Крокодил

КИНОСЦЕНАРИЙ

          Автор
          Александр Захарьев
          Москва
          8-916-134-23-28
          azakhariev@mail.ru

 От автора: Этот киносценарий состоит из пролога, девяти
            эпизодов и эпилога. Каждый эпизод – отдельная жизнь,
            судьба и новый главный персонаж. Актёр, играющий
            Алексея, везде один и тот же.
            
                Эпизоды:
                Пролог. Поезд.
                - 1 Премьера.
                - 2 Отец.
                - 3 Эван Гарднер.
                - 4 Портрет.
                - 5 Дятел.
                - 6 Нил.
                - 7 Крокодил Гена.
                - 8 Анна.
                - 9 Кармен.
                Эпилог. Поезд.

Все флешбэки в чёрно-белом изображении.


"...кажется, вот бы остановить поезд и - туда, навсегда, к тебе, моя любовь, но уже бешено заскакали,
вертясь в солнечном кипятке, тысячи буковых стволов, и опять
прозевал счастье."
                (В. Набоков «Облако, озеро, башня»)



                Пролог. Поезд.

НАТ/ИНТ.КУПЕ-НОЧЬ

Сквозь ночную мглу мчится поезд. Вдоль узких проходов пассажирских вагонов горит тусклый свет. Громко стучат колёса. Пассажиры спят, закрывшись в своих купе, лишь из-за одной двери доносятся громкие голоса, смех… Здесь собралась весёлая компания, по крайней мере, так может показаться на первый взгляд.
Столик купе завален разной закуской: помидоры, колбаса, яблоки, чипсы, зелёный лук, сыр, салфетки, пластиковые стаканчики… Целая куча всякой всячины, над которой возвышаются несколько бутылок: шампанское, вино, водка, пиво…
Очень душно, нижние полки забиты до отказа, но люди не чувствуют этой духоты, они возвращаются домой, они счастливы, они смеются, болтают всякую чепуху, играют в «Крокодила».
Купе освещают два маленьких ночника, так что, по началу, не понятно кто и что говорит.

                ГОЛОСА
            Дерево? Пальма?               
 
            Антенна?

            Это антенна!..

            А что??

Молодой человек высокого роста стоит посреди купе и жестами отвечает: «нет», «не то», «дальше». Это Глеб. Он в рубашке и спортивных штанах. Его мотает в разные стороны, то ли от алкоголя, то ли от качки поезда. Иногда Глеб хватается руками за верхние полки чтобы не завалиться на столик или на кого-нибудь.

                ГОЛОСА               
            Танцор индийских танцев?

            Факир? Фокусник?..
            
            Кто-то с хвостом? Нет?

            Без хвоста?

            А! С плёткой?

            Пастух? С кнутом?!

            Корона на голове?

            Ёлки зелёные, кто это?

            Волосатый? Лев?

            А, этот!.. Карабас Барабас!?

            Нет??? А кто?

            Может цыган? Да?

            А, имя? Имя цыгана?

            Как его? Ну, девчонки!..
            «Табор уходит в небо»?

            Лойко Забар?

            Не он? Шульженко?

            Какая Шульженко? С кнутом!!! 

            Не Шульженко, а Ссс…
            Сличенко? Нет? Почему???

            Будулай?
                ГЛЕБ               
             Да!!!
                ДЕВУШКА 1               
             Что, Будулай???
                ГЛЕБ               
             Да! Будулай!!!
                ГОЛОСА
                (хохочут)               
            Будулай!.. Ну ты и загнул!
            Все мозги чуть не сломали!
            Будулай! Вот додумался!..         
                ДЕВУШКА 1               
            Я сначала решила, что это,
            вообще, кактус!

Все друг другу наливают, выпивают, закусывают. Глеб голосит по-цыгански.

                ГЛЕБ               
            «Эх! Не любил бы я, не страдал бы я, 
            Прожил жизнь свою припеваючи!..»

С верхней полки карабкается вниз чья-то тёмная фигура: помятое, заспанное лицо, волосы торчат как у чучела. Это Алексей.

                АЛЕКСЕЙ               
             Вы чего, ромалы? Уже рассвет
             скоро, а вы всё песни поёте…
                ДЕВУШКА 2               
             Какой рассвет, Алексей Иваныч?
             Ещё двенадцати нет, очнись!
                ДЕВУШКА 3               
             Ну ты и храпишь! Как медведь в берлоге!..
                ГЛЕБ
                (продолжая петь)
              «Очи чёрные, очи страстные,
              Очи жгучие и прэкрасные!..»
                ДЕВУШКА 4               
              Девоньки! За любовь!
               (подняла стаканчик, декламирует)
              «Я поля влюблённым постелю,
               Пусть поют о сне и наяву!..»
                АЛЕКСЕЙ
               (нагнувшись под нижнюю полку)
               А где мои шлёпки? Тут стояли,
               у чемодана?
                ДЕВУШКА 1
               Да одевай любые, здесь все свои.
                ЕВГЕНИЙ
                (выделяя каждую букву)
               На-де-вай, а не «одевай»! Маша,
               пора бы уже запомнить.
                МАША
               Ой, Женёк, что б я без тебя
               делала!..
 
Маша смачно чмокает Евгения в губы и выпивает. Алексей рывком открывает дверь купе, выходит.
Пахнуло свежим воздухом, каким можно насладиться только ночью на железной дороге.

                ЕВГЕНИЙ               
               Лёх, оставь дверь, не закрывай,
               а то уже башка болеть начала.
                ДЕВУШКА 1
               Внимание, теперь я загадываю!..
                МАША
               А пошли покурим? Сейчас остановка
               должна быть, пойдём подышим.
                ДЕВУШКА 1
               Точно! Идём, потом продолжим.
               Как раз здесь всё проветрится.
               
Все встают со своих мест, надевают обувь, выходят.

                МАША
               Ксюх, возьми мне тоже куртку,
               а то вдруг там прохладно…
                ГОЛОСА
               Сколько стоим, кто знает?               
 
               Двадцать минут, кажется…

               Да не кричи ты так, люди
               же спят…

Купе опустело, осталась лишь одна девушка, она сидит возле окна, в самом углу, рассматривает «подъезжающую» станцию. Входит Алексей.

                АЛЕКСЕЙ               
               О! Виктория Батьковна! А вы
               что не пошли вместе со всеми?
                ВИКА               
               Не охота что-то, да я и курить
               бросила.
                АЛЕКСЕЙ
               С сегодняшнего дня?
                ВИКА
               Нет, вечера.
                АЛЕКСЕЙ
                (подсаживаясь к ней)
               Поздравляю, а как насчёт шампусика?
                ВИКА               
               Это можно. Только чуть-чуть,
               а то завтра будут мешки под
               глазами.
                АЛЕКСЕЙ
               Ну, мешки - не самое страшное,
               что можно привезти из такой
               поездки.

Вика смеётся, Алексей наливает ей и себе. Чокаются, выпивают.

                АЛЕКСЕЙ
               Да, вот уже и Москва скоро…
               Кажется, ещё вчера вот так же
               сидели, выпивали за отъезд…
                (положил ей руку на плечо)
               Летит времечко, скачет вприпрыжку…

Вика пристально смотрит на Алексея.

                АЛЕКСЕЙ
                (поэтично)
               А сквозь пространство и время
               стремительно мчится наш экспресс
               куда-то… И только слышно как
               колёса повторяют один и тот-же
               вопрос: «Куда-куда? Куда-куда?..»
                ВИКА
                (тихо)
               Руку убрал.
                АЛЕКСЕЙ
                (продолжает)
                «Это что за остановка?
                Бологое иль Поповка?
                А с платформы говорят…»
                ВИКА
                (перебивая)
               Я говорю, руку убрал.
                АЛЕКСЕЙ
               Почему?
                ВИКА
               По кочану!

Алексей быстро встаёт, закрывает дверь, опять подсаживается к Вике и закидывает свою ногу ей на колено.

                ВИКА
                Ты что, тупой? Не понимаешь?
                АЛЕКСЕЙ
                Не понимаю, объясни.

Вика злобно смотрит в глаза Алексею, затем улыбается и отворачивается к окну.

                ВИКА               
               Придурок… Башка седая, а мозгов
               как у школьника.
                АЛЕКСЕЙ
                (передразнивая)
               «А мозгов как у школьника». Ха-ха-ха.
                ВИКА               
               Ну-ка, пусти, мне надо выйти!
                АЛЕКСЕЙ               
               «Ну-ка, пусти, мне надо…»
               А куда тебе надо?
                ВИКА               
               Не твоё дело, выпусти, я сказала!
                АЛЕКСЕЙ               
               Нет, ты скажи куда тебе надо?
                ВИКА
                (рассмеявшись)
               Какой же ты дурак… Я сейчас
               проводника позову!
                АЛЕКСЕЙ               
               Я сам сейчас позову.
                (кричит, но не громко)
               Товарищ проводник! Помогите!
               Меня грязно домогаются!
               Женщина, что вы делаете?
               Гражданочка, успокойтесь!..
         
Вика хватает со стола пластиковую бутылку и начинает ею лупить Алексея по лицу, по затылку…

                ВИКА
               Идиот! Придурок! Козёл старый!
               Привязался, гад ползучий! Дятел!..
               
Алексей уворачивается от ударов, громко смеётся. Вика, наконец, выбирается к двери.

                ВИКА
               Приедем в Москву, я всё мужу
               расскажу! Ясно тебе?
               
                АЛЕКСЕЙ
                (продолжая смеяться)
               Давай, давай. Хоть мужу, хоть
               маме, хоть министру культуры!..
               Мне начхать на вас на всех…
                ВИКА               
               А вот посмотрим!..

Она открывает бутылку, выливает на голову Алексея остатки пива и выходит из купе. Алексей продолжает сидеть и смеяться. Затем встаёт и долго рассматривает себя в дверное зеркало, будто видит впервые.


НАТ.Ж/Д ПЛАТФОРМА-НОЧЬ
Маленькая железнодорожная станция, полустанок. На низкой платформе горит всего пара фонарей, один периодически выключается. Возле поезда стоит наша компания из купе. Разговаривают, смеются, курят. К ним подходит Вика.

