Топонимика и предания о древних вождях и князьях

Топонимика Русской равнины. Предания о древних вождях и князьях. Офени


Михаил Леонидович Томилин г. Клин

        Предание - это устный рассказ, содержащий сведения о событиях древней истории народа и о его знаменитых героях, правителях передающиеся из поколения в поколение.

        «Предания, если только в их источнике нет и следа сочинительских литературных сказок-складок, если они рисуют жизненную правду и идут от основных великих народных движений или народных героических дел, каковы предания нашей летописи, -такие предания очень живучи: они сохраняются в народной памяти целые века и даже тысячелетия. Они особенно крепко и долго удерживаются в народном сознании, если народная жизнь и в последующее время течет по тому же руслу, откуда и первые ее предания, если народ еще не знает писанного слова или мало им пользуется.» (И.Е. Забелин «История русской жизни с древнейших времен»)

        Отметим, что основная часть преданий, сказок, легенд русского народа было записано исследователями лишь во второй половине XIX века и все на территории великороссов и Русском севере.

        То есть: «Эпическая память о древнерусском периоде сохранилась только у великороссов.»(«25 фактов о «Киевской Руси», которые должен знать каждый русский» https://maxpark.com/community/5069/content/3068600) На территории Украины и Белоруссии древний русский период истории был полностью забыт.

        Считается, что в разные исторические времена ими были - жрецы, ведуны, волхвы, скоморохи, калики перехожие. Некоторые исследователи относят к ним и офеней. Офеня по Далю это: «Ходебщик, кантюжник, разносчик с извозом, коробейник, щепетильник, мелочной торгаш в разноску и в развозку по малым городам, сёлам, деревням, с книгами, бумагой, шёлком, иглами, с сыром и колбасой, с серьгами и колечками».

        Офенями называли выходцев из крестьян Владимирской губернии, у них сохранился и развился свой особый язык.

        Хорошо, они разносили так называемый мелкооптовый товар, но тогда зачем им был нужен свой язык и почему так долго сохранялся? И второй вопрос - откуда этот язык появился?

        Попробуем ответить на вопрос откуда этот язык офеней появился.

        Многие исследователи языка офеней считают, что «большинство слов в языке офеней нельзя привести к иностранным этимологиям. Некоторые исследователи считают, что эти слова были выдуманы самими офенями. Более правдоподобным представляется, что в офенской фене переплелись диалектизмы из разных областей России, а этимология этих слов позднее утрачивалась из-за их малого распространения»(«Кто такие офени» Русская семёрка)

        По – нашему мнению язык офений это не что иное, как остатки диалекта одного из древнейших славянских племен. У этого племени как считаю некоторые исследователи был свой архаичным диалект, отличным от диалектов вятичей, кривичей и словен. (подробнее в моей статье «Восточно - славянское племя сведения о котором до нас не дошли. Меря»)

        «Своеобразие языковых черт диалекта Ростово-Суздальской земли, откуда затем вышло Московское государство, дали основание таким исследователям как Б. М. Ляпунов, Ф. П. Филин и другим, сделать предположение о существовании в Волго - Клязьминском междуречье ещё одного восточнославянского племени (сведения о котором до нас не дошли), чей племенной диалект (а не диалекты словен и кривичей) развился в ростово - суздальский. Сторонником данной точки зрения является также авторитетнейший археолог В. В. Седов.» («О древних "московитах". Или, о чем не пишут в школьных учебниках» https://basmanov.livejournal.com..)

        Из истории известно каким гонениям подвергались после принятия христианства все приверженцы ведизма, известного под названием язычество в их число попадали жрецы, ведуны, волхвы, скоморохи, калики перехожие, которые вынуждены были говорить иносказательно и тайными словами. Со временем часть людей, носителей ведических знаний нашла убежище в глухом углу Ростово – Суздальской земли, где к тому же сохранился особый архаичный славянский диалект. Что в конечном итоге стало языком офеней – вот, зачем был нужен свой язык и почему так он долго сохранялся?

        «Утраченная Иоакимовская летопись, известная только в пересказе Василия Никитича Татищева (1696-1750), рассказывает о новгородских князьях, правивших в Дорюриковскую эпоху. Их имена – Вандал, Избор, Столпосвят, Владимир Старый (не путать с Владимиром Святым), Буривой. По сообщению летописца, последний правил на обширной территории, именуемой Биармией, от этого слова происходит название Пермь … Любопытно и загадочное название столицы Биармии – Биармия» («Загадки русского междуречья» авторы В. Дёмин, В. Назаров, В. Аристов) То есть, был древний город Биармия.

        Существует мнение, что отца Гостомысла, военного вождя, князя представителя дорюриковской славянской правящей династии, звали Буривой.

