Безысходность разрушения как идеологический жупел
Вербальные руины современной информационной повестки настигли единственный настоящий праздник, который остался у россиян – Новый год (майский трёп о поклонении трупам не в счёт, это давно уже не День Победы и не День Памяти и скорби, это их обоих пошлейший муляж). 31 декабря 2021 года Россия встречала с искусственно навязанным ощущением войны. И теперь каждый день подчинён предощущению неминуемой катастрофы. Спираль раскручивается с неимоверным усердием, снова, как в сталинские тридцатые все боятся всех и мистическое чувство страха сокрушает всё подряд. Ада всё больше и больше, каждая новость адская, и реальная жизнь большинства россиян с условным или безусловным благополучием полностью выпадает из контекста. Мистическая безысходность разрушения постепенно становится новейшим идеологическим жупелом. Виртуальные обоснования смерти и разрушения – пандемия и война – деморализуют и без того деморализованное население окончательно. При реальном отсутствии катастрофы – никто не голодает, учреждения работают, медицина функционирует, до гиперинфляции еще далеко – искусственно нагнетаемое чувство тревоги в результате достигает катастрофических размеров. Безумная Настасья Филипповна, оседлав сологубовскую недотыкомку (любимый образ поэта Фёдора Сологуба – «недотыкомка серая»), на всех парах мчится в никуда.
А я решаю ещё раз утвердиться в собственном миропонимании и пересматриваю фильм-спектакль по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». И уже совсем другими глазами вижу героев этой очень талантливой пьесы. Кларнетист Сарафанов, сломленный войною духовно, но уцелевший физически и физиологически, грезит о великом музыкальном даре и, как выясняется по ходу действия, о «старшем сыне», полноправном наследнике и носителе традиции нравственных идеалов. В плену у этой обаятельной грёзы оказываются почти все действующие лица и лишь дуэт прагматичных, но романтичных изгоев, Сильвы и Бусыгина, равнодушен к ней. Но и их судьбами управляет та же грёза.
Сохранившие способность к деторождению, безвольные рабы воспроизводят в той или иной модификации себе подобных – от медика-прогульщика Бусыгина («бусыга» – любитель сладкой жизни на криминальном жаргоне) и его полукриминального дружка Сильвы до резонёра Кудимова (фамилия подводит к «способности к снятию порчи»), догматичного и наивного «совка». В этой пьесе Вампилова ещё все влюблены, как в чеховской «Чайке», и у Вампилова ещё есть несколько лет впереди. А из всесторонней ненависти «Утиной охоты» Вампилову было уже не выплыть.
В пьесе «Старший сын» верх одерживает советский нравственный кодекс. В раздолбае-недотыкомке просыпается совесть, и он присягает семейной грёзе на вечную верность. Циничная «разведёнка» Макарская, смакующая горести чужих разводов, тоже готова присягнуть грёзе искренней человечности. Равенство в несмелой нищете – позволю себе автоцитату – ещё позволяет воспроизводить атмосферу влюблённости, а вот минимальный достаток «Утиной охоты» уже нет: звериный оскал щенка-капитализма в формате социалистической грёзы сметает на корню все нравственные иллюзии разом.
Интересна история постепенной трансформации понятия «загадочная русская душа» в нашей литературной классике. Собственно, лишь гений Гоголя, уроженца Малороссии и для империи вполне постороннего, исключил напрочь любые эмоциональные стенания по поводу её наличного отсутствия и чётко обозначил суть: мёртвые души. Сентиментальная пошлость повседневного существования и в надрыве Достоевского, и в офранцуженном романтизме Тургенева, и в воцерковлённой рутине Лескова и – в обезбоженной – графа Толстого, тяготевшего к опрощению аристократа, и в печально точной диагностике доктора Чехова – везде остаётся именно таковой. Вампилов, Розов и Зорин, следуя традиции, капнули в пустой сосуд ароматный мирт собственных романтических упований. Популярные же современные авторы, от Петрушевской и Улицкой до Пелевина и Сорокина, суть эти «мёртвые души» и есть. Очевидно, что, едва достаток исключит нищету, циник в России тут же безальтернативно сжирает романтика сразу и с потрохами. Может, именно поэтому граф Толстой мечтал стать нищим.
В российской интерпретации тезис «блаженны нищие духом» акцентирован на определении «блаженны». За духовное начало отвечает то церковь, то КПСС, а теперь и ФСБ, что исключает индивидуальную ответственность, сейчас уже трансформируя её в уголовную безответственность. Какого рода ад ещё предстоит пережить носителям беспробудной грёзы о справедливой безответственности? Время покажет.
Свидетельство о публикации №222020601230
Неверие в свои силы,
Зависть к успешным - в материальном мире,
Безысходность в мире - Кто я и Что смогу сделать один?
Особенно их трудно преодолеть тем, кто в детстве пережил в своей душе какую-нибудь драму - СИЛЬНЫЙ СТРЕСС ЧЕРЕЗ СТРАХ И УНИЖЕНИЕ. А подсознание человека, в неких ситуациях, будет напоминать человеку снова пройденную ситуацию. Например: Страх войны - разорение, скорби, боль от потери близких, смерть своего тела - это помимо воли человека.
Поэтому на Руси говорили: Лишь бы не было войны!
Глубинная память народа - записала этот страх в кодах нашего ДНКа. Против страха - доверие и любовь. К сожалению, в людях - охладело сердце и оно не способно на любовь.
И Вы, Наталия, привели примеры из романов Писателей, которые в своей жизни пережили страх и унижение, то есть через образы своих ЛГ, они передали нам свои глубинные события души. Наше право - принять эти образы или отвергнуть?
Сейчас происходит переход земли в другую сферу мироЗдания и энергетика Космоса меняет свои вибрации на вибрации добра и любви. Если люди будут и дальше злобствовать, они покинут планету. Люди, которые останутся на земле, изменятся. Изменится их ментальность восприятия и они начнут больше писать книги не о патологии в психике переживших страх, а о новых взаимоотношениях между собой во взаимоПонимании.
Это моё мнение на Вашу публикацию, но ваше... может быть противоположно моему.
И эти разномыслия двух людей, даёт результат - для третьего мнения!
Всего Вам доброго, Галина.
Галина Ефатерова 03.04.2024 22:12 Заявить о нарушении
Наталья Троянцева 04.04.2024 08:29 Заявить о нарушении