Восток -рыбопромысловая база
«Восток» -рыбопромысловая база (РПБ)
Дата постройки- 13.12.1971
Дата списания- 17.09.1997
Дата сдачи: 30.12.1971
Количество построенных единиц: 1
Завод-строитель Адмиралтейский ССЗ, г. Ленинград, СССР
Порт приписки: Ильичёвск
Владелец- Черноморское рыбопромышленное производственное арендное предприятие "Антарктика"
Крупнейшая в мире рыбопромысловая база «Восток», четверть века была одной из визитных карточек Одессы.
Прошло 50 лет со дня подъема на судне государственного флага — 25 февраля 1972 года. И прошло 25 лет с того черного дня, когда Одесса простились с «Востоком» на берегу турецкой бухты Алиага. Первый капитан «Восток»-капитан-директор И. А. Баранов. Последний -В. А. Шпульников.
Назначение судна:
— транспортировка промысловых судов в район промысла
— прием улова в море от добывающих судов
— переработка рыбы в мороженую продукцию
— выработка рыбных консервов
— переработка непищевого прилова и отходов рыбообработки на кормовую муку и технический жир:
Длина габаритная: 224,50 (224,54) м
Длина между перпендикулярами: 210,00 м
Ширина габаритная: 28,05 м
Ширина расчетная: 28,00 (27,97) м
Высота борта до верхней палубы: 16,70 (16,74) м
Осадка средняя в грузу: 9,95 м
Водоизмещение наибольшее: 43400 т
Дедвейт: 21540 т
Регистровая вместимость валовая/чистая: 28163 / 11739 рег. т
Грузоподъемность: 13020 т
Автономность плавания: 125 сут
Скорость: 18,5 уз
Количество коечных мест: 605 (610)
Главные двигатели:
— Тип: паровая турбина
— Количество и мощность: 2*13000 л.с. каждый
— Марка: ГТЗА-640
— Частота вращения: 100 об/мин
Грузовые стрелы, количество и грузоподъемность: 8 * 5,0 м
Краны, количество и грузоподъемность: 6 * 2,5 т
На борту РПБ находилось два вертолета для поиска рыбных косяков.
В 1972 на судостроительном заводе Ленинграда — Адмиралтейском была построена крупнейшая в мире рыбопромысловая база (РПБ)«Восток», рассчитанная на автономную работу в районах промысла, отдалённых от портов базирования на 10—12 тыс. км.
Водоизмещение «Востока» 43,4 тыс. т, длина 224 м, мощность главной газотурбинной силовой установки 19 Мвт, скорость 18,5 узла. Экипаж базы 500 чел.
«Восток» размещал на борту 14 судов-ловцов-малых рыбодобывающих судов (РДС) с экипажами в 5 чел.
Суда-ловцы во время переходов к месту лова находятся на борту базы. Такая десантная форма промысла обеспечивает экономичную скорость следования в район лова всей экспедиции и доставку в отдалённые районы добывающих судов-ловцов. В районе промысла РПБ спускает на воду суда-ловцы, оборудованные для самостоятельного лова рыбы, руководит работой этих судов, осуществляет локационное наблюдение в районе лова. В случае ухудшения промысловой обстановки База в сравнительно короткое время может поднять на борт суда-ловцы и перейти в другой район.
После второго рейса от использования судов-ловцов (РДС) отказались и снабжать базу сырьем стали 12 СРТМ (средний рыболовный морозильный траулер), построенные Киевским судостроительным заводом «Ленинская кузница»
Моряки «Востока» уходили в рейсы на 8 месяцев. К услугам экипажа были кинозал на 160 мест (ежедневно демонстрировали три сеанса), библиотека, танцплощадка, музыкальный салон, бассейн, сауна, спортплощадка, зал психологической разгрузки. О здоровье членов экипажа заботилась группа врачей основных специализаций. Работала парикмахерская. Столовая предоставляла качественное шестиразовое питание. В рейсе функционировала вечерняя школа рабочей молодежи. Еженедельно выходила многотиражная газета «Рыбак Одессы» (печаталась в своей типографии).
В конце декабря 1995 года, , «Восток» с экипажем в количестве 630 человек отправился в рейс. с ним всего 4 траулера.
В марте 1997 года судно было арестовано марокканскими властями по иску испанской фирмы за долги «Антарктики» и, как следствие, — 114 суток томительного плена. Часть членов экипажа удалось снять с судна, но у большинства в этом рейсе за плечами насчитывалось 18 месяцев пребывания в море.
Не видя со стороны государства и компании никаких действенных мер по освобождению судна, на котором ещё находилось около 400 человек, капитан-директор А. В. Онощенко на свой риск увел судно из-под ареста на рейд Ильичёвска.
В середине сентября 1997 года «Восток» —ушел в последний рейс – порт Алиага для разделки на металлолом.
Как умирают пароходы:
Волны стаей волков, будто лося в снегу,
Повалить его силились набок;
Он форштевнем хребты им ломал на бегу –
Уж ему ли не знать их повадок!
Оголявшийся винт, тёмной бронзой звеня,
Рвал солёные шкуры на клочья –
Волны выдохлись к вечеру третьего дня,
Стали ниже, положе, короче.
Лишь вожак их, девятый, свирепейший вал,
С пеной бешеной в пасти открытой,
Напоследок фальшборта кусок оторвал
И отхлынул с рычаньем несытым.
Предынфарктно в груди корабля-старика
Ухал дизель, забитый нагаром,
И прогнулись покрытые ржою бока –
Что ж, победы даются недаром.
А старик всё вздыхал: и команда мала,
И пусты его гулкие трюмы,
Но, понять не умея людские дела,
Брёл вперёд океаном угрюмым.
Он шпангоутов мятых удерживал стон,
Щурил стёкол разбитых осколки –
И не знал, что вели его люди в затон,
Чтоб разрезать потом на иголки…
-"разрезать на иголки"- отправить судно на разделку на металлолом- морской сленг)
В. Косолапенко
Свидетельство о публикации №222020601338
Михаил Бортников 03.12.2022 09:33 Заявить о нарушении
Леонард Позолотин 03.12.2022 17:50 Заявить о нарушении
Михаил Бортников 03.12.2022 19:29 Заявить о нарушении
Михаил Бортников 03.12.2022 19:56 Заявить о нарушении