Не бойся

 - Не бойся, дурачок, что сильно испугался? – спросил старик и прижал к себе мальчика.
Сердце малыша бешено клокотало, готовое выпрыгнуть из груди и ускакать как резиновый мячик.
- Уже нет, - ответил мальчонка лет шести, с необычайно красивыми голубыми глазами и веснушчатым лицом и еще сильнее прижался к деду
- Глупый баран испугал тебя, вот негодяй, - сказал старый и махнул палкой в сторону стада то ли пытаясь напугать обидчика, то ли подавая условный знак своему верному псу, который с полунамека все понял и уже бросился сгонять стадо животных в кучу.
Солнце уже начинало клониться к закату, освещая морщинистое лицо старика, заставляло его морщиться, прикрыв свои выцветшие от старости зеленые глаза. Он достал сигарету, раскурил ее, затянувшись от души, выпустил целое облако сизого дыма, которое неохотно устремлялось ввысь и не рассеивалось, а туманом расстилалось, обволакивая верхушки деревьев. Он устремил свой задумчивый взгляд, по-стариковски всматриваясь, как это обычно бывает, куда-то вдаль, сквозь обширные поля-пастбища, сквозь тонкую полоску леса на западе, куда-то вообще сквозь. Лишь сизый табачный дым медленно поднимался вверх, смешиваясь с воздухом, растворялся в нем.
- О чем ты думаешь, деда? – спросил Степка, нарушив своим вопросом задумчивость старика.
- Да так, ни о чем, внучек, о смысле жизни, - улыбаясь, ответил тот.
- А в чем он, этот смысл жизни?
- У каждого по-разному, у каждого свой, Степка.
- А я не знаю, какой у меня смысл жизни, деда…
- Ха, ха, ты еще маленький, вот подрастешь немного он, и появится, он прячется в тебе твой смысл, - ответил старый затушив, бычок своей сигареты ногой.
- Деда, а ты тоже был маленьким? – спросил мальчик.
- Ну конечно, все когда-то были маленькими, хорошенькими такими, как ты, тоже интересовались о всяком таком разном, - ответил тот, потрепав волосы на голове у мальчишки.
- Деда, а ты боялся чего-нибудь, когда был таким как я? – не унимался малой.
- Конечно, боялся, а чего ж нет, все чего-то боятся, просто виду не подают, а так боятся все равно, так уж устроен человек, понял.
- Расскажешь, деда?
- А чего ж не рассказать, расскажу, внучек, хиба это тайна какая, - сказал дед, попутно разжигая костер, - слушай, только не перебивай.
Костер весело захрустел, прожевывая хворост, устремляя языки пламени ввысь, изредка выплевывая горящие угольки. Все вокруг затихало, словно приготовившись послушать историю старого человека, умудренного жизнью, лишь красный солнечный диск медленно погружался, прячась за верхушки молчаливых сосен и елок.
«Было это давно, мы с моим другом Петром Николаевичем, ну тогда он еще был просто Петрик, решили в лес сходить, не то чтобы по грибы, по ягоды, просто прогуляться что ли. Шли, шли, болтали, прыгали, дурачились, лес тогда не такой был, как сейчас, а густой дремучий, с буреломом и зверья было полно, не то, что сейчас. Родителям мы ничего не сказали, просто пошли и все, да и некогда им было, не до нас, целый день в поле, да по хозяйству. Шли, деревья рассматривали, за белочками наблюдали, как они с ветки на ветку прыгали, интересно было, мы же детьми были, у нас таких игрушек как у вас сейчас и в помине не было, да и не к чему они нам.
Там, далеко в лесу, за четвертой поляной родник бил. Ох и студеная вода была, правда болотом отдавала, але вкусная! Там целый ручей был извилистый такой, но не глубокий, красота! Мы тогда башмаки паскидали и давай ходить по ледяной воде, правда долго не походишь, вода жуть какая ледяная! Там, в этом ручье миноги водились, рыба такая, на змею чем-то похожа, не очень привлекательная».
- А так ты, деда эту рыбу испугался?- спросил Степка.
- Нет, конечно, не этого я испугался, - ответил старик с какой-то нарастающей серьезностью в голосе, подбросив в костер несколько сухих сучьев, - слушай дальше и узнаешь.
« Погуляли мы там довольно долго, наловили этой миноги, потом выпускали, конечно, в общем, резвились пока ноги от холодной воды не  онемели. Да, и все берега были усеяны звериными следами, тогда мы значения не придали, это сейчас, с высоты, так сказать, прожитых лет понимаешь, какая опасность нас подстерегала. Это ж не дай Боже, какой-нибудь зверь забрел бы! Мы еще там всяких красивых камушек понабирали, зачем, и сами не знали.
Дальше двинули мы по лесной дороге, сейчас ее уже не найти, заросла давно, а тогда по ней постоянно на лошадях ездили, мы с моим отцом не раз за дровами ездили. А сама эта дорога самым коротким путем в соседнюю деревню была. Не доходя километра три  до этой самой деревни, гора песчаная была, да она и сейчас есть, там, за этой горой, как отец говорил, наши предки жили, наши родственники с тобой, там целое поселение с одной фамилией жило. Эта гора вся из песка была, желтенького отборного песка, так люди со всей округи оттуда песок этот копали и возами возили на строительные нужды. Так за все годы там огромный карьер образовался. Набрели мы с товарищем на этот карьер и ахнули, красоты такой мы отродясь не видели, мы стояли на вершине этой горы, а там внизу в карьере молодой лес ковром зеленым порос елочка к елочке, сосенка к сосенке, березка к березке – красота неописуемая! Необъятное лесное море, а внизу, на самом дне карьера целое озеро с чистой голубой водой! Мы, наверное, минут десять стояли, как каменные не могли очнуться от такой невиданной красоты, прежде чем сказать хоть слово».