                ВИКА               
               Женечка, дай, пожалуйста, сигарету.
                ЕВГЕНИЙ
                (протягивая пачку)
               Ты же бросила?
                ВИКА
               Как же, с вами бросишь…

Вика закуривает, затягивается и выпускает прямо в лицо Евгению густую струю дыма.

                ЕВГЕНИЙ
               Анекдот хочешь?
                ВИКА
               Давай.

Евгений достаёт мобильный телефон, читает.

                ЕВГЕНИЙ
              Гена с Чебурашкой идут по пешеходному
              переходу. Вдруг видят, несется
              громадный чёрный мерседес. Они опешили и
              забыли отскочить. Мерседес тормозит,
              всё скрипит, резина дымится...
              Из него выскакивают разъяренные
              от такой наглости "братки",
              собираются морду бить. Гена
              испугался, а Чебурашка его
              успокаивает: - Не бойся, ничего
              они нам не сделают - они из
              другого анекдота, в них сейчас
              «Запорожец» врежется.
                ВИКА
              Можешь ещё раз прочесть?
                ЕВГЕНИЙ
                (более внятно)
              Гена с Чебурашкой идут по пешеходному
              переходу. Вдруг видят, несется
              громадный, чёрный мерседес. Они опешили и
              забыли отскочить. Мерс тормозит,
              всё скрипит, резина дымится...
              Из него выскакивают разъяренные
              от такой наглости "братки",
              собираются морду бить. Гена
              испугался, а Чебурашка его
              успокаивает: - Не бойся, ничего
              они нам не сделают - они из
              другого анекдота, в них сейчас
              «Запорожец» врежется.
                (пауза)
                ВИКА
              Ну, а дальше?
                Евгений
              Это всё.
                ВИКА
              А про «Запорожец» не будет?
                ЕВГЕНИЙ
              Ты чего, прикалываешься?

Подходит, средних лет, пузатый проводник, зевает.

                ПРОВОДНИК
                (громко, всем)               
               Молодые люди, заканчиваем дымить,
               через две минуты отправляемся.
                ВИКА
                (неожиданно игриво)
               Ну подождите, подождите же,
               господин проводник, мы ещё
               не насладились этой опьяняющей
               ночной прохладой…
                ПРОВОДНИК
                (смущаясь)
               Какой я вам господин?
                ВИКА
               А кто же? Сэр? Или, может,
               синьор?
                МАША
                (громко)
               Ага, синьор-помидор!

Все хохочут, проводник раздражён.

                ПРОВОДНИК
               Шутники... Вы бы лучше прекращали
               свои посиделки. Люди спят, а вы
               шумите там, у себя… Закругляйтесь.

С поезда сходит Алексей, одетый в куртку, без вещей, его никто не замечает, он и сам ни на кого не обращает внимания, спрыгивает с платформы.
Он пробирается сквозь заросли крапивы и лопухов, по тропинке через поле к дальним огням какого-то посёлка, или деревни.
Огромный диск луны освещает фигуру беспечно шагающего мужчины, за его спиной видна платформа железнодорожной станции и мутные окошки отъезжающего поезда.


 

                Премьера.

                (эпизод #1)

НАТ/ИНТ.ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ-РАННЕЕ УТРО
 Алексей тяжело поднимается по скрипучим ступеням деревянного крыльца. Только это уже не совсем тот Алексей, с которым мы познакомились в поезде, что-то неуловимое изменилось в его внешности.
Он вытирает ноги о тряпку и входит в дом. В коридоре темно, на лавочке стоит ведро с белой эмалированной крышкой. Алексей снимает ковшик с гвоздика на стене, зачерпывает воду из ведра и пьёт.
В конце коридора открывается дверь. Виден силуэт девушки в халате, с длинными волосами и большим животом. Это дочь Алексея.

                ДОЧЬ
                (удивлена)
               Привет, а ты уже приехал?..
                АЛЕКСЕЙ
               Да, получилось пораньше… А что?               
                ДОЧЬ
               Да нет, ничего… Мы тебя только
               завтра ждали…  То есть не
               завтра, а в воскресенье.

Алексей садится на лавочку, снимает ботинки.

                ДОЧЬ
               Поесть хочешь?
                АЛЕКСЕЙ
               Можно. А где мать то?
                ДОЧЬ
               Она… В доме культуры она.
               У них сегодня премьера,
               выступление перед ветеранами.
                АЛЕКСЕЙ
               А ты чего не пошла смотреть?
               Плохо чувствуешь, что ли?
                ДОЧЬ
               Нет, всё нормально, она
               просила не приходить, а то,
               говорит, волноваться будет,
               не дай Бог, забудет что-нибудь.
                АЛЕКСЕЙ
                (немного подумав)
                Я, наверное, пойду. Схожу посмотрю.
                ДОЧЬ
               Может не надо? Она же просила…
               Давай я тебе лучше поесть
               разогрею? Я вчера рыбу жарила
               и пюре осталось немного.

Алексей надевает сапоги, встаёт с лавочки.

                АЛЕКСЕЙ
               Нет, спасибо, не надо. Я
               потом лучше.

                (выходит)


НАТ.ВОЗЛЕ Д/К-ДЕНЬ
Небольшой сельский дом культуры имени Карбышева. Возле входа с двумя колоннами висит афиша. На белом листе ватмана от руки написано красной гуашью:

                Вам – ветераны ВОВ!
               Сегодня, в 12.00 состоится
                праздничный концерт!
                Выступление вокально –
               хореографического ансамбля
                «ЛАДА».
               Художественный руководитель
                и аккомпаниатор –
                ЛЕВ НАХАБИН.


ИНТ.ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ Д/К-ДЕНЬ
В зрительном зале полно людей. В первом ряду сидят ветераны с медалями, в руках у каждого по букетику гвоздик. На сцене возвышаются три берёзовых ствола, покрытых зелёной маскировочной сетью. По центру лежат несколько кирпичей в виде маленькой печки. Вокруг, на пеньках сидят женщины в военной форме, поют:

               «Вьётся в тесной печурке огонь,
               На поленьях смола, как слеза.
               И поёт мне в землянке гармонь
               Про улыбку твою и глаза…»

Позади всех, в зелёной плащ-палатке - «командир», у него большие чёрные усищи и очки с затемнёнными стёклами. Он размашисто растягивает красные меха аккордеона, аккомпанируя своим «бойцам».

               «Про тебя мне шептали кусты
               В белоснежных полях под Москвой.
               Я хочу, чтобы слышала ты
               Как тоскует мой голос живой…»

Зрители тихонько подпевают, шмыгают носами, вытирают слёзы. Алексей стоит в самом конце зала, некоторое время смотрит на сцену, затем выходит.



НАТ.НЕБОЛЬШАЯ ПЛОЩАДЬ ЗА Д/К-ДЕНЬ
Полупустые торговые ряды. Возле одного из прилавков Алексей выбирает розы.

                АЛЕКСЕЙ
               Хорошо, я эти возьму, жёлтые,
               пять штук.
                ПРОДАВЕЦ
                (с мохнатыми бровями)
               Вы дэвушке? Вот эта бэри, красный!
               Жёлтый плохой для дэвушке.
                АЛЕКСЕЙ
               Красные у тебя завядшие все.
               Вон, даже не пахнут.
                ПРОДАВЕЦ
               Какой «завядший»?!! Все свэжий!
               Нюхай хорошо! Сегодня привезли…
               Ладно, не хочешь эти, я тебе
               сейчас новый принесу, подождёшь?
                АЛЕКСЕЙ
               Нет, не надо, времени нету.
               Давай пять жёлтых роз, и я пойду.
                ПРОДАВЕЦ
               Э, как хочешь… Упаковка дэлать?
               Бантик, шмантик?..
                АЛЕКСЕЙ
               Не надо. Сколько с меня?

Продавец вычисляет на калькуляторе, показывает Алексею.

                АЛЕКСЕЙ
               Девятьсот?
                ПРОДАВЕЦ
               Девятьсот рублэй. По сто
               восемьдесят - одна штука.
                АЛЕКСЕЙ
               Это очень дорого! Давай за
               семьсот хотя бы.
                ПРОДАВЕЦ
               Э, нэ могу, уважаемый. Я нэ
               хозяин. Бэри за девятьсот,
               хороший роза, свэжий…
                АЛЕКСЕЙ
               Ладно. С тысячи будет сдача?
                ПРОДАВЕЦ
               Нэт, что ты… Давай на сбербанк
               онлайн.

Алексей достаёт телефон, долго тычет в него пальцем, чертыхается.

                ПРОДАВЕЦ
               Здэсь интернет плохой. Иди вон
               туда, под сосну, там ловит. Я
               тебе номер скажу.

Алексей отходит метров на сто к высокой сосне, через несколько секунд кричит продавцу.

                АЛЕКСЕЙ
                Какой номер?
                ПРОДАВЕЦ
                (кричит в ответ)
                Восэмь, дэвять, два, четыре,
                четыре, дэвять, сэмь, тры,
                сэмь, восэмь, дэвять.
                АЛЕКСЕЙ
                Зоя Михайловна К.?
                ПРОДАВЕЦ
                Нэт, нэт! Заново набэри!
                Какая Зоя Михайловна?..
                АЛЕКСЕЙ
                Давай ещё раз!
                ПРОДАВЕЦ
                Восэмь, дэвять, два, четыре,
                четыре, дэвять, сэмь, тры,
                сэмь, восэмь, дэвять.
                АЛЕКСЕЙ
                Лаэрт Акопович П.?
                ПРОДАВЕЦ
                Да, всё вэрно тэперь!..

Алексей подходит, показывает телефон продавцу.

                ПРОДАВЕЦ
                Спасибо, брат. Дэржи свой букэт.

Алексей забирает цветы.

                ПРОДАВЕЦ
                Э, клубника, нада, брат?
                Отдам нэ дорого?
                АЛЕКСЕЙ
                Спасибо, в следующий раз… На
                обратном пути возьму.
                (хочет уйти)
                ПРОДАВЕЦ
                А орэх? Грэцкий, свэжий!
                От сэрдца возьми!.. Или
                вот, пэнза, а?! Пэнза бэри,
                пятки как у младэнца будут!
                АЛЕКСЕЙ
                (тихо, себе под нос)
                Да иди ты в баню со своей
                «пэнзой».

Он отходит от торговых рядов и торопливо шагает, размахивая букетом.



