Учительские зарисовки. Глава 3

Началось выездное судебное заседание. В клубе народу - негде яблоку упасть. Всё чин по чину: и судья в чёрной мантии, и прокурор, и адвокат, и протокол вёл секретарь. Даже свидетели находились вне зала. Вызывали их по очереди, как положено по закону ведения судебного заседания.
Всё было бы ничего, может быть и интересно, как в театре или кино, да на скамье подсудимых находился их односельчанин, 18-летний парнишка. Вот ведь как получилось: пришла повестка в армию, а тут - арест.
Сначала даже весело было: мужчины и женщины щёлкали семечки да пускали остроты в зал. Но вот пошли свидетели, воспоминания обо всех поступках «героя». И словно тёмная туча нависла над залом. Сумрачными стали люди. Да есть над чем задуматься! Ведь рос парнишка на глазах - не сразу стал преступником.
В пятилетием возрасте Коленька испортил колодец, до сих пор нельзя из него воды пить. Ничего, пастрелёныш не понимал, что делал.
В пятом классе подговорил друзей залезть на подстанцию и что-то там поломать. На неделю осталось село без света. Опять ничего... «И мы проказничали, - вспоминали старики. - Пацанятам не дали кино посмотреть. Танцы включили».
А в седьмом классе потравил всю птицу у соседки за то, что она сделала замечание.  И снова замяли дело. Даже участковый не беседовал.
И оказался Николай на скамье подсудимых не случайно. На этот раз итог его поступка: сгорела ферма со всей живностью и погиб односельчанин, с кем учился вместе, должен был идти в армию. И это только из-за ревности.
Судья вынес приговор: 12 лет колонии строго режима.
Последнее слово подсудимого. Николай вышел на середину зала, молча повернулся к людям, встал на колени. Он просил прощение у своих односельчан и, главное, у родителей. Он плакал беззвучно, искренне. Всхлипывали женщины и кряхтели мужчины в зале.
Все были виноваты, приговор вынесен всем.
Судья смотрел на участников заседания и вдруг поймал себя на мысли, что односельчане помогут справиться с этим горем и Николаю, и его семье: ведь все они осознали вину и впереди их ждёт путь исправления.
Вот и подойдут сюда слова Сенеки: «Первое условие исправления - осознание своей вины».


Рецензии