22. 15 Пушкин Хронотоп Дуэльной истории 30-х

Хронотоп Дуэльной истории Пушкина  с 1830 года

I. Хроно 1830 - «как АСП нажил себе смертельных врагов» одной акцией

1830 г. АСП пишет знаменитое:  Моя родословная … В этом судьбоносном творении АСП  задел за живое представителей следующих семей: - Меньшиковых   - Кутайсовых  - Разумовских  - Безбородко   - Долгоруких  - Клейнмихеля - Романовых  - Мусиных-Пушкиных. 
Стихотворение мужа «горячей головы и добрейшего сердца» (определение НН!) явилось ответом на пропитанные  ядом слова министра Уварова (организатора Арзамаса и коллеги АСП по лит. делам… подавшего кандидатуру поэта в Бессмертные (академики)!), сказанные им  в приватной беседе с Олениным (подавшим АСП идею сделать брачное предложение НН  и направившим его, таким образом, в Западню после отказа отдать лишь руку своей дочки) и публично повторенные затем Фигляр Булгариным: 
Он (АСП) хвалится своим происхождением от негра Ганнибала, которого продали в Кронштадте (Петру 1) за бутылку рома…
Стихотворение стало столь знаменитым, что граф Соллогуб высказался о спровоцированной им злобе затронутых так метко лиц:  этой бравадой АСП нажил себе в целых семьях, в целых партиях врагов непримиримых. АСП позже пожалел о содеянном, но не только поезд ушел, но и перрон отправился: слово – не воробей…из правды слов уже не выкинешь. А вот требовать выкинуть труп АСП в Мойку уже было кому – их стало легион. И все толпились у трона  царя.
Но пожалел себя АСП много позже, когда ограда Западни стала каменной и до небес высотой. А пока он на этом не остановился и…написал эпиграмму на графа Дундукова и затем на самого мин. Уварова «На выздоровление Лукулла». Этим мстительным пасквилем АСП (по его признанию Муханову в августе 1836) закрыл навеки калитку Западни, в загоне которой кокетничала близорукая НН, стараясь обворожить сердце Ника1,  рвал удила упревший в фазе гона самец  д_Антес, метался с антиквариатом коммерсант барон Геккерн – шпион и подельник Нессельроде, впадал в экзистенциальный кризис сочинитель АСП….   

II. Хроно событий Западни и Заговора

1.  18.02 (02.03) 1831 - АСП все таки обвенчался с выкупленной им за11 тыс.руб. бесприданницей НН, мечтавшей любой ценой сбежать из родительского дурдома. Обвенчался на той, на которую уже  ранее положил глаз полновластный и самодержащий эН.

2. 07.1831 – АСП везет на лето мол. жену, которая после свадьбы ревела, сочувствуя своему ухажеру стьюденту в Сарское Село, давно ставшее царским. Из тщеславия АСП хотелось позлить свет (высший, столичный, притронный)  обладанием своей собственной домашней мадонны. Тут, откуда не возьмись, царь родной ему явись - их встретил Ник1 и … завертелась танцевальная карьера кокетки записной НН.
3. 09.1832 –  в откровенном письме жене: что-то ты так тиха… уж не кокю ли я?  Судя по всему, грех плотский  так придавил НН, что она изменила поведение. А это всегда верный знак – что-то с бабой «не то».

4. 10.1833 – признания жены об успехах в «танц. карьере и кокетстве» впервые нарушили душевный покой АСП и слово кокетка в его письмах к женке стало самым употребляемым (напомним себе: кокетка – поставщик рогов мужу, кокю – муж рогоносец). Перевод слов АСП женке прост до жути: не крути с царем – я не хочу и не смогу быть кокю и русским Данжо… marquis de Dangeau (см.  ФЭБ: Крестова. Почему Пушкин называл себя «русским Данжо»? — 1962 (текст))

5. 01.01.1834 – новогодний подарок царя: АСП – камеръ-юнкеръ двора ЕИВ: камер – комнатный, юнкер – мальчик…уборщик судна и его содержимого. Теперь АСП и НН обязаны являться ко двору по протоколу и по зову. Беспрекословно.  АСП часто и с вызовом нарушает этикет – это протест по составу блудуара царя…

6. 14.01.1834 – танц. карьера  НН достигла пика – она королева бала (по решению полновластного над ней монарха) на приеме в царской семье – она в одеянии Жрицы Солнца (и кто надоумил? т.е. заранее было известно чем бал кончится – воцарением НН в блудуаре!), царь танцует только с ней и на ужине сидит рядом с ней… Финита. 
Филипп де Курсийон, маркиз де Данжо

7…. 1834 – АСП сам вводит в свой дом своего приятеля – д_Антеса… для удачного замеса (мож. он думал – пущай лучше сей юнец ее драит, смолит и конопатит, чем  император Ник…?)

