Грузия 9. Военно-Грузинская дорога ВГД. 1
Сначала немного истории.
После подписания в 1783 году Георгиевского трактата о протекторате России над Картли-Кахети русско-грузинское общение заметно оживилось. В урочище ингушского селения За-ур-Ков была основана крепость Владикавказ.
Официально Военно-Грузинская дорога начиналась от станицы Екатериноградской, (тогда это был город). В то время дорога была единствен-ной транспортной связью двух стран. Современное название - Военно-Грузинская - закрепилось за дорогой после начала её реконструкции русским военным ведомством под руковод-ством Павла Цицианова (1803).
Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году, передвижение было весьма труд-ным — посланный в том году в Картли-Кахети отряд Русской армии под командовани-ем генерала Лазарева прибыл на место только через 36 дней. После получения Картли-Кахети подданства России (1801) началось строитель-ство новой, улучшенной Военно-Грузинской до-роги. В 1811 году дорога перешла под надзор Управления путей сообщения России, был проведён колоссальный объём работ - сняты откосы, созданы карнизы, сделаны выемки, по-строены мосты, проведена отсыпка, возведены плотины и дамбы, для предотвращения обвалов - подпорные стены и крытые траншеи и так далее.
В 1814 году открыто движение экипажей, с 1827 года - устроена экспресс-почта.
На дороге были устроены 11 станций (следуя из Тифлисаа) –Мцхета, Цилхати, Душет, Ананур, Пасанаури,Млеты, Гудаури, Коби, Казбек,Ларс и Балта.
На всех станциях имелись помещения для бес-платного ночлега.
В 1837 году была предпринята попытка обойти Крестовый перевал, направив дорогу через Гу-дамакарское и Гудушаурское ущелья и Квенатский перевал, однако через десять лет, в 1847 году, после проведённых изысканий было решено вернуться на первоначальный маршрут.
Военно-Грузинская дорога упоминается в не-скольких знаменитых произведениях, таких как «Герой нашего времени» и «Двенадцать стульев»
В 1861 году руководство работами на дороге принял Б. Статковский, к 1863 году дорожное полотно дороги было шоссировано. Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в раз-витии экономических связей между Россией и Закавказьем. В разные годы по ней проезжали Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лер-монтов, Николай II, Коста Хетагуров, Лев Толстой (1851), Антон Чехов, Владимир Маяков-ский, Никита Хрущёв (1934).
В 1910-1914 годах вдоль Военно-Грузинской до-роги планировалась постройка междугород-ней трамвайной линии от Владикавказа до Ти-флиса протяжённостью 202 км с обеспечением питания контактной сети несколькими мини-гидроэлектростанциями, однако проект не был осуществлён в связи с началом Первой мировой войны и последующим распадом Российской империи.
А теперь отдельные рассказы по участкам следо-вания.
Свидетельство о публикации №222020501605