Моё первое путешествие

В этот мiр я был рождён в полдень светлого и тихого октябрьского дня 1955 года от Рождества Христова, на втором этаже Стерлитамакского родильного дома № 1. Этот светлоокрашенный, кирпичный, двухэтажный особняк, с не лишённым изящества фасадом, стоит и сейчас, в хорошем состоянии, по адресу: улица Садовая, 25, в центре Старого города, на водоразделе рек Ашкадара и Стерли. До революции в нём размещалось стерлитамакское казначейство.
***
Здание казначейства, одно из самых красивых и интересных зданий города, возведено в 1895 году. Его фасад богато украшен различными элементами кирпичного декора. Боковые части фасада выделены ризалитами, углы которых оформлены лопатками. Каждый из ризалитов завершён треугольным фронтоном. Центральная часть фасада увенчана небольшим прямоугольным аттиком, соединенным с фронтонами кованой решёткой.
***
Мне выпало стать первенцем, маме моей было 22 года, папе – 25 лет.

Роды прошли благополучно, и маму незамедлительно выписали домой. Поскольку папа был на работе, моя бабушка Алевтина и её сослуживица по культпросветучилищу, тётя Люба, приехали забирать меня и мою маму.

Общественный транспорт по улице Садовой никогда не ходил, да и не было его тогда в Стерлитамаке. Такси (три машины на весь город) считалось непозволительной роскошью. Поэтому приехали они на лошадке, запряжённой в двуколку (высокую двухколёсную деревянную повозку без рессор, подобие древних колесниц). Лошадки тогда были почти при каждом солидном учреждении. Перед роддомом стояла коновязь, где привязывали лошадок.

Меня завернули в шерстяное солдатское одеяло и вынесли на свет Божий. Так я отправился в первое в моей жизни путешествие, навстречу восходящему солнцу, охраняемый тремя любящими меня женщинами.

Из печных труб струились дымки, в воздухе разносились вкусные ароматы. Близилось время обеда. Население Стерлитамака тогда уже превышало 100 тысяч человек, но улицы города выглядели безлюдными (рабочий город, взрослые все на работе, дети либо в школе, либо со стариками, старики по хозяйству). Автомобили проезжали очень редко, в основном грузовики. На весь город в личном пользовании тогда было не более 30 легковых автомобилей. Владельцы их берегли и выезжали только по особым случаям. Светофоров тогда не было, ехали с оглядкой, неторопливо. Постановлением горсовета легковые автомобили могли разгоняться до 25 км в час, грузовики -- до 15 км в час (на самом деле они двигались гораздо быстрее), а конные повозки -- до 10 км в час.

Дорожное покрытие на улице Садовой-Соборной во все времена было в приличном состоянии (изначально, при царском режиме, вымощено камнем).

Поездка предстояла недолгая, но интересная. Ехать на конной повозке это совсем не то, что ехать на машине. Мы не спешили. Конечно, ребёнок нескольких дней от роду не может следить за дорогой и отражать увиденное, но живой контакт с окружающим мiром в этом случае всё же состоялся. Недаром древние греки, по рождении сына, немедленно выносили его на свет Божий и показывали ему родовые владения.
В те годы Стерлитамак был преимущественно одно-двухэтажным. Наиболее значимые и самые красивые дома находились в Старом городе, который мы пересекали с запада на восток.

Роддом располагался на Садовой улице (до революции -- улица Соборная), у пересечения её с улицей 7 ноября (официальная дата Октябрьской революции 1917 года). До революции улица 7 ноября охватывала практически три улицы: Большую Татарскую, Мордовскую и Левашёвскую.

Русский Стерлитамак закладывался при Екатерине II и развивался по всем правилам европейского градостроительства -- регулярная застройка, при которой всё начиналось от реки, где были две пристани, грузовая и пассажирская, а в географическом центре поселения – храм Божий. Планировка учитывала ландшафт и опиралась на главные транспортные артерии: Оренбургский тракт и реку Ашкадар. До революции сложился удобный, компактный, радующий глаз архитектурный ансамбль Старого города, который к середине 20 века ещё не был основательно разрушен.
Улица Садовая-Соборная играла в нём ключевую, можно сказать сакральную роль. Это была ось, разделяющая город на две половины: северную и южную. По ней мы и направились в мой отчий дом на улице Пушкина (до революции Набережная), вниз, к Ашкадару.

