимания.

           Политическая партия — иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.
          Как руководители приходят в политические партии? Надо разбирать на наглядных примерах.

         1. Для начала возьмем Бенито Муссолини, который на заре политической карьеры придерживался социалистических взглядов, руководил партийной газетой «Avanti!» («Вперед!»). Прошло совсем немного времени, и в 1917 году Муссолини посетила идея создать некую политическую организацию. 21 марта в Милане он собрал бывших фронтовиков (где-то порядка шестидесяти человек) и предложил организовать «Итальянский союз борьбы» («Fasci italiani di combattimento»). Этимологически слово «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок). В Древнем Риме фасциями назывались пучки прутьев с воткнутым в них топориком. Причем здесь Древний Рим? Вождь увлечен идеей восстановления империи
Бывший яростный социалист объявил о смерти социализма как доктрины, заявив, что возродить Италию можно только на основе традиционных ценностей и при жёстком руководстве. Главными врагами Муссолини провозгласил либералов и анархистов.
Что такое итальянский фашизм? Это замена классового сознания национальным. То есть таким образом убирался элемент классовой борьбы пролетариата против всех остальных, и создавалась база для сплочения, для единения народа.
На первом этапе существования итальянского фашизма его прочно отождествляли с ленинизмом и большевизмом. Основатель политической социологии Роберт Михельс писал: «Как римская волчица вскормила близнецов Ромула и Рема, так и наступившее после войны всеобщее недовольство вскормило двух близнецов — большевизм и фашизм».


            2 пример. И. Сталин вспоминает: В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе. В 1896 — 1897 годах Сталин стоит во главе марксистских кружков семинарии. В августе 1898 года он и формально вступает в Тифлисскую организацию Российской социал - демократической рабочей партии. Сталин становится членом группы «Месаме - даси» — первой грузинской социал-демократической организации, сыгравшей в 1893—1898 годах известную положительную роль в деле распространения идей марксизма.
            Сталин писал впоследствии: Я вспоминаю 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских…. Здесь, в кругу этих товарищей, я получил тогда, первое своё боевое революционное крещение… моими первыми учителями были Тифлисские рабочие.
Занятия марксистских рабочих кружков в Тифлисе проходили по составленной Сталиным программе. 14 - 19 декабря 1898 года в Тифлисе проходит шестидневная забастовка рабочих - железнодорожников, одним из инициаторов которой был семинарист Иосиф Джугашвили. 19 апреля 1899 года Иосиф Джугашвили в Тифлисе участвует в рабочей маёвке. В семинарии, где была налажена строгая слежка за «подозрительными», начинают догадываться о нелегальной революционной работе Сталина. 29 мая 1899 года его исключают из семинарии за пропаганду марксизма. Некоторое время Сталин перебивается уроками, а затем (в декабре 1899 г.) поступает на работу в Тифлисскую физическую обсерваторию в качестве вычислителя-наблюдателя, ни на минуту не прекращая революционной деятельности.
            Уже в то время Сталин — один из самых энергичных и видных работников Тифлисской социал - демократической организации. Ленинский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» был образцом, которому неизменно следовали в своей работе Тифлисские революционные социал-демократы. Когда с декабря 1900 года начала выходить ленинская «Искра», Сталин по его словам целиком стал на её позиции, сразу же увидел в Ленине создателя настоящей марксистской партии, вождя и учителя.
В начале марта 1903 года происходит первый съезд кавказских с.-д. организаций, на котором оформляется Кавказский союз РСДРП. Сталин, находившийся в заключении, заочно избирается в состав Кавказского союзного комитета РСДРП. Сидя в тюрьме, Сталин узнаёт от приехавших со II съезда партии товарищей о серьёзнейших разногласиях между большевиками и меньшевиками. Сталин решительно становится на сторону Ленина, большевиков. Осенью 1903 года Сталина высылают на три года в Восточную Сибирь, в Балаганский уезд, Иркутской губернии, где он вскоре получает письмо от Ленина. После возвращения из первой ссылки партийная работа Сталина проходит под флагом ожесточённой борьбы с меньшевизмом. Сталин — член Кавказского союзного комитета РСДРП,


            3.
            "Одним вечером оказался я в помещении мюнхенской пивной "Штернэкке", приобретшей впоследствии историческое значение".

            (Если и есть в биографии А. Гитлера симпатичная черта, то это только его посиделки в пивных заведениях).