НАТ/ИНТ.ВХОД В Д/К-ДЕНЬ
Алексей подходит к главному входу дома культуры. Навстречу ему распахиваются двери, выскакивают дети, выходят зрители, ветераны с гвоздиками. Алексей, извиняясь, пробирается сквозь толпу внутрь помещения.

ИНТ.КОРИДОР Д/К.-ДЕНЬ
Узкие, обшарпанные коридоры за кулисами сцены. Танцоры, певцы, музыканты, только что закончили своё выступление. Алексей толкается среди них.

                АЛЕКСЕЙ
                Татьяну не видели?.. Привет,
                Татьяна в какой комнате
                переодевается?..

Никто на него не обращает внимания, все заняты своими делами, поздравляют друг друга обнимаются, суетятся, переодеваются на ходу.

                АЛЕКСЕЙ
                (схватив за руку одну из
                пробегающих мимо)
                О! Марин! Ты Татьяну не видела?

Марина, симпатичная кудрявая блондинка в ярком, танцевальном гриме и гимнастёрке.

                МАРИНА
                (выковыривая шпильки из причёски)
                Да, конечно, видела, здесь
                она где-то бегала, может
                в туалете…
                АЛЕКСЕЙ
                Внизу что ли?
                МАРИНА
                Ну да, внизу… А может и наверху…

К ним подходит потный толстяк в немецком кителе нараспашку.

                ТОЛСТЯК
                (громко)
                У вас штопора нет?
                МАРИНА
                Катись к чёрту! Больше ничего
                не получишь!

Толстяк, криво ухмыльнувшись, отходит.

                АЛЕКСЕЙ
                (улыбнувшись)
                Так их, правильно…
                МАРИНА
                Ой, подожди! Она сапоги свои
                забыла в гримёрке.

Марина подаёт Алексею кожаные, танцевальные сапожки.

                МАРИНА
                Вот, держи. И ещё колготки
                там внутри, не потеряй…
                Слушай, а Танюшка ушла уже,
                кажется, вещей нет её.

Смотрит на букет в руках Алексея.

                МАРИНА
                Это ты ей что ли цветы принёс?
                АЛЕКСЕЙ
                Угу, хотел на сцене прямо
                вручить и не успел. Быстро
                вы закончили.
                МАРИНА
                Да все куда-то торопятся…
                кто на шашлыки, кто на огород,
                на кладбище… Праздники всё-таки.
                АЛЕКСЕЙ
                Ну и я побегу, а то Татьяна уже,
                видать, домой вернулась.

Алексей разворачивается и уходит быстрым шагом.

                МАРИНА
                Лёша! Подожди! Она не домой пошла.
                АЛЕКСЕЙ
                А куда?
                (пауза)
                МАРИНА
                Они с Нахабиным поехали, к нему,
                в Загорск… Но ты не езди туда,
                это уже всё впустую будет.
                Сам знаешь.

Алексей возвращается к Марине, протягивает ей цветы.

                АЛЕКСЕЙ
                Поздравляю с премьерой.
                МАРИНА
                (берёт букет)
                Спасибо, Лёш… Ты про меня только
                не говори ничего Татьяне.
Алексей улыбается, молча кивает головой, уходит.
                МАРИНА
                (ему вслед)
                Не надо!..


ФЛЕШБЭК
ИНТ.КВАРТИРА-ДЕНЬ
На детских коленях лежит старый, тяжёлый фотоальбом. Руки мальчика переворачивают картонные страницы. Фотографии вставлены в полукруглые прорези, некоторые просто лежат стопкой. Много разных незнакомых людей. Ребёнок вглядывается в их чёрно-белые лица.
Вот мужчина в свитере и меховой шапке, на лыжах.
Групповая фотография на лестнице какого-то дома отдыха.
Девочка в купальнике, по колено в воде, внизу надпись «Селигер». Солдат с лопатой возле машины «Урал».
Старушка в кружевном платочке, лежит в гробике, вокруг стоят люди, внимательно смотрят на неё.
Испуганный младенец выползает из большого белого яйца.
Вновь кто-то с длинной бородой в гробу.
Опять младенец, сидит без трусов, грызёт футляр от фотоаппарата. Открытка с достопримечательностями Калининграда.
Невеста, в фате набекрень, надевает кольцо своему жениху.
ОНИ же, но уже «в роли» папы и мамы, держат за руки мальчика, улыбаются, щурясь от яркого солнца. За ними, на заднем плане – лавочка, возле которой - указатель «Террариум».
Фотография «оживает». ОН сажает сына себе на плечи, что-то резкое говорит жене и выходит из кадра. ОНА садится на край лавочки, провожая взглядом мужа. Мимо проезжает повозка, запряжённая зеброй.
КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА




                Отец.
 
                (эпизод #2)

ИНТ.КВАРТИРА-ДЕНЬ               
Маленькая комната. Почти всю её площадь занимает огромный шкаф. Плотные шторы на окнах. На кровати лежит пожилой мужчина. Голова его склонилась на бок, глаза закрыты, руки поверх одеяла в бледно-голубом пододеяльнике. Рядом с кроватью стоит табурет. На нём лекарства, стакан с водой, бумажки, недоеденное потемневшее яблоко на блюдце.
Открывается дверь, в комнату входит Алексей. Он странно выглядит, всё меньше и меньше похож на того, которого мы видели в прологе.

                АЛЕКСЕЙ
                Привет.
                ОТЕЦ
                (открыл глаза)
                О, привет. Заходи, садись.

Алексей, ставит стул к кровати, садится.

                ОТЕЦ
                Ты чего так долго не приходил?
                АЛЕКСЕЙ
                Да я уезжал тут… в общем,
                в другой город.
                ОТЕЦ
                Куда?
                АЛЕКСЕЙ
                В Пензу.
                ОТЕЦ
                Я уж думал случилось чего.
                Дома всё в порядке?
                АЛЕКСЕЙ
                Да, нормально, как обычно.
                ОТЕЦ
                Деньги то есть?
                АЛЕКСЕЙ
                Ну, как сказать?.. Хватает
                пока.
                ОТЕЦ
                Ты смотри… Если что - говори.
                У нас, правда, у самих сейчас
                туго с этим делом. Я не работаю,
                Галина на пенсию вышла,
                а тут надо за газ вносить плату,
                да ещё окна пора менять в квартире…
                В общем, как обычно, ты сам знаешь.
                АЛЕКСЕЙ
                Да, знаю.
                (пауза)
                ОТЕЦ
                У вас на даче есть газ?
                АЛЕКСЕЙ
                Нет.
                ОТЕЦ
                А водопровод?
                АЛЕКСЕЙ
                У нас - колодец на участке.
                ОТЕЦ
                Да что колодец?! Колодец -
                это херня. Ты же мыться в
                колодец не полезешь?! Нужно
                чтобы водопровод был, канализация,
                душ с горячей водой, чтобы
                всё по-человечески…
                (пауза)
                ОТЕЦ               
                Я тут, наверное, опять в
                больницу загремлю. Вчера в шею
                как звездануло! Видишь, теперь
                не повернуться, ни встать,
                ни сесть. Ноет, зараза, хоть на
                стену лезь. Вон таблетки пью
                обезболивающие…
                АЛЕКСЕЙ
                Может продуло?
                ОТЕЦ
                Хрен его знает…
                (пауза)
                ОТЕЦ               
                Ну а ты как?
                АЛЕКСЕЙ
                Да я что? Нормально.               
                ОТЕЦ
                (недовольно)
                Нормально… Всё у тебя «нормально»!
                Что ни спросишь – всё нормально.
                Хоть бы какое другое слово
                придумал. Нормально – это никак
                значит, ни хорошо, ни плохо. Никак!
                Разве так может быть?
                АЛЕКСЕЙ
                Может.
                ОТЕЦ
                «Может»… У тебя всё может.
                (закашлял)
                АЛЕКСЕЙ
                Тебе попить дать?
                ОТЕЦ
                Не надо. Хочешь, сам попей.
                АЛЕКСЕЙ
                Я не хочу.
                ОТЕЦ
                А выпить хочешь? Вон там бутылка
                возле иконы стоит, из-под пепси.
                Выпей, если хочешь. Спирт
                медицинский.
                АЛЕКСЕЙ
                Нет, спасибо, мне ещё по делам
                нужно.
                ОТЕЦ
                Ну смотри, хороший спирт, мне
                им шею Галина растирает.
                Сам бы выпил, да…
                (пауза)
                АЛЕКСЕЙ
                Я тут фильм снял на телефон,
                хочешь посмотреть?
                ОТЕЦ
                Порнуху какую-нибудь?
                АЛЕКСЕЙ
                Зачем порнуху?.. Просто… фильм
                о жизни. Давай, покажу.
                ОТЕЦ
                Да не до фильмов мне теперь…
                АЛЕКСЕЙ
                Он короткий, всего двенадцать минут
                идёт.
                ОТЕЦ
                Потом как-нибудь.
                АЛЕКСЕЙ
                Ну, потом так потом.
                (пауза)
                АЛЕКСЕЙ
                Ладно, пойду я.

Алексей ставит стул на место. Отец протягивает ему руку.

                ОТЕЦ
                Давай, не пропадай.
                АЛЕКСЕЙ
                Хорошо, а ты выздоравливай.

Алексей держит отца за руку. Отец долго молчит, будто не может никак чего-то вспомнить.

                ОТЕЦ
                Знаешь, я всю жизнь хотел
                тебе что-то сделать… 
                такое… важное, большое… Так
                ничего и не сделал.
                (пауза)
                АЛЕКСЕЙ
                Поправляйся.

Алексей выходит из комнаты, отец остаётся один.








                Эван Гарднер.