Мы двигались не только в пространстве, но и во времени, от современности в прошлое, к отправной точке зарождения города на левом берегу Ашкадара.
***
Старый Стерлитамак целиком располагался на древнем морском дне. Роддом стоял в наиболее мелкой, прибрежной части, и мы двигались по отлогому склону дна континентального шельфа бывшего тёплого Уральского моря вниз, на глубину. В конце путешествия мы должны были увидеть морские коралловые рифы -- Стерлитамакские шиханы – наиболее древние живые природные объекты во всей Башкирии, возрастом 285 млн лет. Они вышли из вод Уральского океана в то время, когда на земле господствовали динозавры.
***
Проехав первые 300 метров, мы пересекли улицу Комсомольскую (в прошлом Базарная). По левую сторону, в глубине, можно было разглядеть ограду и красный кирпичный массив двухэтажного здания бывшей Женской гимназии, где учились мои бабушки и тёти (здание стоит и сейчас, адрес: улица Комсомольская, 67).
***
Это большое здание построено в 1914 году, в так называемом «кирпичном стиле», для женской гимназии с семилетним сроком обучения. В марте 1919 года Женская гимназия была преобразована в Единую трудовую школу второй ступени. В настоящее время в здании располагается факультет СГПИ.

Здание представляет собой двухэтажное строение симметричной структуры, состоящее из выделяющегося основного прямоугольного отдела и двух Г-образных крыльев, к нему примыкающих. Главным элементом является центральная часть, подчеркнутая ритмом пилястр на всю высоту объёма, массивным парапетом и карнизом сложного профиля. Она имеет монументальный вид, благодаря величественным пилястрам, расчленяющим все окна на отдельные пространства и большому прямоугольному аттику. Это здание на фотографиях часто путают с внешне похожим зданием культпросветучилища на улице Карла Маркса.
***
Впереди, слева по ходу, на С-В углу, вдоль улицы Садовой, хорошо было видно деревянное, одноэтажное, длинное здание «собеса», в котором до революции размещалась Городская дума, а после революции – Народный дом. Во время гражданской войны бандиты устроили здесь узилище для женщин и детей, среди них были и мои прабабушка и бабушка Ивлевы.

Следующее за ним, по ходу – нарядное, украшенное декором из кирпича (современный его вид намного проще) каменное здание бывшей мужской прогимназии, где мой прадед, Александр Александрович Ивлев, начинал свою революционную деятельность в Стерлитамаке. В день нашего путешествия в нём размещалась средняя школа № 3, которую мне предстояло закончить в 1972 году, уже в новом здании, на улице Мира.
К северу от улицы Садовой, до следующей, параллельной ей улицы Коммунаров, простирался Учебный квартал, который включал в себя комплекс школ № 3, № 4, № 6, № 13, Башкирский детский интернат и Культпросветучилище.

По правую сторону нашего движения, в ограде городского сада, тогда ещё можно было ясно видеть платформу самого знаменитого за всю историю города здания – величественного белокаменного собора иконы Казанской Божией Матери. Стоял он на Соборной площади. Тогда это был географический центр города. Под сводами Казанского собора принимали Святое Крещение мои предки, здесь же их венчали и многих из их отпели. Храм был разорён и разрушен до основания в 1938 году, по приказу из центра. До 1938 года в составе храмового комплекса возвышалась великолепная колокольня, которую до революции использовали для раннего обнаружения очагов возгорания в городе. Она была безсмысленно разрушена безумцами, взамен сооружена аляповатая, 10-метровая деревянная пожарная тренировочная вышка, простоявшая недолго. Соответственно, рядом, в двухэтажном каменном здании, располагалась пожарная часть.
***
Хотелось бы остановиться на этом уникальном, воистину сакральном месте, которое по праву может до сих пор считаться сердцем Стерлитамака. События последних 200 лет указывают на несомненную исключительную важность этого пятачка земли для города Стерлитамака и его жителей, что, по моему мнению, лучше всего можно описать как битву сил созидания и разрушения.
Судите сами:

1760-е годы. Одновременно с основанием русского Стерлитамака на этом месте воздвигается первая деревянная часовня.

1806 год -- в честь иконы Казанской Божией Матери возводится новая деревянная церковь, которую в 1824году, на пути из Оренбурга в Уфу, посетил государь-император Александр I.

1834 год – деревянная церковь сгорает дотла.

1837 год – заложен каменный Казанский собор. Место под собор было определено только после составления регулярного плана города. Его географический центр на пересечении улиц Базарной и Соборной (ныне Садовой) и стал местом строительства главной достопримечательности града Стерлитамака.

1864 год – Казанский собор предстаёт перед народом во всей красе -- с пятью золочёными главами, увенчанными серебряными крестами, четырёхъярусной колокольней. Собор был обнесён кованной чугунной кружевной оградой и прекрасно просматривался из любой точки города и окрестностей. Соседняя пожарная часть получает доступ на колокольню собора для несения службы. Территория вокруг собора благоустраивается и становится городским садом.

1929 год – БЦИК принимает постановление о закрытии собора. Храм ограблен и осквернён, в здании собора устроен клуб. Территория вокруг собора находится в запустении.

1938 год – ровно через сто лет после начала строительства, собор варварски снесён, под предлогом освобождения места для строительства гигантского кинотеатра, который никогда не был построен. Взамен, рядом с руинами собора, устраивается хлипкое деревянное здание «Летнего театра». Пожарная часть лишается колокольни. По просьбе пожарных возводится деревянная каланча, но и она вскоре была разрушена. На бывшей Соборной площади устраивается «парк», о котором, впрочем, никто не заботится, и в нём царит «мерзость запустения».

