Степной странник Гл. 13 На восток

Ну наконец то! Свершилось. Бабушка сообщает, что на следующие выходные мы едем в Пятигорск,к её близким друзьям по житью-бытью в Азербайджане. Они перебрались в Пятигорск, купив там небольшой домик
и приглашают нас к себе на выходные.
Срочно седлаю своего двухколёсного друга и еду на ж.д.вокзал. На мелочь взятую у бабушки покупаю в ларьке Союзпечати, обзорный путеводитель с картой Кавказских Минеральных Вод.
На фоне вершин Главного Кавказского хребта нарисованы зелёные горы и между ними уютно устроившиеся города-курорты Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и чуть дальше Кисловодск. Мы ещё не поехали, а я уже путешествую. Читаю коротко про историю и достопримечательности этого прекрасного уголка России. И это всё я скоро увижу своими глазами!
Выезжаем на утренней, но не самой ранней электричке. В первый вагон загружают алюминиевые ящики с ароматно пахнущим хлебом. Привокзальная пекарня печёт. Там работают замечательные мастера. Даже из центра города приезжают люди что-бы купить"вокзальский" хлеб. Лёгкий, пористый, с хрустящей корочкой. Сколько я сгрыз этих уголков-корочек, когда купив нёс хлеб домой! Мама сначала ругалась, а потом и примирилась. Раз пошёл сын за хлебом, значит принесёт. Принесёт конечно, но обгрызанный с одного конца почти полностью. И лучше и вкуснее хлеба я не ел за всю свою жизнь ни в России ни в далёких заграницах. Загруженный в электричку хлеб должны будут выгружать на маленьких станциях, полустанках и возле домиков путевых обходчиков,стоящих возле полотна железной дороги."Ну тронулись,с Богом"-говорит бабушка. Я согласен, мы только сели, уже столько интересного, а сколько впереди.
Проплывает наша станция, водокачка, казармы, на приподнятом плато как будто лоскутное одеяло. Вон, вон там наш огород куда мы ходим день,через день. Но всему этому машу рукой, счастливо оставаться! И поплыли вокруг горы, степи... Те, синеющие издалека гористые перевёрнутые лодки
оказываются настоящими горами, рассечёнными глубокими оврагами. Покатые холмы, ковыль, полынь на глинистых участках, пасущиеся вдалеке отары овец... И всё это залито светом, падающим сверху. Для полноты картины не хватает только молчаливых каменных баб на курганах.
Хотя старики говорят что были раньше, но новопоселенцы использовали камень в строительстве, порастащили их на мельницы-крупорушки, а оставшиеся забрали и свезли в музеи... Окна приоткрыты и степной горьковатый запах врывается в электричку. Это пахнет полынь, емшан трава. Та самая трава из за которой вернулся половецкий хан со своими подданными в родную степь, бросив всю прелесть сладкозвучной,прекрасной Грузии.Верю.
Был бы я ханом, то же бы вернулся.
Кто вырос с этим, никогда не забудет этот запах.
Электричка полупустая. Рабочая смена проехала на утренней, а сейчас едем мы, несколько бабушек да пару мужиков бомжеватого вида. Впрочем ведут они себя тихо и спят почти всю дорогу. А мне и хорошо! Можно и справа в окошко смотреть и слева, и в тамбур выйти и постоять между вагонами, где в боковые щели видно как быстро бежит железнодорожное полотно со струящейся без конца лентой рельса. Впрочем, электричка конечно не поезд, но кушать никто не отменял. Я к бабушке, давай, накрывай походный стол. Бабушка смеётся:"А я думала ты внучек уже и забыл про покушать..." Ага, как-же забыл, это же моё любимое дело в поезде. Как всегда появляется жареная куриная ножка, яйца вкрутую, огурчик, помидорчик, зелёный лучок. И чай в термосе! Чай из китайского термоса с корковой пробкой имеет не сравнимый ни с чем вкус. Вкус путешествий и дороги.