Скарамуш

«Он появился на свет с обострённым чувством смешного и врождённым ощущением того, что мир безумен».

Перед выходом на свет из мрачного зала Скарамуш посмотрел на свою маску. Осталось сыграть последнюю роль. Роль злодея. Он направит на её успех все свои таланты, а талантов видимых и невидимых в арсенале было предостаточно.

– Режиссёр, нынче ты служишь мне, так будь другом, ответь как есть, все ли приготовления были соблюдены? Никто не пострадает?
– Да, всё в порядке. Можешь мне верить. Ты отыграешь свою роль на отлично. Без зла не бывает добра. Это всем известно.
 – Хочешь верь, хочешь не верь, но я устал от этого. Меня тревожит, что эта маска срастётся со мной. Но теперь стоит сделать последнее усилие. Отыграть последний спектакль. И эта надежда успокаивает.

Скарамуш вложил шпагу в ножны и сделал шаг вперёд.  Когда он разорвал все связи с обществом, в голову пришло только одно, шагать по свету вместе с бродячими артистами. В душе он навсегда остался один. Никто не мог стать его другом, а врагов Скарамуш выбирал сам. Это было легко. Обостренное чувство справедливости могло привести к обличению любых пороков. И он отдался этой вольной стихии сполна. Её таинственный вихрь завораживал и перекрывал все пути назад. Оставалась только дорога.
Теперь только Режиссёр знал, что Скарамуш примирился с отцом. Это означало многое, если не всё. Маска обманет стихию. И стихия, наконец, послужит благому делу.

Но когда половина акта была отыграна, случилось непредвиденное. Страшное.  В зал вошёл Маркиз. Люди Маркиза оцепили сцену. Воцарилось молчание. В этой ситуации всё могло в один миг обрушиться. Все годы тренировок напрасно!
Злодей не растерялся и закричал:

– Маркиз! Я вызываю тебя на дуэль! Один на один. Твои делишки черны, но не чернее моих. Я есть истинная чернота. И сегодня я докажу, что настоящий Мрак служит мне. Мне, а не тебе, жалкому простофиле. Ты – не достоин. И никогда не был достоин этой награды. Поэтому ты никогда не сможешь отобрать у нас наши жизни. Они принадлежат Мраку и только Ему.

Маркиз усмехнулся и поправил усы, возражая:
– Чернее? Нет, ты ошибаешься, я есть свет. Но ты сам признаёшь, на чью сторону встал. Так что не будем медлить. – Маркиз повернул голову в сторону и позвал. – Эй, Режиссёр, ты там? Выходи, тебе больше незачем скрываться. Ты всё сделал правильно, когда перешёл на нашу сторону, так что твоя награда тебя ждёт.

Режиссёр подошёл к Маркизу и пожал тому руку. А после встал рядом как гордый преданный пёс, который выполнил своё дело без единой ошибки:
– Сэр, если не возражаете, я досмотрю, чем закончится этот спектакль.
– Да, пожалуйста, смотри, сколько угодно. Пора закончить эту трагикомедию.

Злодея связали и отвели к Маркизу.
– Сатисфакция предоставляется равным. А ты не равен мне, Злодей. Ты жалкое отребье, которое понесёт заслуженное наказание.

Глаза Злодея налились ненавистью:
– Равным? Тогда как насчёт права на последний вопрос, Маркиз?
– Вопрос перед концом? К чему тебе? Насмешил. Впрочем, ладно, смилуюсь. Один вопрос. Жду.
– Тебя не снятся кошмары, Маркиз? Те кошмары, в которых тебе являются люди из народа.
– Кошмары?
– Да, кошмары. Ты прекрасно знаешь, о чём я говорю. За твоей душой тысячи загубленных душ. Это они мучают тебя по ночам. Они, не я. Но сегодня это страдание оставит тебя. Ведь я – Злодей. А ты – последний герой.

Никто не заметил, как один из Стражей ослабил путы. Скарамуш выхватил свою шпагу и пронзил Маркиза. Всё случилось в доли секунды, никто не успел среагировать и предпринять какие-либо действия.

Маркиз пал весь в крови. Его люди не успели поднять свои головы, как в ту же минуту через сцену вбежали гвардейцы Короля, выступив в защиту Скарамуша.

– Финита ля комедия! – торжествуя, провозгласил Скарамуш. Он сбросил свою маску и поклонился зрителям. Радостный Режиссёр ликовал вместе с ним:
– Мы сделали это! Мы сделали!

Зал рукоплескал. Актёры выходили на сцену и кланялись. Скарамуша качали на руках. Он смеялся как безумец. Кто бы мог подумать, что его безумие спасёт этот не менее безумный мир. Столкнувшись, два хаоса порождают порядок. Спектакль завершён. Все роли отыграны. Впрочем, все ли? Этого Скарамуш не знал, но чувствовал одно. Он смотрел на Короля и понимал, что больше не одинок. Его брат вернулся в своём триумфе. Это был их общий триумф. Общая победа. История перевернула свою страницу, и начиналась новая жизнь.

Жизнь без Спектакля.

Актёры восстали. Восстали против Маркиза и привели Короля.


Рецензии