8. Искусство поведения светской дамы – это искусство кокетства. Уроки Долли Фикельмон  (Дарьи Фед. Тизенгаузен – внучки Кутузова, дочки Е.М. Хитрово = Лизы Голенькой!) не пропали даром – в деле кокетства женщина-вамп НН была превосходной ученицей – медалисткой и рекордисткой …

Итак, отметим –
 0) учит НН искусству древнего ремесла Долли Фикельмон – жена австрийского дипломата!  Opa! Да мы в чертогах первых конструкторов и инструкторов  западни!  а) Долли всегда хозяйка вечеров в доме Геккерна, когда туда приглашен Ник1
б) д-Антес по прибытии в Россию опекается не французами,  а …австрийцами! = он становится протеже Долли! – она лично ходатайствует за него перед императрицей – нач. кавалергардов!  Она дает деньги на обустройстве по службе, ибо быть кавалергардом крайне дорого!
в) при этом ст. Геккерн – шпион Нессельроде, его партнер по аферам с антиквариатом и оба они – графы Австрии!  Он поручает Геккерну овладеть д-Антесом и, тем самым, сделать его абс. послушным наемником!
г) Геккерн и д_Антес, несмотря на гомосексуализм (худший грех для россиян той поры),  становятся желанными (подчеркнуто) завсегдатаями  всех основных салонов СПб, в которых им создается ореол приличных достойнейших людей питерского бомонда, и в которых родится аудио фон Западни - мстительная клевета на АСП и его семью с ее погибельным для него счастьем…
д) жена министра Нессельроде лично увезла НН на интимную вечеринку в Аничков дворец – место постоянных встреч царя в оч. узком кругу и свершения его интимных желаний = там прошли по очереди любимые дамы  имвператора – Бутурлина, Долгорукова и на конец НН!  Какие еще нужны доказательства в невинности танцулек НН!?  АСП ругал Нессельроде как удода. Нессельроде об этом узнали и … в загон Сашка  погнали…  Прим. Про Хилкову-Безобразову сказать этого не могу. Но Безобразов возмутился наложничеству жены и (по слухам) дал Нику пощечину в пах, за что и был сослан
е) Фикельмон и поведала ему про Заговор, когда … дала слабину и проболталась о действующих лицах. Так АСП узнал кто его будет публично прессинговать и рогами упрекать. Его задача – никто не должен знать о Приговоре Старцев – он должен играть свою роль кокю…

8. сент 1835 – д-Антес получает заказ и идет в атаку на НН… Все.  Он впервые публично ухаживает за НН – на время постановки последнего акта пиесы в блудуаре нашли замену наташкиным прелестям

9. Дальше дело техники: обольщения близорукой готовой к случке Сучки, компрометации НН, АСП и всей семьи, вывод АСП из псих. равновесия, провокация и вызов на дуэль.

10. Старцы добились своего. Жертва принесена. Но все думают – автор Евгения,  почти гений – погиб в водевильном адюльтере класса дежа вю … АСП забывают как опозоренного на долгие почти 50 лет …

ре-изюм версии розыска:

Штаб квартира Заговора – дома австрийских дипломатов и верноподданных Австро-Венгрии – держателя «ценных бумаг» дипломов рогоносцев. Нач. штаба по поручению Ника1 – Нессельроде  (он же начальник АСП – т.е. по долгу службы). Офис-серы штаба - Строганов, Трубецкой, Долгоруков, Гагарин, Скарятин, Барятинские, Нарышкины и Борхи и пр. – спецы по интригам, пасквилям и дуэлям. Провокаторы – Трубецкой (кузен Строганова!), Урусов Петр, Опочинин Константин. Инструкторы – Фикельмон Долли, Оленин, Идалия Полетика, Екатерина Гончарова, Загряжская и др. Хор пиесы – все основные салоны оскорбленных домов, поющих гимны клеветы = смеси кривды и правды. Управитель исполнением заказа на конечной стадии Заговора – граф Строганов Г.А. Клика конгрегации генерации клеветы и злословия на АСП и его семью - "компания д-Антеса" =  князь Трубецкой Александр, князь Куракин Александр, князь Барятинский Александр, князь Кочубей Лев... к этому кружку очень тянулся прапорщик Карамзин Александр. Соисполнители – НН-вамп, Алекс. Гончарова,  Евпраксия Вревская (ур.Вульф – Зизи Тригорского). Главный контролер – Бенкендорф А.Х.  Исполнители конечного акта заговора – спекулянт гей-барон Геккерн и его пассивный партнер  - киллер в доспехах д_Антес,  соисполнители – дипломаты Франции – Барант, д-Аршиак и К. Данзас  Прим. Никто из них до нас не знал в чем истинный смысл и цель западни и свершения заговора … Все они только азартно охотились и убили.  Старцы их потом отмолили и отмыли.   