                (эпизод #3)

ИНТ.БОЛЬШОЙ ЗАЛ
Большой, полутёмный зал. Отчётливо виден только его центр с массивной прямоугольной колонной. Звучит Хабанера Жоржа Бизе.
На стульях, креслах, на диванчике, стоя возле колонны, расположились пожилые дамы. Очень пожилые. Сказать проще - старухи. Все они роскошно одеты: вечерние платья, драгоценные украшения, меха, парики… Их не так много, человек двадцать. Они с вожделением взирают на подиум, над которым сверкает надпись:
                «ЭВАН ГАРДНЕР»
На подиум выходит мужчина, по его осанке, манере двигаться, по набриолиненой голове сразу видно, что это знаменитый танцор. Нижнюю половину его лица закрывает чёрный шёлковый платок и лишь по глазам можно догадаться, что это наш герой, но сейчас это Эван Гарднер.
Он безупречно двигается под музыку, медленно кружится, подпрыгивает, внезапно падает на пол, изгибается, вскакивает. Старухи зачарованно взирают на него, некоторые тихонько аплодируют, улыбаются, закатив глаза и обнажая фарфоровые челюсти.
Эван Гарднер незаметно вовлекает в свой танец одну старуху, она покорно подчиняется его изящным движениям. Он плавно переходит к другой, потом к третьей, к четвёртой, к пятой… По залу разносятся шумные вздохи, обрывки фраз, но почти ничего не слышно из-за музыки. Каждая новая партнёрша старается успеть что-то сказать своему кумиру, словно ей выпал единственный шанс и надо торопиться поведать о чём-то сокровенном, в чём-то признаться или раскрыть тайну. И, может быть даже, не словами, а одними глазами, одним своим прикосновением к ЕГО плечу или ладоням.
Их движения полностью подчинены неспешному, но страстному ритму, каждому его звуку, каждой ноте…
Музыка постепенно стихает. Танец окончен. Эван Гарднер исчез как сон. В зале воцарилась тишина. На стульях, в креслах, на мраморном полу неподвижно лежат старухи, но теперь это уже куклы, на их нарисованных лицах запечатлены блаженные улыбки. Надпись «ЭВАН ГАРДНЕР» гаснет. Темнота.


ФЛЕШБЭК
НАТ. ВО ДВОРЕ ДОМА-ДЕНЬ
Детские ладони(крупно) раскапывают ямку в земле. Появляются ещё две ладони. По неумело накрашенным ногтям и колечку из проволоки можно понять, что это девочка. Она кладёт на дно кусочек фольги от конфеты, на неё – пуговицу, мальчик - ржавую скрепку, шестерёнку от часов и большой зуб, сверху накрывают стёклышком, засыпают землёй. Потом мальчик аккуратно расчищает пальцем землю. Мы видим кружочек стекла, под которым всё, что стало теперь их «секретом».
КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА




                Портрет.

                (эпизод #4)

ИНТ.КВАРТИРА-ДЕНЬ
Типичная комната в «пятиэтажке», обставлена старомодно, по-советски: диван-кровать, красный ковёр на стене, пожелтевшая «хрустальная» люстра, шкаф-стенка, телевизор JVC в углу, над телевизором – икона Георгия Победоносца, в другом углу – новогодняя ёлка.
Здесь живёт охранник продуктового супермаркета Юрий.
Слышен шум открывающейся входной двери и голос хозяина квартиры.

                ЮРИЙ
              Проходите, проходите сразу в комнату.
              Ботинки можете не снимать, я сегодня
              ещё не убирался.

В комнату входит мужчина с бородкой – эспаньолкой, в «камуфляже» и чёрном берете. На плече большая тряпичная сумка.

                ЮРИЙ
                (в домашней одежде)
               Простите, как я могу к вам
               обращаться?
                МУЖЧИНА
               Алексей.
                ЮРИЙ
               Очень приятно, а я Юрий, можно
               просто Юра. Знаете, меня назвали
               в честь Гагарина.
                Алексей
                (пожимая ему руку)
               О!.. Вы даже чем-то на него похожи.
                ЮРИЙ
               Спасибо. Алексей, присаживайтесь
               на диван. Надеюсь, вам здесь
               будет удобно.
                АЛЕКСЕЙ
               Да, конечно. Вы оплачивать
               будете наличными или переводом?
                ЮРИЙ
               Наличными, наличными. Подождите,
               пожалуйста, я сейчас.

Юрий выходит из комнаты. Он невысокого роста, намного ниже Алексея, пухленький, с животиком и лысиной как у Ленина.
Алексей достаёт из сумки мольберт, устанавливает рядом с диваном. Готовит ватман и уголь для рисования. Рассматривает фотографию на стене.
Незаметно в комнату входит Юрий. Он уже одет в костюм с галстуком, только на ногах домашние тапочки.

                ЮРИЙ
               Простите, Алексей, что вы скажете?
                АЛЕКСЕЙ
                (рассматривая Юрия)
               Неплохо… А ботинки будут?
                ЮРИЙ
               Видите ли, у меня ничего
               нет подходящего, но вы же
               можете потом подрисовать что
               угодно.
                АЛЕКСЕЙ
               В принципе, да… А что вы хотите?
                ЮРИЙ
               Я бы хотел что-нибудь поизящнее,
               какие-нибудь туфли на высоких
               каблуках, чтобы я был повыше.
                АЛЕКСЕЙ
               Каблуки здесь будут лишними, я и так
               могу изобразить вас высоким
               и стройным, без каблуков.

Юрий становится у ковра, напротив мольберта. Алексей моментально принимается к написанию портрета.

                ЮРИЙ
               Да, и вы же видите мою ещё
               одну проблему?
                АЛЕКСЕЙ
               Вы имеете в виду - лысину?
                ЮРИЙ
               Да.
                АЛЕКСЕЙ
               Я могу «прикрыть» это какой-нибудь
               шляпой или кепкой.
                ЮРИЙ
               Давайте шляпой, как у Фрэнка
               Синатры.
                АЛЕКСЕЙ
               Что-то типа цилиндра?
                ЮРИЙ
               Нет-нет, шляпа… чёрная такая,
               американская шляпа… Когда я
               был ещё ребёнком, у нас дома
               стоял проигрыватель с пластинками.
               И была одна пластинка в синей
               обложке – диск Фрэнка Синатры
               и там он сидел в шляпе.
                АЛЕКСЕЙ
               Я понял.
                ЮРИЙ
               У вас не было такой?
                АЛЕКСЕЙ
               Нет.
                ЮРИЙ
               Жаль, она мне очень нравилась.
               Я, вообще, обожал слушать
               пластинки. Мне, правда, мама
               запрещала это делать без её
               присмотра потому, что я всё
               «царапал и залапывал пальцами»
               и потом, когда, например,
               ставили Дина Рида или Ободзинского
               они начинали заедать и петь по
               десять раз: «… вот и свела
               судьба… вот и свела судьба…
               вот и свела судьба…» Я смеялся,
               а родители на меня ругались.
                АЛЕКСЕЙ
               А я любил слушать «Бременских
               музыкантов». Помните?
                «Я - гениальный сыщик!
                Мне помощь не нужна!..»
                ЮРИЙ
               Конечно!
                (запел фальшиво)
                «Найду я даже прыщик
                На теле у слона…»
                АЛЕКСЕЙ
               А в «Золотом ключике» я очень
               боялся крысу Шушеру. Каждый
               раз падал на диван и затыкал
               уши, чтобы не слышать её
               страшное шипение.
                ЮРИЙ
               Да, да… А я жутко боялся, когда
               в «Снежной королеве», в окне
               внезапно появлялось ЕЁ огромное
               лицо!..
                АЛЕКСЕЙ
               Это в мультике или в кино?
                ЮРИЙ
               Конечно, в кино!
                АЛЕКСЕЙ
               О, да! Помню! Ужас!

Они посмотрели друг другу в глаза и весело рассмеялись.

                ЮРИЙ
              А вы где учились живописи?
                АЛЕКСЕЙ
              Я учился у своего отца.
                ЮРИЙ
              А он где?
                АЛЕКСЕЙ
              А он - в художественной школе,
              в Марьиной роще.
                ЮРИЙ
              Интересно… Получается, вы художник
              – самоучка?
                АЛЕКСЕЙ
              Выходит так…

Алексей молчит, работает, Юрий позирует на фоне ковра.

                АЛЕКСЕЙ
              Скажите, Юра, а зачем вам портрет?
                ЮРИЙ
              Понимаете, у дочки завтра день
              рождения, шестнадцать лет исполняется,
              и я подумал, что мой портрет
              будет хорошим подарком. Она
              повесит его в своей комнате,
              каждый день будет смотреть
              на него. Мне это будет приятно.
              К ней будут приходить её
              друзья, спрашивать: «Кто этот
              джентльмен?», а она станет с
              гордостью отвечать: «Это мой
              папа». Я хочу, чтобы он она
              гордилась своим отцом, чтобы
              она меня любила… хоть чуточку…

Юрий умолкает и отворачивается к стенке. Алексей слышит, как тот шмыгает носом.

                ЮРИЙ
             Извините… Мы развелись с её
             мамой десять лет назад. Десять
             лет я их не видел. Жил в
             другом городе, на Украине… работал…
             Теперь, вот, обратно вернулся…
             Я не могу жить без неё.
                АЛЕКСЕЙ
             Без жены?
                ЮРИЙ
             Без дочки… Без жены могу, да
             и она без меня прекрасно живёт.
             После меня у неё было уже три
             мужа и это только официальных.
             А вот дочка… Светлана…
                (пауза)
             Я же очень хорошо понимаю
             каково это, когда твои
             родители расстаются. У меня
             ведь было то же самое! Когда
             тебя, такого маленького, такого
             беззаботного, вдруг ставят перед
             выбором: «С кем ты останешься?
             С папой или с мамой? Кого ты
             больше любишь? Кого ты хочешь
             больше никогда не видеть?
             Никогда! Маму или папу?»
             Это же противоестественно!
             Всё равно, что тебе дают
             нож или ножницы и говорят:
             «А теперь, малыш, ты должен
             решить какой глаз тебе больше
             не нужен, левый или правый?
             Сделай свой выбор! Мама –
             слева, папа справа!..»

Алексей уже ничего не рисует, сидит и внимательно слушает.

                ЮРИЙ
             Знаете, я так боялся, что Светлана
             повторит мою судьбу…

Юрий закуривает сигарету.

             В семь лет моё беззаботное детство
             закончилось. В один прекрасный
             день папа, мама и я, «счастливая
             семья», отправилась в зоопарк.
             И там, среди бегемотов, крокодилов
             и мартышек, я узнал, что теперь
             мы уже не можем жить вместе!
             И что я теперь должен сделать
             этот проклятый выбор!.. Надо
             было поставить крест на ком-нибудь
             одном: на папе или на маме,
             а я поставил его на себе…

Неожиданно за стенкой раздаются истошные крики и звон посуды. В комнату врывается пожилая женщина с растрёпанной седой шевелюрой, одетая в растянутую майку с надписью «Ашан».

