Тенденции исторического момента

"Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?" С. Довлатов


Одна из тем, которой я бы хотела успеть коснуться, тема репрессий. Моих родных задел этот страшный маховик.
Есть две истории, известные мне.

Первая случилась на Псковщине в 1937 году. Глейф Клеофаст Иванович 1875 г.р., уроженец г. Риги (родственник моей прабабушки по папиной линии), жил на Псковшщине, латыш, рабочий 12 околотка 6-ой дистанции службы пути Калининской железной дороги. Арестован 31  октября 1937 года, осужден комиссией НКВД СССР 26.11.1937 года по ст. 58-10 УК РСФСР к расстрелу. Реабилитирован 28.03.1990 г.

Второй случай по линии мамы. Я так понимаю, это было после войны. Одна из наших родственниц была молодой девчушкой лет 16-17. Её направлили на работу на торф куда-то под Ленинград, вроде бы на Гатчину. Это очень далеко от Воронежской области. Мама девушки побоялась отпустить её и спрятала. Кто-то из соседей донес, в результате суд и Магадан.
Звали её Прасковья Фоминична, родная сестра маминого папы.
ПОдробности этой истории знает мама.

Касательно первого случая, что же это была за статья -58-10?

58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст.58-2 -- 58-9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой --
лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.
Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой --
меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса. [6 июня 1927 г. (СУ №49, ст.330)].

Мера социальной защиты - это расстрел.
---------------



"Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов? Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой?

Ничего подобного. Их написали простые советские люди. Означает ли это, что русские — нация доносчиков и стукачей? Ни в коем случае. Просто сказались ТЕНДЕНЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МОМЕНТА.

Разумеется, существует врожденное предрасположение к добру и злу. Более того, есть на свете ангелы и монстры. Святые и злодеи. Но это — редкость. Шекспировский Яго, как воплощение зла, и Мышкин, олицетворяющий добро, — уникальны. Иначе Шекспир не создал бы «Отелло».

Одни и те же люди выказывают равную способность к злодеянию и добродетели. Какого-нибудь рецидивиста я легко мог представить себе героем войны, диссидентом, защитником угнетенных. И наоборот, герои войны с удивительной легкостью растворялись в лагерной массе.

Разумеется, зло не может осуществляться в качестве идейного принципа. Природа добра более тяготеет к широковещательной огласке. Тем не менее в обоих случаях действуют произвольные факторы.
Поэтому меня смешит любая категорическая нравственная установка. Человек добр!.. Человек подл!.. Человек человеку — друг, товарищ и брат... Человек человеку — волк... И так далее.

Человек человеку... как бы это получше выразиться — табула раса. Иначе говоря — все, что угодно. В зависимости от стечения обстоятельств.
Человек способен на все — дурное и хорошее. Мне грустно, что это так.."

С. Довлатов

30 октября — День памяти жертв политических репрессий.

Иллюстрация из Сети.


Рецензии