Доказательства:

1. Диплом Рогоносца и Вена: - кузен Трубецкого Строганов, красные кавалергарды Урусов и Опочинин «развлекались» рассылкой мужьям-рогоносцам анонимных писем … Это называлось «венской игрой» - забавой,  распространенной  венцами в Питере   - Соллогуб,  общавшийся с АСП, дороживший его мнением о его лит. потугах и надеявшийся на его поддержку в лит. среде,  повествует: однажды в нач.  декабря 1836 д-Аршиак (оба – несостоявшиеся секунданты ноябрьской дуэли!)  показал ему несколько печатных бланков из Вены с «шутовскими дипломами» и среди них печатный образец диплома, посланного АСП.

2. Обсуждая с женой убийство АСП, брат царя вел.кн. Михаил пишет 23 февраля 1837: Не является ли это еще одним последствием происков этого любезного КОМИТЕТА, который хочет во все вмешиваться и все улаживать, а делает одни глупости».  Это «комитет» - высшие круги у трона (по Лермонтову) – с более низкими Романовы просто не общались…

Итак, «роддомом» пасквиля, «полученного» АСП и со-товарищи 4 ноя является посольство Вены. Но Вена дружна с двором русского царя Ник1… Она вынуждена вовлечь в игру дипломатов Франции и Голландии, «красный кружок» императрицы, агентов этих дип.корпусов в лице Строганова и Полетики, недалеких беднячек сестер Гончаровых, а также наивных олухов типа Соллогуб и Данзас … АСП решил их переиграть всю эту банду: из печатного образца он изготовил рукописный авторский экземпляр, включив в интригу … царя Ника1!  Эта игра стала центром интриги ноябрьской дуэли. Однако, АСП переиграли женитьбой д-Антеса на РотМ и его подготовкой после временного примирения сторон в качестве основного киллера для январьской дуэли. Центром интриги января стала  не только  уже скомпрометированные НН и ее сестрица РотМ, но и клевета о связи АСП с Александриной - вся семья АСП. АСП, таким образом, оказался в Западне с тремя дуэльными (по Скрынникову) ситуациями, в которых защищал политые черной кровью (кровью клеветы) :   - 4 ноя    - НН    - 17 ноя  - ЕН   - 25 янв – АН… alex: п.7 самый непонятный в твоём плане книги. но ведь ввёл таки в дом. Зачем? может наоборот? может все уже знали, что он голубой, а так как бабы от него без ума, АСП и думал, что НН будет на него поглядывать (без взаимности) и тем самым от Н1 подальше? А может просто модный в то время человек и АСП захотел с ним иметь дело?

