Грузия. 1 Первый раз в Тбилиси

В Тбилиси я был много раз. Первый раз в 1953 году. Этой поездке и посвящен этот рассказ.

Второй раз в 1959 г. Правда, это пребывание в Тбилиси можно считать символичным. После выбора площадки для завода в г. Навои. Мы вернулись в Ташкент и после отчета полетели в Москву. Уже, находясь в воздухе, было получено сообщение, что в связи с погодными условиями московские аэропорты не принимают самолеты, и нам было рекомендовано лететь в Тбилиси. Там мы пробыли несколько часов. Это время ушло у нас на ресторан, расположенный на Мтацминде  и ночь в отеле. Утром мы благополучно улетели в Москву.

В 1966г. мы вместе с одним из тбилисских институтов выполняли проектные работы по Грузии. Тогда мы были там и в других городах несколько раз.

И, наконец, в 1985г, мы выполняли работы непосредственно по Тбилиси. Тогда мы тоже были там несколько раз. Все мои рассказы о Грузии, охватывают все перечисленные посещения.

А теперь вернёмся к рассказу о первом посещении Тбилиси.

Как я уже писал, я учился в железнодорожном ВУЗе, и нам, как и всем железнодорожникам был положен раз в год бесплатный ж.д. билет на поездку в два конца по всей стране.

Первый свой бесплатный проездной билет я решил использовать на поездку в Тбилиси, где я впервые познакомился с родственниками мамы – сестрой её отца, а также её детьми. Перед войной они жили в Мозыре, а с наступлением немцев бежали. (именно бежали, а не уезжали в эвакуацию). В конце  концов, они оказались в Тбилиси, там и остались после окончания войны.
               
Это был первый в жизни мой самостоятельный отъезд из дома на большое расстояние без родителей, и я очень волновался и боялся, хотя мне исполнилось тогда уже 20 лет.

С мужем тёти, правда, я был знаком несколько ранее. Сразу после войны он со своим старшим сыном приезжал в Москву, и останавливался у нас на несколько дней.
 
В Тбилиси я познакомился с тетей и ее дочерями, они считались моими двоюродными тетями, но по возрасту, одногодками, (одна – на 3 года старше меня, вторая на 2 дня моложе, а третья на 4 года моложе), и очень быстро мы нашли общий язык, особенно со второй, Мариной.  Она и её старший брат меня знакомили с городом Тбилиси, с его достопримечательностями. Тогда я впервые побывал на горе святого Давида, или как ее еще называют, «Мтацминда». О Мтацминде у меня есть отдельный рассказ.

Тбилиси невероятно богат на культурные достопримечательности. Погулять по старинным улочкам и увидеть своими глазами наследие Грузии можно в самом сердце города. Район Старого Тбилиси тесно граничит с кварталом Абанотубани, где расположены парные с водами из сернистых термальных источников. В этом квартале расположены серные бани. В первый или второй день мой двоюродный дядя познакомил меня с этими банями.

Здесь я хочу немного о них рассказать. Парные с целебными водами издавна использовались в лечебных целях. За свою длинную историю одни из них разрушались, другие отстраивались заново. Сейчас район Абанотубани стремятся увидеть все туристы, путешествующие по Грузии. Самая запоминающаяся серная баня - Пестрая или Орбелиановская. Своим внешним видом она больше напоминает медресе, чем парную. За всю историю существования ее посещали многие выдающиеся деятели культуры и политики. Одними из них были писатели А. С. Пушкин и А. Дюма. Об этом свидетельствует мраморные таблички у входа. В их честь в бане даже назвали два зала. Со стороны улицы фасады здания украшены плиткой с орнаментом голубого цвета, поэтому иногда местные жители называют ее «Голубой баней». Она находится в конце улицы Абано.

Для посещения серных бань с собой берут полотенце, тапочки на резиновой основе, необходимые косметические средства, мочалку и т. п.

Прежде всего, надо понимать, что от воды будет исходить малоприятный запах, который остается на теле и волосах некоторое время после посещения. Он возникает из-за газа метана, входящего в ее состав. Также в воде присутствуют другие полезные минеральные вещества: магний, калий, известь и сера, благотворно влияющие на здоровье человека. Местные жители и гости города отправляются в бани лечить хронические заболевания и неврозы. Считается, что регулярное посещение парных может вылечить различные виды артритов, радикулит и кожные заболевания. Также целебная вода улучшает кровообращение, стабилизирует давление и просто поднимает настроение. Находиться в бассейнах с термальной водой рекомендуется не более 10–12 минут, а погружаться не более четырех раз за сеанс. Средняя температура воды держится на отметке 35–40 градусов.

После посещения этих бань я очень плохо себя почувствовал, и после этого в следующие приезды в Тбилиси я их больше не посещал.

В Тбилиси я многое увидал, в том числе был в театре, Смотрел оперетту, побывал на стадионе, не помню с кем встречалась местная футбольная команда Динамо. Был в каких-то музеях. Всего не запомнишь. Это было  примерно 70 лет назад.


Рецензии