Первые постеры

Слово "постер" в Советском Союзе до 1990-х не знали. Вместо постеров у нас были плакаты, в основном, идеологического содержания - с Лениным и другими вождями, с солдатами и моряками, космонавтами и комбайнёрами, с призывами и лозунгами. Плакатов с изображением рок-исполнителей (как отечественных, так и зарубежных) в Советском Союзе не печатали. Впрочем, с отечественными рок-музыкантами в СССР до определённого времени было туго. А зарубежные в большинстве своём находились под запретом.

Ещё в начале 1980-х советские любители зарубежной рок-музыки не имели возможности лицезреть фотоизображения своих кумиров на официально разрешённых плакатах. Приходилось либо доставать плакат за большие деньги у спекулянтов, либо пользоваться услугами отечественных рисовальщиков. Которые изображали (по памяти, с обложки пластинки, картинки из западного журнала) того или иного рок-исполнителя и продавали это изображение по свободной цене (от 1 до 5 рублей и выше). Таким художником, например, был Виктор Цой. Сохранились нарисованные им плакаты с изображением David Bowie и The Beatles. Однако Виктор Цой и подобные ему энтузиасты не могли обеспечить всю советскую молодёжь плакатами с изображением рок-кумиров. Пришлось советской плакатной промышленности подключаться к усилиям Цоя и Ко по ликвидации рок-безграмотности в самой передовой стране.

В 1987 году в пятом номере молодёжного журнала "Ровесник" был напечатан первый постер в СССР. На нём изобразили основателей рок-н-ролла: Чака Берри, Элвиса Пресли, Рэя Чарлза, Бадди Холли и т.д. Постеры помещали в рублике "История популярной музыки в фотографиях".
К плакатам, как визуальным средствам рок-просвещения, вскоре добавили и тексты: в июльском номере "Ровесника" (1987) стали печатать РЭР - "Рок-энциклопедию "Ровесника". Кстати, начали её с группы АВВА, что есть не совсем рок, но на это тогда мало обращали внимания.
Главное было сделано: советский рок-ликбез начал работать!
И то верно, ведь не одним только Цою и Севе Новгородцеву просвещать эту неграмотную ораву советской молодёжи...

Как известно, журнал "Ровесник" являлся "общественно-политическим ежемесячником ЦК ВЛКСМ и Комитета молодёжных организаций СССР". А это значит, что благородным делом рок-ликбеза в Советском Союзе занимался Комсомол - боевой товарищ и помощник Партии. Что и не удивительно, ведь именно ВЛКСМ изначально взял шефство над всем советским рок-движением, во всяком случае, официальным. Комсомольские райкомы и горкомы рулили дискотеками, рок-клубами и фестивалями современной музыки. К деятельности комсомольцев часто подключались простые советские труженики из благотворительной организации под названием КГБ (которым оказывали посильную помощь работяги из МВД и волонтёры из ДНД).

Первые советские рок-постеры (они назывались тогда просто "фото") были довольно рогатыми. Впрочем, Джона Леннона на них всё-таки можно было отличить от Ринго Старра, а волосатых музыкантов из ВИА Europe - от их коллег из ансамбля The Rolling Stones (чуть менее волосатых). Да и не важно было качество постеров. Претензий к качеству фотоизображений рок-звёзд практически не было: ведь на плакате красовалась любимая рожа рок-гугнивца с гитарой - и эта штука была посильнее, чем "Фауст" Гёте. Где ещё простой советский школьник или студент мог раздобыть дефицитное изображение таких ВИА, как "Депеш Мод", "Дип Пёрпл" и им подобных? Да нигде. Кроме "Ровесника", разумеется.

В общем, так появились отечественные постеры.
Первые постеры помещали на одной странице. Начиная с 1988 года, для постера выделяли центральный разворот журнала. Наконец-то советские читатели смогли увидеть лица тех, чью музыку многие давно и безнадёжно слушали с затёртых бобин и кассет, с купленных у спекулянтов втридорога пластинок и на радиоголосах. В 1987 году я мало чего знал о рок-музыке. Названия таких групп, как Depeche Mode, The Rolling Stones, Queen, Deep Purple, Pink Floyd, Led Zeppelin и многих других для меня тогда были буквально пустым звуком. Как и большинство обычных советских школьников, я знал только то, что показывали по Центральному телевидению. А там кроме "Песни года" почти ничего и не было музыкально-современного. Выходила ещё "Утренняя почта" (по воскресеньям), но 30-минутная музыкальная передача не могла удовлетворить потребности советских людей в популярной музыке (не говоря уже о роке, как отечественном, так и зарубежном). Ещё бывали выпуски передачи "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", но их показывали зачастую очень поздно и по большим праздникам. В качестве "мелодий и ритм зарубежной эстрады" советским телезрителям впаривали попсу из соцстран (Карел Готт, Бисер Киров), а также редкие номера выступлений артистов из капстран. Соц-попса поступала на ТВ СССР по каналам "Интервидения", попса из капстран - по каналам "Евровидения".

В марте 1987 года на ЦТ появилась программа "До и после полуночи". Ночная информационно-развлекательная программа стала очень популярной, в т.ч. наличию в ней музыкальных номеров. В октябре 1987 года вышел "Взгляд", который, по сути, являлся аналогом "До и после полуночи" для молодёжной зрительской аудитории. Авторы и ведущие этих передач занимались, в том числе, и музыкальным просвещением телезрителей. Полудикие прогрессивные обитатели необозримых советских просторов получили, наконец, возможность приобщиться к сокровищам мировой музыкальной (и не только) культуре.

Постеры, которыми "Ровесник" радовал советскую молодёжь, донесли до читателей лики Фредди Меркури и Майкла Джексона, Ким Уайлд и Дейва Гэхена... Наконец-то можно было свободно писать о The Beatles и Фрэнке Заппа, не нагружая тексты идеологической чепухой. Постерами с изображениями рок-исполнителей пионеры и комсомольцы украшали свои скромные жилища, письменные столы, подвалы и чердаки, где молодёжь обсуждала материалы прошедшего недавно Пленума ЦК КПСС.
Бум постеризации пришёлся, конечно, на 1990-е годы. Это было прикольно, но уже не то. Самые интересные постеры были в начале большого пути - в 1987-1988 годах, которые печатались в журнале "Ровесник".

P.S. Плакат (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать), или постер (англ. poster — плакат) — разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание, содержащее в наглядно-компактном виде информацию рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера (сведения из Википедии)

2021


Рецензии