Под парусами

        Во время учебы в ТРТИ (Таганрогском радиотехническом институте), мы увлеклись развивающимся тогда парусным спортом. На водных станциях нескольких спортивных обществ, обязательно были несколько видов яхт, швертботов и других спортивных судов. Наша водная станция общества «Буревестник», базирующаяся в самой юго - западной части Таганрогского залива, недалеко от авиационного завода, где выпускали гидросамолеты «Чайка», имела кроме яхт, несколько швертботов.

        Мне нравилось это удлиненное суденышко со швертом – (стальной лист - киль) поднимаемым на мелководье и опускаемый на глубине. Экипаж такого судна, обычно составлял два человека, но мы умудрялись водить его в одиночку. В те годы (шестидесятые 20 века) летом, едва ли ни каждую неделю, состоялись парусные гонки спортсменов по маршруту Таганрог - Азов -Таганрог, это 65 миль туда, а по дороге на машине 109 км. Если на машине время в пути около 2х часов, то на яхте, да еще в штиль – на это уходил порой целый день.

        Обычно, участники держались кучно, недалеко удаляясь друг от друга, но когда бывал свежий ветер, а бывало и штормовой, все яхты расходились своими маршрутами, одна под берегом, другая мористее, что бы поймать ветер в паруса. Иногда соседи терялись из вида и лишь на горизонте можно было в бинокль рассмотреть чью то яхту.

        Однажды, в одном из таких плаваний, в довольно приличный Норд – вест (северо - западный ветер), когда я шел на своем швертботе галсом бакштаг, когда ветер дует сзади и слева, и скорость яхты была довольно высокой, да и ветер шквалистый, я заметил, как впереди, на расстоянии около 10 кабельтовых (около 1, 5 км), порывом ветра вдруг положило на воду парус швертбота, управляемого девушкой, в бинокль было видно, как она тщетно пытается поднять яхту на киль.
Резко сменив курс, поспешил к ней на помощь, как то предписывает морской закон. Подойдя ближе, узнал нашу однокурсницу Ольгу Тихомирову, заядлую яхтсменку, Пока мы убирали шверт, подошел на своем швертботе еще один наш товарищ. Втроем, спустив парус с мачты, мы поставили ее судно на киль, опустили шверт, подняли парус и двинулись потихоньку домой, в Таганрог, поскольку идти в Азов уже не было смысла, так как на спасение Ольги ушло почти 2 часа и дело двигалось к вечеру.
         Так, кильватерной колонной, Ольга, затем наш товарищ и замыкающим я, мы вошли в порт Таганрога, к своей водной станции.  На базе нас даже похвалили, а с Ольгой остались хорошими друзьями, и когда она выходила замуж, позвала нас с товарищем быть ее свидетелями, что мы с удовольствием и сделали.
 
         А однажды, выйдя на тренировку, но уже на академической четверке, мы стали свидетелями аварии гидросамолёта «Чайка». Пока мы шли по акватории залива, нам виден был весь заводской двор, когда из ангара выполз гидросамолет, потихоньку прошел ворота завода и набрав скорость, взлетел, направляясь в море, на юг.    Но на высоте метров 200, вдруг качнулся и носом плюхнулся в море. Поскольку, там было мелко, хвост самолета остался торчать над водой.

         Мы бросились было спасать экипаж, но нас опередили два заводских катера, пролетевшие близко и предупредившие нас, что бы не мешали. Мы наблюдали, как выплыли пилоты «Чайки» и как их подобрали катера. А затем подошел буксир, тросом зацепил самолет и потащил его на завод…Тренировка наша не удалась, зато мы были рады спасению экипажа «Чайки», который состоял, как мы узнали позже, из курсанта летного училища при заводе и инструктора.               
                Студент ТРТИ В. Левинтас.


Рецензии