Школьные дни
В классе 27 учеников. Входит классная дама (руководитель класса), с ней рядом ученик, высокий с черной кудрявой головой. Все встали. Учительница здоровается и представляет нового ученика - знакомьтесь, Владимир Левинтас, наш новый ученик, он приехал к нам из далекой Сибири, из Иркутска, прошу любить и жаловать. Где есть свободное место - смотрит на класс? С 4 ряда парт встает рыжеволосая худенькая девушка - рядом со мной свободно, проходи, Володя, садись. Так начался для меня новый учебный год в новой школе и новой обстановке.
Прошла первая неделя учебы, привыкание к одноклассникам, знакомство с учителями, школой. Ребята оказались дружелюбными и любознательными.
В один из дней, когда учитель физики не пришел на урок, ребята попросили меня рассказать свою историю, рассказать про Сибирь, про Байкал. Особенно этого хотели мои новые друзья, соседка по парте Наташка Гуторова - рыжеволосая красавица и Додик Рухадзе, сидевший через проход около меня, кудрявый черноволосый грузин, с которым мы успели подружиться. Пришлось рассказать свою историю.
И, вот эта история... Моя семья сибиряки. Отец родился в г. Верхнедвинск (сейчас Улан Удэ, столица Бурятии), мама Иркутянка. Познакомились они в Монголии на стройке железной дороги в 1930 году. В 1932 году поженились. В 1935 году отец поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), заочно. Каждый год на сессию, живя в Иркутске, мама с отцом ездила в Москву, где в 1937 родился я, а в 1939 - мой брат, Эдуард. А через 2 месяца после моего и брата рождения, семья снова возвращалась в Иркутск. В 1940 году, учитывая угрозы Японии, правительство решило реконструировать Кругобайкальскую железную дорогу (КБЖД), проведя сквозь сопки дорогу вне тоннелей на старой КБЖД. Отца - молодого специалиста, назначили начальником участка строящейся магистрали. Местом начала работ и базу избрали в самой южной точке озера Байкал, поселке Култук. Здесь, когда то, располагалась воинская часть, стояли два 2-х этажных барака, ставших жильем для работников и их семей. С 1940 года началось строительство окружной железной дороги, в обход КБЖД, тоннели которого приходили в негодность, часты были обрушения.
Первые годы мы жили в Култуке, изредка наведываясь в Иркутск, где у нас была квартира. Хорошо помню, как для прокладки пути взрывали сопки (холмы), как работали экскаваторы и бульдозеры, как делали насыпь для укладки шпал и на них рельсов, как помогали рабочим подносить костыли и башмаки к месту их крепления, как ездили на ручной дрезине по уже уложенным рельсам и как катались на накачанных насосом автомобильных камерах в неглубоких водоемах карьеров, оставшихся после работы экскаваторов. Как бегали с пацанами на Байкал, как ловили бычков вилкой, зажаривая их на костерке, и когда уже смеркалось, чумазые бежали домой.
Дорожка к Байкалу вела через железнодорожный поселок, где жили такие же пацаны, как мы, но они почему то не хотели, что бы мы бегали через их территорию и мы часто с ними дрались, каждый раз оттачивая мастерство. Весной, когда по берегам рек, впадающих в озеро, буйно расцветали белые цветы черёмухи, мы ломали ветки и приносили домой мамам охапки цветов, отчего в каждом доме был неописуемый аромат этих белых нежных, как облако, цветов.
Первый и второй классы я учился в поселковой школе. Школа была в 3 км от нашего поселка. В школу нас, 10 пацанов и девочек возил на телеге дядька Федор. Зимой вместо телеги впрягались сани - розвальни. Мы прыгали на охапку сена, дядька Федор укрывал нас огромной медвежьей шкурой и по морозу вез в школу. В школе, во время большой перемены, в класс входили две девушки, неся на подносе стаканы с чаем и большие куски коврижки (сладкий медовый пирог). Дети с удовольствием кушали это лакомство. Детей берегли все военные годы.
Хорошо помню день Победы 9 мая 1945 года. С раннего утра в репродукторах (черные тарелки), звучали марши. А часов в 8 утра на улице раздались автоматные очереди, я вылетел во двор, вижу стоит солдат и стреляет в воздух из автомата ПШ. Дядя, в чем дело, японцы пришли, нет, сынок, победа, наш победа. Дядя, дай я стрельну, я умею. Дал мне тяжелый автомат и я выпалил в небо все оставшиеся в диске патроны. Потом состоялся митинг, на котором выступил отец, поздравивший всех с победой и сказал, что расслабляться рано, впереди еще много работы.