                ЖЕНЩИНА
              Что ты несёшь?!! Юра?! Как
              ты смеешь?! Неблагодарный!
              Я отдала тебе всю свою молодость!
              Всю свою жизнь! Пожертвовала
              карьерой психиатра, а ты,
              бессовестный, обвиняешь меня,
              свою мать, что я тебе поломала
              жизнь! Детство загубила? Так?
                ЮРИЙ
              Мама, успокойся!
                МАТЬ
              Каких-то ещё мартышек приплёл
              с бегемотами!
                ЮРИЙ
              А зачем вы меня в зоопарк
              повели в тот день? Нельзя
              было дома сказать?! Я теперь
              зоопарк ненавижу лютой ненавистью!
                МАТЬ
              Это отец твой придумал! Он
              всегда был таким! Всегда в
              теньке прятался, а я за всё
              отдувалась!.. Всю жизнь на
              «скорой помощи»! На холоде,
              не жрамши, не срамши, а он -
              на диване с газеткой!.. То
              с газеткой, то с журнальчиком…
              И сейчас - где он? Где он,
              я тебя спрашиваю?!!
                ЮРИЙ
              Тебе адрес сказать?
                МАТЬ
              Молчи, предатель! Твой отец
              сейчас лежит в могиле, как
              ни в чём не бывало!  А я
              до сих пор расхлёбываю все
              его еврейские выкрутасы!
              Как всегда!
                ЮРИЙ
              Заткнись! Ты!.. Здесь посторонний
              человек, а ты устроила
              распродажу грязного белья!..

Мать размахивается и с треском отвешивает Юрию такую оплеуху, что тот чуть не падает на пол.

                МАТЬ
              Пусть все знают, кого ты из себя
              представляешь! Клоун! Ничтожество!..
              Я тебе сказала не курить здесь!

Юрий тушит окурок в горшке с кактусом.

                МАТЬ
              Я вижу, чего ты добиваешься!
              Хочешь, чтобы тебя считали
              жертвой, чтобы тебя все жалели,
              а жертва это я! Я!!!
                (Алексею)
              Понимаете?
                ЮРИЙ
                (сквозь слёзы)
              Хороша жертва, которая всю жизнь
              требует от других того, что
              желает только она сама!..
              За каким хреном ты меня
              отправила в театральный техникум
              учиться на осветителя?
                МАТЬ
              Театр – это прекрасно!
                ЮРИЙ
              Прекрасно! Только я хотел
              всегда быть милиционером!
                МАТЬ
              Не смеши людей, Юра!
                ЮРИЙ
                (в истерике)
              А зачем ты меня заставляла
              учиться играть на скрипке???
              Где мне теперь играть?
              В «Ашане», среди тележек?
              На твоих похоронах???
                МАТЬ
              Ждёшь - не дождёшься, когда
              я сдохну? Спишь и видишь!
                (Алексею)
              Он меня в дом престарелых
              хочет сдать, чтобы водить сюда,
              в эту квартиру, своих проституток!
             
                (пауза)
              Господи!.. Нога моя сюда больше
              не ступит! В эту комнату!
              В этот очаг разврата и хамства!

Она бросает презрительный взгляд на рисунок Алексея.

                МАТЬ
              Какая мерзость!

Мать Юрия покидает комнату. За стенкой опять раздаётся звон посуды. Юрий, извиняясь, разводит руками.

                АЛЕКСЕЙ
              Может, на сегодня всё?
                ЮРИЙ
              Да, пожалуй… Приходите завтра.
              Утром она уезжает в санаторий
              «Щелыково», тогда и закончим.

Алексей собирает свои вещи. Возле дивана стоит неоконченный портрет Юрия.






                Дятел.

                (эпизод #5)

ИНТ.БОЛЬНИЦА-УТРО               
Больничный коридор. На белых металлических стульях сидят пациенты: взрослые, дети, некоторые в креслах-каталках. Ждут вызова. В руках у каждого какие-то бумаги и талончики электронной очереди. Над дверью в кабинет - небольшое табло, на нём вспыхивает очередной номер и люди проходят внутрь.
Алексей сидит, как все, на холодном стуле, мусолит в руках свой талончик, смотрит в широкое окно напротив. А за окном деревья с молоденькими листочками, ровное серое небо… Весна.
Взглянув на нашего героя издалека, можно совсем его на узнать, он словно постарел лет на десять.
У двери в кабинет - старушка со своим мужем, крепким стариком. Старушка копошится в сумке, громко шуршит бумажками, пакетами, от чего старик периодически «шикает» на неё.

                СТАРУШКА
                (мужу)               
                Сейчас ты?
                МУЖ
                Нет ещё, через одного…
                Мы вон за той женщиной в
                платке. Можешь пока сходить,
                куда тебе надо.
                СТАРУШКА               
                Нет, вдруг уйду, а тебя позовут.
                МУЖ
                Да есть ещё время, у нас
                талончик на десять тридцать.
                СТАРУШКА               
                Они вон, видишь, как быстро
                принимают. Вдруг раньше?
                МУЖ
                Ну сиди, сиди…
                СТАРУШКА               
                Ты когда войдёшь, сразу
                скажи, что вчера был консилиум…
                МУЖ
                (перебивая, шёпотом)
                Да какой консилиум! Надя,
                не начинай ты опять!..
                СТАРУШКА
                А ты, всё равно скажи!
                Хуже не будет.               
                МУЖ
                Ничего я не буду говорить.
                Хватит талдычить одно и то же!

Отвернулись друг от друга, помолчали немного.

                СТАРУШКА
                Надо было медаль одеть.
                МУЖ
                Помолчи…
                СТАРУШКА
                Паспорт достань.
                МУЖ
                А паспорт то зачем?
                СТАРУШКА
                Он же не знает, как тебя
                зовут, врач то. Откуда он
                узнает?
                МУЖ
                А что, в карточке ничего
                не записано?
                СТАРУШКА
                Да нам же карточку не дали.
                МУЖ
                Она у них в электронном виде,
                на компьютере у медсестры.
                Сиди и молчи, если не знаешь.

Мимо посетителей по коридору иногда провозят больных, проходит врач или медсестра. Уборщица медленно моет пол деревянной шваброй.
Старушка подаёт мужу измятый целлофановый пакет с документами.

                СТАРУШКА
                Ты, когда войдёшь, поздоровайся,
                потом покажи сразу все свои
                анализы. Понял?
                МУЖ
                Нет, не понял! Зайду и тут
                же плясать начну!..
                Что ты как эта?..

Звучит сигнал, моргает очередной номер на табло. Старик вскакивает со стула.

                МУЖ
                Всё, наша очередь. Пойду…
                СТАРУШКА
                (мужу)
                Стасик!

Она поправляет ему кофту и волосы на затылке.

                СТАРУШКА
                Ну иди с Богом.

Старик входит в кабинет и закрывает за собой дверь. Старушка вздыхает, поворачивается к Алексею.

                СТАРУШКА
                У меня муж на операцию…

Алексей молчит, понимающе кивает головой, отворачивается, вдруг что-то замечает в окне. Он встаёт со стула, идёт к окну.
За стеклом, на дереве сидит дятел. Он усердно стучит по стволу, расковыривая кору. Вниз летят щепки. Алексей долго глядит на этого дятла. Ему кажется, что дятел тоже видит его. Моросит весенний дождь. Мелкие капли растекаются по оконному стеклу…
До Алексея вдруг доносится сигнал. Он смотрит на свой талончик, смотрит на табло, думает, снова смотрит на дятла, затем подходит к кабинету. Рядом с дверью стоит урна. Алексей бросает свой талончик в урну и уходит по коридору.



ФЛЕШБЭК
ИНТ.ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ-ДЕНЬ
За широким столом собралась родня. Съехались на праздник. Все нарядно, по-летнему одеты, громко, самозабвенно поют.
              «А где мне взять такую песню
              И о любви и о судьбе, -
              И чтоб никто не догадался,
              Что эта песня о тебе…»

Мальчик ползает под столом, среди огромных ног, играет с чёрным щенком. Отодвигается край скатерти, под стол заглядывает загорелое лицо мужчины с вьющимися, густыми волосами и бакенбардами.

                МУЖЧИНА
               Да кто ж там елозит? А?

Мальчик глядит на него, улыбается, держит щенка, который хочет вырваться из рук.

                МУЖЧИНА
               А, это ты здесь пыль собираешь.

Мужчина протягивает ребёнку кусок колбасы

                МУЖЧИНА
               На, дай ему покушать. Только
               выпусти ты его, ёлки зелёные!..
               Пусть побегает, а то уже всего
               затискал.

Лицо мужчины исчезает. Мальчик кормит щенка колбасой, тот фыркает, чихает, продолжая попытки улизнуть.

НАТ.САД ЗА ДОМОМ-ДЕНЬ
Мальчик со щенком на руках подходит к пруду. На кочке сидит чёрная жаба, квакает несколько раз, прыгает и пропадает под водой.
Мальчик делает шаг к самому краю и бросает щенка вслед за жабой, в колышущуюся ряску. Щенок на несколько мгновений скрывается, затем резко выскакивает как поплавок, неуклюже перебирает передними лапками, будто хочет побежать по воде. Ребёнок замер, растерянно глядит на щенка, не зная, что делать. Щенок постепенно добирается до берега, кое-как выкарабкивается на траву, смешно отряхивается и бежит к дому. Мальчик продолжает стоять и смотреть на тёмную воду. Из дома доносится песня.

                МУЖСКОЙ ГОЛОС
               «А где мне взять такую тёщу,
               Что б мне купила «Жигули».
               Да что б никто не догадался,
               Что эти деньги не мои…»
                ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
               Сиди, не вякай!..

КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА






                Нил.