1946 год – в парке, оставшемся безымянным после варварского уничтожения Казанского собора, установлен памятник С. М. Кирову, никакого отношения к Стерлитамаку не имевшему. Соответственно, парк получает новое название: «Парк им. С. М. Кирова».

1949 год – уничтожен водоразборный колодец типа «Фонтан», находившийся в непосредственной близости от собора, на перекрёстке улиц Карла Маркса и Садовой, откуда брали воду для освящения в храме и, разумеется, местные жители, для своих нужд, в том числе и моя семья.

1960-е годы – с узорчатой чугунной ограды парка варварски сбивают православные кресты, напоминавшие об истинной принадлежности парка. Летний театр сносится, на его месте руины. Парк обустраивается как место «культурного отдыха» с танцплощадкой.

1980-1990-е годы – обветшавшие гипсовые скульптуры советского периода на территории парка благополучно разваливаются, остатки их убирают. Дольше всех продержался статуй С. М. Кирова. В 1998-м, за один день, с помощью отбойного молотка, рукою простого рабочего Дмитрия Абдалова, он был снесён. Никто и не заметил. Таким образом, статуй простоял 60 лет, на 40 лет меньше, чем Казанский собор. Для меня С. М. Киров остался человеком-загадкой. Мне нигде не удалось найти внятных пояснений, за какие заслуги он был удостоен «увековечения» его памяти в Стерлитамаке.

Одновременно безследно исчезает чугунная церковная ограда парка, огромной ценности. Парк снова приходит в запустение.

2000-е годы – здравомыслящие, здоровые силы из числа жителей Стерлитамака требуют восстановления храма Казанской Божией Матери на историческом месте. РПЦ полностью поддерживает это требование. Оппозиция, представляющая силы разрушения, противодействует восстановлению исторического архитектурного ансамбля центра Старого города под смехотворными предлогами. Городские власти принимают сторону сил разрушения.

2016 год – устанавливается временный компромисс: Казанский храм предлагают восстановить, но в совершенно другом месте (частично исполнено). Территория парка более-менее приводится в порядок. При этом создаётся весьма странная, противоестественная картина, в которой соседствуют танцплощадка, памятный камень погибшим героям и часовня.

После завершения начатого уничтожения Учебного квартала вполне вероятно окончательное истребление парка им. Кирова, застройка этого места домами "новых хозяев жизни". Возможно, данный проект уже запущен: по восточной границе парка появилось уродливое 6-этажное "элитное" здание, перекрывающее вид на исторический парк со стороны реки Ашкадар.

Многочисленные пожары в прошлом систематически уничтожали все деревянные строения города, посему увидеть деревянное здание постройки до 1908 года практически невозможно. Что касается каменных зданий, то после варварского разрушения церквей и мечетей в 1930-е годы вакханалия безсмысленного уничтожения старых зданий, в том числе признанных памятниками архитектуры, в городе продолжается по сей день.

В результате на сегодняшний день самым старым в городе оказалось здание стерлитамакской городской тюрьмы (бывший Тюремный замок), перестроенное до неузнаваемости. К сожалению, какие-либо археологические раскопки вокруг него не проводились, а жаль, ибо недра земли в этом месте хранят удивительные находки, проливающие свет на забытую историю Стерлитамака.
***
Миновав парк, мы вышли на пересечение с улицей Карла Маркса (бывшая Большая Заводская). С этой улицей неразрывно связана история моей семьи и первые 14 лет моей жизни. На ней захоронен мой прадед, в учебных заведениях и учреждениях, расположенных на этой улице, учились мои родители, я сам, мой брат, работали мои бабушки, мой папа, очень многое в моей жизни произошло на этой улице.
Вся ранняя история Стерлитамака до начала Великой Отечественной войны привязана к двум перекрещивающимся улицам исторического центра: Садовой (Соборной) и Карла Маркса (Большой Заводской).

По первоначальному плану регулярной застройки города, Большая Заводская улица связывала три градообразующих площади -- с севера на юг: Ярмарочную, Соборную и Базарную. На ней располагались все наиболее важные строения, заведения и органы власти. После революции, под именем Карла Маркса, улица оставалась главной улицей Стерлитамака до середины 1970-х годов, по ней проходили парады, демонстрации и другие важные процессии.

На перекрёстке улиц Карла Маркса и Садовой, на С-З углу, стояло внушительное бревенчатое двухэтажное здание c цокольным этажом, в котором долгое время размещался первый в городе фотосалон Голошубова. В этом салоне фотографировались мои предки, родители, здесь чрез несколько лет будут сделаны мои первые фотографии. (Здание сгорело дотла в 1995-м).