3 и 4 классы я заканчивал в Иркутске. 28 школа находилась напротив нашего дом а на главной улице города, ул. Карла Маркса. В 1948 году, в связи с улучшением международной обстановки, строительство КБЖД было законсервировано, отец получил назначение на курсы повышения квалификации в МПС (министерство путей сообщения) в Москву, вся семья поехала с ним. Помню, как 5 суток мы ехали в пассажирском поезде через всю страну.
За окном мелькали горы, реки, города и деревни, а главное нескончаемая тайга. И, вот, столица - Москва. После трех дневного пребывания у брата отца и экскурсий по Москве в сопровождении двоюродного брата, Мишки, мы сняли домик в пос. Клязьма. В Клязьме я впервые испытал проявления антисемитизма, однажды на перемене а местной школе, а это было в 5 классе (школа 6 летка), ко мне сзади подошли пацаны из 6 класса и криками, бей жида, столкнули с широкой лестницы, ведущей со 2 этажа школы. Просчитав, падая, все 18 ступеней, я поднявшись, еле отдышался. Никто ко мне не подошел, не помог. Хотя недалеко, у окна стояли педагоги.
Когда, после уроков я вышел во двор школы, меня уже ждали пятеро шестиклассников в надежде еще побить... У нас в байкальском поселке был девиз, уж если драка неминуема, бей первым. И я первым нанес удар зачинщику ранцем с книжками по носу, бросился на второго, он сбежал, третьему досталось по голове, еще двое было полезли в драку, но и они получили ранцем. Досталось и мне, но в меньшей степени. Больше в школе ко мне никто не приставал. Лишь, однажды, на переезде, когда мимо пролетал скорый из Москвы, кто то толкнул меня в спину под поезд, но я удержался, зацепившись за какого-то мужчину. С этих пор близко к рельсам не подходил.
Ребята внимательно слушали рассказ, потом моя соседка Наташа сказала, у нас такого не может быть, посмотри, Володя, вот я русская, Додик Рухадзе – грузин, Гоча – сван, Мишка – еврей, Мадина –абхазка, Армен – армянин, есть у нас в классе азербайджанка Лиля, ассирийка Асум и даже турок Джемал. Мы живем дружной семьей, помогаем друг другу и никогда не делим людей по нациям. Для нас человек узнается по его делам. Будешь ты человеком, к тебе будет такое же отношение.
Эти слова Наташки Гуторовой я запомнил на всю жизнь, а когда с ней случилась беда, мы стояли на балконе, выйдя на перемене из класса (на 2 этаже школы), когда с 3 этажа полетели на нас осколки разбитого стекла (кто то из пацанов бросил стул в окно), Наташке досталось больше всех, ей порезало лицо. Сначала все были в шоке, затрем опомнились, сдернули с окна штору, порвали ее на куски и придавливая ей раны повели в медпункт на 1 этаже, откуда ее в больницу увез директор в сопровождении медсестры. Конечно, доктора зашили ей раны, мы часто ее навещали, приносили разные вкусности.
Когда, через месяц она пришла в школу, устроили ей овацию. И, хоть она стеснялась шрамов, все ее любили, рыжеволосую красавицу из 6 А класса Гагрской средней школы номер два. А с Додиком (Давидом) Рухадзе мы подружились, часто бывали друг у друга дома, его и моя мамы тоже нашли общий язык. С Давидом мы бегали длинные дистанции на стадионе Динамо, что примыкал к усадьбе тетушки Маро, или играли в футбол вратарями, забивая поочередно мячи... Классом изредка ходили в походы в ущелья рядом со школой, или бегали на море, собирали цветные камни для классной выставки, которую организовал наш географ.
Закончилось строительство тоннелей и вокзалов в Гагре, отца перевели в Сухуми, и мы, естественно, всей семьей переехали туда. Как же не хотелось покидать, ставшую родной школу, друзей, Додика и Наташку. Но в Сухуми ждала новая жизнь, новая школа, другие друзья и товарищи.
Свидетельство о публикации №222020501108