Оссуарий Дуомон и Трептов-парк, часть 4

Возникает вопрос – почему? Может быть, создатели Верденского мемориала были какими-то нехорошими или бесталанными людьми? Разумеется, нет. Смешно оспаривать талант архитектора у Леона Азема – одного из авторов проекта дворца Шайо, одного из красивейших зданий Парижа XX века. И никто не может заподозрить недостаток патриотизма у Андре Мажино, награждённого за участие в боях Первой мировой войны Военной медалью – высшей военной наградой Франции.
Дело было совсем в другом – в характере тех побед, которые одержали, соответственно, СССР в 1945 году и Франция в 1918 года.
9 мая 1945 года наша победа была полной и безоговорочной: германская армия перестала существовать, Красная армия заняла столицу III рейха – Берлин, и никто из немцев не мог усомниться в том, что их страна полностью разгромлена. В результате Второй мировой войны прусско-германская милитаристская традиция, берущая своё начало ещё в эпохе Фридриха II (1712–1786), закончилась – немцы поняли, что развязывать агрессивные войны себе дороже.
А Первая мировая война закончилась совсем по-другому. Да, французы победили в той войне, да, они остановили страшный германский натиск, да они в конце концов заставили врага отступать. Но на момент окончания Первой мировой войны на Западном фронте германские войска стояли на территории противника – в Бельгии и во Франции. На 11 ноября 1918 года ни один французский солдат в Германию так и не вступил. А ведь к этому надо добавить и то, что на Восточном фронте Российская империя вообще перестала существовать, там германские войска встретили ноябрь 1918 года в Финляндии и в Прибалтике, в Пскове и в Белоруссии, на Украине и на Дону. На Южном фронте немецкие войска полностью разгромили сербов (октябрь – ноябрь 1915 года) и  итальянцев (октябрь – ноябрь 1917 года), дошли до границы с Грецией и до предместий Венеции, передали свои позиции союзникам – болгарам (на Балканах) и австро-венграм (в Италии), чтобы отправиться воевать на Западный фронт. Зная об этих фактах, стоит ли удивляться тому, что германская пропаганда после окончания Первой мировой войны так уверенно утверждала, что Германия не проиграла ту войну, просто революционеры всадили ей нож в спину? И стоит ли удивляться тому, что этой пропаганде верила подавляющая часть населения Германии, мечтавшая о реванше?
9 мая 1945 года мы убили германского зверя, а французы 11 ноября 1918 года лишь сделали ему очень больно, после чего зверь ещё более разъярился, мечтая о реванше. Отсюда вытекает и разница между Трептов-парком и Оссуарием Дуомон. Трептов-парк – это память о величайшей победе, пусть достигнутой ценой огромных потерь, Оссуарий Дуомон – память просто о чудовищной бойне. Очень характерно, что если мемориал в Трептов-парке находится в Берлине, в логове поверженного противника, то Оссуарий Дуомон – во Франции, где немцы начали и закончили Первую мировую войну. Эти два военных мемориала наглядно демонстрируют превосходство нашей победы в 1945 году над победой французов в 1918 года. В этом и заключается причина огромного идейного превосходства нашего военного мемориала над французским.

Литература
1. Булгаков М.В. Белая гвардия.М., 1989.
2. Бютнер Хорст, Матц Урсула, Терентьев М.В. Памятник советскому Воину-освободителю в Трептов-парке. Прошлое и будущее. Штаатсферлаг ГДР, 1981.
3. Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне. М., 2001.
4. Петен Анри-Филипп. Оборона Вердена. militera.lib.ru.
5. Jean-Noel Grandhomme. La Premiere Guerre mondiale en France. Rennes, 2002.
6. Philippe Masson. Histoire de l’armee francaise de 1914 a nos jours. Perrin, 1999.
7. www.douamont-com


Рецензии