Хроно = 1836

В это год Пушкин мог быть убит кем-то из 4-х вызванных им на дуэль:
- Хлюстиным  - Репиным  - Сологубом Владимиром  - Дантесом
Первым в этом ряду был инцидент с  С. С. Хлюстиным, московским знакомым Пушкина. Посетивший поэта 3 февраля Хлюстин был принят Пушкиным «по обыкновению весьма любезно», как свидетельствует присутствовавший при этом Г. П. Небольсин. Но когда гость в ходе разговора упомянул о пресловутой «Вастоле» и процитировал слова Сенковского о том, что поэт обманул читателей, Пушкин взорвался. Разговор принял острый характер. Хлюстин не сумел достойно выйти из положения, и обмен репликами закончился тем, что Пушкин заявил: «Это не может так окончиться…». Назавтра поэт направил Хлюстину письмо, которое было воспринято молодым человеком как вызов. Дело едва не дошло до барьера. Не без труда его удалось уладить при посредничестве С. А. Соболевского (XVI, 79–82).
После столкновения с Хлюстиным как будто плотину прорвало. Пушкин больше не мог и не хотел сдерживаться, он сам перешел в наступление. Буквально на следующий день после истории с Хлюстиным поэт начал еще одно объяснение. До Пушкина дошли слухи о том, что после выхода в свет его оды «На выздоровление Лукулла» князь Н. Г. Репнин позволил себе дурно отозваться о нем в обществе. Эти слухи распространял В. Ф. Боголюбов, которого все называли «уваровским шпионом-переносчиком».  Поэт не счел возможным объясняться с Боголюбовым и обратился прямо к князю Репнину. 5 февраля Пушкин направил Репнину следующее письмо: «Князь, с сожалением вижу себя вынужденным беспокоить ваше сиятельство; но, как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и то имя, которое оставлю моим детям». Заверяя князя, что он всегда питал к нему чувства искреннего уважения, Пушкин писал, что только настоятельная необходимость заставила его обратиться к нему с подобным письмом: «… некто г-н Боголюбов публично повторял оскорбительные для меня отзывы, якобы исходящие от вас. Прошу ваше сиятельство не отказать сообщить мне, как я должен поступить». Тон письма был достаточно решительный. Если бы Репнин не захотел вступать в объяснения, он должен был бы рассматривать это письмо как вызов. Однако Репнин ответил поэту вежливым и церемонным письмом, в котором сообщал, что никогда ничего на его счет в присутствии господина Боголюбова не говорил. Что же касается пушкинской оды, Репнин выразил по этому поводу свое неодобрение, но высказал его в такой форме, что это не могло быть оскорбительно для поэта. Письмо заканчивалось просьбой не обижаться на правду и выражением чувства почтения.  В данном случае обе стороны оказались на высоте. Несмотря на гнев, клокотавший в нем, Пушкин сумел найти нужный для такого письма тон и выдержал его от начала до конца. Это нелегко далось ему. В черновом варианте письма были, например, такие выражения: «Оскорбленное лицо просит князя Репнина соблаговолить не вмешиваться в дело, которое его никак не касается…». Но Пушкин обуздал свой гнев, в переписанное набело письмо, отправленное Н. Г. Репнину, оказалось вполне корректным по содержанию и по форме, что и дало возможность князю ответить поэту в том же тоне.
Однако Пушкин на этом не остановился. Тогда же он дал ход еще одной дуэльной истории. Поводом для нее послужила какая-то неловкая фраза, сказанная Владимиром Соллогубом Наталье Николаевне. Это недоразумение между Соллогубом и женой поэта произошло еще в октябре 1835 г. Но Пушкину стало о нем известно уже после отъезда молодого человека в Тверь, и он, сочтя поведение Соллогуба дерзостью по отношению к Наталье Николаевне, послал ему вдогонку письмо, в котором содержалось требование извинений. Письмо поэта затерялось, и Соллогуб узнал о нем со слов А. Н. Карамзина только в январе. В начале февраля Пушкин получил его ответ. Но в том состоянии, в каком он тогда находился, он не захотел удовлетвориться этими письменными объяснениями. Поэт уполномочил Хлюстина передать Соллогубу, что не считает дело оконченным и что он будет в Твери в конце февраля. Из-за болезни матери Пушкин был вынужден отложить свою поездку, а когда в мае Соллогуб явился к нему для объяснений, дело неожиданно легко уладилось. Как только молодой человек согласился написать Наталье Николаевне записку с извинениями, Пушкин тотчас же протянул ему руку и «сделался чрезвычайно весел и дружелюбен». Более того, убедившись, что Соллогуб не хотел нанести его жене никакой обиды, Пушкин посоветовал Наталье Николаевне первой сделать шаг к примирению. И, как рассказывает Соллогуб, когда они встретились осенью на вечере у Вяземских, Н. Н. Пушкина попросила у него «своим волшебным голосом извинения». Пушкин сказал Соллогубу, когда объяснение между ними закончилось: «Неужели вы думаете, что мне весело стреляться?.. Да что делать? J'ai la malheur d';tre un homme publique et vous savez que c'est pire que d';fre une femme publique».Шутка была горькой. За ней многое скрывалось. Из-за того он и бился, чтобы не дать низвести высокое звание поэта до подобного уровня.
Дантесу удалось большой жертвой избежать дуэли, в которой Пушкин счел себя оскорбленным, а значит иметь право первого выстрела в русском варианте дуэля… Однако Геккернам стало ясно = дуэль с Пушкиным неизбежна и надо подготовиться к ней и тактически, и технически… Источник:
Западня – Хроно депрессии 1836

Январь, 20-е = д-Антес принят в доме АСП, о чем сообщает Геккерну 2 фе-враля: У меня более, чем когда-либо, причин для радости,  ибо я достиг того, что могу бывать в ее доме. Более, чем когда либо. Достиг – стало быть очень стремился. Но зачем любовнику в дом к ревнивцу и кавалеру чести? Таков заказ по сценарию спецов Двора Е.И.В.
Февраль, 5-е. Пушкины на балу у неаполитанского посланника кн. Дж. ди Бутера. Фрейлина Мюрдер записала в дневнике: в толпе я заметила д-Антеса под руку с г-жой Пушкиной …Выражение , с которым …не оставляет сомнений насчет правильности наблюдений, - они безумно влюблены друг в друга … Должностные лица Двора ЕИВ и за ними и Общество наблюдают … или следят за соблюдением заказа. АСП в это время вызывает на дуэль всех подряд:  Соллогуба, Хлюстина, Репнина… Главные темы петербургских разговоров: эпиграмма «На выздоровление Лукулла»  или на Уварова. Пружина заказной интриги начинается ускоренно раскручиваться. АСП этому только способствует
Февраль, до 9. В последние дни  Масленицы  состоялось объяснение между любовниками – НН и ЖШД: из письма от 14.02 д-Антеса новому любовному отцу Геккерну:  НН – Жоржу: я люблю вас, как никогда не любила, но не просите большего, чем мое сердце …, ибо все остальное не принадлежит мне. Было Жоржу «ужасно», но пошло «на  пользу» = это слово «польза», явный отчет об исправном лояльном (как потом отметит Г.Строганов) исполнении Заказа Главрежа и его сценария. М. А. Цявловский, комментируя это письмо, писал: «Ответное чувство Натальи Николаевны к Дантесу теперь <…> не может подвергаться никакому сомнению». Таково же было мнение Анри Труайя, впервые опубликовавшего эти два письма Дантеса. Стало быть просил то, что у НН по размерам больше ее сердца… Сильная откровенная анатомия. Может они на масленичных катаниях в санях с горки сделали замеры…?  И Жорж увидел трепещущее сердце НН… Ведь НН не сообщает, а утверждает о том  анатомическом, что ими уже познано, оценено и понято.
Март, 6  В письме д-Антеса к Геккерну – отчет о ходе выполнения Заказа с важным для нас сообщением =
6 месяцев безудержной пожирающей страсти. В остатке – преклонение и спокойное восхищение

