фуга в тональности грин... ашинские пасторали...

через сквер на берег…
пирамиды голубых елей,
звучность ступенчатых вертикалей;
темы как таковой ещё нет,
есть некое уведомление, приготовление, предвестие –
прелюдия…
глубоко-насыщенные тёмные, почти чёрные тона,
а по краям лёгкая взвесь светлых голубовато-зелёных светлячков…
предвечерие…

на берегу, на той стороне, - Храм,
бело-голубой, с золотистыми куполами –
аккорд-мелодия из трёх-четырёх звуков,
которые то сливаются, как вдох, в единое,
то образуют два-три слова молитвы-песнопения…
Храм – аккорд и мелодия одновременно…

слушать – медленно,
слушать вдумчиво,
когда день через предвечерие переходит в вечер,
а вечер длится и длится;
летний вечер в тональности грин,
фуга в тональности грин…

Река, по Берегам – Тополя и Ивы,
за Тополями и Ивами - Липовая гора,
Небо, Вечерняя звезда…

тему задают Ивы у Горы,
почти серебристые, с мощной, обобщённо вылепленной кроной –
три-четыре такта;
в теме необъяснимо-странно  и цельно сочетаются и Космос и Земное;
очень лирическое, щемящее и небесно-возвышенное, холодно-абстрактное, -
хрустально-прозрачное и недосягаемое;
тополя подхватывают тему;
могучие;
их звучание полнее, более насыщенное и широкое;
кроны – тёмно-зелёные, тёплого оттенка, вот-вот и превзойдут Гору,
подпирая самое Небо…

Гора - развитие, разработка темы;
если нашёл тему в Ивах, то далее уже идёт во многом интеллектуальная работа по распознанию, расплетанию голосов:
тема преобразуется в прихотливые волны-звучания, в которых сразу несколько голосов разрабатывают её по-своему, сохраняя цельность и стройность общего звучания:
ответы, противосложения и другие музыкальные премудрости,
а чтобы от них не устать, -
интермедии, - маленькие купы зелени, отличающиеся от общего тона;
от Реки – вверх, всё более и более включается голосов в звучание,
которое уже почти и теряет своё земное происхождение, вот-вот и уйдёт в Небеса;
вновь и вновь глаза впитывают переливы и оттенки зелёного тона;
мощная лепка крупных матовых масс –
если прислушаться –
волнами расходится по Горе бархатными,
тончайшими мелодическими оборотами:
бледно-зелёный,
пастельный мягкий,
воздушный, нефритовый,
кое-где, терпко и пряно, – пронзительно звонкий и глухой одновременно…

вечереет…

отзвуки ивового цвета,
приглушённый изумрудный,
малахитовый,
шелковистый,
оливковый,
поздний…
градации по насыщенности и светлоте, как разработка темы в увеличении, в уменьшении, в обращении,
и над всем царствует стретта:
такое многоголосие, что голоса, не дожидаясь, когда сотоварищ доведёт тему, уже вступают, уже ведут свой голос, словно стараясь перебить другой,
но – не нарушают общей гармонии;

гладь Реки,
невозмутимая гладь, -
и как зеркальное преобразование темы,
и как генерал-бас, база, основа, аккомпанемент всего звучания…

заключительный раздел – тема в Небесах:
прозрачно голубовато-зелёный с золотыми нитями,
на которых повисли звёздные светлячки;
и туманности, и блёстки жемчуга,
и пастельно-пепельные тона от розовых до фиолетовых…
тема тает, растворяется в небесном свете;
звучит мощный и безмолвный аккорд-мелодия,
до того прозрачный и чистый,
словно это хрусталь,
словно это Смысл всех Смыслов
и Истина всех Истин…

летний вечер…
звучный и тихий,
приглушённый и звонкий,
безглагольный,
бессловный,
безгласный,
безмолвный –
немой…
летний вечер…
медленный,
протяжный,
пустынный,
затаённый,
малахитовый,
изумрудный,
бархатный,
весь пропитанный музыкой,
дышащий музыкой…

через сквер – на берег,
слушать фугу,
медленно слушать фугу в тональности грин…


Рецензии