- А потом, что было потом? – с нетерпением спросил Степка с широко раскрытыми голубыми глазами, в которых можно было запросто утонуть.
- А потом, потом, край карьера внезапно осыпался, и я кубарем покатился вниз, - после некоторой паузы ответил дед и закурил свою сигарету.
На улице уже совсем стемнело, на небе не было ни облачка, оно было просто усыпано звездами, а полная луна освещало все вокруг,  стадо сбилось в кучу и затихло, словно внимательно слушало рассказ старика, в надежде услышать продолжение.
- И что, что было дальше? – любопытствовал мальчик.
Старик молча затянулся, выпустил дым и взглянул на великолепное звездное небо, потом медленно перевел взгляд на внука и с любопытством стал разглядывать его, словно очень давно не видел его. Мальчик с недоумевающим взглядом смотрел на своего деда с широко раскрытыми глазами, внимая каждому жесту, знаку, мимике.
- Степка, может на сегодня хватит, уже поздно, пора отдыхать, а завтра я расскажу, что было дальше, - уговаривал внука старик.
- Нет! Деда, расскажи, что было дальше, я все равно не засну, пока не узнаю чем же это закончилось, - не унимался внучек.
- Ладно, хорошо, Степа, расскажу, - сказал тот и обнял мальчика, прижав к себе.
 Ему было нелегко продолжать историю дальше, что-то волновало его душу, что-то грызло ее изнутри, но он продолжал:
« пролетел я так почти к самому подножию, я тогда сильно ушибся, вывихнул плечо и ногу, только благодаря Богу остался жив и ничего не сломал. Все ужасно болело, какое-то время я не мог пошевелиться, и было трудно дышать. Петрик стоял на вершине махал руками и что-то орал во все горло, что именно я не слышал, да и не до этого мне было. Мне было очень больно. Петрик что-то продолжал там орать, размахивал руками, несколько раз порывался спрыгнуть вниз ко мне на помощь, но все не решался, видимо боялся высоты. Потом на какое-то время он замолк, но через несколько минут заорал снова, да так заорал, словно его режут, он был в полной истерике, раньше я его таким не видел, а потом и вовсе он убежал прочь. Я попытался встать, но тело отказывалось повиноваться, отзываясь дикой болью в спине и коленях. Что происходило сзади, я не видел, потому что лежал лицом к вершине горы. Как мне потом рассказывал Петрик, ко мне медленно подкрадывались двое волков, наверное, учуяли раненую беспомощную жертву и хотели, ну в общем, ты понял».
- А что же твой Петрик, помог тебе, отогнал волков, спас тебя? – засыпал вопросами Степка.
- Нет, малыш, он убежал домой, до смерти перепуганный, его потом еще не один год по бабкам возили, от испуга лечили, но я его не виню, чем бы он мне помог, да мы ведь детьми были малыми, чуть больше тебя, ох и влетело нам потом, - ответил он внуку.
- Так, а как? Что  произошло? Как ты спасся, деда?
Старик ничего не ответил, только еле видно ухмыльнулся.
«Превозмогая чудовищную боль, я все же сумел приподняться и развернуться, тогда я уже и увидел двух ощетинившихся волков, таких серых, огромных волков, они медленно подкрадывались ко мне, готовые в любую секунду наброситься и разорвать свою жертву на куски, я даже слышал их дыхание и видел, как слюна пенилась в их оскалившихся пастях.
Внезапно, позади меня я почувствовал какой-то холод, словно сквозняк, когда открываешь окно зимой, да именно зимой, настолько это был леденящий, несмотря на летний зной, холодный ветерок. Волки неожиданно стали пятиться назад, поджимая хвосты и поскуливать. Я хотел было обернуться, но вдруг чья-то рука аккуратно легла мне на плечо и кто-то произнес: « Не бойся». Моя душа, как принято говорить в таких случаях, ушла в пятки, я тут же обернулся и увидел стоящего перед собой моего умершего дедушку, он был как живой, даже улыбнулся мне, только как из телевизора, мерцал немного, был, что ли, неоднородный, полупрозрачный. Не знаю, откуда ко мне силы вернулись, но я поднялся с земли, попытался обнять дедушку, меня переполняла такая радость, что я, наконец, его снова увидел, ведь я был совсем маленьким, когда он умер, а сейчас он снова стоял передо мной, но увы. Обнять мне его не получилось, он был как облако, как холодное облако весеннего тумана только и всего.
Его губы не шевелились, но он говорил со мной, голос звучал у меня в голове, как радио. Он сказал мне, чтобы я шел домой, что там волнуются за меня, сказал, чтобы я не боялся ничего, что он всегда будет рядом. Потом он исчез, пропал также внезапно, как и появился. Слезы потекли по моим щекам ручьями, я еще долго звал его, искал глазами, но больше его не увидел никогда.
Было много сложных ситуаций в жизни, но я всегда ощущал его незримое присутствие и поддержку.
Мы все находимся во власти времени, иногда оно бежит, иногда замирает, словно живое, оно живет вместе с нами, взрослеет, стареет, ну а потом, потом отпускает нас из своей ловушки, западни и мы становимся вне его законов».
Старик закончил свою историю и снова закурил, молча рассматривая ночное звездное небо, словно пытался отыскать глазами среди бесконечной россыпи холодных звезд кого-то или что-то. Мальчик тоже не спал, он молча смотрел на своего деда своими красивыми голубыми глазами, в которых как в зеркале отражалось это ночное звездное небо.


Рецензии