Итак:  От 6 марта 6 месяцев = по ЖШД  начало страсти приходится на начало сентября 1835!  Документально ясно: ЖШД и НН начали крутить свой совершенно открытый платонический (по уверению д-Антеса = она осталась чиста!) роман с момента отъезда АСП осенью 1835 в Михайловское на поиск скрывшейся от него Музы… У Стеллы Абрамович в кн. Пушкин в 1836 году :  «…в августе 1835 г. АСП  наконец принял решение: он взял предложенную ему ссуду, обязавшись погашать ее за счет своего жалованья, и остался в Петербурге … и тем еще крепче связал себя с официальным Петербургом. Осенью 1835 г. Пушкин пережил совершенно необычное для пего состояние творческого спада».   Приехав в Михайловское в начале сентября с тем, чтобы остаться там на 3-4месяца, Пушкин почувствовал, что он не может писать. Сначала он не терял надежды, что удастся «расписаться». По осенние дни текли один за другим, а вдохновение но являлось. «Писать не начинал и не знаю, когда начну…», — писал Пушкин жене 14 сентября. Его последующие письма говорят о все нарастающей душевной тревоге 21 сентября. «Я все беспокоюсь и ничего не пишу, а время идет»; 25-го: «Вообрази, что до сих пор не написал я ни строчки; а все потому, что не спокоен» (XVI, 47, 48, 50). Состояние депрессии, мучительно пережитое поэтом в Михайловском, было вызвано глубочайшей внутренней неудовлетворенностью. Пушкин чувствовал, что обстоятельства подчиняют его себе, и это было для него невыносимым. Внезапная остановка в работе сломала все его планы. Осень всегда была для Пушкина порой свершений. То, что было им задумано и начато ранее, именно в это время обретало воплощение в законченной поэтической форме. Но в 1835 г. поэту не удалось завершить ни одной из начатых им больших вещей. Пробыв в Михайловском около полутора месяцев (почти столько же, сколько в 1833 г. в Болдине), Пушкин привез из деревни одно законченное стихотворение («Вновь я посетил…») я незавершенную повесть «Египетские ночи». Незадолго до отъезда из Михайловского поэт признался в письме к Плетневу: «Такой бесплодной осени отроду мне не выдавалось…».  Ищите адвоката НН! Защита проиграет … и без суда Божьего!

Атака д-Антеса и Молва - ПЕРВОЕ свидетельство о слухах

1836 – 5 февраля. Запись в дневнике Мердер М.К. (фрейлины Марии Карловны Мердер) – ПЕРВОЕ свидетельство о слухах в обществе об ухаживаниях д-Антеса за НН! Тогда же о б этом заговорили и в пушкинском кругу: Соллогуб вспоминал: В ту пору через Тверь проехал Валуев (жених Машеньки Вяземской) и говорил мне, что около НН увивается сильно Дантес (Модзалевский Б. 1929). Для Соллогуба, уехавшего из СПб лишь в конце 1835 или в нач. янв. 1836, это было новостью: значит до весны 1836 в пушкинском окружении никаких разговоров на эту тему не было (Абрамович Ст.). 5-го марта «l’enfant touve» д-Антес в письме к приемному отцу откровенно обозначил юбилей атаки «своей безумной беспощадной  страсти» на жену АСП = 6 месяцев. Значит он добился компрометации – кинул в болото Бол.Света мощный грязевой булыжник и круги цунами сплетен пошли во все стороны. Отрапотовав же, извещает -  снял осаду якобы неприступной крепости «НН», оставив особу «в  нечистотах чистоты» и перешел к обрюхачиванию ее сестры – Ручки от Метлы. Пушкина обкладывали гнусными атаками на все башни его семьи-крепости … и она затрещала по плохо состыкованным краям и неверным швам.  Ре-изюм:
- срежиссерованная компрометирующая атака д-Антеса на НН и семью АСП  начата в сент 1835-го (после отъезда АСП в деревню и в его отсутствие)   - в нач февраля фрейлина Двора ЕИВ делает запись в дневнике (это по обычаю запись сведений разрешенных и важных, касающихся Двора и семьи Дома Романовых)  = пошла молва … -  в марте д-Антес докладывает в штаб Главрежа и Сценариста: заказ выполнен – жена АСП, а значит и он сам, в грязи по уши = исполнитель оставляет НН в поке («преклоняясь и восхищаясь…») -  а что ему остается/ = в мае НН уже рожать… - цель атаки достигнута: угроза компрометации Главрежа в прелюбодеянии и столкновения Босса с ревнивым АСП устранена.

