Теорема Ферма - 1

Это случилось в середине 90-х годов прошлого века.
Я повернула ключ в двери, вошла в прихожую и стала расстегивать пальто.  В комнате бабушка говорила по телефону.
До меня донеслось:
  - Ну, конечно… да-да… знаете, это очень разумно…
(У бабушки огромное количество друзей и знакомых, которых она заводит в любом возрасте и в любом месте.)
Я зажгла газ и бухнула на конфорку кастрюлю с тушеной капустой, которую мы вместе наваяли накануне вечером.
Бабушка появилась на пороге.
 - Тебе привет от Анны Петровны, - сообщила она.
  - Спасибо, - кивнула я, вытаскивая вилки и тарелки. (Анну Петровну я видела пару раз, мельком.)
  - Я не буду есть, но чай с тобой выпью, - объявила бабушка, усаживаясь.
Тушеная капуста с салом и сосисками согрела все мои внутренности. Стакан запотел от чая, в общем, жизнь была восхитительна.
 - Знаешь, - решительно сказала бабушка, опуская ложечку в розетку с вареньем, - у Анны Петровны есть внук.
 - Ммм, - промычала я с полным ртом.
 - Он хочет тебе позвонить.
Капуста моментально застряла у меня в горле.
 - Зачем? – спросила я.
 - Как зачем? Познакомиться.
 - А почему он сообщает об этом через Анну Петровну?
 - Ну, как почему… Он стесняется…
 - Он дурак, что ли? – удивилась я.
 - Нет. Он математик, - почему-то обиделась бабушка за неизвестного мне внука Анны Петровны. На мой взгляд, это никак не исключало положительного ответа на вышезаданный вопрос, но я решила не продолжать эту тему и вернулась к  капусте.
 - Он хороший, домашний парень,  - сказала бабушка(она бывшая учительница и умеет быть убедительной).
Я уже поняла, в чем дело, но тем не менее спросила:
 - И что же?
 - Так вот. Он бы хотел позвонить и познакомиться с тобой. Без твоего разрешения он не может этого сделать.
 - Это правильно, - кивнула я. Было тепло и уютно. Упасть в голодный обморок мне уже не грозило, и я стала сговорчивей.
 - Математик, говоришь? А чего же он себе математичку не вычислил?
 - Не успел. Не до любви было. А тут вот спохватился. Мы же разговариваем с Анной Петровной…
 - Подслушал, однако? – съехидничала я, но бабушка перебила:
 - Что с тебя, убудет, что ли? Пусть позвонит. Пообщаетесь. Непьющий, некурящий, интеллигентный… Где и с кем ему знакомиться? Он же не ходит никуда.
 - А что он делает?
 - Пишет диссертацию.  Доказывает теорему Ферма.

Математику и –ков я недолюбливала с детства. И на какие темы с ними говорить – не представляла, о чем и сообщила бабушке.  А она сразила меня железным аргументом:
 -А в семейной жизни говорить и не обязательно. Было бы о чем молчать. Ты в одном углу со своими бумажками, он – в другом. А потом глядишь – и поедете вместе за Нобелевской премией.

