Рейд на Гранвиль
Летом 1940 года германские войска высадились на британской территории - расположенных в Ла-Манше Нормандских островах, и удерживали их до самой капитуляции Райха. В конце этого же года на островах Гернси, Джерси и Олдерней началось сооружение береговых батарей и к 1943 году в строю были 16 из них, вооруженных орудиями калибром от 150 до 305 миллиметров. Руководил работами капитан 1;го ранга Мирус. Интересно отметить, что четыре 305-мм орудия (батарея “Mirus”) имели российские корни - ранее они стояли на линкоре «Император Александр III». Их 250 кг фугасный снаряд мог поражать цели на дистанции до 51 км.
Береговые батареи Нормандских островов перекрывали своим огнем почти половину западной части пролива Ла-Манш и прикрывали 110;километровую полосу побережья департамента Манш. Огонь батареи «Мирус» сильно мешал судоходству союзников, что особенно сказалось в июне - августе 1944 г. в ходе вторжения в Нормандию.
На островах были воздвигнуты и другие мощные оборонительные сооружения, а гарнизон состоял из 25 000 человек. Кроме того, здесь и на ближайшем французском побережье базировались 24-я флотилия минных тральщиков, состоявшая из кораблей специальной постройки (типа 1940), 46-я флотилия тральщиков (переоборудованные рыболовные траулеры) и 2-я флотилия сторожевых кораблей (переоборудованные траулеры). Эти корабли охраняли побережье, тралили мины, проводили конвои между островами и французским побережьем. Нередко они вступали в стычки с превосходящими силами флотов союзников в которых обе стороны несли потери.
После высадки союзников в Нормандии и отхода немецких войск из Северной Франции гарнизон островов оказался в осаде. Вскоре как немцы, так и местное население стали ощущать острую нехватку продовольствия и других предметов первой необходимости. Острой была и нехватка топлива, в том числе и угля. Тральщики типа М 40 имели паросиловые установки с котлами на угольном отоплении и это могло полностью вывести их из строя.
В августе 1944 года министерство иностранных дел Германии через швейцарский Красный Крест обратилось к правительству Великобритании с предложением эвакуировать местное население Нормандских островов за исключением мужчин призывного возраста. Ответ Черчилля был весьма символичным: “Let 'em starve. They can rot at their leisure” («Пусть они голодают. Они могут гнить в свое удовольствие»). Немецкое предложение было отклонено.
Только через нескольких месяцев переговоров Международному Комитету Красного Креста было позволено доставить голодающим островитянам продовольствие, соль, мыло, медикаменты поставленные Канадой и Новой Зеландией. Пароход «Вега» до 9 мая 1945 года совершил шесть рейсов с такими грузами. А вот военнослужащим вермахта приходилось выживать, получая всего 1100 ккал в день.
В сентябре 1944 года американцы предложили гарнизону Островов вступить в переговоры о капитуляции, но немцы отказались.
В канун Рождества 1944 года пятеро немецких военнопленных (моряк и четверо парашютистов) бежали из американского концлагеря во французском городке Гранвиль, угнали десантный катер и добрались на нем до Нормандских островов.
Беглецы сообщили ценные сведения о дислокации американских и французских войск и оборонительных сооружений в Гранвиле, а самое главное, сведения о том, что в порт с сентября 1944 года регулярно прибывают суда с углем и другими грузами. Интересно отметить, что за полгода до описываемых событий в течение трех недель здесь находилась штаб-квартира командующего экспедиционными войсками союзников Дуайта Эйзенхауэра.
Командовавший гарнизоном островов генерал-майор фон Шметтов (von Schmettow) решил предпринять рейд в Гранвиль, разрушить портовые сооружения, захватить суда с углем и освободить немецких военнопленных (рядом с городом находился лагерь с 1400 пленными). Отобранные из числа добровольцев бойцы на острове Гернси в условиях строгой секретности начали подготовку к высадке на французское побережье. Подготовленных десантников переправили на остров Джерси, откуда в ночь с 6 на 7 февраля во время наибольшего прилива они должны были нанести удар по Гранвилю. Из-за штормовой погоды рейд пришлось отменить.
Вступивший 27 февраля 1945 года в командование гарнизоном вице-адмирал Фридрих Хюффмайер (бывший командир линкора «Шарнхорст») решил повторить попытку набега. Для этого были сформированы четыре ударные группы.
Группа 1a:
Буксир “Diecksand”
Тральщики M412 и М452 типа M 40 24-й флотилии минных тральщиков (24.Minesuchflottile). Водоизмещение 775 т, скорость 17 узл., вооружение 1 - 105-мм, 1 - 37-мм, несколько 20-мм орудий.
Задачей группы было уничтожение портовых сооружений, маяка и поста наблюдения, а также увод захваченных судов.
Группа 1b:
Тральщики типа М 40 M442 и М432 24-й флотилии.
Задача - расположившись на подходах к порту артогнем блокировать его с моря и суши.
Группа 2:
Артиллерийские баржи (Artillerie-Tr;ger) AF65, AF68 и AF71 24-й флотилии. 220 т, 9 узл., 2х1 - 88-мм, 1 - 37-мм, 2х4 - 20-мм орудий.