Прим.
1. Только вот когда роды? Как говорил наш-понимаете-ли-Уильям Шекспир: Вот в чем вопрос. Если зачатие считать с возращения АСп из бегства в деревню в нач. сент  1835 – один срок, а ежели от дней с начала его отъезда  - иной срок у родов. Родила ж НН 14 мая – даже родня удивилась: ждали к концу месяца… Потом спохватились – ну, ей же на бал ну очень надо. И карету новую за 4700 руб муж обещал  - деньги он у энтих он же взял.
2. Из «Письма Карамзиных»:  «любовь» д-Антеса к Екатерине (Ручке от Метлы) не была платонической: Ал. Н. Карамзин называет ее «возлюбенной» д-Антеса в письме брату от 13 мартва 1837

 Хроно Западни ноября 1836

17 окт  = Начало последней атаки заговорщиков на АСП… д-Антес требует Геккерену припугнуть НН.
Он решил – время пришло мстить
29 окт. = Отставной камергер Д.Н. Арсеньев оправляет АСП  объяснение о нанесенной ему обиде в надежде, что оно будет оценено «в полной мере». Возможно это предпред последняя дуэльная история АСП… ее нет в нашем списке (см. стр…)
2 ноя (?) = Д-Антес в исполнение Заказа идет в атаку: свидание НН с д-Антесом в казарменной кв. Полетика.  После оного НН «впопыхах» прибывает к Вяземской Вере и все ей рассказывает. Та рекомендует ничего мужу не говорить. Но НН понимает – влипла и теперь ее будут шантажировать оглаской уже на основании изодранного подола. Проболталась? Или это замысел по Сценарию? Вероятно: НН встала окончательно на сторону заговорщиков и Заказчика; иначе в чем логик - в одном – вызвать ярость АСП  и отправить его к барьеру. Геккерн стал грозить местью НН за непослушание отдаться «сыну»(Ал. Карамзин в письме брату)
4 ноя = История с Дипломом Рогоносца: АСП запустив пасквиль, идет ва-банк, старается дейтвовать на опережение и  вовлечь в последнюю игру Ника1. Но он гонится за неск. зайцами: НН (попытка открыть глаза на козни Диавола),  Ником1 и натравленным им кобелем. АСП пытает чернильницей-арапчонком жену и…она, вопреки совету Вяземской, вечером, наглотавшись чернил, Все рассказывает мужу. АСП тронут «доверием чистейшей прелести чистейшего образца». Навсегда. На это способны только истинные рогоносцы. Он не Отелло. Вот в чем дело. Вечером после встречи с В.А. Соллогубом АСп посылает по городской почте вызов Ж.д-Антесу … А зачем по почте? Ну, хитер монтер. А еще Пушкин…
5ноя. = Геккерн явился к  АСП. Он вскрыл письмо д-Антесу, т.е. ждал, просит отсрочки = 24 часа…Зачем?  Кираса-корсет грудастая  сработанная у антикваров и только полученная – коротковата, а новая еще не поспела. Сковорода для живота из Нижнего тоже в пути. Кирасу зажали кирасиры. Плюс нужны инструкции от Заказчика и время для упаковки антиквариата. Затем шустрая рыже-косоглазая-вамп посылает гонца в Царское Село с вестью для Жука… да фиг там – для царя. Гонец должен передать одно: Срослось. Началось. За сим скрыто одно известие: все срослось – муж был мною подготовлен и  вызвал кого надо. Иная, любящая, поступила б иначе: Саш, едем скорее, родной мой стихоторговец, в деревню, как ты всегда хотел – наплевать на всех и запить = там наше спасение  и только там нам БЫТЬ… Привлеченного Жуковского АСП в течение процесса сватовства д-Антеса на Е.Гончаровой публично обвинил в нарушении тайны вызова на дуэль. Это клеймо на царедворце Жуке осталось навсегда. Само сватовство и игры с отзывом Пушкиным вызова  - свидетельство факта: растерянный Геккерн и  безвольный д-Антес прозрели в какую игру влипли. Они хотели исполнить игру по компрометации Пушкиных и думали этим ограничиться. Сценарий полный им был неизвестен – они не знали его конечной цели… и влетели. Теперь им нужно было время, чтобы сторговаться и продать себя Заказчику дороже. Унести ноги со сцены с барьерами им уже не удалось бы… Диплом АСП, публично выставивший на сцену Главрежа – Заказчика в авторстве Геккеренов,  спутал карты полностью, но сделал игру Пушкина смертельной. Д-Антес во всей истории был безропотной куклой, не проявившей никаких качеств достойной личности, не говоря уж о рыцарских и дворянских. В этой связи т.