Две Валентины

Вспомнилась мне одна интересная история, которую рассказывала давненько моя родственница - тетя Валя. Только вот не стало её рано и переспросить не у кого. Решила я узнать у своего двоюродного брата, ее сына, подробности. Но он помнит ровно столько же, сколько и я.
Пришло мне на ум, что эту историю должна знать другая тетя Валя, подруга нашей родственницы. Ведь они всю жизнь «прошли вместе» бок о бок.

Мои надежды оправдались. Та рассказала мне не только эту  историю.
Родственница Валентина в рассказе будет Валей, а ее подруга Валентиной.

В деревнях, где был клубы, ставили кино. После 8 класса Валентину оформили мотористом на передвижке: движки заводить, афиши вешать, билеты продавать, банки возить. Летом мешки с банками Валентина на лошадь грузила и верхом возила, а зимой - на санях.

Немного поработав на подмоге у киномеханика, уехала Валентина на полтора года в Калининградскую область в город Советск учиться на киномеханика. Отучилась, приехала на родину обратно. Из Николы ее отправили на Карицу - в лесной поселок за 25 километров на три с половиной года, где она ставила кино прямо в вагоне.

Потом и клуб там построили, только немного поработать в нем успела- Карицу «отдали» Грязовецкому району. Тогда нашу работницу взяли обратно на передвижку: Воротишна -Левино-Терентьевское-Суровцово-Починок. Замуж вышла на Починке.

А другая Валя  начала работать киномехаником на стационаре в Никольском клубе , угол снимала у одной бабушки на улице Дмитриевской. Рассказывала, что афиши, бывало, ей писал сам Николай Рубцов.

В конце января 1968 года Валентина старшая ушла в декретный отпуск. На ее место в деревню Починок на передвижку направили Валю из Николы, где на постой ее приняли в дом Диевны и Констеньтиновича. (В разговорах старшие все время друг дружку называли отчествами,а я так их и запомнила.) В Николе на ее место встала Люся Ристо с поселков из Бабушкина. Забегая наперед, скажу, что и вторая Валя вышла замуж тоже на Починок.

Аппаратуру ей самой уж не пришлось возить взад-перед,из пункта в пункт, как Валентине.

И самое интересное, что мы при каждой встрече любили расспрашивать, это истории про лошадей, на которых они работали. Вот одну из них я и пыталась вспомнить.

Лошадей в колхозе им обеим дали необъезженных, непослушных— хоть плачь. Но это не про наших девушек! Обе нраву смелого, бойкого! Терпением, добрым словом сумели девушки научить своих лошадок уму-разуму и ездили по своей работе, куда им надо. Лошади весь маршрут наизусть знали, и слушались только своих хозяек. Поедет Валентина афиши клеить, «упрусь,-говорит,-на Кузнечихе к Антониде в дом на лошади, потом до Шульгина в один мах у Артамохиных уж». Почувствует лошадь, что хозяйка села обратно в сани, двинется дальше сама без указки.

Так и Валя. До Николы ее лошадь возила, а там две остановки знала: почту да клуб. Попросил бригадир Валю дать ему лошадь съездить на колхозное собрание с Починка до Николы. Тому надо в контору бы, а лошадь привезла его к почте и к клубу, встала- постояла и там и тут нужное время, и двинулась обратно на Починок. Как он ни ругался на нее, ни направлял к конторе, та сделала свой привычный маршрут и увезла его обратно домой.

Валентина вспоминает слова бригадира после этого случая: «Только песни на твоей лошади петь!»

Вскоре уехала из Николы Валя к себе на родину , через несколько лет и Валентина уехала. Познакомились две девушки-киномеханика в Николе, сдружились и сохранили свою дружбу. Нет уже Вали давно, нашей родственницы. А Валентина для нас стала очень родной. Своей.

февраль 2019 год


Рецензии