Одна из трагедий 20 века

Моему дедушке Дмитрию,
Русскому офицеру царской
Армии, служившему в
Белой армии, посвящается.

   22 апреля 2021 года в Севастополе открыли памятник окончанию Гражданской войны.
Прекрасный памятник и своевременный. Жаль только, что моя мама не дожила до этого дня.
   Гражданская война… Хорошо, что наше поколение не знает, что это такое. Для нас – это кино «Чапаев», в наше время учебы в школе в учебниках по истории: красные – хорошо, белые – плохо.
А если бы победили белые? Написали бы наоборот.
   А Гражданская война – это братоубийственная война, когда убивали друг друга граждане нашего государства. Сколько миллионов людей тогда погибло? Гражданская война – это ужас, горе, страдание народа, сироты, голод, разрушения.
   Моя мама никогда не рассказывала нам о своем отце. Ее можно понять. В то время этого просто нельзя было делать.
   О своем дедушке Дмитрии, русском офицере, давшем присягу Православной вере, царю и Отечеству, служившему в Белой армии, я узнала от своей бабушки, его жены, когда летом гостила у нее в городке, где я родилась.
   Бабушка рассказывала, что ее муж защищал Родину в первую мировую войну. С войны он пришел – крестов и орденов полная грудь. На них было написано: «За веру, царя и Отечество». Он очень ими гордился. По рассказам бабушки я очень много знаю, как проходила Гражданская война в моем родном городе. Я до сих пор как будто вижу бабушкиными глазами страшные события того времени.
   Когда красные окончательно заняли город, мой дедушка вместе с соседом Иваном, невоенным, но примкнувшим к белым, добрались до Иркутска. По его настоянию сосед вернулся обратно. Здесь след моего дедушки теряется.
   Иван, вернувшись из ссылки, сказал моей бабушке: «В то время у офицеров было только два выхода: за границу или пулю в висок. Сомневаюсь, что Дмитрий ушел за границу». У меня есть еще такая версия: он мог погибнуть, защищая последний оплот белых.
   Также бабушка рассказала о том, как трудно и тяжело жили родственники белых после войны. Жен военнослужащих, служивших в Белой армии, нигде не принимали на работу. Чтобы не умереть от голода, она отдала свою дочь (мою маму) в приют. Бабушка Наташа прожила долгую жизнь – 94 года. Из них 70 лет она ждала своего Митрия, который с детства мечтал Родину защищать, и чтоб в стране был порядок.
   На ее веку были революции и три войны. Но до конца своих дней она так и не поняла: что не поделили красные и белые. Россия – то ведь у всех одна…
   Когда я думаю о трагедиях, произошедших в 20 веке, я невольно вспоминаю строки из стихотворения поэта Н.Г.Кинева, обращенные к властителям земных и зазвездных миров: 

«Не знать своего назначения
И все - таки выжить и жить…
За это одно лишь прощение
Не можем ли мы заслужить?»

   Завтра 6 февраля – поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Победившие красные были безбожниками. Военные, служившие в царской армии, а затем в Белой армии, были глубоко верующими людьми.
   В моей родословной за веру Христову пострадали мой дедушка Дмитрий и прадедушка Кузьма – священник, который был расстрелян большевиками.
   Царство небесное рабам Божьим Дмитрию и Кузьме.


Рецензии