н. «дантесоведение» лишено какого-либо смысла и интереса. Беременность Ек.Гончаровой  (от кого Метла понесла?) сделала всю игру Гончаровых-Геккерн-д-Антесов пошлой и откровенно подлой. Ревность НН к «неожиданному счастью» сестры  ее полностью разоблачила. А Нику1 оставалось за все платить  деньгами и опороченным званием «блюстителя нравственных устоев семьи и брака». В остатке и текущем балансе игроков  было одно – убрать АСП со сцены. Навсегда. Вернувшийся  в нач. января в Питер из Европы А.И. Тургенев записал кратко: Поэт – сумасшедший. Шедшим он не застал. Нашел уже сшедшим. Никакие доводы АСП не остужали - его разум и воля «амурского» (от слова amour) обезьяно-тигра были уже смертельно ранены  и нужна была только пуля в теле, чтоб завершить агонию жизни. АСП творил главное перед Уходом - персональный миф о собственной судьбе и своем цетр. акте судьбы = подвиге (подвижении) -  духовном подвиге с надеждой вернуться другим и с Другим к другой.  Наверное поэта взбесили не только:
- измена НН сердцем (АСП уязвленно признал: Он (Жорж) ей сердце взволновал + плюс ее, доны Мадонны, ответ на вопрос перед дуэлью: По ком, женка, плакать будешь? не оставляют почвы и удобрений для сомнений в сердечной ране АСП…) - крах семьи (АСП: у меня нет детей, у меня одни «вы****ки»)
- неверность и близорукость друзей - неудача в целом публичного жизненно важного литературного плана и признаваемый многими и  даже близкими по духу проигрыш литературным соперникам - денежное банкротство, материальное фиаско и куча нахлебников и мотов ближней родни ***  как более то, что в палачи его ритуальной казни был назначен этот ... Жорж.  Похоже АСП  решил сделать его козлом отпущения – Жорж на это слишком открыто напрашивался. Дуэль – подсудное дело – давала шанс оказаться осужденным и сосланным  подальше от кредиторов и ухажеров. Но он и не подозревал, что д-Антес – подставное лицо и такая же жертва по сути, как он сам. Вместо владельца Casino “Palais d'Hiver” и его банкомета, он мишенью выбрал рядового игрока – соблазнителя НН, которую и без него скребли. Главная   причина – крах всей модели гордого жизнеустройства: я – первый профписатель, я – Принц Поэтов собственным трудом, я независим, свободен  и волен делать что хочу … на кого вздумаю, на того эпиграмму и настрочу… Почуяв след иностранца на завершающей сцене пиесы «ритуальная Казнь заменительной жертвы», он неверно определил его принадлежность и … выбрал голландца.  Но сценарист поправил дело – голландца заменили на д_Антеса  и выдали пистолет и секундантов из посольства г.Арамиса.  Как АСП карты не мешал – театр-казино знал свое дело, дуло свое не загнуло и не отвернуло. Неизвестно, а не просчитайся АСП тактически, кто у барьера был бы следующим и чем бы все это кончилось? АСП был бы убит при любом раскладе. Только может быть тогда бы он опубликовал тайну Ник1 – главрежа Пиесы – декабристы (эта совесть времени) сняли бы с него свои горькие обвинения. Ведь духовный подвиг им уже совершен, его замысел и свершение описаны в стихах от Дар напрасный и до (см. Хронология мыслей и настроений темы  Приговора и Ухода),  а Памятник был уже не только написан, но и установлен. АСП сдался. Похоронил себя. Его реактор исчерпал нужное для битвы топливо. Причина проста – АСП выполнил свою миссию. Битва теряла для посвященных смысл = цель уже достигнута. Следующим актом ее явлется ритуальная добровольная смерть – врата к возрождению. Сам Поэт уже никому не нужен. И самому себе. А это значит – быть беде. Горе горькое по свету шлялося и на нас невзначай набрело… Дайте, дяденька, на чай
Ой, беда приключилася страшная!
Мы такой не знавали вовек:
Как у нас - голова бесшабашная -
Застрелился родной человек!                (переделка слов моя – за 32 пискаря)

Хроно = Январская мизансцена – 1) последний акт Пиесы « Казнь или Жертвоприношение»