Такая перспектива меня устраивала. Я милостиво дала согласие и стала ждать звонка.
 Впрочем, «стала ждать звонка» - это, пожалуй, некоторое преувеличение.
 Сидеть  у телефона, томно поглядывая в окно и вздыхая,  мне было решительно некогда. Полгода назад я окончила университет и начала работать в редакции большой газеты. Командировки, статьи, репортажи, интервью - всё это занимало меня с утра до вечера и нравилось  чрезвычайно. Домой я приползала абсолютно без сил, и  бабушкины оладьи  возвращали меня к жизни. Потом я до полуночи читала, писала, так что вспоминала о неизвестном математике только изредка, когда звонил телефон. Но на том конце провода оказывались мои коллеги или знакомые, которых у меня, как и у бабушки, было полным-полно. Однажды кто-то ошибся номером. Бабушка сказала в трубку: «Это квартира» и посмотрела на меня чуть-чуть виновато.
Она всегда чувствовала себя виноватой , если в мире что-то происходило не так, как ей бы хотелось. 
Ей очень хотелось, чтобы мне позвонил математик с красивым именем Артур. Видимо, только он и казался ей достойным её обожаемой внучки. Ей очень хотелось, чтобы он сказал что-то вроде: «Не зря я так долго собирался позвонить, ибо даже по голосу чувствую, как вы прекрасны».  Наверное, она всерьёз полагала, что его возвышенность, отрешенность и погруженность в плюс-бесконечность защитят меня от ежедневных насущных проблем, усугубившихся экзистенциальным небытием развалившейся недавно огромной страны.
Она тут же сама позвонила Анне Петровне с вопросом: «Как поживает ваш Артур?»  Мне было прекрасно слышно, что поживает он хорошо, правда, никуда не ходит, днями и ночами не поднимает головы, даже до телефона дойти не может. Но дойдет обязательно и позвонит. 
  Я  тут же вспомнила «Сказку о рыбаке и рыбке», в которой море сначала было «неспокойно», потом – «почернело», а в конце – «на море черная буря». Впрочем, до бури было еще далеко.
Когда бабушка закончила разговор, я предложила:
 - А что если мне позвонить самой? Ну, коли он у нас такой нерешительный…
По правде говоря, мне было всё равно. И ему, вероятно, тоже. Но я раззадорилась. Мне захотелось посмотреть на этого Лобачевского, подколоть его, вывести из равновесия. И потом – я все-таки была журналисткой, а не тургеневской девушкой.
 - Позвони, конечно.
Бабушка тут же продиктовала мне телефон Анны Петровны.
Я набирала номер и представляла себе наш с ним разговор:
 - Здравствуйте. Это вы, Артур? .
 - Да, - говорит он. – А вы кто?
 - Я Ирина. Вы меня не знаете.
 - А что…
Но я перебиваю:
 - А давайте встретимся. И вы расскажете мне о теореме Ферма.

 - Алло, - раздался женский голос в трубке.
 - Здравствуйте, Анна Петровна. Это Ирина. Позовите, пожалуйста, Артура…
 - Артура? – голос странно задрожал.
- Да.
 - Его нет дома, - и в ухо мне летят короткие отрывистые гудки.
Странная семья…


 

Прошло около месяца. Я почти забыла о математике и своем несостоявшемся звонке: слишком много было работы и людей вокруг.  А однажды вернулась домой и поняла, что бабушка говорит с Анной Петровной.
Закончив разговор, она вошла в кухню.
 - Наш математик опять собирается позвонить?  - хмыкнула я, вспомнив кстати анекдот о Париже и перефразировав его: «Опять собирается звонить». – «Уже звонил?» - «Нет, уже собирался».
 - Наш математик не будет звонить, - воспроизведя мою интонацию, ответила бабушка.
 - Почему это?
 - А потому… - бабушка сделала эффектную паузу… - что он разочарован…
 - В чем?
 - В ком! В тебе!
 - Во мне? – я обалдела. – Чего это я успела натворить?
 - Позвонить ему! Он сказал Анне Петровне, что уважающая себя девушка никогда не станет звонить первой! Он-де потрясен…
 - Ужас какой, - перебила я ее, и мы облегченно рассмеялись.

О том, существует ли Артур на самом деле или это просто плод фантазий Анны Петровны, я размышляла на следующий день по дороге на работу. Доля секунды – и поехала по льду вниз, а сумка с диктофоном, книжками, блокнотами, косметичкой, двумя бутербродами и бананом оказалась в сугробе. И тут же чьи-то сильные руки рванули меня кверху, а мужской голос произнес: «Девушка, вы в порядке?» Я подняла глаза. На меня смотрел мой будущий муж…


Рецензии
Во-от. Случайность. Философская категория. Выражает один из предельных видов взаимосвязей и взаимоотношений в мире. ))

Лариса Тарасова   06.04.2023 20:13     Заявить о нарушении
Да, наверное.

Людмила Свирская   14.04.2023 21:23   Заявить о нарушении