Я налегаю на еду но не забываю смотреть по сторонам. Электричка часто останавливается возле домиков где живут обходчики с семьями, служащие железной дороги. Выгружают хлеб. Полный ящик выгружают, пустой с грохотом загружают. На остановках один ящик, на станциях несколько. Работник в тамбуре следит, помогает. Перекидываются шутками, иногда беззлобно поругиваются. А что, все друг друга знают на этой дистанции пути, все свои, все они официальные работники нашей станции, администрация которой находится у нас возле ж. д. вокзала. Быстро разгрузили, едем дальше. Домики где живут железнодорожники, почти одинаковые, каменные, крашеные охрой с широкими белыми кантами по углам.У всех тут-же дворы с хозяйством. Кроме птицы есть и бараны и свинки в закутке, а кое у кого и коровы. Живность пасётся неподалёку. Бегают крупные степные собаки. Без собак одним в степи неуютно. А так, собака и друг и охранник. За хозяина костьми ляжет, да и волков отгоняют от овчарни или хлева.
Едем мы по предкавказской равнине где расположился своеобразный речной
веер. Река Кубань упирается в гору Стрижамент и уходит влево со своими притоками. Но местность плавно поднимается и где-то на трети пути до Минеральных Вод, реки и степные ручьи текут на восток и являются притоками Кумы,а позже и Терека. Несут свои воды уже не в Азово-Черноморский бассейн, а к Каспию. Вот и получается большой речной веер.Но в начале семидесятых был построен Большой Ставропольский канал, с каскадом Кубанских ГЭС в одну сторону, с главным направлением на север, с последующим ответвлениями в засушливые ставропольские степи. После привольно раскинувшейся по степи станции с загадочным названием Киан и идёт этот канал. Переезжаем, станция Водораздел. Мы уже в другом районе, а следующая станция и райцентр Курсавка.На юге плато с раскидаными хуторами и станицами а на севере ровная степь с уступом горы Брык. Почему Брык я и не спрашиваю, ребёнку понятно, брыкнулся кто-то сверху вниз, вот и гору назвали. Следующая Курсавка. Полпути проехали. Бабушка говорит что раньше богатые господа ездили на воды, на курс лечения, вот и название. А сейчас господ нет, все товарищи. Но неведомых господ мне даже немного жаль. Вот ездили они раньше на своих бричках, фаэтонах а сейчас их и нету. А мы с бабушкой есть, и в гости едем.
После середины пути поближе к Минводам, станции Нагутская и Суворовская. Бабушка опять мне объясняет что станицы в стороне а станции сделали что-бы станичники могли пользоваться железной дорогой и не очень далеко. Но на юго-востоке замечаю тёмно зелёные пирамиды. Горы!Горы лакколиты Пятигорья. Я теперь только с этой стороны. А они всё растут, приобретают всё более чёткие очертания и пахнуло будто свежестью в открытое окно. Ветерок оттуда а они почти все покрыты южным лесом. Слева, на станции Канглы, рядом гора Кинжал. Но это раньше был Кинжал. А сейчас по спирали работают экскаваторы, движутся большие самосвалы с камнями. Гору сносят. Люди говорят что разбился самолёт заходящий на посадку в аэропорт Минеральные воды, поэтому мол сносят. Но сейчас ясно что снесли этот уникальный природный памятник по банальной причине. Хороший строительный камень, лёгкий и прочный. Рядом развивающиеся курорты, строятся санатории. Так глупость и сиюминутная выгода разрушила то, что создавала природа миллионы лет. И остался от Кинжала сейчас один высокий раскуроченый бугор, похожий на срезаный наполовину террикон у шахты.
Но долго горевать мне некогда. Уже заезжаем и едем по товарной станции.
Едем долго. Минводы то-же узловая, очень крупная станция. Причаливаем на первый перрон. Выходим и перед нами большой вокзал со шпилем и памятником перед ним. Ну встречайте курорты, вот и мы...




 


Рецензии