           В комнате я нашел 20-25 человек, все они явно принадлежали к низшим слоям населения. Впечатление было неопределенное. Самое обыкновенное собраньице, как и многие собрания в этот период. Ведь мы как раз переживали тогда то время, когда почти каждый чувствовал в себе призвание образовать какую-нибудь новую партию. Людей, недовольных старыми партиями и потерявших доверие к ним, было больше чем достаточно.
В конце собрания ко мне подбежал один из слушателей, назвал свою фамилию (которой я кстати не смог расслышать) и сунул мне в руку какую-то книжонку, по-видимому, политическую брошюру, прося меня самым настоятельным образом, чтобы я на досуге прочитал эту вещь.
За одну ночь я прочитал брошюру и в течение следующего дня еще несколько раз вспомнил содержание прочитанного. Затем я стал уже было забывать о брошюре, как вдруг через несколько дней получил открытку, в которой мне сообщали что я принят в члены «немецкой рабочей партии». В открытке меня просили сообщить, как отнесусь я к этому, и с этой целью приглашали на ближайшее собрание комитета партии, которое должно состояться в ближайшую среду.
Конечно я был немало удивлен таким способом «вербовки» членов в новую партию и сначала не знал, досадовать или смеяться по этому поводу.
           Я совсем было уже собрался поспать письменный ответ этим господам, но тут победило любопытство, и я решил в назначенный день все-таки пойти на собрание, чтобы изложить устно мои мотивы.
Наступила среда. Собрание назначено было в пивной "Розенбад" на Хернштрассе - очень бедный трактирчик, в который редко кто-либо забредал.
           Пройдя через плохо освещенную столовую, в которой не было ни одной живой души, я нашел боковую дверь и вошел в комнатку, где должно было происходить «заседание». При плохом освещении испорченной газовой лампы за столом сидело 4 молодых человека, в том числе и знакомый мне автор брошюры, который тотчас же радостно приветствовал меня, произнеся несколько теплых слов в честь нового члена «немецкой рабочей партии».
           Председателем всей партии «в общегосударственном масштабе» был господин Харер, мюнхенским председателем был Антон Дрекслер.
Сначала высокое собрание приступило к чтению протокола предшествовавшего заседания. По прочтении вынесли вотум доверия секретарю. Затем перешли к заслушиванию денежного отчета. В кассе ферейна, как выяснилось, было ровным счетом 7 марок и 50 пфеннигов. Заслушав отчет, опять вынесли единогласный вотум доверия кассиру. Все это с серьезным видом заносилось в протокол. Затем первый председатель огласил составленные им ответы на три письма из Киля, Дюссельдорфа и Берлина. Присутствовавшие выразили полное одобрение председателю. Затем приступили к оглашению поступивших новых писем, это были уже известные нам письма из Берлина. Дюссельдорфа и Киля, по одному из каждого города. Содержание писем с удовлетворением было принято к сведению. Один из ораторов произнес пространную речь о том, что письма эти явно доказывают, как быстро растут связи "немецкой рабочей партии". После этого - приступили к продолжительному обмену мнений о том, как вообще надлежит отвечать на подобные письма.
Ужасно, ужасно! Это была кружковщина самого худшего вида. И вот в этакий клуб приглашали меня вступить членом. Далее перешли к вопросу о приеме новых членов, другими словами к уловлению моей высокой персоны.
Чувства этих людей были знакомы мне. Это было страстное стремление найти новые формы такого движения, которое представляло бы собою нечто большее, нежели партия в старом смысле слова.
          Мне предстояло решить самый трудный вопрос в моей жизни: вступать или не вступать в этот союз. Много раз перебирал я в своем уме все за и против. Заняться политической деятельностью я решил уже давным-давно. Что эту деятельность я должен начать в рядах нового движения, тоже было вполне ясно для меня. Не хватало только внешнего толчка. Теперь сама судьба подавала мне знак. Ни к одной из существующих больших партий я все равно не примкнул бы - мотивы я изложу подробнее ниже. Теперь передо мною была крошечная организация несколько смешного характера, но в моих глазах она имела то преимущество, что она еще не окостенела как «организация», а потому и представляла арену для действительно свободной деятельности отдельного лица. Тут как будто открывалась действительная возможность работать. И чем слабей было это движение, тем легче было направить его на верный путь. Тут можно было еще дать движению правильное содержание и верные цели - о чем не могло быть и речи применительно к уже существующим старым большим партиям.
           Чем пристальнее я думал о «немецкой рабочей партии», тем больше росло во мне убеждение, что, пожалуй, именно из недр такого вначале маленького движения как раз и вырастает национальный подъем. Во всяком случае мне было ясно, что дело возрождения нации не может быть начато теми парламентскими политическими партиями, которые целиком еще находятся во власти старых представлений или даже прямо стали на почву нового преступного режима. Для меня было ясно, что наше дело - провозгласить новое миросозерцание, а не выкинуть новый избирательный пароль.
Невероятно тяжело было мне принять решение. От простого намерения до превращения его в действительность - дистанция огромного размера.
Какие собственно данные были у меня лично, чтобы взять на себя такую грандиозную задачу?
Что я был беден и не имел никаких средств - это было еще с полбеды. Хуже было то, что я не имел никакого имени, что я принадлежал к числу миллионов тех безымянных людей, чье рождение и смерть проходят незаметно даже для ближайшей среды. Прибавьте к этому еще те трудности, которые вытекали из недостатка школьного образования.
После двух дней тяжких колебаний и размышлений я наконец пришел к твердому убеждению, что надо решиться на этот шаг.
           Это было самое важное решение в моей жизни.
Ни о каком отступлении назад конечно не было и не могло быть речи.
            Я сделал заявление, что готов вступить в члены «немецкой рабочей партии» и получил временный членский билет - номер седьмой.