Задача - отражение возможных атак с моря и уничтожение маяка.
Группа 3:
Сторожевые катера типа KFK Флотилии охраны портов островов (Hafenschutzflottille Kanalinseln) FK01, FK04, FK56.
Задача - используя надувные резиновые лодки высадить на берег десант и с помощью местных французов нанести удары по трем гостиницам, где предположительно располагались американские офицеры.
Группа 4:
Катера типа KFK M4613 и FL13 46-й флотилии минных тральщиков (46.Minesuchflottille).
Выполняли вспомогательную задачу, ведя разведку и патрулирование между Нормандскими островами и полуостровом Котантен.
В операции, получившей название “Kommando-Unternehmen Granville”, приняли участие около 600 человек - 200 десантников из состава подразделений армии, флота и ВВС и 400 членов экипажей кораблей.
Вечером 8-го марта немецкое соединение под командованием капитан-лейтенанта Карла-Фридриха Мора (Carl-Friedrich Mohr) вышло из порта Сент-Хелиер на острове Джерси. Почти сразу же американская РЛС, расположенная к северу от Гранвиля, обнаружила приближающиеся надводные цели о чем были уведомлены подразделения армии и флота союзников, но те должного внимания этому не уделили, тревога объявлена не была.
Патрулировавший подходы к Гранвилю американский противолодочный корабль PC 564 (450 т, 20,2 узл., 1 - 76-мм, 1 - 40-мм, 3 - 20-мм орудий) обнаружил три приближающиеся артиллерийские баржи и вступил с ними в бой. Меткий огонь немецких комендоров нанес «американцу» тяжелые повреждения и он был вынужден выброситься на берег.
Около 01.00 девятого марта Группа 1а подошла к воротам порта. На запрос наблюдательного поста немецкие корабли ответили теми же световыми сигналами и пока американцы пытались разобраться в ситуации, ударная группа уже ворвалась в порт.
В это время там находилось четыре британских и один норвежский пароход, доставившие уголь из британского порта Фалмут. В Гранвиле были расквартированы несколько сотен американских и французских солдат вооруженных стрелковым оружием и 57-мм противотанковыми орудиями.
Странно, но столь тщательно спланированная операция проводилась во время отлива, т.е. при минимальном уровне воды в портовом бассейне. Тральщик М412 сел на мель, а четыре из пяти находившихся в порту торговых судов плотно сидели на грунте. Тем не менее, М452 стал к причалу и высадил десантников, а вскоре к ним присоединились и снятые буксиром “Diecksand” с М412 бойцы. Орудия тральщиков открыли огонь по расположенным на холме казармам французской армии и портовым сооружениям.
70 десантников действовали быстро и решительно. В течение полутора часов, несмотря на яростные контратаки американцев, они удерживали порт под своим контролем. Подрывными зарядами были подорваны грузовые краны и другое важное портовое оборудование. Были освобождены 67 немецких военнопленных, занятых выгрузкой угля. Попытки же снять с мели тральщик М412 успехом не увенчались и корабль был подорван.
Из севших на грунт четырех пароходов три были выведены из строя взрывами или подожжены. Судно “Eskwood”, груженное 102 тоннами угля, буксир “Diecksand” вывел из порта, а дальше оно следовало к Джерси под управлением своей собственной команды. При этом погибли 5 (по другим данным - 6) торговых моряков и членов военных команд пароходов.
В то же время с трех КФК, остановившихся в 250 метрах от берега, на резиновых лодках высадилась другая группа десантников для рейда по трем прибрежным отелям. В ходе молниеносной атаки в плен попали девять все еще облаченных в пижамы американских офицеров. Шесть десантников поднялись на вершину скалы, где находился маяк и наблюдательные посты и вывели их из строя. В ходе этой атаки погиб командовавший группой лейтенант - единственный немецкий офицер, убитый в ходе рейда.
Планировавшаяся атака на РЛС не состоялась, так как из-за отлива корабли с десантниками не смогли подойти к берегу.
В 03.30 9 марта 1945 года немцы ушли из Гранвиля, выполнив большинство поставленных задач. Потери союзников составили 22 погибших, 30 попавших в плен, более 50 человек получили ранения. Потери немцев потеряли убитыми 3 и ранеными 14 человек, а 1 десантник попал в плен.
Доставленный на Джерси уголь позволил вновь запустить местную электростанцию и согреть жилища островитян.
За участие в операции Карл-Фридрих Мор и командир артиллерийской баржи AF 65 обер-лейтенант Отто Карл были награждены Рыцарскими крестами, наград были удостоены и другие участники.
5 апреля был предпринят очередной рейд с Нормандских островов на территорию Франции. На этот раз 18 диверсантов под командованием лейтенанта Мальтцана (Maltzahn) высадились с тральщика М4613 (тип КФК) на побережье полуострова Котантен. Перед ними стояла задача взорвать мост на железной дороге, ведущей в важный порт Шербург.
Операция не увенчалась успехом - на борт тральщика вернулся только раненый Мальтцан, а остальные десантники погибли в бою или попали в плен.
9 мая 1945 года на борту британского эсминца HMS Bulldog был подписан акт о капитуляции немецкого гарнизона Нормандских островов.
Свидетельство о публикации №222020601125