По этой же стороне улицы Карла Маркса, на север, через два дома, виднелось светлое двухэтажное здание средней школы № 4, в которой мне предстояло учиться с 4-го по 8-й класс включительно. Здание школы в стиле минимализма было выстроено в 1938 году из кирпичей разрушенного Казанского собора. Далее за ним располагалось большое одноэтажное бревенчатое здание начальной школы, куда мне предстояло поступить в 1962 году (оба здания снесены).

По этой же стороне, через дорогу от здания начальной школы, на следующем перекрёстке улиц Карла Маркса и Коммунаров (до революции — улица Ярмарочная), в скверике, под сенью могучих тополей, у стены стадиона "Каучук", под могильной плитой в братской могиле покоились (покоятся и сейчас) останки моего прадедушки, А. А. Ивлева, члена Стерлитамакского ревкома, народного комиссара социального обеспечения Стерлитамакского уездного совета народных комиссаров в 1917-1918 годах, принявшего мученическую смерть от рук бандитов, захвативших Стерлитамак летом 1918-го.

Напротив, по восточной стороне улицы Карла Маркса – длинное, кирпичное, двухэтажное, в два крыла, представительное здание Культпросветучилища, где работала моя бабушка (адрес: улица Карла Маркса, 50).
***
Строительство этого интереснейшего здания было начато в 1908 году. В нём предполагалось разместить реальное училище. Однако на строительном участке оказались родники и сложный рельеф старицы-меандры Ашкадара, известной под названием Кривого озера. Строительство было заморожено и завершено только в 1926 году. В здании расположилась Совпартшкола. В 1933 году в нём был открыт Политпросветтехникум. В годы войны в здании работал военный эвакогоспиталь. В 1947 году в нем открылась республиканская культурно-просветительная школа, которая в 1960 году была переименована в Культурно-просветительное училище.
Двухэтажное здание выполнено из красного кирпича. «Г» образный в плане объём перекрыт сложной крышей, состоящей из нескольких вальмовых крыш.

Особенно выделяется центральная часть фасада, выходящего на улицу Карла Маркса, с арочным входом и огромными арочными окнами на втором этаже. Она оформлена в виде небольшого ризалита, оканчивающегося маленьким аттиком с парапетными столбиками, соединёнными между собой ажурными решётками. В середине ризалита - входной тамбур. Окна первого этажа -- лучковые, второго – коробовые. Кладка стен первого этажа имитирует руст. По горизонтали здание опоясывает междуэтажный железобетонный пояс.
Это здание часто путают с внешне похожим зданием на улице Комсомольской.
***
В культпросветучилище мне предстояло провести немало занимательного и полезного времени, приобщиться к театру, музыке и танцам.

На С-В углу улиц Садовой и Карла Маркса стояло тогда добротное бревенчатое деревянное здание школы № 13, в котором в своё время учились мои папа и мама (его давно уже нет).

На Ю-В углу – неказистое деревянное здание, в котором до революции работала первая в городе типография А. П. Бусыгина. Одно из старейших зданий города. В 1917–18 годах здесь располагался один из центров политической жизни города (здание стоит до сих пор).

К югу по этой же стороне улицы Карла Маркса, на следующем перекрёстке, в двухэтажном кирпичном здании находился Главпочтамт. До революции в нём располагался магазин колониальных товаров купчихи Сухоруковой, а в 1917–1918 годах – штаб Красной гвардии Стерлитамака (здание стоит по сей день).
Перекрёсток улиц Карла Маркса и Садовой в июле 1918-го стал первым рубежом вооружённого столкновения стерлитамакского гарнизона с чешскими легионерами и бандитами «Народной армии» Комуча.

К востоку от зиявшего пустотой бывшего святого места, вдоль западной стороны улицы Карла Маркса (бывшая Большая Заводская) стояло светлое, приземистое, довольно массивное, с гладкими стенами, двухэтажное здание бывшей пересыльной тюрьмы, построенное в стиле минимализма.
***
До революции через Стерлитамак проходил один из главных арестантских этапных трактов -- Уфимский. Здесь он разветвлялся на три направления: Оренбургское, Верхнеуральское и Белебеевское. Поэтому в городе была относительно большая пересыльная тюрьма с камерой пыток для заключённых. В ней летом 1918-го томились члены стерлитамакского ревкома, включая моего прадеда А. А. Ивлева. Отсюда, 18 сентября 1918-го, под покровом ночи, бандиты вывезли всех узников на подводах на 5-ю версту Уфимского тракта и расстреляли.

В день нашего путешествия в этом здании размещалась пожарная часть. При советской власти в нём много чего размещалось, жили люди, работал Дом музыки, в котором и мне довелось обучаться. Помню его строительные интерьеры, впечатление сильное, сохранились даже железные детали, вделанные в стены «пыточной камеры».
В 2019-м перестроенное здание бывшей тюрьмы было взято под охрану как объект культурного наследия регионального значения, адрес: улица Карла Маркса, 113.
***
По этой же стороне улицы Карла Маркса, к югу, на С-З углу второго перекрёстка ласкало взгляд ладное, нарядное кирпичное здание «Дома купца Дьякова», в котором после революции разместился райисполком. В нём, в отделе земледелия, работала моя бабушка Антонина Ивлева.