            4.
            Примерно в это время был создан СССР, а седьмым в официальном списке членов союзного Политбюро ЦК ВКПб числился Лазарь Моисеевич Каганович.
           Он вспоминает: Мой старший брат Михаил приехал в деревню из города Иванкова, где он уже работал рабочим-металлистом и приобщился к политике, крестьяне обращались к нему с вопросами: «Расскажи нам, Михаль, що робыться на свити?». Михаил им рассказал про голод, про безработицу, про кризис в промышленности, про выступления рабочих, а в отдельных губерниях — и крестьян. Одним словом, сказал он в заключение, народ недоволен помещиками, капиталистами и их властью. Из осторожности он пока царя не упоминал. Никаких организованных высказываний не было, но по группам обсуждали беспокойно и остро: «Мабуть, дийсно поганэ дило в государстви». А один, который числился в чудаках, взял да и сказал: «Кажуть, що царь у нас якыйсь нэ дуже розумный, чи прыдуркуватый».
Помню, когда Михаил говорил о рабочем классе, о том, что онорганизованно подымается на революционную борьбу против царской власти, что есть у него уже настоящая партия, крестьяне говорили: «Дай им Бог здоровья и смилости».
Вступив в ряды Российской социал-демократической рабочей партии большевиков, Михаил встал под знамена Ленина, проявив себя как бесстрашный революционер — участник революции 1905-1907 годов. Он был страстным агитатором среди рабочих и крестьян, борцом против царизма и капитализма, за интернационализм, против еврейского национализма и черносотенных погромщиков.
Надо подчеркнуть, что Михаил первый занес в нашу семью и в деревню Кабаны идеи революции и социализма. Лично на меня его революционное влияние началось, еще когда я был мальчиком, в периоды его приездов в деревню. Заметив мою любознательность и особый интерес к тому, что делается в городе и, в частности, что такое забастовка, что такое партия, революция и так далее, он старался отвечать на мои вопросы. Но по мере моего роста этих моих вопросов было так много, что он, посмеиваясь, мне раз сказал: «Ты слишком много хочешь сразу узнать, мне и самому не так легко тебе на все твои вопросы ответить». Но мне помогло то, что к нам, то есть к Михаилу, приехал его знакомый по Киеву, тоже гостивший у родителей в селе Ильинцы, который называл себя то анархистом, то эсером. Он был полуинтеллигентом и говорил складно, но когда развернулся спор между ним и братом, то Михаил более просто, доходчиво, по-рабочему разбивал его хитроумные положения.
С 1911 года у меня давно созрело твердое желание и готовность вступить в партию. Мои молодые товарищи уполномочили меня доложить об этом их заявлении группе старых большевиков и просить их помощи в райкоме партии. При первом же моем посещении группы старых большевиков я доложил о просьбе членов молодежного кружка, в том числе, конечно, и моей личной просьбе, помочь вступлению в партию. Все товарищи горячо приветствовали и говорили, что пора мне быть в партии и они все охотно дадут мне рекомендацию. При этом они мне сказали, что «чохом», сразу принять всех членов кружка нельзя. Сначала райком партии примет тебя, Кагановича Лазаря, руководителя кружка, а потом персонально будут рассматривать заявления каждого в отдельности. Вскоре, в августе 1911 года, я без задержки был принят Подольским районным комитетом партии в ряды Киевской организации Российской социал-демократической партии — ныне Коммунистической партии Советского Союза.