 - 14 января 1837 = АСП на обеде у Г.А. Строганова. Не подозревает что цель графа – примирить его с д_Антесом. На попытку барона Геккерена-отца «подружить» новобрачного с Пушкиным тот ответил более, чем простым отказом, и вручил нераспечатанное письмо к нему д_Антеса: анонимные письма… лежали отравою на сердце АСП: он не мог ни простить, ни забыть нанесенного ему оскорбления (Вяземский, позднее, прозревая…). После полученного отказа д_Антес вновь пошел в атаку – вновь стал вести себя откровенно вызывающе (т.е. провоцировал вызов),  буквально афишируя свое увлечение и компрометируя (см. бал у франц. Посла Баранта 14-го, на балу у Вяземских 15-го… итд итп вплоть до анекдота о саже на губах д-Антеса от губ НН). О скандальности ситуации вокруг семьи АСП говорит уже вся Европа» (Варшава. Козловский Вяземскому). Эта ситуация – в центре разговорных тем домов и салонов Питера… 
- 20 января, 1837 = Плетнев Гроту о прогулке с АСП : «… У него тогда было какое-то высокорелигиозное настроение. Он говорил о судьбах Промысла …». Промысл. Помыслил. Промыслил.
- 23 января, 1837 = Переломный (в памяти и мемуарах совр-ков)  момент январских событий – на балу во дворце Воронцовых-Дашковых вызывающее поведение д-Антеса, остроты и казарменные каламбуры, которые жестоко компрометировали НН. Решение АСП было с того вечера принято окончательно! *Фикельмон Долли*
- 24 января, 1837 = АСП под заклад столового серебра НН получил у ростовщика А.П Шишкина 2200 руб.
На пистолеты?  Сколько они стоили у маг-не А. Куракина? Вечер танцев у Мещерских. АСП играет в… шахматы. НН и Жорж “продолжают разыгрывать свою сентиментальную комедию к удовольствию и злословию общества…НН опускает глаза и краснеет под жарким и долгим взором Жоржа – это начинает становиться чем-то большим обыкновенной безнравственности ! Но и сестрица ее – Александрина! – кокетничает публично с АСП, который серьезно в нее влюблен ..”  (из письма Софьи Карамзиной). НН полностью на стороне заказчика и исполнителей! Александрина тоже агент заговора - иначе зачем ей публично демаскировать роман с АСП!? У них достаточно времени на Мойке…без публичной головомойки. Вяземский после этого спектакля Пушкиных-Гончаровых: закрываю свое лицо и отвращаю его от дома Пушкиных… Ловок. Это у них с АСП парнаское ДПР... это еще как то объяснимо. Но со временем пахнет.
- 25 января, 1837 = Барон Геккерн ст. торопится к АСП  в надежде избежать конфликта (!?). Не принят.  Ссора на лестнице. Письмо АСП к гостю … Оскорбление, не оставляющее шансов к примирению. АСП навещает Евп. Вревскую и сообщает ей: Стреляюсь! Императору известно мое ДЕЛО – обещал мне взять детей под свое покровительство. Вечер у Вяземской Веры.  АСП открывается и ей: Письмо уже послано!  Вера ставит в известность Виельгорского.

Итак,
об оскорбительном  письме АСП, делающем дуэль неизбежной, вечером знают трое:
Январская мизансцена: 2) Е. Вревская - В. Вяземская – М. Виельгорский – Перовский - Александрина

Прим. 28 января А.И. Тургенев записал: «Только одна Александрина знала о пиьсме  его к отцу Геккерна»
Знавших четверо и ни один ничего не предпринял! И.Крылов: если б я знал – веревками б связал… Басня.

26 января, 1837 = Геккерн до обеда получает письмо АСП и бросаетсся за советом... к графу Строганову Г.А. Демаскировав его причастность к заговору и составу исполнителей Заказа! Совет – приказ Строганова: д-Антес должен вызвать АСП = дуэль – единственный исход. д-Антес видится с д_Аршиаком – тот становится его секундантом и фактическим распорядителем последней мизансцены «Дуэля».
д-Аршиак едет к АСП и настаивает: дело не терпит отлагательств и должно быть закончено ЗАВТРА. А в ноябре было совсем иначе – ровно наоборот. Кто ж так распорядился? Отчего такая спешка?
АСП едет после 17 час к той же Вревской Е. Она отметила о разговоре: видимо искал смерти…
27 января, 1837 = после дуэли около полуночи. Доктор Арендт привозит Пушкину письмо от Царя: « …о жене и детях не беспокойся. Они будут моими детьми  и я беру их на свое попечение»  (из письма А.И. Тургенева от 20 янв). Странно…откуда А.И. это узнал? Ведь Арендтъ забрал записку Царя сразу и, как АСП ни просил, не оставил ее ему! Но, если это правда, игра то продолжалась и царь наш православный  прокололся: с чего бы ему так заботиться о детях рядового титулярного лишь советника камер-юнкера  Двора ЕИВ (камер-юнкеров у него более 100!), да еще и нарушавшего обещание никак без его ведома не стреляться, данное царю … в ноябре?
28 января, 1837 = Пушкин еще жив, но Ник1 распорядился: Жуку опечатать бумаги АСП (сразу после смерти). Еще один прокол: знал -  умрет непременно. Арендт не допустит выжить… заморит пиявками, каломеей и клизмами! 
29 января,  1837, третий час дня = Отходит. «Жизнь кончена. Тяжело дышать, давит.» 14 часов 45 минут. Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его … (из записки В.Даля)

Прим. Не странно ли: все дни кончины возле тела  умирающего от раны Пушкина дежурили все те же осведомленные и ничего не предпринявшие  Вяземские, Виельгорский, Данзас и подоспевший для контро



merci beaucoup pour votre attention


Рецензии