Передвигаясь далее под мерный стук копыт нашей лошадки, мы въехали в так называемый «частный сектор». Здесь, на улицах Садовой и Халтурина, тогда жили многие преподаватели из «учебного квартала», который мы только что миновали, а также городские старожилы.

В непосредственной близости от Казанского храма, на улице Садовой-Соборной, во то время ещё жил бывший церковный староста собора Артемьев. После разгрома храма он хранил у себя дома многие священные предметы и служебные книги. В его доме собирались для молитвы прихожане разгромленного храма и монашествующие для коллективных молитв. В канун моего рождения рядом с его домом власти поставили деревянный павильон-шалман типа «пивнушка», место весёлое, шумное. Скорее всего, сделали это с умыслом. У Артемьевых при этом незаконно отрезали часть приусадебного участка. Простоял этот шалман, слава Богу, не долго. До сего дня на его месте пустой участок.

Напротив, через дорогу, стоял аккуратный, очень милый кирпичный домик, в котором некогда жили священники Казанского собора (недавно переделан до неузнаваемости).
Заканчивая шестую сотню метров пути, мы достигли перекрёстка с улицей Халтурина (бывшая Ашкадарская), которая тянется с юга на север вдоль левого берега реки Ашкадар. Она является частью старинного Оренбургского тракта, по сию пору очень важной стратегической магистрали).

Перед тем как пересечь улицу Халтурина, наша повозка остановилась. По этой улице уже тогда шло довольно бойкое движение грузовых автомобилей, выполнявших перевозки на завод «Башстрой”, железнодорожный вокзал и обратно, и нам следовало быть максимально осторожными. Светофоров и пешеходных переходов в те времена ещё не было, улицы с автомобильным движением пересекали на свой страх и риск.

Мы были уже на территории старейшей части русского Стерлитамака. Здесь и далее, до самого Ашкадара, жили уцелевшие потомки основателей города. Милиция и прочие представители власти сюда не заглядывали, нечего им здесь было делать. Народ жил небогато, но достойно, по исконным «понятиям» и неписанным правилам, безобразий не наблюдалось, преступлений и хулиганства тоже, равно как и пожаров. Во многом сохранялся уклад русской городской общины, способной к самоуправлению и не склонной вовлекать в свои внутренние дела посторонних. До начала 1960-х уклад быта и нравы старой части Стерлитамака во многом были схожими с дореволюционными, за исключением отсутствия внешней религиозности.

По левую руку, на перекрёстке, в С-З углу, стояло двухэтажное, крепкое здание из наборных брёвен – дом Шепелюка (снесено недавно). В 1917–1918 годах в нём жил с семьёй герой революции П. П. Шепелюк, питерский рабочий, первый председатель Стерлитамакского ревкома, друг и соратник моего прадеда А. А. Ивлева. Отсюда Шепелюка проводили в последний путь. Останки его и моего прадеда лежат бок о бок в мемориальном сквере Шепелюка на улице Коммунаров.

По этой же стороне, к северу, по улице Халтурина, хорошо были видны три двухэтажные, аккуратные, каменные дома, по тем временам солидные, благоустроенные. В одном из них жили Виктор Васильевич Кичигин, мой будущий преподаватель физики в средней школе № 4 и Герой Советского Союза, военный лётчик Владимир Алексеевич Секин. В среднем из домов, на первом этаже, располагался продуктовый магазинчик, где моя семья покупала все продукты, которые нам тогда требовались. Дома недавно снесены.

Через дорогу от дома Шепелюка, по левой стороне движения, на С-В углу перекрёстка притягивала взгляд чугунная водоразборная колонка, из которой брали великолепную питьевую ашкадарскую воду. Для нашей семьи это была ближайшая колонка, 320 м от нашего дома (её давно уже нет).

В 200 метрах к югу от перекрёстка, по западной стороне улицы Халтурина, в то время находился временно приоткрытый, действующий храм святой Татианы мученицы, где мне в скором времени предстояло принять Святое Крещение и воцерковиться на первом году жизни. Не так далеко дальше на юг, по этой же улице, на противоположной стороне, стояла городская баня, а также детские ясли № 1 и детский сад № 19, в которых меня воспитывали в возрасте от 4 месяцев до 6 лет.

Улица Халтурина была в то время частью весьма важной транспортной артерии между Уфой и Оренбургом и далее на юг, стратегической военной дорогой и имела основание из бетонных плит. Самосвалы, бортовые машины проносились по ней с грохотом, а по ночам проходили безконечные колонны военной техники.

