Дед портретный очерк

    Все  дети любят бабушек, а у меня был дед! Бабушка  тоже была, но как то она была занята другими внучками и особо меня не выделяла. Я была полностью дедова!

    Мой дед Фролов Иван Андреевич родился в 1901 году в  Старо-Сеславино Тамбовской губернии. Родители сосватали ему в соседней деревне невесту Анну Федоровну Шипилову, которую он до свадьбы и не знал, но тем не менее они прожили вместе всю жизнь, родив и воспитав двух дочерей и 3 сыновей. Всего детей было 8, как говорила моя мама, но трое не выжили в суровое время. Брак у них так и не был официально зарегистрирован. Бабушка была полностью безграмотная, не умела читать и писать и если надо было расписаться, то ставила просто крестик. Она не работала и потому не получала пенсию и все боялась, что если дед уйдет первым то она останется без пенсии….., но первой ушла она.  Дед, наоборот был достаточно образован на тот момент (окончил начальную школу в 1914 оду),  с очень грамотным красивым каллиграфическим почерком. Два  абсолютно разных человека, но видимо  была незримая нить, которая их крепко связала на всю жизнь!

    В конце 20-х годов в Тамбовской губернии было очень голодно, мама рассказывала что она с братом даже воровали хлеб . Дед Знобищев с женой пекли хлеб и выкладывали студить на подоконник и ребятишки потихоньку таскали его…. Чтобы как то прокормить семью, в начале тридцатых годов дед с семьей приехал на Кузнецстрой и поселились они в районе поселка Курегеш. Дед работал на строительстве Кузнецкого металлургического комбината и семья немного поправила свое финансовое положение, завели корову, стали садить огород.  Видимо кому то это не понравилось и к ним пришли и отобрали корову. Остаться без кормилицы -коровы было равносильно смерти.  Мама, маленькая девочка лет 13-14 пешком добралась до стройки, разыскала отца и корову им вернули!

   1941 год, началась война. 13 ноября 1941 года дед был  мобилизован и ушел на фронт. Бабушка осталась с  детьми, младший из пятерых родился как раз летом 1941года. Дед воевал в составе 5-й танковой бригады, стрелок; 55 Стрелковый полк; 45 Гвардейская рота химической защиты, 133 гвардейский стрелковый полк; 45 отдельный истребительный противотанковый дивизион. В 1944 году вступил в партию.  Имел несколько ранений, отморозил ноги при форсировании р. Волхов. Участвовал в освобождении Новгорода откуда потом получал очень много писем и поздравлений. Награжден медалью «За Отвагу»

    6 июля 1945 года  демобилизован и вернулся в Сталинск к семье.  Всю свою жизнь проработал на Кирпичном заводе.

    Жили они с бабушкой в двухэтажном бараке в районе Кирпичного завода. Мне у них нравилось все! Мы с двоюродными сестрами бегали вокруг многочисленных сарайчиков , которые были похожи на маленькие домики, качались на качеле, которую сделал дед, собирали с уже убранных полей мелкую картошку, рвали редиску с мини огородика под окном… Квартира состояла из кухни и комнаты. В кухне большая печь за которой жил сверчок и как только темнело, он насвистывал свою песенку, небольшой кухонный стол и пожалуй все. Зато всегда на столе были щи из квашенной капусты и жареная картошка и казалось что весь дом пропах и насытился этими ароматами. Жили скромно и  мирно! Никогда я не слышала в их доме ругани и сквернословия.  Бабушка иногда ворчала на деда, но дед мудро не ввязывался в спор и молчал.

   Барак снесли и  деду  с бабой дали однокомнатную благоустроенную квартиру. Теперь они жили далеко от нас, но мне, девочке 8 лет, достаточно было сказать родителям, что я поехала к деду (именно к деду) и все. Я шла до автобуса, а потом еще через весь город ехала без сопровождения туда и обратно! Бабушка часто сидела на лавочке у подъезда, судача с соседками, дед чаще был дома. Родители мне строго настрого внушали не «объедать» дедов и поэтому все привыкли к тому что я никогда у них ничего не ела и не чаевничала да и никто мне не предлагал. Бабушке казалось что другие ее внучки  более голодные и их она всегда старалась накормить, может и любила она их больше или они ближе ей были! Я не обижалась на это.

   Зато у меня был дед!!! Он был моим другом, собеседником, которого я безмерно любила. Мы с ним легко разговаривали на разные темы, особенно интересны были рассуждения о политике со мной, маленькой девочкой. Он с легкостью  доверял мне свою голову и я как могла стригла его, выстригая волосы клочками. Он позволял мне лазить по ящикам комодов в поисках неизвестно чего…. Даже сейчас у меня в памяти сохранилась картинка их, аккуратно разложенного содержимого!

   Дед часто приходил к нам в гости. На праздники мама покупала для него четвертушку водки именно для него так как  водку у нас в семье  больше никто не пил. Деда все уважали и когда он болел старались не волновать. Про войну он никогда не рассказывал, не любил этого. Только когда переодевался, то я видела на спине шрамы от ранений.

   В памяти у меня осталась его доброта, спокойствие, юмор и  смиренность.

   Однажды в детстве, стоя на балконе с дедом, мы увидели траурную церемонию похорон и я спросила у  него почему люди умирают и он спокойно сказал, что ничего не поделать, просто человеку принесли повестку! На мой вопрос про повестку он улыбнулся и сказал, что когда-нибудь и ему принесут повестку…….  Повестку ему принесли весной 1986 года.

    А через месяц у меня родилась дочь...

    6.02.2022


Рецензии
Лариса, какой замечательный был дедушка! Как много пережило то поколение и при этом остались людьми с добрыми открытыми сердцами.Чудесный рассказ, теплый, жаль, что они так рано уходят, оставляя в наших сердцах воспоминания и свою любовь. Лариса, спасибо, вспомнила своего дедушку, вернулась в детство.

Виктория Романюк   30.07.2022 14:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктория.

Лариса Шикина   30.07.2022 15:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.