                (эпизод #6)

НАТ/ИНТ.ПОЕЗД-УТРО
Темнота. Слышен только оглушительный грохот железных колёс. Через минуту состав из девяти пассажирских вагонов "Pullman Limited" выныривает из тоннеля.
Мы видим пассажиров, путешествующих по Северной Африке. На мягких диванах, обитых сафьяновой кожей, расположились леди в роскошных разноцветных шляпах, в платьях с кружевами, на руках изящные перчатки. Джентльмены - в костюмах модного покроя конца XIX века, в «котелках» и цилиндрах. Кто-то курит сигары, кто-то листает журналы, кто-то ведёт неторопливую беседу, попивая вино. На багажных полках аккуратно расставлены кожаные чемоданы, саквояжи, коробки. Среди путешественников можно заметить и нашего героя. Теперь это господин А. Он сидит возле окна и читает газету «The Times». Одет А. в колониальный костюм цвета хаки, высокие сапоги и пробковый шлем.
Вырвавшись из объятий душного тоннеля, поезд постепенно замедляет ход. Сизый дым от паровоза и от сигар мало–помалу улетучивается сквозь приоткрытые окна. В вагон начинает возвращаться приятная, убаюкивающая прохлада…
И вдруг неожиданно раздаются женские возгласы:
             - Nile! Nile! Look, Nile!..*
Вмиг все устремляются к окнам. Пассажиры замирают, они ошеломлены, внезапно открывшимся, величественным пейзажем священной реки.
Паровоз гудит, шипит, грохочет, пыхтит. Он тяжело тащит за собой длинный состав, приближаясь к широкому железнодорожному мосту. Вот он уже взбирается на каменную насыпь. Путешественники таращат глаза из окон, они галдят, смеются…
На насыпь откуда-то выскакивает стайка детей. Они бегут по щебёнке за поездом, машут руками, пытаясь привлечь внимание пассажиров, но им нет никакого дела до этих детей. Господа из комфортабельных пульманов заворожены древней рекой, её пологими берегами, покрытыми сочной изумрудной растительностью, дальними силуэтами исполинских пирамид… По тёмно-синей глади воды пробегает лёгкая рябь, в которой отражается золотом жаркое африканское солнце.
Дети бегут уже у самого поезда. Кажется, ещё чуть-чуть и они начнут запрыгивать в раскрытые окна.
А. высунулся почти по пояс. Он снял с головы пробковый шлем и размахивает им как флагом, приветствуя эту первозданную красоту. Из соседнего окна молодая леди в лиловой шляпе стреляет из ружья в воздух. Она громко хохочет. Ветер срывает шляпу с её головы, но она не обращает на это никакого внимания. Дети хватают налету её невиданный головной убор. Они визжат, они очень рады такому фантастическому подарку.
Один из мальчишек, лет семи, поравнялся с окном, из которого торчит стройная фигура нашего героя. Малыш тянет вверх свою худенькую руку, пытаясь, на непонятном языке, докричаться до А. В его кулачке что-то зажато. Он хочет что-то передать! Хоть кому-нибудь из этого поезда!..
Ничего толком не понимая, А. тоже тянется к ребёнку своей ладонью и едва успевает ухватить то, что малыш так настойчиво протягивал.
В купе А. разжимает кулак и видит большой пожелтевший зуб. Старый клык лежит поперёк ладони, точно никому не ведомое, тайное послание, в котором, и загадка, и отгадка одновременно. А. уставился на него, ему кажется, что всё это уже было однажды… И этот зуб, и поезд, и ребёнок, и река… И что сейчас, вдруг, ему должно открыться что-то очень значимое…
Он снова бросается в раскрытое окно, некоторые дети всё ещё продолжают бежать за поездом, другие остановились. Он видит среди них того, своего малыша и тот тоже глядит на него. Он кричит малышу:
       - Thank you! Why is that all? At all?..*
Но мальчик уже не слышит его вопроса, он стоит, надев лиловую шляпу, улыбается и долго-долго машет рукой в ответ.

-------------------------------------------------

*  Look, Nile! - Глядите, Нил!
* Why is that all? At all? - Зачем это всё? Вообще?
 



                Крокодил Гена.

                (эпизод #7)

НАТ.УЛИЦА-ВЕЧЕР
Главный вход театра кукол имени Сергея Образцова. Вечер, но ещё светло на улице.  Только что закончился спектакль. Из стеклянных дверей выходят зрители, фотографируются на фоне больших часов над входом.
Чуть поодаль стоит немолодая, но эффектная брюнетка в светло-сером плаще с поднятым воротником, держит в руках клатч с золотой цепочкой, на ногах изящные сапоги из крокодиловой кожи. Она ждёт кого-то, попутно наблюдая как две ростовые куклы, Чебурашка и Крокодил Гена, развлекают уличную публику с детьми, позируют для фотографий.
К брюнетке подходит Крокодил, что-то говорит, она не понимает, но на всякий случай улыбается.

                КРОКОДИЛ
                (громко)
                Я говорю, а вы, вы не хотите
                сделать фото на память? С
                героями любимых мультфильмов?
                БРЮНЕТКА
                Ах, фото! Нет, нет, спасибо,
                я как-нибудь обойдусь без
                этого. Извините.

Крокодил снимает свою большую зелёную маску. Под ней оказывается голова нашего главного героя и опять его трудно узнать.

                АЛЕКСЕЙ
                А зря, я могу сделать вам
                хорошую скидку.

Часы на фасаде театра заиграли «Во саду ли, в огороде».
Женщина удивлённо глядит, то на часы, то на Алексея, даже рот приоткрыла, начинает громко хохотать.

                БРЮНЕТКА
                Лёшка?! Алексей! Что это такое?!!
                Это какой-то абсурд! Господи,
                никогда бы не подумала!..
                Вот это встреча!!
                АЛЕКСЕЙ
                Ну слава Богу… Ольга! А я хожу,
                хожу кругами, смотрю… Вроде ты,
                а, вроде, как и не ты!..
                БРЮНЕТКА ОЛЬГА
                Ты что здесь делаешь?! В этом
                дурацком костюме… Обалдеть!
                Крокодил!..
                АЛЕКСЕЙ
                Работаю я тут, деньгу зашибаю.
                Вон, (указав маской) с
                Чебурашкой на пару.
                ОЛЬГА
                Так ты тут теперь? В театре
                кукол?
                АЛЕКСЕЙ
                Нет, что ты… Мы сами по себе.
                ЧЕБУРАШКА
                (машет рукой Алексею)
                Иваныч! Кончай филонить! Детишки
                ждут своего зелёного друга!
                АЛЕКСЕЙ
                Сейчас иду! Потерпите пару минут!
                (Ольге)
                Вот, видишь, как говорится,
                жизнь заставила… но я не жалуюсь.
                ОЛЬГА
                Вот уж не ожидала… Значит ты
                променял педагогическую стезю
                на шоу бизнес, так сказать?
                АЛЕКСЕЙ
                (кивая головой)
                Ты тоже, я гляжу, не литературой
                зарабатываешь на хлеб насущный…
                Прости за бестактность.
                ОЛЬГА
                Ну… У меня салон ювелирный
                на Ленинском, но это так, чепуха,
                не это главное в жизни, Лёша.
                АЛЕКСЕЙ
                А что?
                ОЛЬГА
                Что?
                АЛЕКСЕЙ
                Да, что главное в жизни?
                ОЛЬГА
                Не знаю, семья, наверное,
                дети… Всё же очень просто.
                Ты, как всегда, такие вопросы
                задаёшь!..
                У тебя-то как? Неужели этим…

Ткнула указательным пальцем в поролоновые зубы крокодила.

                ОЛЬГА
                Неужели этим можно семью
                прокормить?
                АЛЕКСЕЙ
                Конечно нет.

Чебурашка решительно подходит к Алексею и начинает кричать на него, причём по голосу невозможно догадаться мужчина это или женщина.

                ЧЕБУРАШКА
                Слушай, Иваныч!.. Блин! Ты охренел?
                Народ сейчас весь разбежится!
                (Ольге)
                Вы меня простите, конечно,
                но ему надо работать, а вы его
                отвлекаете.
                ОЛЬГА
                Извините, уважаемый Чебурашка.
                АЛЕКСЕЙ
                (сорвался)
                Как ты меня достал!!! Придурок!
                Не видишь, я разговариваю?!
                Тысячу лет не видел человека!
                Иди в жопу!!!
                (пауза)
                ЧЕБУРАШКА
                Я с тобой потом поговорю, Алексей.
                (отходит)
                ОЛЬГА
                (нервно улыбаясь)
                Кажется тебе лучше пойти,
                а то Чебурашка рассердился
                не на шутку.
                АЛЕКСЕЙ
                Подожди, мне надо у тебя кое-что
                спросить.
                ОЛЬГА
               Может не надо?
                АЛЕКСЕЙ
               Оль, ты меня… то есть не меня,
               а… Помнишь, когда мы только
               начали учиться на первом курсе…
               Мы как-то работали на субботнике
               в парке на Таганке. Собирали листья,
               мусор, а в основном валяли дурака…
               Потом, после субботника,
               поехали всем курсом на метро?
                ОЛЬГА
               Конечно, не помню, это же
               когда было!..
               Ну, и?
                АЛЕКСЕЙ
               Все однокурсники постепенно
               вышли из вагона и мы были
               вынуждены ехать вместе до
               «Пушкинской». Стояли рядом
               и молчали, не знали о чём говорить…
               мы же почти не были знакомы…
               На тебе ещё было какое-то
               старомодное зелёное пальто с белым
               меховым воротником.
                ОЛЬГА
               Да не было у меня никогда
               такого пальто!..
                АЛЕКСЕЙ
               Не важно. Ты мне тогда казалась
               какой-то взрослой, неприступной…         
                ОЛЬГА
                (улыбаясь)
                Я и была такой…
                АЛЕКСЕЙ
                И тут я подумал, что вот такую,
                как она… как ты, я бы никогда в
                жизни не смог полюбить. Ни за что…
                В вагоне была жуткая давка и
                на одной из остановок мне даже
                пришлось выйти, чтобы выпустить
                людей, а обратно заскочить я
                не успел. Двери захлопнулись прямо
                перед моим носом, и ты уехала.
                И когда ты уехала, вдруг,
                со мной что-то произошло, будто
                что-то переключилось внутри…
                Знаешь, всё время я хотел тебя
                спросить…
                это, наверное, глупо теперь…

Ольга вдруг резко отворачивается в сторону невысокого, коренастого мужчины, показавшегося из прозрачных дверей театра.