С этого момента наше путешествие продолжалось уже по моей исконной родовой территории. Практически каждый второй дом на этом последнем отрезке нашего пути по улицам Садовой и Пушкина в разные времена принадлежал нашим родным, близким и даже непосредственно нашей семье. Лаврентьевы, Михайловы, Антоновы, Ждановы, Гудковы, Гнедковы, Заварзины, Харькины, Холмогорцевы, всю родню не упомнишь...

Улица Садовая-Соборная в те годы ещё отражала русскую архитектурно-градостроительную мысль, в соответствии с которой был заложен и развивался старый Стерлитамак. Это был ансамбль, пусть небогатый, но гармоничный, чего, к сожалению, о современной Садовой улице сказать никак нельзя.

Ещё 80 метров пути и по левую руку предстал издалека заметный, богато украшенный деревянной резьбой, просторный дом без оконных ставень, с цокольным этажом, в котором моя бабушка ещё до войны получила свою первую квартиру (дом был на три семьи). Адрес: Садовая 10. Бабушкиным соседом был Гавриил Владимирович Скляров, директор Стерлитамакского краеведческого музея. Именно он, с раннего моего возраста, привил мне интерес к краеведению. Другим соседом был добрейший человек, учитель математики Мир Гумерович Биктемиров.

Дом снесён несколько лет назад, он был одним из самых интересных памятников деревянного зодчества Стерлитамака.

Через дорогу – скромный дом, в котором жили Борис Яковлевич и Елизавета Васильевна Коробовы, мои дорогие учителя средней школы № 4. Их сын, Саша, стал моим лучшим другом.

Далее по ходу, слева -- добротный рубленый дом по улице Садовой 6, дом, поставленный моим прапрадедом Николаем Михайловым, одно из самых старых домовладений русского Стерлитамака. По его положению в рельефе и историко-археологическим находкам на приусадебном участке можно предположить, что именно отсюда начинался русский Стерлитамак, как ям-почтовая станция на Оренбургском тракте, укреплённое место на высоком левом берегу Ашкадара. В доме на момент моего рождения жили мои прабабушка и бабушка по материнской линии, с родными.

После разгрома безбожниками церкви Святой Татианы именно в этом доме сохранялись священные сосуды, иконы, богослужебные книги и другие артефакты, исполнялись церковные службы. Этому родовому дому предстояло сыграть очень важную роль в моей жизни.

Через дорогу от него, на Садовой 7, стоял ещё один шикарный по тем временам дом с цокольным этажом. В нём жила любимица всех её учеников, учительница английского языка Ирина Александровна Плотникова. Одно время в этом доме, во временной мастерской, работал Шабалтин Михаил Павлович, автор монумента погибшим коммунарам в мемориальном сквере «Пятая верста» и мемориала «Вечный огонь» в Стерлитамаке.

От родового дома на улице Садовой-Соборной до моего родового дома на улице Пушкина, в разное время, жили почти все представители моего рода: прапрадед, три прадеда и два деда с супругами, папа и мама. С высокого двора дома на Садовой-Соборной можно было увидеть наш дом на улице Пушкина.

Впереди уже открывался широкий, яркий просвет. Явственно ощущалась близость реки, свежесть воздуха, особое, приподнятое настроение.

Улица Садовая заканчивалась, мы вышли на пересечение с моей родной улицей Пушкина (до революции Набережная), тянущейся вдоль левого берега полноводной тогда, с чистой водой и быстрым течением, кишащей рыбой, живой реки Ашкадар. В то время из Ашкадара город уже получал питьевую воду, кристально чистую и невероятно вкусную. От висячего моста через Ашкадар, где был прекрасный городской песчаный пляж, улица Пушкина (Набережная) тянулась по самой кромке коренного берега, в один ряд домов и только от улицы Сакко и Ванцетти (Миллионной) уже в два ряда.