        Биармия, согласно различным преданиям, существовала в период с IX по XIII век. Как подчеркивают Леонтьевы в своей книге "Биармия: северная колыбель Руси": «В ходе многолетних поисков происхождения слова Биармия (Бьярмаланд) подсказку авторам настоящей книги сделали друзья из Норвегии — преподаватели аграрного колледжа Landbruksskole. На наш «наивный» вопрос о Биармии, заданный с определенным подвохом (откуда, мол, им знать эту злополучную страну на территории России, когда мы с поисками ее вот уже несколько лет «бьемся»), директор этого уважаемого учебного заведения Гюдмунд Йохансен сразу ответил: «Биармия — это земля русского медведя»

        По мнению Татищева, эта столица располагалась между двумя рукавами реки Вуокса, впадающей в Ладожское озеро – где позже была построена русская крепость Корела, переименованная шведами в Кексгольм.

        О том, что был древний город Изборск известно, древняя крепость сохранилась недалеко от Пскова до сих пор, Изборск означает избранное место, а имя Избор – выбранный богами или народом.

        Название городаВладимира, как и имя нарицательное Владимир – владеющий миром имеют традицию от Владимира Старого.

        В топонимике русской равнины не сохранилось имени Вандал. Что о нём известно: «Из древних российских летописателей Иоаким, первый епископ Новгородский и Псковский, родом корсунянин, живший при Владимире Святославиче и скончавшийся в 1030 году, писавший лет за 120 до Нестора, о начале славяно-русского государства сообщает следующее: «По разделении сынов и внуков Яфетовых, один из князей, Словен, с братом Скифом, многие имея войны на Востоке, обратились к Западу … народ прозвали по своим именам славянами и скифами. Потом Словен, оставя во Фракии и Иллирии сына своего князя Бастарна, пошел на Север, где построил Великий Город, назвав его в свою честь Словенск, не в дальнем расстоянии от Новгорода, у озера Ильмень находящегося. По построении сего великого города он умер, оставив сынов и внуков, коих род 14 поколений продолжался (около 350 лет) и народом владел, а последний из этого рода, князь Вандал, ходя походом на соседние народы, многие земли завоевал и, покорив себе многие народы, вернулся в свой великий град Словенск.» (из книги «Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы» Алексей Александрович Бычков)

        Добавим, что Ванда на санскрите - означает вера, может быть и вандал отсюда, это верующий, верит, но не так как римляне, а позже и христиане.

        «Сказание о Словене и Русе» и городе Словенске»: «Существует более 100 записанных версий «Сказания о Словене и Русе». Один из вариантов можно найти и прочитать в оригинале в «Мазуринском летописце» конца XVII в. (Полное собрание русских летописей, Т.31, 1977 года издания). Другой вариант сказания в свободном доступе (например, на сайте НЭБ) содержится в «Повесте о стране Вятской (Вятский летописец)» XVII–XVIII, где оно помещено под названием «Начало Великому Словенску еже есть ныне град великий Новаград». Почему кстати Вятский летописец, если речь о Новгороде? Дело в том, что первые русские переселенцы на Вятку были именно новгородцами, поэтому и свою историю они вели от основания Новгорода -то есть Словенска.» «Сказание о Словене и Русе – перевод текста на современный русский язык. Город Словенск и Русса – история основания….
        О Словене нам напоминает название словен новгородских, а о Русе древний город Старая Руса - город свидетельство о существовании в древности князя или родоначальника Руса. Есть в городе памятник - камень с надписью на нём о князе Русе, жене его Порусьи (река) и их дочериПолисти (река впадающая в реку Порусь).

        Отметим, что: «О Руси и ее правителях периода правления Атиллы сообщалось в древненемецких сказаниях о Тидреке Бернском, вошедших в науку под названием Тидрексага. Этот источник, как известно, передает эпическое наследие, восходящее к событиям V в. — войнам гуннов во главе с Атиллой и готов во главе с Теодорихом. Но кроме гуннского и готского правителей в ней фигурировали Илья Русский и русский король Владимир, правивший, согласно Тидрексаге, в V веке. Территория, подвластная эпическому Владимиру, включала земли от моря до моря, простираясь далеко на восток, и превосходила размеры Киевского государства X в.

        О древних русах писали такие восточные авторы как сирийский автор IV в. Ефрем Сирин и сирийский автор VI в. Захарий Ритор (Псевдо-Захарий).» (Л.П. Грот «Материнское имя Руси и визуальное воплощение образа Матери в вышивках и культовой металлопластике» работа опубликована в сборнике материалов XVI Международной конференции «Икона в русской словесности и культуре». формате PDF http://pereformat.ru/wp-content/uploads/2020/11/groth..)

        Как видим предания русской старины отражаются в современной топонимике Русской Равнины, что является доказательством древности Русской земли и её государственности


Рецензии