                ОЛЬГА
                Ну что, нету?
                МУЖЧИНА
                Увы и ах!.. Мы его, видимо,
                в такси оставили.
                ОЛЬГА
                Ладно, ничего. Одним зонтом меньше,
                одним больше…
                МУЖЧИНА
                Жалко, хороший зонт, я его из
                Гонконга привёз…
                ОЛЬГА
                (Алексею)
                Вот, познакомься, это мой муж,
                Лука.
                (подошедшему мужчине)
                А это Алексей, мы с ним вместе
                учились. Теперь он вот крокодилом
                работает.
                АЛЕКСЕЙ
                Крокодилом Геной.

Лука надевает маленькие изящные очочки в позолоченной оправе.

                ЛУКА
                Очень приятно. А я работаю
                режиссёром на телевидении. Вы,
                кстати, оставьте Олечке свой
                телефончик, вдруг понадобитесь
                нам на съёмку в таком
                замечательном образе.
                АЛЕКСЕЙ
                Боюсь, моё участие вам дорого
                обойдётся.
                ЛУКА
                А вы не бойтесь, как говорится,
                храбрым даётся радость… так,
                кажется, у классика.
                ОЛЬГА
                (Луке)
                Не совсем так, дорогой, но
                это не суть.
                ЛУКА
                Ты тут особо не задерживайся,
                а то нам ещё к Голубинскому
                надо успеть заскочить.
                ОЛЬГА
                Если тебе нужно к этому идиоту,
                езжай без меня.
                ЛУКА
                Не капризничай, мы ненадолго.
                (целует её в ухо)
                Я тебя на остановке жду.
                (Алексею)
                Удачи вам, Геннадий.
                АЛЕКСЕЙ
                И вам, маэстро…

Лука идёт к автобусной остановке, Ольга и Алексей вновь остаются вдвоём.

                ОЛЬГА
               Так что ты мне там хотел сказать?
                АЛЕКСЕЙ
               Я что-то хотел?
                ОЛЬГА
               Ну да, ты не договорил.
                АЛЕКСЕЙ
               Вот… муж твой сбил все мои мысли…
                (молчит, смотрит в сторону)
               Наверное, ничего особенного и
               не хотел, если не могу вспомнить.
               Извини.
                (пауза)
                ОЛЬГА
               Хорошо, тогда я скажу. Ты знаешь,
               я ведь тогда, в метро, когда ты
               остался, вышла на следующей станции.
               Стояла там как дурочка и ждала тебя.
               Стояла и ждала… А тебя всё не было
               и не было… Смешно, правда?

Алексей мочит, глядит Ольге в глаза.

                ЛУКА
               (от остановки, голосом диктора)
               Ольга Валентиновна, голубушка,
               поторопитесь! Наш автобус подходит!
                ОЛЬГА
               Ну, рада была тебя встретить.

Она протягивает Алексею руку. Он нерешительно сжимает её холодную ладонь, молчит.

                ОЛЬГА
                (вдруг рассмеявшись)
               Ладно, расслабься, это я только
               что придумала. А красивая история
               получилась бы, ей Богу, прямо
               как в кино… А ты поверил?!
               Видишь, не даром у меня муж
               режиссёр телевидения…

Ольга идёт к подъехавшему автобусу. Лука подаёт ей руку, она становится на ступеньку.

                ОЛЬГА
               Удачи тебе, Лёха!.. В следующий
               раз…

Двери резко захлопываются, не дав Алексею дослушать последние слова Ольги.
Автобус отъезжает от остановки, оставляя Крокодила Гену и Чебурашку. Видно, как они громко ругаются друг на друга и смешно размахивают своими кукольными ручками.


ФЛЕШБЭК
ИНТ.РЫБНЫЙ МАГАЗИН-УТРО
В самом центре магазина, между кассой и прилавком - огромный аквариум с кафельными стенками. За мутным стеклом плавают полусонные рыбы.

НАТ.УЛИЦА-УТРО
Мальчик идёт с бабушкой по тротуару, держит её за руку, в другой руке у бабушки – авоська, в авоське – сом, завёрнутый в тёмную бумагу.

ИНТ.КУХНЯ-УТРО
Бабушка разворачивает рыбу на кухонном столе, бумага прилипла, рвётся кусками. Внезапно рыба начинает бить хвостом и подпрыгивать. Руки бабушки нечаянно, вместе с бумагой, отрывают ус у сома.

ИНТ.ВАННАЯ КОМНАТА-УТРО
Сом плавает в ванне. Мальчик стоит на коленях, следит за рыбой.

ИНТ.КУХНЯ-УТРО
На газовой плите, на огне – большая чугунная сковорода. В масле шкварчит нарезанная жирными кусками рыба.
КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА. 



      







                Анна.

                (эпизод #8)

ИНТ.КАБИНЕТ-ВЕЧЕР
Кабинет, какой обычно устраивают себе писатели. Вдоль стен стоят большие книжные шкафы, на окне – зелёные шторы, письменный стол с зелёным сукном.
Анна Цветанова, поэтесса с печальным взглядом и большой родинкой над верхней губой, читает своё стихотворение. Она пропевает дрожащим голосом каждое слово, вкладывая в него всю глубину смысла, делая «мхатовские» паузы.
Возле окна за массивным письменным столом, подперев голову кулаком, сидит писатель, слушает.

                АННА
                Я спать сегодня не могла,
                А как легла - уснула.
                Но и во сне я не спала,
                Всё падала со стула.
                Я так ждала его, ждала,
                Что ничего не ела,
                И чаю даже не пила
                И чачи не хотела.
                Всю ночь торчала у стола,
                Как старое алоэ,
                И даже думать не могла,
                И бередить былое…

Поэтесса снимает свои очки. Писатель, как сидел, так и продолжает сидеть, только брови нахмурил.

                (пауза)
                АННА
                Ещё? Алексей Иванович?

Писатель молчит, думает.

                АННА
                У меня ещё есть плачь-пророчество
                «В объятиях Рененутет».               
                ПИСАТЕЛЬ               
                О, нет, нет! Не стоит, я всё
                понял.
                АННА
                И что вы скажете?
                ПИСАТЕЛЬ
                Ну, что тут сказать...
                АННА
                Валяйте начистоту! От вас я
                приму всё! Абсолютно! И хлеб,
                и камень… И розу, и змею…
                ПИСАТЕЛЬ
                Знаете, может быть вам всё-таки
                начать пить те таблетки,
                которые я вам рекомендовал на
                прошлой неделе?
                (пауза)
Поэтесса медленно встаёт со стула, достаёт бумажную салфетку.

                АННА
                Вы думаете здесь может помочь
                какой-то нелепый Хлорпромазин?
                ПИСАТЕЛЬ
                Ну почему же «нелепый»? Мне
                он даже очень помог.
                АННА
                (промокнув нос)
                Благодарю.
                (декламирует)
                …А лето вспять уже текло
                И билась я, как рыба о стекло…
                ПИСАТЕЛЬ
                Всего вам хорошего. Кстати, «я, как»
                здесь лишнее.               
                АННА
                Что?
                ПИСАТЕЛЬ
                Я говорю, в вашей последней строчке
                «И билась я, как вобла о стекло», эти
                два слова «я, как» не нужны.
                Вычеркните, будет лучше.
                (пауза)
                АННА
                Будет лучше если я вычеркну вас из
                своей жизни. Увы, был прав Эммануил
                Кант: «Сумей услышать самого себя!»
                (истерично)
                Да мне плевать на вас с высокой
                колокольни! На вас и на ваши
                протухшие советы!!!

Поэтесса выходит из кабинета, громко хлопнув дверью.
Алексей облегчённо вздыхает, поднимается из-за стола, подходит к книжному шкафу с пустыми полками и начинает медленно вытирать пыль белым полотенцем.
Дверь снова открывается и хлопает. От громкого удара Алексей открывает глаза. Ночь. По квадратным окнам терраски, пристроенной к дому, хлещет сильный ливень…





                Лабиринт.

                (эпизод #9)

ИНТ.ДЕРЕВЯННАЯ ПРИСТРОЙКА-НОЧЬ               
По квадратным окнам терраски, пристроенной к дому, хлещет сильный ливень. Страшные раскаты грома заставляют дрожать тоненькие стёкла. Вспышки грозы озаряют густые заросли сирени, между которыми стоит деревянный столб для сушки белья, обвитый мокрой верёвкой, точно змеёй.
ОН лежит на старой кровати с металлическим изголовьем. Его глаза открыты. От сильных порывов ветра кажется, что вся это хилая пристройка разлетится на куски.
ОН неожиданно замечает чей-то силуэт, прижавшийся к стеклу со стороны улицы. Слышит громкий стук, но продолжает неподвижно лежать. Снова - стук. ОН садится на кровать, пытаясь разглядеть тёмный силуэт. ОН подходит к окну и видит лицо молодой девушки. ОНА вся мокрая, с непокрытой головой, на плечи накинут коричневый плащ, из-под которого выглядывает белое платье в красных цветах.

                ОНА
               Это ты, Алёша?               
                ОН
               Я.

ОНА говорит немного замедленно, странным, надтреснутым голосом, будто у старухи.
               
                ОНА
                (улыбаясь)               
               Ну да, ну да… теперь я вижу -
               это ты. Похож… А меня-то ты узнал?

ОН не отвечает, словно онемел.

                ОНА               
               Ну что молчишь? Не узнал,
               что ли?
                ОН               
               Узнал.               
                ОНА
               А если бы встретил где-нибудь
               случайно, на улице или в
               магазине?
                ОН               
               Узнал бы сразу.
                ОНА               
               Это хорошо, Алёша, значит не
               забыл ты меня…
                (пауза)
                ОНА
               Сколько же лет прошло как
               мы расстались!..
                ОН
               Целая жизнь прошла.
                ОНА
               Да, жизнь… Дурацкая жизнь, Алёша,
               и такая короткая. Почему? Кто
               это выдумал?  И ведь всегда всё
               кончается чёрт-те как!.. Зачем?..
               
ОН молчит, смотрит пристально на неё. ОНА отходит от окна к столбу с верёвкой, вытирает лицо рукой. Из кустов выбегает чёрная дворняга и ложится возле её ног.
ОНА снова подходит к дому.