Свежий степной воздух, напоенный ароматами сухих трав, обвевал нашу компанию, ласково пригревало осеннее солнце. С этой высокой точки тогда открывался, до самого горизонта, захватывающий дух вид на почти не тронутые цивилизацией просторы степного Предуралья. Небольшие стада лошадей, коров, овец и коз привольно рассыпались по степи, высоко в голубой безоблачной вышине парили степные орлы. Постройки, деревья, появившиеся позже, ещё не заслоняли потрясающий воображение пейзаж широкой долины Белой реки с цепью легендарных шиханов. Всех четырёх, поскольку разработка шихана Шах Тау только начиналась.
Правее всех белел величественный седой шихан Тора (Тура) Тау, священная гора башкир. Слева, к северу, группа шиханов, выстроившихся в линию, формировали горную цепь. Первым в этой цепи, ближе всех к нам, был самый большой шихан Шах-Тау-Царь гора, краса и гордость Башкирии. На сегодняшний день его нет, сработан начисто, исчез навсегда.
***
Шиханы — это живые природные объекты, которые не восстановимы. Разнообразные формы жизни нашли укрытие не только на поверхности шиханов, но и пронизывают всю толщу известняка на сотни метров глубиной. Изучение этого феномена только начинается. Основа шиханов, -- слои известняка -- формировались в течение 14 млн лет в определённых геологических условиях – в зоне перехода от мелководного тёплого моря к более глубокой области Уральского океана. Их создавали древние организмы, которые вымерли в конце пермского периода. Шиханы представляют собой уникальные резерваты флоры и фауны, нашедшие приют на шиханах во время и после Великого оледенения и нигде в мiре более не встречающиеся. Шиханы хранят тайны истории становления Башкирии и являются символом идентичности башкирского этноса, сердцем Башкирии.
Именно «отсюда есть пошла» башкирская земля.
***
Здесь заканчивалась улица Садовая-Соборная, крутым спуском к реке. Далее -- «мостки» из досок на другой берег. Вход в чудесный мiр моего беззаботного детства, не поделенный, как сейчас, ограбленный и обезображенный тупыми эгоистами, а принадлежавший всем, мiр невероятно красивой и богатой, девственной природы Башкирии.
***
Именно в этом месте с незапамятных времён был брод, удобное место входа в город с востока. Здесь переправлялись через быстрый Ашкадар гунны, савроматы, сарматы, аланы, скифы, угры, булгары, печенеги, кыпчаки, ногаи, башкирские отряды, казацкая конница, пугачёвцы, чехи, колчаковцы, красногвардейцы и красноармейцы, бойцы Советской армии.

Башкирский герой и поэт, Салават Юлаев, бывал на этом месте. Именно здесь, по справедливости, следовало бы поставить памятник Салавату Юлаеву, лицом к степи и шиханам, к его любимой Агидели-Белой реке.

В прошлом, в период высокой воды, сюда доходили небольшие пароходы и прогулочные катера. На пароходе тогда можно было добраться от Стерлитамака до Уфы, Самары и даже Петербурга-Ленинграда. Глубина Ашкадара на фарватере и в омутах достигала 6 м. С реки был хорошо виден величественный белокаменный Казанский собор, и по Соборной (Садовой) улице гости поднимались к нему, в самое сердце Стерлитамака. На праздник Богоявления от Казанского собора народ и духовенство Крестным ходом спускались к Ашкадару, где совершалось Великое Освящение вод с последующим погружением народа в проруби.

Гости города и в советское время приходили сюда полюбоваться видами. Помню, в возрасте лет шести, я здесь впервые в жизни увидел настоящего, здоровенного негра. Он был радостный, в восторге от увиденного, обхватил меня за плечи и что-то говорил с энтузиазмом.

В детстве, в летние месяцы, я ежедневно наблюдал неторопливое шествие стерлитамакского табуна по Садовой улице, рано утром уходившего на пастбище и вечером с великим рёвом возвращавшегося по домам. Зрелище, неизменное на протяжении тысяч лет. Тогда я увидел в действии настоящий кнут. Изредка строем проходили воинские команды на учения и стрельбы на старинном полигоне-стрельбище (до революции это был ипподром) за Ашкадаром. Проезжали «амфибии», типа современных БМП.

В память врезалась картина, как от Ашкадара неторопливо ехала телега, на которой лежала огромная рыбина (полагаю белуга). Хвост её не помещался на телеге и волочился по земле.

На этом пятачке Старого города передо мной прошли короткие, но очень яркие, навсегда врезавшиеся в память картинки уходящей старой России, сценки из быта глубокой старины. Даже знаменитая во всём городе блаженная дурочка Еня-Енечка и юродивый Ваня Лабутин очень любили это место. Никто их не обижал, только глупые мальчишки беззлобно поддразнивали.

Правее перекрёстка, выше по течению реки, располагался уютный сквер. Прежние жители улицы Пушкина (до революции Набережная) хорошо понимали ценность этого участка на высоком берегу Ашкадара. Ещё до революции они хотели установить здесь бюст Пушкина, заложили сквер и просили содействия у городской думы. При советской власти жители улицы Пушкина старались поддерживать сквер в приличном состоянии, подсаживали зелёные насаждения и цветы, охраняли деревянные скамейки. Моя мама в девичестве часто здесь бывала с подругами. В связи с этим становится понятен долго существовавший пробел между домами на улице Пушкина в створе улицы Сакко и Ванцетти.

В разгульные 1960-е, в мою бытность, там стояла «пивнушка» -- деревянный павильон, ещё один шалман, где продавали разливное пиво (и водочку, и папиросы, возможно, из-под полы). Хорошо его помню, вкупе со сценами пьяного разгула.