            Таким образом, существует четыре основных пути становления руководителей политических партий:
          1. Идейный. Лидер имеет убеждения (или не имеет убеждений, но имеет харизму), провозглашает свою идею, сам создает партию;
          2. Деятельный. Лидер осуществляет некие действия в соответствии со своими убеждениями, потом узнает, что его убеждения разделяет политическая партия, будущий вождь вступает в ее ряды;
          3. Так и назовем "Третий путь". Ни будущий вождь, ни партийная организация не имеют твердых убеждений, ни явно выраженных намерений, но чувствуют желание изменить ситуацию в стране, а существующие политические силы их по той или иной причине не устаивают.
          4. Служебный. Здесь в отличие от первого варианта первична политическая партия, которая вовлекает в свою деятельность новых сторонников, один из которых становится впоследствии членом высшего руководящего органа данной партии.

            Всего четыре пути. Но это для бурной политической жизни государства, при условии наличия в обществе мысли, интеллекта, при поиске идей.

            В странах, где общественно-политическая мысль либо скудна, либо имитационна существует иная классификация дорог вождя к посту главы политической силы.
            1. Традиционная. Например, в США есть штаты всегда голосующие за республиканцев (Техас) или за демократов (Калифорния). Таким образом, выбор партии для кандидата в лидеры определяется традицией. Аналогичная ситуация в Великобритании, где происхождение (аристократическое) политического деятеля предопределяет склонность к консервативной партии.

            2. Наследственная. Тут просто. Лидерство в партии "Баас" перешло от Хафеза Асада к его сыну Баширу Асаду. Жана ле Пена во французком "Национальном фронте" сменила дочь. Трудовую партию КНДР возглавляет внук основателя партии. Естественно, после сына основателя, то есть третье поколение уже (В США нужно озаботиьтся этим и избирать президентом Дженну Буш - дочь Буша младшего).

             3. Номенклатурная. То есть вступление в партию по должности. В 90-е В. Путин вступает в партию «Наш дом-Россия» (партия власти, один из ее членов В. Рыжков был вице-спикером Госдумы, Черномырдин - премьер). Вступает в силу того, что он занимал должность заместителя мэра Санкт-Петербурга. Ему было поручено способствовать к проведению в федеральный парламент жены непосредственного начальника.
            В нулевые годы номенклатурным путем пополнялась партия "Единая Россия". В настоящее время "Единая Россия" дефиниции политической партии, конечно, не соответствует, как и в свое время КПСС.
            В этой связи можно выделить и четвертый путь в партию в период политической стагнации - корыстный. Но дело в том, что при такой мотивации новый член политической силы никогда не станет вождем, настоящим лидером. Или подобно Горбачеву станет руководителем структуры, которая не является политической партией в ее правоприменительном контексте - КПСС имело весьма неопределенную цель, не видело средств ее достижения, за власть, в отличии от своего предшественника ВКПб, уже не боролась. Да и добровольность участия человека в компартии тоже сомнительна.

            Резюмируя. Период политической реакции рано или поздно заканчивается. Значит в РФ возможно возобновление политической борьбы. Россияне не будут разбираться программах партий, они станут ориентироваться на лидера.
Будет ли сформулирована новая идея развития? Нет. Ближайшие сто лет общественная мысль не даст новой политической концепции. Что бы ни выдвигалось, какие бы идеи не артикулировались, все это будет лишь повторением старого.
Есть ли потенциальный вождь способный возглавить уже существующую политическую силу? Возможно. Ведется ли будущим лидером заметная работа? Нет. Вариант деятельного Сталина вряд ли осуществим.
С большой долей вероятности россиянам будет предложен "Третий путь" указанный неприметным эрзац-вождем, отсутствующим в сегодняшним медийном поле. Эдакий гибрид Гитлера и Кагановича. Казалось бы, невозможно! Но ведь термин "жидобандеровец" тоже - жидкий гвоздь, "либерал - фашист" - оксюморон оксюморонов, а в наш лексикон вошло. В этом и "Третий Путь" для России - демократическая империя с единым плюралистическим мнением, централизованная федерация с плановым рынком. А вольные холопы будут днем ходить строем, а по ночам предаваться высокоморальным извращениям.
            Одним словом, ничего хорошего ждать не приходится. И - этого очень не хочется - возможно, мы еще будем вспоминать нынешнее время, как период мира, свободы и достатка. Очень не хочется этого.


Рецензии