                ОНА               
                А что же ты меня не впустишь?
                Давай хоть я обниму тебя
                по-человечески. Открой дверь -
                я войду.
                ОН               
                Сейчас, подожди, сейчас…

ОН хочет найти дверь на улицу, но её нигде не видно.

                ОНА
                Там ключ должен висеть на
                проволоке, под счётчиком.
                Открывай, а то я вся промокла.               
                ОН
                (ходит по терраске)
                Да я что-то дверь не могу
                найти. Вы что её забили
                что ли?
                ОНА               
                Бабушкину забили, а другую
                оставили. Ты её открывай.
                ОН               
                Блин, ничего не понимаю,
                сейчас…
                ОНА               
                Ну что ты такую огромную
                дверь не можешь найти? Алёша?
                Ты прям как твой отец… и смех
                и грех.
                (смеётся)
ОН мечется в потёмках, натыкаясь на стулья, бутылки, обувь… Больно ударяется ногами и руками о какие-то плиты, железки...

                ОНА
                Да включи ты свет! Вот,
                дурачок…
                ОН
                А где выключатель?               
                ОНА
                Выключатель возле двери!
                Неужели забыл?! Ты нечего
                не помнишь!.. Ты всё забыл,
                Алёша…

ОН в отчаянии продолжает искать проклятую дверь.

                ОНА
                (стучит в стекло)
                Открывай, Алёша, быстрее! Я
                тебя умаляю…

Стол, раковина, до верху заваленная пыльными игрушками, тазы, искусственные цветы, корзины с посудой…
                ОНА               
                Тут очень холодно, а у меня
                горло болит… Слышишь?!!

ОН видит на подоконнике связку шампуров и большой флакон одеколона «Кармен», хватает его и, что есть силы, швыряет в стекло. Одна из секций разлетается начисто.
ОН подходит к дыре, выглядывает наружу, там никого нет. Дождь и ветер всё так-же продолжает хлестать. Запах старого одеколона заполнил всё вокруг. ОН вылезает на улицу.


НАТ.УЛИЦА-НОЧЬ
ОН бежит сквозь заросли сирени, вдоль забора, иногда оглядываясь назад, словно преступник. Мчится куда-то наугад, попадая то в один тупик, то в другой. Везде заборы: железные, деревянные, из колючей проволоки… Ноги вязнут в грязи, одежда промокла…
Перед ним неожиданно возникает бельевой столб, тот, что рядом с терраской. Из разбитого окна доносится знакомый голос.

                ЕЁ ГОЛОС               
                Алексей! Алёшенька, ну зачем
                ты разбил бабушкин одеколон?
                Ему же было больше сорока лет!

Откуда-то из кустов раздаётся истошный собачий лай. ОН снова бежит… не понимая, где находится, но продолжает искать хоть какой-нибудь выход из этого лабиринта.
И вот ОН, наконец, у какой-то узкой щели, сквозь которую видны огни железнодорожной станции.


ИНТ.Ж/Д СТАНЦИЯ-НОЧЬ
Дождь утих. В небе горит луна. Весь мокрый, ОН стоит, облокотившись на ржавые перила бетонной платформы, обувь и брюки перепачканы грязью. Звонит мобильный телефон, он подносит трубку к уху.

                ОН               
                Да?
                ОНА               
                Алё? Алёша, ну куда ты пропал?
                Мы волнуемся, ждём тебя…
                ОН               
                Я на станции, жду поезда.
                ОНА               
                Какого поезда?!! Ночь!
                Ничего не ходит! Иди обратно!
                ОН               
                Обратно я уже точно не дойду.
                Буду здесь стоять, может
                дождусь чего-нибудь.
                (пауза)
                ОНА               
                Мы же так и не обнялись с тобой.
                ОН               
                Ну, в следующий раз, значит.
                ОНА
                Ты приезжай ещё, когда потеплее
                будет. На пруд купаться пойдём,
                шашлык пожарим… Приедешь?
                ОН
                Конечно приеду… летом.
                ОНА
                Приезжай обязательно.
                ОН               
                Хорошо.
                (пауза)
                ОНА               
                Ну, до свидания, сынок.
                ОН
                До свидания, мама.
               
Внезапно раздаётся гудок приближающегося поезда, ОН вздрагивает, будто очнувшись от сна. Вагоны замедляют ход, некоторые проводники уже распахнули двери и стоят с флажками на ступеньках. Поезд издаёт тяжелый вздох и замирает.



                Эпилог. Поезд.

ИНТ.ПОЕЗД-НОЧЬ               
Алексей открывает дверь ближайшего вагона, входит в тамбур. Низенькая, шарообразная проводница в спортивном костюме и красной шапке с кокардой, вполголоса, но строго, разъясняет кому-то, стоящему возле «титана».

                ПРОВОДНИЦА
             Никто никуда не выходит, я сказала!
             Поезд стоит две минуты! В Москве
             накуритесь.

Она разворачивается и замечает Алексея.

                ПРОВОДНИЦА
                (удивлённо)
               А вы куда, гражданин хороший?
                АЛЕКСЕЙ
               Я?
                ПРОВОДНИЦА
               Ты, ты! Откуда ты такой
               нарядный?
                АЛЕКСЕЙ
               Понимаете, мне, вообще, в
               Москву надо… Просто так
               получилось, что я оказался
               на этой станции случайно…
                ПРОВОДНИЦА
               Всё ясно. Шагом марш на выход!
                АЛЕКСЕЙ
               Подождите, дайте я вам всё
               объясню…
                ПРОВОДНИЦА
               Не надо мне ничего объяснять!
               Билет есть – проходи, нет
               билета – гуд бай, Вася. Да
               ещё в таком виде. Я только-
               только тамбур промыла, а он
               мне тут срач развёл!
                АЛЕКСЕЙ
               Да ничего я не разводил!..
                ПРОВОДНИЦА
               Давай, выходи из вагона, а то
               я сейчас быстро полицию вызову
               по рации!

За спиной Алексея вдруг раздаётся знакомый женский голос.

                ГОЛОС
               Ты чего, теперь сюда пришёл
               концерты устраивать? Мало
               тебе своего купе?

Алексей оборачивается и видит Вику, ту от которой он получил по башке в самом начале.

                ВИКА
                (проводнице)
              Это из нашего вагона товарищ.
              Вы извините, пожалуйста, я
              сейчас его отведу и проведу с
              ним воспитательную беседу.
                ПРОВОДНИЦА
              Уж пожалуйста, девушка.
                ВИКА
                (Алексею)
              Пойдём пока не нарвался.
                ПРОВОДНИЦА
              Вы его лучше спать уложите,
              чтобы он не шатался тут по
              вагонам в таком состоянии.

Вика подталкивает Алексея в спину. Он, словно в прострации, медленно шагает вперёд по проходу.

                ПРОВОДНИЦА
                (сама с собой)
               Господи, что за люди! Стоит
               только сесть в поезд, как
               сразу давай водку хлестать
               до потери сознания. Что уж
               так на вас влияет?
               Какие такие аномалии?..

Поезд трогается, начинает плавно набирать скорость.


ИНТ.ТАМБУР-НОЧЬ
Алексей и Вика идут в свой вагон.
 
                ВИКА
               Давай, давай, шагай живее.
               Мы уже думали, ты отстал от
               поезда. Исчез куда-то, нет тебя
               и нет… и телефон не отвечает…
               В вагоне-ресторане что ли сидел?
                АЛЕКСЕЙ
               Да, где я только не сидел…
                ВИКА
               А я тоже пошла туда за
               минералкой, а там уже закрыто.
                АЛЕКСЕЙ
               Видишь, а я успел.
                ВИКА
               Дуракам всегда везёт.


ИНТ.КУПЕ-НОЧЬ
Вика резко распахивает дверь в купе.

                ВИКА
               Глядите, кого я вам привела!
                ГОЛОСА
               О! Алексей Иванович!
               Голубчик!..
                Девушка 1
               Возвращение блудного попугая!
                ЕВГЕНИЙ
               Мы уж думали ты решил в
               бега податься.
                ДЕВУШКА 2
               Как Лев Толстой.
                ВИКА
               А он, оказывается, в ресторане
               был, видите ли! Мало ему нашей
               компании, он пошёл по вагонам
               искать новых развлечений.
                МАША
               Ах ты негодник! Отбиваться от
               коллектива?.. Значит теперь,
               Лёшенька, в наказание за все
               свои прегрешения, загадывай нам
               чего-нибудь. А то у нас уже
               фантазия иссякла.
                ДЕВУШКА 3
               Да, творческий кризис накрыл.
               Глеб вон, вообще, отрубился
               и дрыхнет на твоём месте.
               (стучит по верхней полке)
               Эй, тошнотик, вставай! Новый
               раунд начинается!
                ГЛЕБ
                («не просыпаясь»)
               Всё, всё, я больше не пью…
                ДЕВУШКА 1
               А тебе никто и не предлагает.
               Слезай в «Крокодила» играть!
                ГЛЕБ
                (продолжая спать)
               Угу…
                АЛЕКСЕЙ
               Я бы тоже, честно говоря,
               лёг бы уже, подремал…
                ДЕВУШКА 2
               Какое «подремал»?! Успеешь ещё.         
               Давай, мы внимательно смотрим!
                ЕВГЕНИЙ
               Изобрази-ка нам чего-нибудь
               позаковыристей.
                ВИКА
               Да, как ты умеешь.

Алексей стоит, улыбается, минуту думает, затем начинает жестами показывать нечто малопонятное. Его спутники с новыми силами включаются в любимую игру. И снова – шутки, споры, смех… Но мы ничего этого уже не слышим, всё заглушает ровный стук железнодорожных колёс. Поезд мчится. За окном мелькают столбы, деревья, дачные домики, шлагбаумы, изгороди…
 
В стекле отражается лицо ребёнка, который глядит в окно.
Поезд переезжает шлюзы, кажется, что он взмывает над водой, а внизу плывёт белый корабль и на нём – люди машут руками. По широкой дороге едут автомобили.
Поезд поднимается всё выше и выше над домами, над заводами, над зелёным лесом, людей уже совсем не видно.

                РЕБЁНОК
                (в отражении, шёпотом)
               Мы летим!.. Смотрите, мы летим!..
А вокруг проплывают белоснежные облака и синее–синее небо.
   






                КОНЕЦ.   


Рецензии