Берега Ашкадара по обе стороны от спуска с улицы Садовой были «диким» детским пляжем, куда летом собиралась детвора со всего города. От улицы Садовой до городского пляжа вдоль уреза воды под сенью могучих ив шла тенистая тропинка, рай для рыбаков на удочку. Всё это, увы, уничтожено людской глупостью и жадностью.
***
С пересечения улиц Пушкина и Садовой наше путешествие в пространстве и времени близилось к завершению. Я уже был на родовой земле. На Ю-З углу перекрёстка улиц Садовой и Пушкина стоял аккуратный, очень милый кирпичный домик, в котором до войны проживала моя тётя, Августа Александровна Ивлева, участница рейда Блюхера, много поработавшая для помощи женщинам города в тяжёлые годы разрухи (дом снесён в 2019-м). Немного дальше к югу, по улице Пушкина, жил настоятель Свято-Татианинского храма, протоиерей Николай Бурдуков, рукою которого в самом скором времени мне предстояло принять Святое Крещение.

Свернув налево, мы прокатились по склону вниз, съехав с коренного берега и начали движение по ровной как стол надпойменной террасе Ашкадара. В далёком прошлом русло, точнее рукав Ашкадара на перекрёстке нынешних улиц Пушкина и Садовой, был перекрыт земляной плотиной. Так улица Пушкина к северу от Садовой оказалась на левом берегу реки, а обмелевший рукав сохранился в виде извилистой ложбины и «Кривого озера» вдоль нынешней улицы Халтурина (Ашкадарской).

С этого рубежа до впадения Ашкадара в Белую реку простирается территория, обжитая людьми со времён неолита. Многочисленные археологические находки, некоторые из которых я видел своими глазами, доказывают, что на территории нашего города уже в доисторический период существовала развитая цивилизация.

По обе стороны улицы Пушкина в те годы стояли простые деревянные дома, попроще, чем на улице Садовой. Деревьев, тротуаров и канав не было. Улица выглядела почти так же, как и 37 лет назад, когда по ней, в 1918-м, в последний раз прошёл мой прадед А. А. Ивлев, не было только деревянных столбов с проводами и чёрными репродукторами.
Многие из жителей здесь были нашими родственниками, три дома некогда принадлежали нашей расширенной семье.

Ещё 170 м на север, по улице Пушкина, почти в самый конец-тупик, и мы оказались у нашего родового дома, за номером 117. Здесь закончилось наше увлекательное путешествие длиною в один километр.

Улица Пушкина здесь как бы расширялась. Начиная с нашего дома, по западной стороне, три последних дома стояли в глубине, перед ними -- огород.
Низенькая, неказистая, чисто символическая ограда отделяла огород от улицы. Заключительную часть пути (20 метров), мои мама и бабушка проделали на своих двоих, по узенькой дорожке, ведущей к калитке вкупе с небольшими воротами и коротким заборчиком, в одну линию с домом.

Улица Пушкина заканчивалась тупиком, за высоким дощатым забором –завод железобетонных изделий (Башстрой), где работал мой дед Николай Степанович Родионов. До революции на этом месте проводили ярмарки. Расширенная часть тупика представляла собой лужайку, сплошь покрытую низенькой, изумрудного цвета травой-муравой (горец птичий, он же спорыш). Идеальная площадка для детских игр, абсолютно безопасная.

Место, где некогда стоял величественный собор Казанской Божией Матери, находилось точно на полпути между роддомом и нашим домом. В будущем оказалось, что собор находился в центре моего жизненного ареала, каким он был первые 14 лет моей жизни (окружность радиусом до 1.5 км).

Расширение моего жизненного ареала шло по уровням, в западном направлении, в том же, в каком рос и мой родной город.

По мере достижения определённого возраста, мои интересы и потребности двигались от левого берега Ашкадара-улицы Пушкина до улицы Халтурина (0–6 лет), затем до улиц: Карла Маркса (6–14 лет) и Мира (14–16 лет).

Улица Халтурина: Татианинский храм (Св. Крещение), ясли, детский сад, баня, водоразборная колонка, продуктовый магазин.

Улица Карла Маркса: школа, детская библиотека, музей, кинотеатр, музыкальная школа, стадион, культпросветучилище.

Улица Мира: универмаг, гастроном, старшие классы, окончание школы, первые шаги к взрослой жизни, далее везде.
Так выстраивался мой личный мiр.

Это движение, восхождение по ступеням сложности, продолжается всю мою жизнь. На сегодняшний день я продвинулся в пространстве на тысячи километров от родного дома.

Два моих родовых дома, пока в них жили мои родные, были для меня самыми безопасными, самыми надёжными и мирными местами на всей Земле.


Рецензии
здравствуйте
очень интересно рассказали
всегда поражаюсь, когда рассказчик увлекает в повествовании деталями событий
порой невзрачная мелочь, на которой сделан акцент, играет главную роль
мелкие детали подчёркивают важные события ушедшей эпохи.это так же, как рассматривая старую фотографию мы находим главные детали
однажды сказал: "в старенькой фотке эпоха застыла....".
это тема интересная. сейчас наше поколение является живым носителем того времени
поэтому мы обязаны объективно рассказывать правду
жму руку
мир Вашему дому
с уважением Олег

Олег Устинов   08.10.2023 15:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.